ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.А.И.ГЕРЦЕНА»
ФАКУЛЬТЕТ
СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА
ИСТОРИИ И ТЕОРИИ СОЦИОЛОГИИ
Реферат
на тему
Качественные
свойства коммуникатора
Выполнила:
Студентка
IV курса
Отделения
социологии
Елисеева
Евгения Вадимовна
Санкт-Петербург
2011
Тема моего
реферата кажется мне актуальной,
так как на данное время все
больше и больше внимания начинают
уделять коммуникативным процессам.
Мы общаемся каждый день. На работе, на
учёбе, с друзьями, коллегами, соседями.
Есть люди, с которыми нам легко общаться,
есть и те с которыми очень сложно найти
общий язык.
Я
ставлю перед собой задачу – методом
анализа выяснить, существенно ли
влияют коммуникативные навыки коммуникатора
на исход контакта.
Гипотеза
исследования – Коммуникативные
навыки важны при общении.
Цель
исследования – разобраться какими
навыками должен обладать коммуникатор.
Объект
– Коммуникатор
Предмет
– коммуникативные способности
Трудно
переоценить вклад качественного общения
в человеческие взаимоотношения и жизнь
в целом, поэтому очень важно разобраться
в том, какие именно характеристики коммуникатора
необходимы для достижения по-настоящему
эффективной коммуникации. Но для начала
следует определиться с содержанием основных
понятий:
Эффективная
коммуникация проявляется в достижении
и сохранении психологического контакта
с партнером в целях стабилизации
межличностных отношений на их оптимальной
стадии через достижение совместимости,
согласия, взаимной приспособленности
и удовлетворенности путем гибкой
корректировки целей, умений и состояний,
а также способов воздействия
в соответствии с меняющимися
обстоятельствами. Поэтому основными
психологическими критериями эффективности
общения следует считать: легкость,
спонтанность, свободу, контактность,
коммуникативную совместимость, адаптивность
и удовлетворенность.
Общительность
Эта черта предполагает наличие коммуникативных
навыков, облегчающих партнеру контакт,
умение слушать, высказываться к месту,
поддерживать беседу и менять тему, знакомиться,
находить правильную форму обращения
к другому человеку, владение жестикуляцией,
уместность и богатство мимики, выразительность
интонаций.
Контактность
это способность вступать в психологический
контакт, формировать в ходе взаимодействия
доверительные отношения, основанные
на согласии и взаимном принятии. Это качество
проявляется в умении мобилизовать все
имеющиеся средства для достижения контакта,
в умении изменить в зависимости от ситуации
меру своей открытости и избираемые средства
воздействия.
Коммуникативная
совместимость – готовность и умение
сотрудничать, создавать непринужденную
атмосферу взаимной удовлетворенности
общением, обеспечивать хороший климат
в группе. Вообще совместимостью называют
такой психологический эффект сочетания
индивидов, который выражается во взаимном
принятии, согласии и частичной идентификации
на эмоционально-чувственном, интеллектуальном
и деятельностном уровнях.
Адаптивность
– способность гибко реагировать на меняющиеся
обстоятельства, готовность к принятию
объективного решения вне зависимости
от личных пристрастий, уверенность в
себе и своих силах, полная включенность
в социальные связи, следование социальным
нормам, свободное владение своими состояниями.
Все вышеперечисленные
качества в практике обеспечивают переход
к доверительному общению, взаимопониманию,
а также способствуют возникновению
чувства психологической близости
и достаточному уровню принятия друг
друга.
Эффективный
коммуникатор должен обладать способностью
чутко воспринимать и адекватно
интерпретировать поведение партнера
непосредственно в каждый момент
общения, определяя и фиксируя возможные
причины изменений в чувствах
партнера. Не помешают также знания
об ошибках, типа стереотипизации, предубеждения
и установки, которые нередко
допускаются при оценивании внешнего
и внутреннего облика других людей,
понимая индивидуальность и неповторимость
каждого человека.
