Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 11:45, контрольная работа
Целью данной работы является всестороннее изучение этапов жизни и творчества Питирима Александровича Сорокина и их значение для развития социологии.
Основными задачами данной работы являются:
Изучить этапы жизни П.А. Сорокина;
Изучить этапы его творческой деятельности;
Определить значение и вклад П.А.Сорокина в развитие, как мировой, так и отечественной социологии.
Введение…………………………………………………………………………...3
Детство П.А.Сорокина…..…………………….................................................5
Студенческая жизнь и начало творческой деятельности..………................7
3. Предреволюционные годы…………………………………………………..10
4. Жизнь и творчество Питирима Александровича во время Февральской революции и после неё……………………………………………………….....11
5. Депортация……………………………………………………………………14
6. Американский период жизни и творчества П.А.Сорокина………………..16
7. Период позднего творчества............................................................................19
8. Последние годы жизни Питирима Александровича………………………..20
Заключение……………………………………………………………….….......21
Список использованной литературы…………………………….…………..…23
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Факультет управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по социологии
Этапы жизни и творчества П. А. Сорокина
Выполнила студентка 2 курса,
22 группы заочного отделения
Проверил:
Мокшин Василий Кириллович
профессор кафедры политологии и социологии,
доктор политических наук
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
3. Предреволюционные годы……………………
4. Жизнь
и творчество Питирима Александровича
во время Февральской революции и после
неё……………………………………………………….....
5. Депортация……………………………………………………
6. Американский период жизни и творчества П.А.Сорокина………………..16
7. Период позднего творчества....
8. Последние годы жизни Питирима Александровича………………………..20
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………….…………..…
3
Введение
Значимость фигуры Сорокина, как это ни парадоксально, все ещё не оценена в полной мере ни в американской, ни тем более в отечественной социологии. Американцы, безусловно, относят его к числу отцов-основателей американской социологии, хотя и оставляют за ним лишь роль «заокеанского наставника», «страстного русского оратора». Его имя и сейчас упоминается с искренним пиететом, однако мало кто из современных зарубежных социологов вспоминает о нем как о фигуре, о которой стоит говорить всерьез. На исторической же родине имя ученого долгое время попросту запрещалось произносить вслух. И все же никто не станет отрицать то огромное воздействие, которое оказал П.А.Сорокин на развитие современной мысли и не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами.
В данной работе уделяется внимания не только самой личности Питирима Александровича Сорокина и фактам его биографии, поскольку они сами по себе могут служить темой для отдельного исследования, но и его творческой деятельности.
Целью данной работы является всестороннее изучение этапов жизни и творчества Питирима Александровича Сорокина и их значение для развития социологии.
Основными задачами данной работы являются:
4
1. Детство П.А.Сорокина.
Родился
Питирим Александрович Сорокин
21 января 1889 года в селе Турья,
Яренского уезда, Вологодской
губернии. Питиримом его окрестили
в честь епископа Питирима, одного
из местных святых, чей праздник
по церковному календарю
Отец
– Александр Прокопьевич
Азы грамотности Сорокин получил в «зырянском» детстве, когда вместе с крестьянской детворой обучался чтению, письму и счету на дому у одной из жительниц деревни, где проживала его тетка, забравшая к себе братьев после смерти их матери. В 1902 году Сорокин порывает с бродяжничеством и поступает в Гамскую двуклассную школу, готовящую сельские и деревенские учительские кадры. В 1904 году, закончив школу с отличием, Сорокин по рекомендации поступает в Хреновскую церковно-учительскую школу, что находилась в Костромской губернии. Очевидно, именно в это время им был сделан окончательный жизненный выбор в пользу учения.
Однако
учеба в статусно более
5
крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писатели, юристы, предприниматели, лидеры местных кооперативов и представители различных политических течений – эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях. Новое окружение, новые знакомства, но главным образом мое интенсивное чтение доселе неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор. Мои новые идеи были вдобавок сдобрены русско-японской войной и бурлящим штормом, вылившимся в революцию 1905 года. Совокупный эффект всех этих сил оказался столь могущественным, что в течении двух лет пребывания в школе большинство моих предыдущих религиозных, философских, политических, экономических и социальных убеждений были подвергнуты пересмотру. Моя религиозность сменилась полурелигиозным отказом от теологии и ритуалов русской православной церкви. Принудительные посещения церкви, навязываемые школой, лишь стимулировали этот протест. Все мое предшествующее мировоззрение и ценности были заменены на «научно-эволюционную теорию» и «естественнонаучную философию». Былая лояльность к царскому режиму и «капиталистической» экономике сменилась республиканскими, демократическими и социалистическими взглядами, а политическая индифферентность открыла путь к революционному рвению. Я стал энтузиастом-праповедником антицарской революции и лидером социалистов-революционеров в школе и прилежащих регионах.
