Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 11:07, реферат
Цель данного реферата - показать значение стратегии качественных методов эмпирических исследований. Эмпирические исследования в области социальной работы, которых сейчас проводится, к сожалению, очень мало, являются исходным началом для разработки методологических, теоретических и методических вопросов. В настоящее время в практике исследовательской работы доминируют разработки проблем взаимоотношений между социальным работником и клиентом, вопросов организационного плана, мотивации или ориентации социальных работников.
Если исследовательский
Подлинная
специфика качественных исследований
состоит не в их «неточности» , а
в том, что в таких исследованиях
между этапом получения первичных
данных и этапом содержательного
анализа отсутствует ставшее
привычным звено
К количественным методам этой эмпирических социологических исследований относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. К ним относятся: контент-анализ, наблюдение, социометрия, совокупность опросных методов, а так же социологический эксперимент. Последний занимает промежуточное положение между количественными и качественными методами.
Качественные методы. Рациональное макросоциологическое познание не дает исчерпывающего понимания поведения конкретных людей, их малых групп, коллективов, локальных сообществ и иных микросоциумов. Дело в том, что поведение субъектов микросоциальной жизни определяется не только не зависящими от них объективными социальными законами, но и многими факторами, имеющими субъективный смысл, обстоятельствами, сложившимися под воздействием микросоциальных условий.
Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными.
Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. В связи с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность.
Качественные
исследования предназначено для
получения с помощью
«Качественное исследование – это процесс открытия, тогда как количественное – это процесс доказательства и подтверждения»
Основные
отличия качественных методов от количественных
сведены в табл.1., которая составлена с
учетом аналогичных таблиц К.Пламера и
В.В. Семеновой, но отличается от них.
Таблица 1- Сопоставление количественных и качественных методов социологических
исследований
Основания сравнения | Количественные методы | Качественные методы |
2 | 3 | 4 |
Цель применения | Макросоциологическое исследование | Микросоциологическое исследование |
Цель применения | Дать объяснение причин изучаемого явления | Понять изучаемое явление |
Исследовательские задачи | a. Измерить параметры
явления;
b. Установить взаимосвязи между отдельными параметрами; |
a. Выявить обую
картину явления;
b. Концептуализировать явление, интерпретировать его |
Позиция исследователя | «сторонний» наблюдатель | «сочувствующий» участник |
В центре внимания исследователей | a. Социальные структуры
и институты;
b. Объективные факторы; c. Общие социальные процессы |
a. Человек;
b. Субъективные факторы; c. Особенные, частные процессы |
Исследовательские гипотезы формулируются | До начала сбора данных | По мере овладения данными |
Исследовательские инструменты | a. Разрабатываются
до полевого этапа;
b. Формализованы, во многом одинаковы для всех исследователей |
a. Определяются
как до полевого этапа, так и в его ходе;
b. Неформализованы, отражают индивидуальный исследовательский опыт |
Исследовательские процедуры | Стандартизованы; предполагается их дублирование | Менее стандартизованы; дублируются редко |
Единицы анализа | Факты, события, высказывания, акты поведения | Субъективные значения фактов для индивида |
Логика анализа | Дедуктивная: от абстракции к фактам путем операционализации понятий | Индуктивная: от фактов к концепциям |
Основные способы анализа | a. Классификация
путем отождествления случаев;
b. Статистическими способами; c. Систематизация |
a. Описание случаев
без их отождествления;
b. Путем обобщения выявленных оценок; c. вообржение |
Данные исследования представляются в виде: | Статистических распределений, шкальных показателей, индексов и т.п | Высказываний, документов, интеллектуальных продуктов групповых дискуссий и т.п. |
Валидность (надежность) достигается достоверным | Повторением установленных связей | Описанием случаев и выявленных мнений |
Стиль исследования | Жесткий, холодный | Мягкий, теплый |
Количественные и качественные исследования нельзя противопоставлять, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Только при таком подходе к их применению возможно получение достоверной информации. Результаты качественных исследований могут быть переведены в количественную форму с помощью, например, такого количественного метода, как контент-анализ. При проведении количественных исследований часто используются качественные технологии получения информации (ассоциации, незаконченные предложения, вопросы-ловушки и т.д.).
Тем не менее, необходимо помнить, что количественные и качественные методы имеют свои специфические исследовательские цели, предназначения, предпочтительные объекты изучения.