Психологический
настрой, способствующий эффективному
общению:
- оптимизм,
радость жизни
- спокойствие,
мужество
- уверенность
в себе
- доброжелательность
- умение мыслить
- самокритичность
на основе собственных идеалов
- достоинство,
внутренняя свобода
Особое
место в списке достоинств успешного
коммуникатора занимает внимание по
отношению к другим людям, которое
складывается из следующего:
- интереса-топлива
внимания
- открытости
для восприятия - изучать, наблюдать всегда
- знания на
что следует обращать внимание
- спокойствие
за себя, свобода от своих забот
- преодоление
своего эгоцентризма
- отсутствие
предвзятостей, комплексов, стереотипов
- наличие достаточного
тонуса и более-менее нормального самочувствия
Но прежде
чем вступить в коммуникацию, важно
также ответить на следующие вопросы:
Что для Другого ценно? Что
для другого значимо (в данный
момент)? Эти ответы необходимы, прежде
всего, потому, что любая коммуникация
происходит лишь в точках соприкосновения
ценностей и пересечении значимостей.
Дейл
Карнеги в своем бестселлере
«Как завоевывать друзей и оказывать
влияние на людей» предложил собственную
теорию, следуя которой можно приобрести
действительно полезные навыки, способствующие
эффективной коммуникации. Основными
идеями его книги являются следующие:
- Помните,
что имя человека – это самый сладостный
и самый важный для него звук на любом
языке, поэтому называйте своего собеседника
по имени.
- Если общение
происходит в обстоятельствах, не омраченных
какими-либо проблемами, улыбайтесь вашему
собеседнику, если это уместно, тем самым
вы сможете поднять настроение не только
себе, но и окружающим вас людям.
- Если вы хотите
понравиться другим людям, то интересуйтесь
ими. Попытайтесь понять индивидуальность
вашего партнера по общению, проявить
внимание к его особенностям, ведь у каждого
человека можно чему-нибудь поучиться
или просто приобрести полезный опыт.
- Внушайте
вашему собеседнику сознание его значительности
и делайте это искренне.
- Поощряйте
других говорить о самих себе.
- Говорите
о том, что интересует вашего собеседника.
- Будьте хорошим
слушателем.
Какова
бы ни была цель общения, всегда полезно
знать как надо и как не надо
слушать.
Приемы
правильного слушания:
- Не уходите
от ответственности, так как в общении
участвуют два человека: один – говорит,
другой – слушает, в роли слушающего каждый
из партнеров по должен выступать попеременно.
- Помните,
что говорящий хочет общаться с внимательным.
живым собеседником, а не «каменной стеной».
Поэтому будьте физически внимательными:
повернитесь лицом к говорящему, поддерживайте
с ним визуальный контакт, убедитесь в
том, что Ваша поза и жесты говорят о том,
что Вы слушаете. Сидите и ли стойте на
таком расстоянии от собеседника, которое
обеспечивает удобное общение обоим.
- Сосредоточьтесь
на том, что говорит собеседник. Стремитесь
свести к минимуму ситуационные помехи,
например, телевизор или телефон. Помочь
сконцентрироваться на содержании коммуникации
может физическое внимание и речевая активность.
- Если Вам
не ясно, о чем говорит собеседник, то Вы
должны дать ему это понять – либо путем
постановки уточняющих вопросов, либо
активным отражением того, что Вы слышите,
и просьбой поправить Вас.
- Старайтесь
понять не только смысл слов, но и чувства
собеседника, так как люди предпочитают
передавать свои мысли и чувства «закодированными»
- в соответствии с социально принятыми
нормами.
- Поскольку
большая часть общения является невербальной,
будьте внимательными не только к словам,
но и к невербальным выражениям. Следите
за выражением лица говорящего и за тем,
как он поддерживает с Вами визуальный
контакт. Следите за тоном голоса и скоростью
речи.
- Придерживайтесь
одобрительной установки по отношению
к собеседнику, так как это создает благоприятную
атмосферу для общения и способствует
тому, что говорящий старается точнее
выразить то, что он хочет сказать. Тогда
как любая отрицательная установка со
стороны слушающего вызывает защитную
реакцию, чувство неуверенности и настороженности
в общении.
- Если чье-то
сообщение затронет Ваши чувства, выразите
их собеседнику: это прояснит ситуацию
и поможет Вам слушать других лучше.
- Старайтесь
выразить понимание. Пользуйтесь приемами
рефлексивного слушания, чтобы понять,
что в действительности чувствует собеседник
и что он пытается сказать.
