Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 19:07, реферат
Цель реферата раскрыть такие понятия, как национальные предрассудки, этнические стереотипы, стереотипизация и мультикультурализм. Описать их свойства, структуру, значимость и закономерности распространения в мировой общественности.
Введение……………………………………………………………………………………………...3
Понятие и свойства этнических стереотипов………………………………..4
2. Национальные предрассудки. Виды этностереотипов………………….7
3. Мультикультурализм…………………………………………………………………………10
Варианты реакций на культурное многообразие…………………………12
5. Достоинства и недостатки мультикультурализма……………………...16
Выводы…………………………………………………………………………………………………19
Библиографический список……….……………………………………………………..20
Этнические
стереотипы и мультикультурализм.
Реферат по курсу
«Этнопсихология»
Содержание:
Введение…………………………………………………………
2. Национальные предрассудки. Виды этностереотипов………………….7
3. Мультикультурализм………………………………
5. Достоинства
и недостатки
Выводы………………………………………………………………
Библиографический
список……….……………………………………………………
Рассматривая культурные различия в мышлении, мнениях, установках и поведении, легко поддаться когнитивным и эмоциональным реакциям на материал, начать делать обобщения, сформировать негативные стереотипы в отношении других людей и даже заранее вынести суждение об этих различиях и людях, которым присуще данное поведение, прежде чем вы по-настоящему поймете, что лежит в его основе. Такие процессы и реакции широко распространены в сегодняшнем мире, и для их описания часто используют термины этнические стереотипы, предубеждение, мультикультурализм, дискриминация. К сожалению, эти термины зачастую используют, не имея о них четкого представления, что только усугубляет проблемы, которые они должны прояснять.
Некоторые из сегодняшних наиболее насущных социальных вопросов связаны именно с этими процессами, по мере того как границы между странами и культурами становятся все более проницаемыми в результате развития средств сообщения, технологии и бизнеса. Невозможно взять в руки газету или журнал либо включить программу телевизионных новостей и не увидеть информацию о проблемах, касающихся этноцентризма или расовых и национальных стереотипов. Эти проблемы простираются от международной коммерческой деятельности до насилия и войн, вызванных расовыми и этническими различиями. Данные вопросы обещают стать еще более актуальными в будущем, когда технологический прогресс еще теснее объединит многообразные культуры мира.
Цель
реферата раскрыть такие понятия, как
национальные предрассудки, этнические
стереотипы, стереотипизация и мультикультурализм.
Описать их свойства, структуру, значимость
и закономерности распространения в мировой
общественности.
Впервые понятие «стереотип» ввел в науку американский психолог У. Липпман. В 1922 г. в книге «Общественное мнение» он использовал термин социальный стереотип, определив его как упорядоченную, схематичную, детерминированную культурой «картинку мира» в голове человека.
Социальный стереотип - это устойчивое психологическое образование, в котором схематизирован, упрощен и эмоционально отражен некоторый достаточно сложный факт действительности, прежде всего образ какой-либо социальной группы или общности, с легкостью распространяемый на всех ее представителей. [ 6 ]
Этнические стереотипы — это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы, подвергавшие дискриминации этнических меньшинств. Отсюда же проистекает и отождествление стереотипов с предрассудками.
Национальные стереотипы образуются в результате функционирования национальных обычаев, традиций и нравов, их можно отнести к конкретным проявлениям этнических норм. «Возможно, у кого-то вызовет сомнение, что мы относим к этническим нормам стереотипы, но этому есть вполне доказательное объяснение». - Считает А.Д. Карнышев. – «Любой психологический стереотип основывается на привычности, повторяемости и схематичности явлений, суждений, действий, а эти характеристики – непременные атрибуты этнической нормы. Можно сказать даже больше: именно стереотипы являются прародителями этнических норм, поскольку в их качестве закреплялись позиции, действия, оценки и отношения, которые повторялись изо дня в день или в каких-то периодических ситуациях и были в силу этого весьма значимыми для жизнедеятельности этноса». [ 2, c.123 ]. Игнорировать национальные обычаи, нравы и традиции – значит отрицать нормальные и естественные различия между нациями, но и отождествлять их с этническими стереотипами тоже нельзя. «Функциональное поле стереотипов – граница сознательного и бессознательного, формирующихся психологических структур восприятия, тогда как культурные традиции, обычаи и т.д. являются объективизированными, чаще всего осознанными, - считают российские психологи. – Словом, традиции и обычаи отличают их объективизированная общая значимость, открытость для других людей, стереотипы же остаются на уровне скрытых субъективных умонастроений, которые индивид и общество чаще всего от «чужих» намеренно скрывают». [ 2, c.136 ]
Содержание стереотипов определяется факторами социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков стереотипы, а не механизм стереотипизации само по себе — явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межгрупповых отношений, основанных на господстве и подчинении. С другой стороны, этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению.
Британский психолог, А.Тэшфел, выделил две социальные функции стереотипизации:
1) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий;
2) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим группам. Так, психологический механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем внедрения в массовое сознание негативных стереотипов в отношении побежденных и порабощенных.
Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики. Другим важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость, стабильность, даже ригидность. Хотя стабильность стереотипов не раз подтверждалась в эмпирических исследованиях, она все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться.