В социологической практике под качественными данными понимают данные, которые выражаются нечисловым способом. Их носителями могут быть рисунки, фотографии, видеоматериалы, различного рода символы и знаки, вещи, предметы и пр. Но чаще всего они представлены в виде вербальной информации - текста или речи. От количественных данных качественные отличаются тем, что содержание последних несет в себе смысл, непосредственно характеризующий самого их носителя, в то время как количественные указывают на масштаб, объем, интенсивность характеристик изучаемого явления. Качественные данные позволяют раскрыть значения социального явления, количественные показывают, насколько часто оно случается или насколько интенсивно представлено в социальной реальности. Качественные данные обозначают предмет исследования, количественные - показывают, насколько сильно он проявлен в объекте. Продолжая такого рода рассуждения, можно сделать вывод, что одни данные в большей степени ориентированы на создание суждения о социальном явлении, другие - на оценку значимости или тестирование этого суждения. Эти различия в природе двух типов данных привели к тому, что так называемые качественные исследования (исследования, основанные на сборе и анализе качественных данных) стали связывать в большей степени с этапом генерирования или построения теории, а количественные исследования - с ее верификацией.
Качественные методы дают возможность выделить мотивационную составляющую восприятия людьми объектов социологического исследования, повышая таким образом информативность выводов и даже серьезно изменяя их.
Можно выделить две основные проблемы социологического исследования, основанного только на анализе статистических данных:
Зачастую заказчик, получив пухлую папку с результатами стандартного социологического исследования, не понимает, что ему дальше с этим делать.
Качественные методы направлены на изучение максимально широкого спектра мнений. Раскрытие наиболее полной картины ситуации является одним из условий, позволяющих анализировать внутреннюю структуру и взаимосвязи изучаемого явления, а значит - воздействовать на него.
Качественные методы наиболее применимы для решения практических задач по анализу общественного мнения в сфере средств массовой информации и маркетинга. Они позволяют исследовать глубинные механизмы процесса влияния массовой коммуникации на индивидуальное сознание и увидеть закономерности восприятия социальной информации. Меняя набор методик, можно задать уровень получаемой информации: от социально обусловленных реакций до их подсознательной мотивации. Можно выделить несколько уровней анализа:
Качественные методы можно использовать не только для уточнения внутренней структуры и динамики общественного мнения, но и как вспомогательные при подготовке количественных исследований - например при формировании анкеты (получение спектра ответов, их предварительная кластеризация), или при разработке рабочей гипотезы исследования (выяснение специфических закономерностей восприятия изучаемого феномена и уточнение направлений исследования).
Общий
фокус качественных исследований концентрирует
внимание на частном, особенном в
описании целостной картины
Далее
приведена таблица, характеризующая
качественные методы социологии.
Таблица2 Характеристика качественных методов
Метод | Решаемые задачи и сфера применения | Кол-во участников | Ст-ть |
экспертный опрос | Получение предварительной "карты" изучаемого феномена, формирование структурного описания и рабочей гипотезы исследования | 1-3 | От 600 |
peer-группа | Выявление и
формулировка проблем, которые могут
быть исследованы с помощью |
3-5 | От 200 |
фокус-группа | Формирование либо корректировка анкеты для стандартизированного опроса на основе полученного широкого спектра реакций, мнений и оценок относительно изучаемого явления. Моделирование социодинамики для получения информации о влиянии коммуникативных процессов в обществе на формирование или изменение реакций, мнений и оценок относительно изучаемого феномена. Составление "портрета" социальной группы при экспертной оценке социально- экономической ситуации. Контент- анализ материалов фокус- групп позволяет выявить не наиболее часто упоминаемые, а принципиально новые, редко называемые факторы (используется при исследовании социальной динамики и составлении прогнозов). Дополнение и корректировка данных количественного исследования при их анализе и составлении прогнозов и рекомендаций | 8-15 гомогенного социального состава | От 400 |
диадическое интервью | Изучение разногласий противостоящих друг другу позиций и углубленное исследование их причин. Выявление механизмов противостояния мнений или их идентичности.Изучение иерархически организованных взаимодействий руководства и подчиненных.Изучение интимных вопросов, в том числе, связанных с полом. | 2 | От 500 за серию |
ECG (расширенная креативная группа) | Сопоставление различных аспектов групповой коммуникации (устный, письменный, невербальный, прожективный). Изучение потребностей и мотивов (подавляемых и явных), лежащих в основе того или иного социального поведения. Проверка исследовательских гипотез и корректировка материалов, рассчитанных на предъявление широкой аудитории (в социологических исследованиях таковыми являются стандартизированные анкеты, а в маркетинговых или политологических - рекламная, PR-продукция или товар, услуга). | 5-15 | От 300 |
глубинное интервью | Сбор данных о психологических механизмах формирования мнения (источники, причины, мотивация, обусловленность, контекст). | 1 | От 300 |