Автор: k*************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 18:08, реферат
О феномене этнического предпринимательства спорят достаточно давно. Что же оно собой представляет? Оценки исследователей по этому поводу разнятся. То на первый план выходит вынужденный характер этнического предпринимательства, то его определяют как "тотальное освоение территории под собственные экономические уклады" [1] и интересы отдельных этнических меньшинств.
может служить своего рода индикатором адаптации, по крайней мере для самого беженца или переселенца. Результаты опроса выявили динамику нарастания негативной самооценки своего положения на новом месте жительства, что стало отражением процесса увеличения потока малообеспеченных категорий мигрантов, прибывших из "горячих точек". Самооценка мигрантов обозначила различия по этническому признаку (см. табл. I). И если доля армян, оценивающих свое положение как "плохое", меньше, чем русских мигрантов, то индикатор жизненного оптимизма (ответ "нормальное") у армян-мигрантов гораздо выше, чем у русских беженцев и вынужденных переселенцев.
Весьма интересны ответы, полученные на вопрос об источниках помощи мигрантам в обустройстве на новом месте жительства среди армян и русских (см. табл. 2). Среди армян оказалась более высокой доля получивших помощь от родственников и друзей, а отнюдь не государства, что является свидетельством этнической сплоченности и солидарности. Помочь родственнику, оказавшемуся в трудном материальном положении, - это норма поведения армян, что они подтверждали неоднократно в ходе интервью. Каждая третья армянская семья получила помощь от друзей или родственников и только каждая пятая - от государства или местных властей.
Наличие
прочных родственных связей как
векторов, определяющих направление
этнической миграции, отмечено как
среди русских, так и среди
армян при ответе на вопрос об источниках
получения информации о возможности
поселения в регионе. Заявления
некоторых представителей официальных
властей о том, что мигранты, прибывающие
в регион, тянут за собой "шлейф"
родственников, видимо, небезосновательны.
В среднем не менее мигрантов
прибыли на новое место жительства
по "наводке" родственников и
знакомых (см. табл. 3), причем эта особенность
родственных отношений
Наиболее интересный для нас и ярко окрашенный в этническом отношении критерий адаптации - наличие и реализация предпринимательской инициативы мигрантами. Данные опроса показывают рост предпринимательской активности среди мигрантов; однако при этом доля имеющих свой бизнес, т.е. реализовавших на
Таблица 2 Источники помощи вынужденным мигрантам в обустройстве на новом месте жительства, %*
|
* Остальные не ответили.
практике свой потенциал, стабилизировалась на отметке 11-13% от числа опрошенных (см. табл. 4). Рассмотрев данные в этническом разрезе, нетрудно заметить, что мигранты-армяне имеют деловой потенциал примерно в 2-3 раза выше, чем русские, при этом эффективность применения его на практике в 1,5-2 раза превышает аналогичный показатель среди русских.
Любопытные закономерности высвечивает национальный состав предпринимателей: по сведениям региональной налоговой полиции, за 1997-1998-е годы в Ставропольском крае было открыто более 1 тыс. фирм различного профиля, примерно 20% владельцев "этнических" фирм в регионе — чеченцы, 15% — даргинцы, 12% - армяне, много азербайджанцев и грузин [21}. В анкетах мигранты указали на открытие фирм, связанных с торгово-посреднической деятельностью, мастерских по автомобильному сервису, ремонту обуви и пошиву одежды.
Отношение
коренного населения к
Наконец,
результатом социально-
Таблица 3
Источники получения информации о возможности переселения на новое место жительства, %
|
аблица 4
Наличие и реализация предпринимательской инициативы опрошенных вынужденных мигрантов, %*
|
* Остальные не ответили.
Таблица
5 Перспективы миграционного
|
мобильность, подавляющая масса мигрантов, прибывших в регион, не собирается его покидать (см. табл. 5), и не последнюю роль в этом играют успешная адаптация и развитие своего бизнеса.
Выводы. Полученные результаты позволяют сделать несколько интересных, на наш взгляд, выводов.
Во-первых, исследование подтвердило предположение о том, что этническая миграция армян происходит под опекой диаспоры и выражается в финансовой и моральной поддержке мигрантов. Основными источниками помощи мигрантам-армянам в обустройстве и развитии предпринимательства на новом месте жительства являются средства родственников и друзей, а отнюдь не государства. Этническая сплоченность и солидарность выступают в роли "цементирующих" факторов армянской диаспоры и "неиссякаемого" источника помощи для вновь прибывающих мигрантов. Норма поведения армян - оказание любой помощи родственнику, попавшему в трудное материальное положение или пережившему переезд. Интересно, что каждая третья опрошенная армянская семья получила помощь от друзей или родственников.
Во-вторых,
с середины 90-х годов произошел
"всплеск" количества желающих иметь
свой бизнес, т.е. спустя несколько лет
после того, когда первые беженцы
прибыли из Армении и Азербайджана
в регион. Данный факт служит свидетельством
того, что многие этнические предприниматели
прочно "встали на ноги" и могли
дать работу своим соотечественникам.
Этническое предпринимательство не
только стало реальным путем успешной
социально-экономической
Армянское
предпринимательство имеет
Информация о работе Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов