Этнокультурный облик России: исторический опыт взаимодействия народов
Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 20:04, реферат
Описание работы
Становление народов и формирование государства имеют под собой прежде всего экономическую базу, однако тесно связанную со средой обитания человека и определяющую образ жизни, что в свою очередь оказывает влияние на особенности национальной культуры народов, населяющих страну. Конечно, нет народов с полностью совпадающей культурой, но одни и те же условия жизни, рожденные взаимодействием людей с окружающей природой на определенном уровне развития производительных сил, могут сделать их культуру, несмотря на разность происхождения и языков, во многом схожей. В одинаковой естественно-географической среде формируются близкие по типу комплексы культуры.
Содержание
Введение Этнокультурный облик России. Российская Федерация - крупнейшее полиэтническое государство. Взаимодействие культур народов России как фактор их развития. Исторические корни культурной общности народов России. Этнокультурное развитие многонационального народа России.
Системные
проблемы новой российской государственности
в 1990-х годах были преодолены в начале
XXI века. Однако за два последние десятилетия
сформировался комплекс этнополитических
и религиозно-политических проблем, многие
из которых обусловлены последствиями
советской национальной политики (например,
этнический принцип административно-территориального
устройства ряда субъектов Российской
Федерации, неоднократные изменения границ
автономий, краев, областей в составе РСФСР,
проблемы искусственного укрупнения народов
СССР в 1920-1930-е гг., последствия репрессий
и депортаций в отношении некоторых народов
СССР и т.д.). Вместе с тем, часть проблем
обусловлена новыми вызовами, имеющими
общемировой характер (международный
терроризм, нелегальная миграция, сложности
с интеграцией и адаптацией новых миграционных
потоков, последствия мирового финансового
кризиса), а также внутрироссийской ситуацией.
Выступая 28
июня 2008 г. на церемонии торжественного
открытия V Всемирного конгресса финно-угорских
народов в г. Ханты-Мансийске, Президент
Российской Федерации Д.А. Медведев отметил,
что «само историческое развитие российской
нации в немалой степени основывалось
на богатстве и сохранении этнокультурной
и поликонфессиональной среды. На многовековом
мирном опыте проживания в одном государстве
более ста шестидесяти народов. Благодаря
этому единство российской нации выдержало
многие испытания. И в наши дни является
важным фактором преодоления экстремистских
настроений, национализма и религиозной
нетерпимости».
Российский народ
и россияне – это исторически очень давние
самообозначения жителей (граждан – после
появления понятия гражданства) нашей
страны.
Понятие «российский
народ (россияне)» родилось во времена
Петра I и М.В.Ломоносова, использовалось
в авторском языке «Истории государства
Российского» Николаем Карамзиным. При
этом оно не противопоставлялось понятию
«русские» (люди). Например, в толковом
словаре русского языка Ушакова слово
«россиянин» определено как «русский,
гражданин России».
Русскими считали
себя, например, Пушкин и Багратион, хотя
первый был отчасти негром, а второй грузином.
И эти люди своим делом доказали, что они
имеют полное право называться русскими.
Во благо великой страны жили немка Екатерина
II, датчанин В.Беринг, шотландец Я.Брюс,
итальянец Б.Растрелли и многие-многие
другие из тех, кто , не считая Россию своей
исторической родиной, отдавали ей свои
честь, шпагу, талант.
К «россиянам» были обращены
оды Тредиаковского, Сумарокова и Ломоносова;
«россиян» посылали в бой Скобелев и Брусилов.
Тема формирования
российской нации присутствовала в творчестве
историка и этнолога Л.Н. Гумилева. Особое
внимание он, в частности, уделял проблеме
межэтнических контактов, в том числе
в российской истории, утверждая, что россияне
— это этнос, сложившийся из трех компонентов:
славян, финноугров и татар.