Уже
на рождество 1906 года Сорокин
был впервые арестован за свою
нелегальную деятельность и
Судя по его описаниям, тюремный быт оказался не столь «ужасающим и болезненным», даже более того, располагающим к интенсивным
6
интеллектуальным
занятиям. Общение заключенных с
внешним миром было вполне доступным,
а времени тщательного
7
Пройдя
тюремные «университеты», освобожденный
в 1907 году Сорокин некоторое
время продолжал свою
В Санкт-Петербурге
ему достаточно быстро удается
найти работу репетитора. Значительно
расширяется круг его
В бытность студентом университета Сорокин начинает активную публикаторскую деятельность, которая нарастающими темпами будет продолжаться в течение всей его долгой жизни. В этот период Сорокин публикует ряд заметок и эссе, не говоря уж о многочисленных рецензиях, рефератах и обзорах современной зарубежной философской и социологической литературы, занимается популяризаторством социологических идей и теорий для массового читателя. Он успешно сотрудничает с журналами «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма», «Вестник знания», «Запросы жизни», «Заветы».
8
Его статьи появляются и на страницах новаторского по тем временам издания «Новые идеи в социологии», публикует в Риге ряд «пятикопеечных» брошюр по социологии. Главным достижением этого периода творчества Сорокина становится его монографическая работа, над которой он работает зимой 1912/13 года, «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914), представляющая собой обстоятельный разбор современных криминологических теорий и вполне удачную для двадцатичетырехлетнего ученого попытку построения на основе богатого эмпирического материала собственной интегральной концепции общественного поведения и морали. Труд был отмечен положительными рецензиями маститых ученых, а сам М.М.Ковалевский в предисловии к книге написал: «… в этой будущей русской социологической библиотеке не один том будет принадлежать перу автора «Преступление и кар, подвигов и наград». К сожалению, пророчеству Ковалевского довелось осуществиться лишь на самую малую толику, но тогда, в предвоенные и предреволюционные годы, кроме «незримой» тени жандармов, ничто не предвещало великой трагедии.
Несмотря
на многочасовые занятия
Но
все же по просьбе Ковалевского
24 февраля Сорокин был
Через год Сорокин, закончив университет, был оставлен при кафедре уголовного права и судопроизводства для подготовки к профессорскому званию. В 1915 году он сдал магистерские экзамены, в январе 1917 года получил звание приват-доцента Петроградского университета. Революция, правда, помешала защите магистерской диссертации. В годы первой мировой войны Сорокин много работал, продолжал активно публиковаться, читал
9
многочисленные лекционные курсы по самым разным отраслям обществознания. Сохранялись, по счастью, целая кипа разрозненных листков с конспектами его лекций и семинарских занятий, со списками рекомендуемой литературы. Судя по всему, лектором он был предельно обстоятельным, хотя, возможно, в силу удивительной склонности к перманентным повторениям, довольно занудным.2
10
В предреволюционные годы Сорокин был активен на поприще популяризаторства. С особым упорством он стремился донести до читателя мысли Э.Дюркгейма, идеи которого, можно сказать, проходят рефрентом через основную массу его работ. Воистину Дюркгейма, наряду с Петражицким, Ковалевским и Де-Роберти, мы вправе считать одним из главных «духовников» Сорокина. Он был близок ему по образу мышления , и по методу анализа социальных явлений, по яркости и самобытности выдвигаемых идей. Дюркгеймовской теории религии он посвятил две статьи, опубликованные в 1914 году. По всей вероятности, по протекции М.М.Ковалевского, хорошо знакомого с именитым французским маэстро, Сорокин вступает с ним в переписку. Трудно сказать, на сколько она была активной, особенно в период первой мировой войны. Случайно сохранилось лишь письмо Дюркгейма к Сорокину, в котором он благодарит начинающего ученого «за труд который Вы (П.А.Сорокин) взяли на себя, чтобы изучить и осветить мои идеи Вашим соотечественникам» и сожалеет, «что полное не знание русского языка препятствует моему ознакомлению с Вашими работам, по крайней мере в настоящий момент».