Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 23:13, реферат
Стандартизация - это деятельность по установлению правил, норм и характеристик в целях обеспечения:
1) единства измерений;
2) качества продукции, услуг и работ в соответствии с уровнем развития техники, технологии и науки;
3) обороноспособности и мобилизационной готовности страны и так далее.
1. Стандартизация и сертификация на рубеже 21 века. Последние изменения.
2. Выводы
Литература
Какие произошли
изменения в стандартизации и
сертификации в 21 веке
Содержание
1. Стандартизация и сертификация на рубеже 21 века. Последние изменения.
2. Выводы
Литература
1. Стандартизация и сертификация на рубеже 21 века. Последние изменения.
Стандартизация и сертификация в России
Стандартизация - это деятельность по установлению правил, норм и характеристик в целях обеспечения:
1) единства измерений;
2) качества продукции, услуг и работ в соответствии с уровнем развития техники, технологии и науки;
3) обороноспособности и мобилизационной готовности страны и так далее.
Стандартизация
и сертификация, это две смежные
системы, созданные для контроля
качества услуг, продукции и оборудования.
основными регламентирующими
Сертификат качества – это товаросопроводительный документ, который подтверждает соответствие товара показателям качества, требованиям безопасности для жизни и здоровья людей, техническим характеристикам, требованиям природной окружающей среды, предусмотренным условиями договора. Сертификат выдается экспортером или предприятием-изготовителем. Сертификат качества должен быть составлен в нескольких экземплярах. При импорте товаров сертификат качества применяется, как справочный документ для таможни, он дает информацию о количественных и качественных характеристиках импортируемого товара.1
История стандартизации не намного короче истории человечества.
Необходимость интеграции с мировым экономическим сообществом, в частности вступление в ВТО, приводит к кардинальным изменениям в подходах к стандартизации в странах СНГ, в том числе и в России . Изменения прежде всего касаются национальной законодательной базы.
В рамках новой системы правила разработки, применения, обращения технических норм и правовых актов (ТНПА) описываются через технические кодексы установившейся практики (ТКП). Быстрые темпы развития инфраструктуры современной стандартизации все больше обостряют проблему отставания ее результативности. Налицо диалектическое противоречие - несоответствие формы и содержания. Представление результатов стандартизации в виде отдельных документов уже не может обеспечить того уровня чувствительности и анализа, который необходим для нормирования современных объектов стандартизации - сложных комплексных систем.
Усиливающаяся динамика
Какие факторы способствуют
Яркий пример недостаточной прослеживаемости - термин "качество". Даже после появления стандарта ИСО 9000:2000 в некоторых новых нормативных документах используется определение, данное предыдущей версии стандарта (1994 г.).
Очевидно, что путь к преодолению несовершенства - тотальное использование информационных технологий [1-11].
Было бы некорректно говорить,
что стандартизации чужды
Заслуживают внимания CALS-технологии как средство кардинального решения проблем повышения эффективности обработки информации о сложных изделиях, интеграции процессов информационного сопровождения жизненного цикла этих изделий и перехода от бумажного документооборота к электронному [6, 7]. Благодаря внедрению CALS-технологий снижаются трудоемкость и расходы на проектирование и освоение производства новых сложных изделий, в том числе на подготовку технической документации, уменьшаются сроки выпуска таких изделий на рынок. Однако CALS- (ИПИ)-технологии в основном ориентированы на решение конкретных задач для технически сложных изделий с длительным жизненным циклом. Именно поэтому CALS-технологии не могут, на наш взгляд, служить универсальным подходом к созданию эффективной инфраструктуры стандартизации.
Возможное решение
Стандартизация является одной из важнейших составляющих процесса технического регулирования. Основные результаты деятельности по стандартизации – повышение степени соответствия продукта, услуги, процесса их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно- техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях. Действующая в настоящее время система стандартизации на первое место ставит оценку качества объекта стандартизации и методов его оценки.
Нормативно- правовым документом по стандартизации является технический регламент. В нем отражены обязательные требования государства к безопасности продукции, процессов и услуг для жизни и здоровья людей.
Одним из основополагающих
и рубежных событий в истории
стандартизации является основание
Международного бюро мер и весов,
а также Международная
В России одним из первых стандартов можно назвать кружала, т. е. калибры для пушечных ядер, утвержденные Иваном Грозным. Петр I очень много внимания уделял моментам, связанным с внешней торговлей. Он стремился поднять авторитет России, как экспортера товаров высокого качества.
Первый государственный орган, отвечающий за стандартизацию,– Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны – был создан в 1925 г. Комитет руководил ведомствами, занимающимися стандартизацией, а также вводил в обращение утвержденные стандарты. Основной категорией стандартов был общесоюзный стандарт – ОСТ.