- Отвечайте
на просьбы соответствующими действиями.
Помните, что часто цель собеседника –
получить что-либо реально ощутимое, например,
информацию, или изменить мнение, или заставить
сделать что-либо. В этом случае адекватное
действие – лучший ответ собеседнику.
Слушая
собеседника, никогда:
- Не принимайте
молчание за внимание. Если собеседник
молчит, то это еще не означает, что он
слушает. Он может быть погружен в собственные
мысли. Встречаются и такие, которые могут
одновременно пространно излагать, обрабатывать
информацию и отлично слушать. В идеале
нужно уметь переходить от высказывания
к слушанию легко и естественно.
- Не притворяйтесь,
что слушаете. Это бесполезно: как бы Вы
ни притворялись, отсутствие интереса
и скука неминуемо проявятся в выражении
лица или в жестах. Притворство обычно
воспринимается как оскорбление. Лучше
уж признаться в том, что в данный момент
Вы слушать не можете, сославшись, например,
на занятость.
- Не перебивайте
без надобности. Большинство из нас в социальном
общении перебивают друг друга, делая
это подчас неосознанно. Руководители
чаще перебивают подчиненных, чем наоборот.
- Не делайте
поспешных выводов. Как мы уже выяснили,
каждый неосознанно склонен судить, оценивать,
одобрять или не одобрять то, о чем говорится.
Но именно такие субъективные оценки заставляют
собеседника занять оборонительную позицию.
Помните, такие оценки — барьер содержательного
общения.
- Не дайте
«поймать» сами себя в споре. Когда Вы
мысленно не соглашаетесь с говорящим,
то, как правило, прекращаете слушать и
ждете своей очереди высказаться. А уж
когда начинаете спорить, то настолько
увлекаетесь обоснованием свое точки
зрения, что подчас уже не слышите собеседника.
А ведь он уже давно говорит Вам: «Это и
есть то, что я пытаюсь Вам сказать!»
- Не задавайте
слишком много вопросов. Полезно задать
вопрос для уточнения сказанного. Но закрытые
вопросы, требующие конкретного, определенного
ответа, необходимо сводить до минимума.
- Никогда не
говорите собеседнику: «Я хорошо понимаю
Ваши чувства». Такое заявление служит
больше для оправдания собственных (и
безуспешных) попыток убедить собеседника
в том, что Вы слушаете. В действительности
узнать, что и как именно чувствует собеседник,
очень трудно. В таком случае следует дать
понять собеседнику, что Вы его слушаете,
задав, например, такой эмпатический вопрос:
«Вы чем-то разочарованы?» или «Я чувствую,
что Вас кто-то обидел», или любым другим
замечанием соответствующим обстановке.
- Не будьте
излишне чувствительными к эмоциональным
словам. Слушая сильно взволнованного
собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь
воздействию его чувств, иначе можно пропустить
смысл сообщения.
- Не давайте
совета, пока не просят. Непрошеный дает,
как правило, тот, кто никогда не поможет.
- Не прикрывайтесь
слушанием как убежищем. Пассивные, неуверенные
в себе люди иногда используют слушание
как возможность избежать общения и самовыражения.
Вывод.
Исходя
из всего материала приведённого
выше, можно сделать вывод, что
коммуникативные навыки коммуникатора
имеют огромное влияние на процесс
контакта. От того на сколько вы умеете
говорить, слушать, воспринимать – будет
зависеть успех разговора. Коммуникативные
навыки – это не только врождённые способности.
Их можно успешно тренировать и развивать.
Если попробовать следовать советам- приведённым
выше, мне кажется, можно значительно повысить
свои навыки в общении с людьми.
Список
использованной литературы:
- Карнеги Д.
Как завоевывать друзей и оказывать
влияние на людей.- М.,2001.
- Куницина
В.Н., Казаринова Н.В. Межличностное общение.
- СПб., 2001.
- Леви В. Искусство
быть другим.- М., 1981.
- htttp://www. psyfactor.org/uspeh5.htm
Источник: Иствуд Атватер. Я вас слушаю.
Советы руководителю, как правильно слушать
собеседника. - М., Экономика. 1988.