Качественные методы в социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 11:07, реферат

Описание работы

Цель данного реферата - показать значение стратегии качественных методов эмпирических исследований. Эмпирические исследования в области социальной работы, которых сейчас проводится, к сожалению, очень мало, являются исходным началом для разработки методологических, теоретических и методических вопросов. В настоящее время в практике исследовательской работы доминируют разработки проблем взаимоотношений между социальным работником и клиентом, вопросов организационного плана, мотивации или ориентации социальных работников.

Работа содержит 1 файл

реферат социология.docx

— 42.91 Кб (Скачать)

         Если исследовательский инструмент  составлен так, чтобы респондент смог, отвечая на вопросы, сам же выделять информационно значимые единицы и количественно прокодифицировать, то какие методы добычи эмпирического материала называются количественными. количественные методы применяются для работы с большими объемами выборки. Значимым периодом количественного метода исследования является требование транскоммуникативности.

       Подлинная специфика качественных исследований состоит  не в их «неточности» , а  в том, что в таких исследованиях  между этапом получения первичных  данных и этапом содержательного  анализа отсутствует ставшее  привычным звено формализованных  счетных математических операций. С  позиций сегодняшнего дня можно  сказать, что указанное звено, изначально имевшее чисто инструментальный характер, сделалось специфичным  фактором искажения в социологических исследованиях, искусственно навязывающим содержательным этапам избыточную степень формализации. Отмеченная в литературе растущая неудовлетворенность исследователей поверхностью массовых социологических опросов и рост популярности качественных, т.е. «короткозамкнутых» методов исследования явились адекватной реакцией, направленной на устранение этого вида искажений.

       К количественным методам этой эмпирических социологических исследований относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. К ним относятся: контент-анализ, наблюдение, социометрия, совокупность опросных методов, а так же социологический эксперимент. Последний занимает промежуточное положение между количественными и качественными методами.

       Качественные  методы. Рациональное макросоциологическое познание не дает исчерпывающего понимания поведения  конкретных людей, их малых групп, коллективов, локальных сообществ и иных микросоциумов. Дело в том, что поведение субъектов микросоциальной жизни  определяется не только не зависящими от них объективными социальными законами, но и многими факторами, имеющими субъективный смысл, обстоятельствами, сложившимися под воздействием микросоциальных условий.

       Количественные  исследования предназначены для  изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными.

       Обработка информации в таких исследованиях  осуществляется с помощью упорядоченных процедур, количественных по своей природе. К выборке в количественных исследованиях предъявляются жесткие требования, базирующиеся на теории вероятности и математической статистике. В связи с этим возможен перенос выводов, полученных на основе изучения выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность.

       Качественные  исследования предназначено для  получения с помощью специальной  техники так называемой глубинной  информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?». Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению достоверности полученной информации к таким исследованиям неприменимы.

       «Качественное исследование – это процесс открытия, тогда как количественное – это процесс доказательства и подтверждения»

       Основные отличия качественных методов от количественных сведены в табл.1., которая составлена с учетом аналогичных таблиц К.Пламера и В.В. Семеновой, но отличается от них. 

Таблица 1- Сопоставление количественных и качественных методов социологических

 исследований 

Основания сравнения Количественные  методы Качественные  методы
       2        3        4
Цель  применения Макросоциологическое  исследование Микросоциологическое  исследование
Цель  применения Дать объяснение причин изучаемого явления Понять изучаемое  явление
Исследовательские задачи a.      Измерить параметры явления;

b.     Установить взаимосвязи между отдельными параметрами;

a.      Выявить обую картину явления;

b.     Концептуализировать явление, интерпретировать его

Позиция исследователя «сторонний» наблюдатель «сочувствующий» участник
В центре внимания исследователей a.      Социальные структуры и институты;

b.     Объективные факторы;

c.     Общие социальные процессы

a.      Человек;

b.     Субъективные факторы;

