Эстетика глянца как проекция ожиданий потребителей массовой моды

Автор: g*****@inbox.ru, 27 Ноября 2011 в 06:13, статья

Описание работы

Период, во время которого модным считалось только то, что было «удобно» и «скромно»[1], канул в лету вместе с полем существования подобного мировоззрения – Советским Союзом. Нараставшее среди молодёжи к концу 70-80-х годов стремление быть «в моде», одеваться не только удобно, но красиво и с отражением собственной индивидуальности, фактически подготовило благодатнейшую почву для появления в России глянцевых журналов.

Работа содержит 1 файл

Лунёва_Эстетика глянца как.doc

— 40.00 Кб (Скачать)

И.В.Лунёва

Иркутский Государственный Университет 

Эстетика  глянца как проекция ожиданий потребителей массовой моды 

    Период, во время которого модным считалось  только то, что было «удобно» и «скромно»[1], канул в лету вместе с полем существования подобного мировоззрения – Советским Союзом. Нараставшее среди молодёжи к концу 70-80-х годов стремление быть «в моде», одеваться не только удобно, но красиво и с отражением собственной индивидуальности, фактически подготовило благодатнейшую почву для появления в России глянцевых журналов. Так долго скрывавшаяся за кулисами коллективизма, яркая, соблазнительная и многогранная мода требовала максимально обширного распространения информации о себе.

      «Гламурный глянец» первое десятилетие существования России не был так востребован, как хотели его создатели и идейные вдохновители. В стране 90-х годов общество было потрясено ворвавшейся в страну рекламой и порнографией, а общий уровень материальной обеспеченности населения оставлял желать лучшего. Вся эстетика освоения социального пространства сводилась к приобретению пропитания. Вместе со стабилизацией и улучшением экономической ситуации в стране, повышением инвестиционной привлекательности России, хлынувшим потоком нефтяных денег победоносно пришло и Оно – Общество потребления, общество мусорной корзины. Одноразовость вещей, падение интереса самой читающей в мире нации к чтению как таковому (прежде всего, речь идёт о городском населении. Урбанизация в любых экономических условиях ведёт к стагнации деревни), повышение среднемесячных доходов возродило нараставший накануне развала Советского Союза интерес к моде. Но к моде не как к стремлению соответствовать провозглашённым модным канонам в рамках одного сезона, а к моде как таинству, процессу с миллионами нюансов, которые по определению не могут быть неказисты и непривлекательны для обыкновенного человека. Мода, даже не реализованная в индивидуальную «телесную практику»[2], рождает в мировосприятии человека иллюзию облегчения, расслабления и отрешения от обыденного мира. К подобной иллюзии на фоне рабочих, бытовых и иных проблем хочется обращаться снова и снова.

    Для этого и необходимо любое глянцевое  издание. По большому счёту, журнал (как  и fashion-телеканал или Web-сайт) не формирует представления о красоте, моде или элегантности – он их проецирует. Мода – проявление «коллективного бессознательного»[3], журнал о моде – фиксация и распространение данного проявления. Смысл модного сообщения не является имманентным, он трансформируется в ответ на желания и неудовлетворённые потребности, декодируя последние в статьи, модные обзоры и фотографии. Семантическое же их содержание демонстрирует, ожидания каких именно социальных групп нашли отражение в том или ином издании.

    В качестве объекта анализа для  обоснования выдвинутого предположения автором использовались два журнала о моде, рассчитанных на различные целевые группы, а именно «Cosmopolitan» и «Officiel».

    Журнал  «Cosmopolitan» ориентирован на широкий круг читателей со средним или ненамного выше среднего доходом; основная масса читателей  - женщины, занятые построением карьеры, поддержанием уюта в семье (в случае её отсутствия – поисками партнёра для её создания, благо журнал предлагает широчайший ассортимент «практических» советов). Опираясь на содержание журнала, можно подумать, что его читательницы в свободное от основных дел время заняты приобретением косметики, одежды, посещением спортивных клубов и чтением откровенно ширпотребной литературы. Если судить поверхностно, сам собой на ум приходит вывод, что большая часть российских женщин только этим и занимается, находясь в культурном «застое». Но здесь стоит обратиться к предположению о том, что модный журнал проецирует вокруг читающего иллюзорное пространство, которое помещает его в собственный центр, предлагая разыграть сценарий главной роли. Красота и сексуальность, сближение с читателем и по-матерински добрые советы являются проекцией ожидаемого отдельной взятого читателя, ретрансляцией воображаемого воплощения неудовлётворенных потребностей. Представленные в журнале элементы одежды и аксессуары могут быть доступны типичной его читательнице, а она, открывая очередной номер журнала, ждёт появления этих самых вещей, хочет увидеть их на моделях и знаменитостях, что позволяет приблизить саму себя к элитным группам общества. 

    «Officiel» позиционируется как самый интеллектуальный модный журнал, рассчитанный на тех женщин, которые могут себе позволить приобрести представленные на страницах журнала вещи (в большинстве своём относящихся  к премиум-классу). Данный журнал аналогично предыдущему проецирует в своих страницах ожидания читательниц. Они ждут не только обзоров с подиума, но и интеллектуальных обзоров и умственной пищи, что выливается в эссе, обзоры выставок, фильмов и книг, но только не тех, которые поступают в массовое обращение. Более высокий культурный уровень, предполагающий и более высокие эстетические притязания, заставляет создателей журнала формировать в издании ожидаемый дискурс, закладывать требуемые визуальные знаки. Журнал не имеет права снизить уровень (как визуальный, так и предикативный) посылаемых им сообщений, так как это будет отклонением от ожиданий читателей.

    Таким образом, мы можем видеть, что модные журналы выступают в качестве носителей зафиксированных ожиданий массового (группового) потребителя от моды; мода здесь полностью реализует сама себя, то есть распространяется на многие сферы, а не только на сферу одежды. Рассчитанные на разные группы общественности, они заключают в себе отличное друг от друга содержание. А соблюдение граней дозволенного в плоскостях этики и эстетики является незыблемым требованием для сохранения читательской аудитории. Малейшее отклонение будет воспринято или как откровенное неуважение, или как пересечение личного, потаённого мира, скрывающего глубинные мысли и желания. 

    Использованная литература.

  1. Вайнштейн О. Улыбка Чеширского кота: взгляд на российскую модницу// Женщина и визуальные знаки. М.: Идея-Пресс, 2000. С. 30-40
  2. Энтуисл Дж. Мода и плоть: одежда как воплощенная телесная практика/Энтуисл Дж.// Теория моды. Одежда, тело, культура - зима 2007-2008.  – № 6. - С. 95-130
  3. Blumer H. Fashion: From class differentiation to collective selection // Sociological quart. - Columbia, 1969. - Vol. 10, N 3. - P. 275-291.

Информация о работе Эстетика глянца как проекция ожиданий потребителей массовой моды