Еще одно свойство этнических стереотипов — согласованность, или консенсус. Именно согласованность считал важнейшей характеристикой стереотипов А. Тэшфел. По его мнению, социальными стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей. Стереотипы и личные убеждения об этнических группах, хотя и могут частично совпадать, представляют собой различные когнитивные структуры, каждая из которых — лишь часть знаний индивида о своей или чужой группах. Более того, если бы стереотипы не были согласованными, было бы очень мало смысла в их изучении. Опасность враждебных и пренебрежительных стереотипов, а значит, и основная причина их изучения, состоит в возможности сходных реакций в ответ на сходные стереотипы: если бы каждый индивид реагировал на членов унижаемой группы в соответствии со своими собственными убеждениями, негативный эффект стереотипов был бы значительно ослаблен.
Также сущностным свойством стереотипа со времен Липпмана считается их неточность. В дальнейшем стереотипы получали еще менее лестные характеристики и интерпретировались как «традиционная бессмыслица», «прямая дезинформация», «совокупность мифических представлений» и т.п. Впрочем, начиная с 1950-х годов, получила распространение гипотеза, согласно которой объем истинных знаний в стереотипах превышает объем ложных — так называемая гипотеза «зерна истины». В настоящее время уже не вызывает сомнений, что этнические стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений, но представляют собой образы этносов, а не просто мнения о них. Они отражают, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними.[ 7 ]
Социальные
и этнические стереотипы тесно связаны
между собой, изучением и исследованием
данных понятий занимались психологи
разных стран. Выводились гипотезы, рассматривались
различные свойства, факторы, влияющие
на возникновение тех или иных стереотипов.
Таким образом, сам по себе процесс стереотипизации
не плох и не хорош; он выполняет объективно
необходимую функцию, позволяя быстро,
просто и во многих случаях достаточно
надёжно дифференцировать, упрощать социальное
окружение индивида.
Психологической
основой формирования негативных национальных
стереотипов служат предубеждения, определяющей
характеристикой которых является отрицательный
эмоциональный фон. Преломление предубеждений
сквозь призму этноцентризма (механизм
межэтнического восприятия, заключающийся
в склонности оценивать явления окружающего
мира сквозь призму традиций и норм своей
этнической группы, рассматриваемой в
качестве всеобщего эталона) приводит
к усилению отрицательных аффективных
моментов в структуре этнических стереотипов
и превращает их в национальные предрассудки.
Национальные предрассудки представляют собой неадекватные и искажающие действительность установки, вырабатываемые этнической общностью по отношению к другим группам и отличающиеся большой живучестью и консервативностью. [ 2, c.140 ]
Отрицательный
эмоциональный заряд
Характер, который приобретает этноцентризм, зависит от типа общественных отношений, от содержания национальной политики, от исторического опыта взаимодействия между народами. Этнические стереотипы складываются всегда в некотором социальном контексте, и, когда они приобретают стойкую форму предубеждения, т.е. стандартно негативно окрашенного эмоционального образования, они легко могут быть использованы в качестве орудия национальной розни.
Национальные стереотипы принято подразделять на автостереотипы и гетеростереотипы.
Автостереотипы - это мнения, суждения, оценки, относимые к своей этнической общности её представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. При формировании автостереотипов большую роль играют факты истории, широко известные представителям данной этнической группы.
Гетеростереотипы представляют собой совокупность оценочных суждений о других народах. Обычно они скудны по содержанию и выражают лишь мнение о наиболее отчетливо проявляющихся чертах той нации, о которой идет речь, не претендуя на исчерпывающую её характеристику.
Гетеростереотипы
могут быть как положительными, так
и отрицательными – в зависимости
от исторического опыта
На становление этнических авто- и гетеростереотипов влияют три группы условий: 1) Политическая, экономическая и религиозная системы общества, формулирующие определённый набор норм, ценностей, идеалов, императивов. 2) Социально-психологическая представленность норм, ценностей, идеалов и императивов внутри непосредственного окружения индивида. Установлено, что индивид тем легче идентифицирует себя с определённой группой, чем больше его коммуникативных связей замыкается внутри неё. 3) Индивидуально-психологическое бытие индивида, т.е. совокупность реальных фактов жизни индивида. [ 6, c.129 ]
Следует отметить, что, содержание этностереотипа часто зависит от проявления психологических характеристик его носителя, таких, как уровень развития, интеллект, образование, воспитание. Склонность оперировать жесткими стереотипами говорит о неумении представителя той или иной этнической общности самостоятельно сопоставлять факты, творчески подходить к ситуации. Представители интеллигенции, как правило, стремятся смягчить свои суждения о других людях.
Иногда в стереотипах отражаются взаимно противоречивые представления об одной и той же нации. Их проявление меньше зависит от реальных психологических особенностей описываемого народа, чем отряда других факторов. Важнейшими из этих факторов выступают политический взаимоотношения между государствами: этнические стереотипы скорее свидетельствуют о чувстве вражды или дружбы, чем являются объективным отражением характеристик того или иного народа. [ 2, c. 140 ]
Информация о работе Этнические стереотипы и мультикультурализм