Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 19:56, реферат
Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.
Введение………………………………………………………………………...2
1 Этнос и его признаки………………………………………………………….3
2 Происхождение этносов……………………………………………………....6
3 Соотношение понятий «этнос» и «нация»…………………………………..7
4 Понятие социальной общности и её разновидности. Характерные черты массовых общностей……………………………….……………………………………….8
5 Социальные группы - основная форма социальных общностей. Виды социальных групп……………………………………………………………………………...9
6 Этнические общности. Основные черты русской нации………………….11
7 Этнос как глобальная общность…………………………………………….13
8 Этнографические группы……………………………………………………18
9 Заключение…………………………………………………………………....23
Список использованных источников…………………………………..….......24
Такова, например, позиция Ю. И. Семенова. Он считает что эти понятия относятся к разным социальным сферам и отражают разные процессы. Этносы возникли в глубокой древности, в период разложения первобытного общества. Нации начали формироваться в период зарождения буржуазного общества.Когда рассматривают этнос, то обращаются к анализу его этнокультурных особенностей – таких как язык, традиции, обычаи, умственный и духовный строй народа (менталитет), этнические стереотипы и т.д.
Сущность нации наиболее четко проявляется в национальных движениях, относящихся к политической сфере. Национальные движения – это огромная общественная сила – направлены на достижение определенных целей, и, как правило, политических. Нация означает совокупность людей, имеющих одно общее отечество. Отечество это та территория на которой поживает население страны, а нация в этом случаи является соотечественниками. Такое сознание может родиться только в борьбе за создание единственного централизованного государства.
В результате борьбы
дискриминируемый этнос становится
нацией, противопоставляющей себя остальному
населению. Так начинается процесс
«нациезации» этноса, ведущий к отделению
и образованию самостоятельного государства.
В границах централизованных государств
население чаще всего полиэтнично, оно
отличается по языку и культуре. Так во
Франции различные этнические общности
до сих пор не ассимилировались, но это
не мешает кельтам, баскам, корсиканцам
войти в состав французской нац
ХАРАКТЕРНЫЕ
ЧЕРТЫ МАССОВЫХ ОБЩНОСТЕЙ.
Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем с различными системообразующими интегральными качествами. Одним из важнейших типов социальных систем являются социальные общности.
Социальная общность – это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения. В данном определении следует подчеркнуть ряд моментов.
Во–первых, что социальные общности не являются умозрительными абстракциями, вычленяемыми учеными в целях удобства анализа общественной жизни или экспериментальными искусственными образованиями, а существуют реально, в самой деятельности. Их существование можно эмпирически зафиксировать и проверить.
Во–вторых, социальные общности – это не сумма индивидов, социальных групп или иных социальных образований, а целостность с вытекающими характеристиками целостных систем.В–третьих, социальные общности являются объектами социального взаимодействия. Это значит, что они сами являются источником своего развития, самодвижения. Становление и функционирование социальной общности происходит на основе социальных связей, социального взаимодействия и отношений.
Социальные общности отличаются огромным разнообразием конкретно – исторических и ситуативно – обусловленных видов и форм. Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений. По времени продолжительности существования – от длящихся минуты и часы (аудитория конкретного зрелищного мероприятия) до живущих столетия и тысячелетия этносов, наций, по плотности связи между индивидами – от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (болельщики команды «Манчестер Юнайтед») и т.д.
Однако значительно
более существенным в классификации
социальных областей является выделение
того или иного базового системообразуещего
признака. В соответствии с этим различают
территориальные, этнические, демографические,
культурные и иные общности. Сложная совокупность
признаков позволяет делить все общности
на два наиболее широких подкласса: массовые
и групповые общност
Другой, более важной разновидностью социальных общностей являются социальные группы. Понятие социальной группы обобщает сущностные характеристики коллективных субъектов общественных связей, взаимодействий и отношений, основные структурные единицы общества. Российский социолог Г.С. Антипова определяет социальную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Таким образом, Р. Мертон выделяет в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство. Социальные группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются: 1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени; 2) относительно высокой степенью сплоченности; 3) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу; 4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.
В зависимости от плотности, формы осуществления связей и составляющих их членов различаются большие и малые, первичные и вторичные группы. Основным объектом социологических исследований являются малые социальные группы (от 2 до 15-20 человек). Малая социальная группа малочисленна по составу, члены её объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном, устойчивом, личном общении. Характерными чертами малой социальной группы являются: 1) малочисленный состав; 2) пространственная близость членов; 3) длительность существования; 4) общность групповых ценностей, норм и образцов поведения; 5) добровольность вступления в группу; 6) неформальный контроль за поведением членов.
Разновидностью
малых социальных групп являются
первичные группы. Термин « первичные
группы» был введен в социологию Ч. Кули.
Отличительным признаком этих групп, по
Кули, является непосредственный, интимный,
межличностный контакт её членов, который
характеризуется высоким уровнем эмоциональности.