c.     Особенные, частные процессы

Исследовательские гипотезы формулируются До начала сбора  данных По мере овладения  данными
Исследовательские инструменты a.      Разрабатываются до полевого этапа;

b.     Формализованы, во многом одинаковы для всех исследователей

a.      Определяются как до полевого этапа, так и в его ходе;

b.     Неформализованы, отражают индивидуальный исследовательский опыт

Исследовательские процедуры Стандартизованы; предполагается их дублирование Менее стандартизованы; дублируются редко
Единицы анализа Факты, события, высказывания, акты поведения Субъективные  значения фактов для индивида
Логика  анализа Дедуктивная: от абстракции к фактам путем операционализации понятий Индуктивная: от фактов к концепциям
Основные  способы анализа a.      Классификация путем отождествления случаев;

b.     Статистическими способами;

c.     Систематизация

a.      Описание случаев без их отождествления;

b.     Путем обобщения выявленных оценок;

c.     вообржение

Данные  исследования представляются в виде: Статистических  распределений, шкальных показателей, индексов и т.п Высказываний, документов, интеллектуальных продуктов групповых дискуссий и т.п.
Валидность (надежность) достигается достоверным Повторением установленных связей Описанием случаев  и выявленных мнений
Стиль исследования Жесткий, холодный Мягкий, теплый
 

       Количественные  и качественные исследования нельзя противопоставлять, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Только при таком подходе к их применению возможно получение достоверной информации. Результаты качественных исследований могут быть переведены в количественную форму с помощью, например, такого количественного метода, как контент-анализ. При проведении количественных исследований часто используются качественные технологии получения информации (ассоциации, незаконченные предложения, вопросы-ловушки и т.д.).

       Тем не менее, необходимо помнить, что количественные и качественные методы имеют свои специфические исследовательские цели, предназначения, предпочтительные объекты изучения.

 

    1. Общая характеристика качественных методов
 

       В социологической практике под качественными  данными понимают данные, которые  выражаются нечисловым способом. Их носителями могут быть рисунки, фотографии, видеоматериалы, различного рода символы и знаки, вещи, предметы и пр. Но чаще всего  они представлены в виде вербальной информации - текста или речи. От количественных данных качественные отличаются тем, что содержание последних несет в себе смысл, непосредственно характеризующий самого их носителя, в то время как количественные указывают на масштаб, объем, интенсивность характеристик изучаемого явления. Качественные данные позволяют раскрыть значения социального явления, количественные показывают, насколько часто оно случается или насколько интенсивно представлено в социальной реальности. Качественные данные обозначают предмет исследования, количественные - показывают, насколько сильно он проявлен в объекте. Продолжая такого рода рассуждения, можно сделать вывод, что одни данные в большей степени ориентированы на создание суждения о социальном явлении, другие - на оценку значимости или тестирование этого суждения. Эти различия в природе двух типов данных привели к тому, что так называемые качественные исследования (исследования, основанные на сборе и анализе качественных данных) стали связывать в большей степени с этапом генерирования или построения теории, а количественные исследования - с ее верификацией.

       Качественные  методы дают возможность выделить мотивационную  составляющую восприятия людьми объектов социологического исследования, повышая таким образом информативность выводов и даже серьезно изменяя их.

       Можно выделить две основные проблемы социологического исследования, основанного только на анализе статистических данных:

  • большинство опрошенных не задумывается о причинах своих поступков, а в ответ на подобные вопросы приводит рациональные основания;
  • при анализе стандартизированных анкет невозможно определить источники и причины высказанного отношения - мнения, что существенно снижает их информативность и практическую ценность.

       Зачастую  заказчик, получив пухлую папку с  результатами стандартного социологического исследования, не понимает, что ему дальше с этим делать.

       Качественные  методы направлены на изучение максимально  широкого спектра мнений. Раскрытие наиболее полной картины ситуации является одним из условий, позволяющих анализировать внутреннюю структуру и взаимосвязи изучаемого явления, а значит - воздействовать на него.