У ряда представителей
националистических организаций сохраняется
негативное отношение к термину «россияне»,
как к понятию, будто бы обезличивающему
этничность разных народов России, включая
русский народ. Однако это не так. Понятие
«россияне» выступает в качестве характеристики
сообщества людей, обладающих российским
гражданством.
В составе
России много культур, но они
взаимодополняют друг друга, на протяжении
многих веков живут рядом, дружно, у нас
страна одна из самых толерантных в человеческой
истории.
В целях
сохранения этнокультурного многообразия
и укрепления гражданской солидарности
особое значение приобретает
справедливость и практическая
осуществимость закрепленных в
действующем законодательстве соответствующих
норм, а также государственная
политика, направленная на поддержку
этнокультурного развития народов России.
6. Поддержка этнокультурного
развития народов России, наряду с укреплением
гражданского единства российской нации,
составляет две ключевые цели реализации
государственной национальной политики.
Государственная
поддержка этнических традиций и культур
народов Российской Федерации является
основным фактором устойчивого развития
общества в этнокультурной сфере, реализации
его духовного потенциала, сохранения
и укрепления общероссийской гражданской
идентичности.
В России с
ее многонациональным и многоязыковым
составом населения традиционно актуальными
являются вопросы образования, построенного
на изучении родных (национальных) языков,
образования этнически ориентированного,
направленного на удовлетворение языковых
и этнокультурных потребностей граждан.
Получение
государственного образования на языках
народов России, как и изучение этих языков,
осуществляется в соответствии с действующим
законодательством. Это, в частности, статья
68 Конституции Российской Федерации, согласно
которой всем народам России гарантируется
право на сохранение родного языка, создание
условий для его изучения и развития, федеральные
законы «Об образовании», «О языках народов
Российской Федерации», регламентирующие
использование языков в сфере образования,
а также Федеральный закон «О национально-культурной
автономии», который закрепляет право
граждан Российской Федерации, относящих
себя к определенным этническим общностям,
на получение основного общего образования
на национальном (родном) языке.
В общеобразовательных
учреждениях Российской Федерации по
блоку гуманитарных дисциплин языками
обучения (то есть на этих языках ведется
преподавание и неязыковых дисциплин)
являются 39 языков, включая такие
языки национальных меньшинств,
как азербайджанский, армянский, грузинский,
казахский и другие. В старших классах
школы языками обучения являются алтайский,
башкирский, бурятский, марийский (луговой),
татарский, удмуртский, чувашский, эвенкийский,
якутский и другие. Кроме того, в некоторых
общеобразовательных учреждениях осуществляется
изучение всех предметов гуманитарного
цикла на армянском, грузинском, казахском,
эстонском языках.
Исторически
сложилось, что обладая значительными
демографическими и культурно-информационными
ресурсами, функцию языка межнационального
общения в Российской Федерации выполняет
русский язык, являющийся родным для наиболее
многочисленной этнической общности страны
– русских, а также для многих представителей
других национальностей. Одновременно
русский язык имеет статус государственного
языка Российской Федерации (статья 68
Конституции Российской Федерации). В
Российской Федерации, по данным переписи
населения 2010 г., из общей численности
населения страны владеют русским языком
138 млн. человек (96,6%). Таким образом, знание
русского языка естественным образом
объединяет миллионы россиян, пользующихся
и другими языками. Свободное владение
русским языком является одним из условий
формирования общероссийской гражданской
идентичности.
В условиях интенсивных
миграционных процессов существует проблема
знания русского языка и социокультурной
адаптации мигрантов. В связи с этим представляется
важным оказание органами государственной
и муниципальной власти помощи мигрантам
по адаптации среди местного населения
в целях изучения русского языка и российской
культуры.
Важную
роль в современном этнокультурном
развитии народов России играют
средства массовой информации. В 2001 г. в
Российской Федерации было зарегистрировано
306 телепрограмм и 215 радиопрограмм на
языках народов России. Однако к 2004 году
их количество резко возрастает – зарегистрировано
359 телевизионных программ и 252 радиопрограммы,
осуществляющих вещание на 50 языках народов
России.