Но в 1940 г. порядок разработки стандартов был изменен: вместо наркоматов был организован Всесоюзный комитет по стандартизации, и ОСТы заменили ГОСТами – Государственными общесоюзными стандартами.
В 1968 г. произошло довольно значимое событие в истории стандартизации – принято Постановление Совета Министров СССР «Об улучшении работы по стандартизации в стране». На основе этого Постановления впервые появилась Государственная система стандартизации (ГСС). Всего было утверждено 4 категории стандартов:
1) ГОСТ – Государственный стандарт СССР;
2) РСТ – республиканский стандарт;
3) ОСТ – отраслевой стандарт; 4) СТП – стандарт предприятия.3
В 1985 г. вышло Постановление Совета Министров СССР «Об организации работы по стандартизации», в котором была определена основная задача стандартизации – создание определенного набора нормативно-технической документации с целью четко обозначить набор стандартов качества продукции, ее производства и использования.
В 1990 г. вышло Постановление Совета Министров СССР «О совершенствовании организации работы по стандартизации», которое должно было отвечать требованиям переходной экономики.
Распад СССР поставил перед стандартизацией новую задачу, а именно: согласование политики стандартизации на территории СНГ. 13 марта 1992 г. страны СНГ подписали Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.
Еще одно достойное внимания событие – принятие в 1993 г. Закона РФ «О стандартизации».
В 1992-2001 гг. направление развития стандартизации определялось в соответствии с Соглашением, принятым в 1992 г.
В 2002-2003 г. направление работ по стандартизации определялось Законом «О техническом регулировании».
Технический регламент (Р) – это документ, в котором содержаться правила, обязательные к исполнению. Регламент принимает орган власти, например Правительство или Парламент, а не орган по стандартизации. По существу технический регламент – это технический закон. В регламенте обычно перечисляются условия, требования и т.д., выполнение которых становится обязательным на территории государства для всех хозяйствующих субъектов. В настоящее время в России ведется большая работа по разработке технических регламентов и пересмотру существующих стандартов, согласно требованиям нового закона «О техническом регулировании». Планируется создание более 180 технических регламентов и переработка более 30 тыс. стандартов. Эту работу планируют закончить к 2012 г .4 Работы будут вестись в следующих направлениях:
- промышленной
и производственной
- безопасности
эксплуатаций зданий, строений, сооружений
и прилегающих к ним
- пожарной безопасности,
- биологической безопасности,
- электромагнитной совместимости,
- экологической безопасности,
- ядерной и радиационной безопасности,
- химической безопасности,
- электрической безопасности ,
- информационной безопасности ,
- токсикологической безопасности ,
- единства измерений,
- безопасности пищевых продуктов,
- безопасности детского питания,
- механической безопасности .
Основным нормативным документом стандартизации является стандарт.
Стандарт ( СТ) – это нормативный документ, разработанный на основе соглашения, утвержденного признанным органом и направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
В стандарте устанавливают для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Стандарт должен быть основан на обобщенных результатах научных исследований, технических достижений и практического опыта.
Кроме стандартов, нормативными документами являются также – правила стандартизации (ПР), рекомендации по стандартизации (РС). Особое требование предъявляется к нормативным документам на продукцию, которая согласно казахстанскому законодательству подлежит обязательной сертификации.
Основные принципы разработки стандартов: согласие, добровольность, доступность, экономическая целесообразность.
Стандарты, как документы, имеют рекомендательный характер, то есть их выполнение не обязательно.
В этом заключается
один из принципов рыночной экономики
– как можно меньше запретов,
должен соблюдаться принцип свободы
выбора. Воздействие на производителей
осуществляется косвенными методами,
в основном экономическими мерами.
Выводы.
Научно-технический процесс вносит постоянные изменения в деятельность людей и в производимую продукцию и услуги. Стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам, более того, носить опережающий характер, чтобы не сдерживать хозяйственное развитие страны.
Стандартизация и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг - важного аспекта многогранной деятельности предприятий. Овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде - стандартизация, метрология, сертификация, в настоящее время является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит и коммерческого успеха.
Стандарты содержат те «правила игры», которые должны знать и выполнять специалисты промышленности и торговли. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления. Любое сложное техническое изделие массового производства во всех своих качествах является объектом стандартизации, как в нашей стране, так и за рубежом. Стандартизация решает проблемы взаимозаменяемости и совместимости, помогает организации производства, обеспечивает безопасность самого изделия и инфраструктуры, обслуживающей его эксплуатацию, охраняет природу от вредных воздействий. Сочетание относительно низкой стоимости и высокого качества продукции также можно обеспечить, повышая степень стандартизации составных частей изделий.
Информация о работе Какие произошли изменения в стандартизации и сертификации в 21 веке