       Качественные  методы наиболее применимы для решения  практических задач по анализу общественного мнения в сфере средств массовой информации и маркетинга. Они позволяют исследовать глубинные механизмы процесса влияния массовой коммуникации на индивидуальное сознание и увидеть закономерности восприятия социальной информации. Меняя набор методик, можно задать уровень получаемой информации: от социально обусловленных реакций до их подсознательной мотивации. Можно выделить несколько уровней анализа:

  • Сознательных факторов, доступных для структурированных опросчиков;
  • Личных чувств и языка, для которых требуется «сочувствующее» интервью;
  • Интуитивных ассоциаций, для выявления которых используются невербальные методы или игры, выявляющие внутренний мир респондентов;
  • Бессознательных, спонтанных реакций, не подверженных цензуре сознания факторов, поддающихся проективным методам.

       Качественные  методы можно использовать не только для уточнения внутренней структуры  и динамики общественного мнения, но и как вспомогательные при подготовке количественных исследований - например при формировании анкеты (получение спектра ответов, их предварительная кластеризация), или при разработке рабочей гипотезы исследования (выяснение специфических закономерностей восприятия изучаемого феномена и уточнение направлений исследования).

       Общий фокус качественных исследований концентрирует  внимание на частном, особенном в  описании целостной картины существования  общества. Представителями качетвенного направления в социологии мы можем назвать Г.Зиммеля, Дж.Мида, М.Вебера, Ю.Хабермаса, А.Шюца, Г.Гарфинкеля. Каждый из них строил свои теоретические концепции на основе субъективного подхода к исследования жизни общества. Представители данного направления считают неоправданным отход "количественников" от жизни конкретного человека, его переживаний и повседневных практик.

       Далее приведена таблица, характеризующая  качественные методы социологии.  

       Таблица2 Характеристика качественных методов

Метод Решаемые  задачи и сфера  применения Кол-во участников Ст-ть
экспертный  опрос Получение предварительной "карты" изучаемого феномена, формирование структурного описания и рабочей гипотезы исследования 1-3 От 600
peer-группа Выявление и  формулировка проблем, которые могут  быть исследованы с помощью количественных опросов. 3-5 От 200
фокус-группа Формирование  либо корректировка анкеты для стандартизированного опроса на основе полученного широкого спектра реакций, мнений и оценок относительно изучаемого явления. Моделирование социодинамики для получения информации о влиянии коммуникативных процессов в обществе на формирование или изменение реакций, мнений и оценок относительно изучаемого феномена. Составление "портрета" социальной группы при экспертной оценке социально- экономической ситуации. Контент- анализ материалов фокус- групп позволяет выявить не наиболее часто упоминаемые, а принципиально новые, редко называемые факторы (используется при исследовании социальной динамики и составлении прогнозов). Дополнение и корректировка данных количественного исследования при их анализе и составлении прогнозов и рекомендаций 8-15 гомогенного социального состава От 400
диадическое интервью Изучение разногласий  противостоящих друг другу позиций  и углубленное исследование их причин. Выявление механизмов противостояния мнений или их идентичности.Изучение иерархически организованных взаимодействий руководства и подчиненных.Изучение интимных вопросов, в том числе, связанных с полом.        2 От 500 за серию
ECG (расширенная креативная группа) Сопоставление различных аспектов групповой коммуникации (устный, письменный, невербальный, прожективный). Изучение потребностей и мотивов (подавляемых и явных), лежащих в основе того или иного социального поведения. Проверка исследовательских гипотез и корректировка материалов, рассчитанных на предъявление широкой аудитории (в социологических исследованиях таковыми являются стандартизированные анкеты, а в маркетинговых или политологических - рекламная, PR-продукция или товар, услуга). 5-15 От 300
глубинное интервью Сбор данных о психологических механизмах формирования мнения (источники, причины, мотивация, обусловленность, контекст).        1 От 300

Информация о работе Качественные методы в социологии