Эти группы «первичны» в том смысле, что
именно через них индивиды получают первый
опыт социального единства. Примером первичных
социальных групп являются семья, школьный
класс, студенческая группа, группа друзей,
спортивная команда и т.д. Через первичную
группу осуществляется социализация индивидов,
освоение ими образцов поведения, социальных
норм, ценностей и идеалов. Можно сказать,
что она выполняет роль первичного связующего
звена между обществом и личностью. Через
неё человек осознает свою принадлежность
к определенным социальным общностям,
посредством её участвует в жизни всего
общества.
Вторичная
группа образуется из людей, между которыми
сложились лишь незначительные эмоциональные
отношения. Их взаимодействие подчинено
лишь достижению определенных целей. В
этих группах индивидуально неповторимые
черты личности не имеют значения, а больше
ценится умение выполнять определенные
функции. Основным типом вторичной социальной
группы является большая социальная группа,
сформированная для достижения определенных
целей, - организация
(политическая, производительная, религиозная
и т.д.).
“Человек
в группе не является
самим собой: он -
одна из клеточек организма,
столь же отличающаяся
от него, как клеточка
вашего тела отличается
от вас” (Д.Стейнбек,
американский писатель)
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
РУССКОЙ НАЦИИ.
Видное место в общественной жизни занимают этнические общности – этнос, которые могут быть представлены различными социальными образованиями: племенем, народностью, нацией. Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории, устойчивая совокупность людей. Обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований ( самосознанием). Внешней формой выражения этноса является этноним – самоназвание (русские, немцы и т.д.). Естественной предпосылкой формирования того или иного этноса является общность территории, поскольку именно она создает условия для тесного общения и объединения людей. Но впоследствии, когда этнос сформировался, этот признак приобретает второстепенное значение и может совсем отсутствовать. Например, европейский этнос в условиях диаспоры ( рассеяния) сохраняет свою идентичность по всему земному шару, хотя долгое время, до создания в 1948 г. Государства Израиль, он не имел единой территории.
Другим важным
условием формирования этноса является
общность языка. Но и этот признак
этноса не имеет абсолютного значения.
Так, например, в США американский
этнос, прежде всего, складывался в
ходе развития хозяйственных, политических
и других связей. Общность языка
явилась результатом этого
Значительную роль в формировании этнической общности играет совпадение с другими видами общностей: расовой, религиозной и т.д. примером расовой этнической общности можно назвать негроидный этнос. Исследования социологов показывают, что негры Африки и США осознают себя как единая общность.
Религия же как
комплексное социокультурное и духовное
образование оказывает огромное влияние
на формирование всех этносов. Более того,
она может служить признаком в формировании
определенного типа этносов – этноконфессиональных
образований. Ярким примером таких этносов
являются католики и протестанты Северной
Ирландии, мусульмане Боснии и Герцеговины
и т.д.
Интегративным же показателем сформировавшейся этнической общности служит этническое самосознание - чувство принадлежности к определенному этносу. Видную роль в этническом самосознании играет представление об общности происхождения и исторических судьбах входящих в этнос людей, опирающееся на общие генеалогические предания (в сказках, былинах, песнях), участие в исторических событиях (особенно в борьбе против иноземных врагов, на связь с «родной землей», с «родным языком».
Сформировавшийся
этнос функционирует как
Русский этнос формируется на базе славянского этноса. Посылкой его формирования служит территория Северного Причерноморья, куда в результате миграции переселилась значительная часть славянских племен. Формирование русского этноса подчиняется всем вышеописанным закономерностям.
Коренной сдвиг
в формировании русского этноса произошёл
в середине IX в. С этого времени начинает
формироваться, считают исследователи,
высшая форма русского этноса – русская
нация. Оригинальную концепцию основных
черт и условий формирования русской нации
предложил П.А. Сорокин. Согласно Сорокину,
нация является многообразной (многофункциональной)
солидарной, организованной,
полузакрытой социально-культурной
группой, по крайней
мере, отчасти осознающей
факт своего существования
и развития. Эта группа состоит из индивидов,
которые: 1) являются гражданами одного
государства; 2) имеют общий или похожий
язык и общую совокупность культурных
ценностей, происходящих из общей прошлой
истории этих индивидов и их предшественников;
3) занимают общую территорию, на которой
живут они или жили их предки. П.А. Сорокин
подчеркивает, что сами по себе государственные,
языковые, культурные и территориальные
общности ещё не дают нации. Только тогда,
когда группа индивидов принадлежит к
единому государству, связана общим языком
и территорией, она действительно образует
нацию.
В развитии человеческого сообщества прослеживается определенная закономерность - стремление людей к объединению в общность. Существуют различные виды общностей: групповая, территориальная, профессиональная, этническая, этносоциальная. Две последние имеют к этнополитологии самое непосредственное отношение.