Какие произошли изменения в стандартизации и сертификации в 21 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 23:13, реферат

Описание работы

Стандартизация - это деятельность по установлению правил, норм и характеристик в целях обеспечения:
1) единства измерений;
2) качества продукции, услуг и работ в соответствии с уровнем развития техники, технологии и науки;
3) обороноспособности и мобилизационной готовности страны и так далее.

Содержание

1. Стандартизация и сертификация на рубеже 21 века. Последние изменения.
2. Выводы
Литература

Работа содержит 1 файл

метрология реферат.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

Какие произошли  изменения в стандартизации и  сертификации в 21 веке 

Содержание

    1. Стандартизация  и сертификация  на рубеже 21 века. Последние изменения.

    2. Выводы

    Литература 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1. Стандартизация и сертификация  на рубеже 21 века. Последние изменения.

     Стандартизация  и сертификация в России

Стандартизация - это деятельность по установлению правил, норм и характеристик в  целях обеспечения:

1) единства измерений; 

2) качества продукции,  услуг и работ в соответствии  с уровнем развития техники,  технологии и науки;

3) обороноспособности  и мобилизационной готовности  страны и так далее.

     Стандартизация  и сертификация, это две смежные  системы, созданные для контроля качества услуг, продукции и оборудования. основными регламентирующими документами  являются сертификат соответствия, ГОСТ (нормативный документ) и санитарно-эпидемиологическое заключение.

     Сертификат  качества – это товаросопроводительный документ, который подтверждает соответствие товара показателям качества, требованиям  безопасности для жизни и здоровья людей, техническим характеристикам, требованиям природной окружающей среды, предусмотренным условиями договора. Сертификат выдается экспортером или предприятием-изготовителем. Сертификат качества должен быть составлен в нескольких экземплярах. При импорте товаров сертификат качества применяется, как справочный документ для таможни, он дает информацию о количественных и качественных характеристиках импортируемого товара.1

     История стандартизации не намного короче истории  человечества.

     Необходимость интеграции с мировым экономическим сообществом, в частности вступление в ВТО, приводит к кардинальным изменениям в подходах к стандартизации в странах СНГ, в том числе и в России . Изменения прежде всего касаются национальной законодательной базы.

     В рамках новой системы правила разработки, применения, обращения технических норм и правовых актов (ТНПА) описываются через технические кодексы установившейся практики (ТКП). Быстрые темпы развития инфраструктуры современной стандартизации все больше обостряют проблему отставания ее результативности. Налицо диалектическое противоречие - несоответствие формы и содержания. Представление результатов стандартизации в виде отдельных документов уже не может обеспечить того уровня чувствительности и анализа, который необходим для нормирования современных объектов стандартизации - сложных комплексных систем.

          Усиливающаяся динамика снижения  результативности в конечном  счете может привести к тому, что главная цель стандартизации - достижение оптимальной степени  упорядоченности в данной области - будет невыполнима. 2

          Какие факторы способствуют этому?  В их числе можно назвать  неудобочитаемость, недостаточную  прослеживаемость изменений, дублирование  информации (избыточность), неопределенность  и неоднозначность в определениях понятий, встречающиеся противоречия и т.п. Причем противоречия наиболее характерны для терминологической области стандартизации. Например, определения терминов "калибровка" и "неопределенность" в разных стандартах различные.

          Яркий пример недостаточной прослеживаемости - термин "качество". Даже после появления стандарта ИСО 9000:2000 в некоторых новых нормативных документах используется определение, данное предыдущей версии стандарта (1994 г.).

          Очевидно, что путь к преодолению  несовершенства - тотальное использование информационных технологий [1-11].

          Было бы некорректно говорить, что стандартизации чужды современные  компьютерно ориентированные подходы.  Сегодня организациям предлагаются  в широком ассортименте "электронные  системы документооборота" в виде систем управления базами данных на различных платформах. Однозначно, что автоматизация стандартизации в части документооборота снимает ряд вышеназванных проблем. Тем не менее это лишь модернизация имеющейся инфраструктуры.

          Заслуживают внимания CALS-технологии как средство кардинального решения проблем повышения эффективности обработки информации о сложных изделиях, интеграции процессов информационного сопровождения жизненного цикла этих изделий и перехода от бумажного документооборота к электронному [6, 7]. Благодаря внедрению CALS-технологий снижаются трудоемкость и расходы на проектирование и освоение производства новых сложных изделий, в том числе на подготовку технической документации, уменьшаются сроки выпуска таких изделий на рынок. Однако CALS- (ИПИ)-технологии в основном ориентированы на решение конкретных задач для технически сложных изделий с длительным жизненным циклом. Именно поэтому CALS-технологии не могут, на наш взгляд, служить универсальным подходом к созданию эффективной инфраструктуры стандартизации.

          Возможное решение представляется  нам в создании принципиально  новой концепции стандартизации, основанной на Методологии онтологического  инжиниринга [2-5], которая позволит  оптимизировать функционирование  системы стандартизации в целом, привести ее инфраструктуру в соответствие с современным уровнем научно-технического прогресса, решить множество ее проблем.

Стандартизация  является одной из важнейших составляющих процесса технического регулирования. Основные результаты деятельности по стандартизации – повышение степени соответствия продукта, услуги, процесса их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно- техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях. Действующая в настоящее время система стандартизации на первое место ставит оценку качества объекта стандартизации и методов его оценки.

Нормативно- правовым документом по стандартизации является технический регламент. В нем  отражены обязательные требования государства к безопасности продукции, процессов и услуг для жизни и здоровья людей.

Одним из основополагающих и рубежных событий в истории  стандартизации является основание  Международного бюро мер и весов, а также Международная метрическая  конвенция, подписанная в 1895 г. послами 19 государств.