В 2008 году
было зарегистрировано более 400 телевизионных
программ и более 300 радиопрограмм, вещавших
на 50 национальных языках. Из 71 570 зарегистрированных,
по состоянию на 2008 г., в Российской Федерации
периодических печатных изданий, 9956 издавались
на языках народов мира, из которых- 2335
СМИ на языках народов России и бывшего
СССР.
К концу 2010
г. отмечена тенденция некоторого сокращения
количества периодических печатных изданий
на языках народов России, с одновременным
резким увеличением числа электронных
СМИ (за счет активизации использования
Интернет-ресурсов): 2071 печатное СМИ, 2279
электронных СМИ и 94 информационных агентств,
осуществляющих деятельность на 66 языках.
Сокращение числа печатных СМИ на национальных
языках объясняется как последствиями
мирового финансового кризиса, так и мировой
тенденцией постепенного перехода печатаных
СМИ на Интернет-версии. Вместе с тем, следует
отметить увеличение числа языков, на
которых выходят СМИ. Среди указанных
СМИ на национальных языках в России в
2010 году выходили: 968 изданий – на татарском
языке, 355 - на башкирском, 299 – на украинском,
212 -на якутском, 185 - на чувашском, 133 - на
чеченском, 128 – на белорусском, 120 – на
азербайджанском, 115 – на армянском, 112
– на удмуртском, 102 – на коми, 81- на бурятском,
87 - на аварском, 73 - на иврите и 19 - на идиш.
Многие крупные
этнокультурные объединения (национально-культурные
автономии, национальные общественные
организации) имеют собственные периодические
издания: газеты «Татарский мир», «Азеррос»,
«Наказы отчизны», «Ноев ковчег» (независимая
информационно-аналитическая международная
армянская газета, отображает жизнь армянской
диаспоры стран СНГ), «Еврейская газета»,
«Российские корейцы» и др.
Важную роль
в удовлетворении этнокультурных запросов
граждан играют национальные общественные
объединения, как особая форма институтов
гражданского общества.
К настоящему
времени в Российской Федерации действует
16 федеральных национально-культурных
автономий, 221 региональная, 592 местных
национально-культурных автономии и 367
национальных общественных объединений
(ассоциаций, центров национальных культур,
землячеств).
Национально-культурная
автономия (НКА) является особым видом
общественного объединения, чья деятельность
в целях самостоятельного решения вопросов
сохранения самобытности, развития языка,
образования, национальной культуры регулируется
Федеральным законом от 17 июня 1996 года
№ 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»
закрепляет наиболее важные права НКА.
Важнейшим
направлением удовлетворения этнокультурных
потребностей народов России является
государственная поддержка в сфере культуры.
Центрами (домами)
народного творчества ведется работа
по поиску и сохранению празднично-обрядовых,
семейно-бытовых, песенных, инструментальных,
хореографических, ремесленных и других
традиций народов России. В стране действует
около 15 тысяч фольклорных коллективов,
150 из них – государственные народные
хоры, ансамбли песни и танца, ансамбли
народной музыки; открыто более 500 фольклорных
отделений в музыкальных школах и школах
искусств; более чем в 5 тыс. клубных учреждений
работают фольклорные студии, школы, мастерские.
Более 3 тыс. клубов, в первую очередь сельских,
изменили свой профиль и стали Центрами
и Домами фольклора.
Взаимовлияние
культур открывает широчайшие
возможности для приобщения
ко всему ценному, что рождено
талантом каждого из народов
нашей страны. Взаимодействие
культур народов России – объективный
процесс, имеющий глубокие исторические
корни. Результатом такого взаимодействия
является формирование общенациональных
культурных ценностей. Российское
государство осуществляет поддержку
этнокультурного и социально-экономического
развития народов, проживающих
в Российской Федерации.