В России одним  из первых стандартов можно назвать  кружала, т. е. калибры для пушечных ядер, утвержденные Иваном Грозным. Петр I очень много внимания уделял моментам, связанным с внешней торговлей. Он стремился поднять авторитет России, как экспортера товаров высокого качества.

Первый государственный  орган, отвечающий за стандартизацию,–  Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны – был создан в 1925 г. Комитет руководил ведомствами, занимающимися стандартизацией, а также вводил в обращение утвержденные стандарты. Основной категорией стандартов был общесоюзный стандарт – ОСТ.

Но в 1940 г. порядок  разработки стандартов был изменен: вместо наркоматов был организован  Всесоюзный комитет по стандартизации, и ОСТы заменили ГОСТами – Государственными общесоюзными стандартами.

В 1968 г. произошло  довольно значимое событие в истории  стандартизации – принято Постановление  Совета Министров СССР «Об улучшении  работы по стандартизации в стране». На основе этого Постановления впервые появилась Государственная система стандартизации (ГСС). Всего было утверждено 4 категории стандартов:

1) ГОСТ – Государственный  стандарт СССР;

2) РСТ – республиканский  стандарт;

3) ОСТ – отраслевой  стандарт; 4) СТП – стандарт предприятия.3

В 1985 г. вышло  Постановление Совета Министров  СССР «Об организации работы по стандартизации», в котором была определена основная задача стандартизации – создание определенного набора нормативно-технической  документации с целью четко обозначить набор стандартов качества продукции, ее производства и использования.

В 1990 г. вышло  Постановление Совета Министров  СССР «О совершенствовании организации  работы по стандартизации», которое  должно было отвечать требованиям переходной экономики.

Распад СССР поставил перед стандартизацией новую задачу, а именно: согласование политики стандартизации на территории СНГ. 13 марта 1992 г. страны СНГ подписали Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Еще одно достойное внимания событие – принятие в 1993 г. Закона РФ «О стандартизации».

В 1992-2001 гг. направление  развития стандартизации определялось в соответствии с Соглашением, принятым в 1992 г.

В 2002-2003 г. направление  работ по стандартизации определялось Законом «О техническом регулировании».

Технический регламент (Р) – это документ, в котором  содержаться правила, обязательные к исполнению. Регламент принимает  орган власти, например Правительство  или Парламент, а не орган по стандартизации. По существу технический регламент – это технический закон. В регламенте обычно перечисляются условия, требования и т.д., выполнение которых становится обязательным на территории государства для всех хозяйствующих субъектов. В настоящее время в России ведется большая работа по разработке технических регламентов и пересмотру существующих стандартов, согласно требованиям нового закона «О техническом регулировании». Планируется создание более 180 технических регламентов и переработка более 30 тыс. стандартов. Эту работу планируют закончить к 2012 г .4 Работы будут вестись в следующих направлениях:

- промышленной  и производственной безопасности,

- безопасности  эксплуатаций зданий, строений, сооружений  и прилегающих к ним территорий,

- пожарной безопасности,

- биологической  безопасности,

- электромагнитной  совместимости,

- экологической  безопасности,

- ядерной и  радиационной безопасности,

- химической  безопасности,

- электрической  безопасности ,

- информационной  безопасности ,

- токсикологической  безопасности ,

- единства измерений,

- безопасности  пищевых продуктов,

- безопасности  детского питания,

- механической  безопасности .

Основным нормативным  документом стандартизации является стандарт.

Стандарт ( СТ) –  это нормативный документ, разработанный  на основе соглашения, утвержденного признанным органом и направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

В стандарте  устанавливают для всеобщего  и многократного использования  общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Стандарт должен быть основан на обобщенных результатах научных исследований, технических достижений и практического опыта.

Кроме стандартов, нормативными документами являются также – правила стандартизации (ПР), рекомендации по стандартизации (РС). Особое требование предъявляется к нормативным документам на продукцию, которая согласно казахстанскому законодательству подлежит обязательной сертификации.

Основные принципы разработки стандартов: согласие, добровольность, доступность, экономическая целесообразность.

Стандарты, как  документы, имеют рекомендательный характер, то есть их выполнение не обязательно.

В этом заключается  один из принципов рыночной экономики  – как можно меньше запретов, должен соблюдаться принцип свободы  выбора. Воздействие на производителей осуществляется косвенными методами, в основном экономическими мерами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы.

     Научно-технический  процесс вносит постоянные изменения  в деятельность людей и в производимую продукцию и услуги. Стандарты  должны адаптироваться к происходящим переменам, более того, носить опережающий характер, чтобы не сдерживать хозяйственное развитие страны.

     Стандартизация  и сертификация являются инструментами  обеспечения качества продукции, работ  и услуг - важного аспекта многогранной деятельности предприятий. Овладение методами обеспечения качества, базирующимися на триаде - стандартизация, метрология, сертификация, в настоящее время является одним из главных условий выхода поставщика на рынок с конкурентоспособной продукцией (услугой), а значит и коммерческого успеха.

     Стандарты содержат те «правила игры», которые  должны знать и выполнять специалисты  промышленности и торговли. Таким  образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления. Любое сложное техническое изделие массового производства во всех своих качествах является объектом стандартизации, как в нашей стране, так и за рубежом. Стандартизация решает проблемы взаимозаменяемости и совместимости, помогает организации производства, обеспечивает безопасность самого изделия и инфраструктуры, обслуживающей его эксплуатацию, охраняет природу от вредных воздействий. Сочетание относительно низкой стоимости и высокого качества продукции также можно обеспечить, повышая степень стандартизации составных частей изделий.

Информация о работе Какие произошли изменения в стандартизации и сертификации в 21 веке