«Человек
немыслим вне общества» (Л.Н.
Толстой)
Лев Николаевич
Толстой – великий русский
писатель второй половины XIX – начала
XX вв. Его творчество поражает читателя
глубочайшими философскими смыслами.
«Человек
немыслим вне общества» - как
это понять? Чтобы грамотно сформулировать
ответ необходимо, прежде всего,
дать определение понятиям «общество»
и «человек».
Человек
- существо биосоциальное, обладающее
мышлением, членораздельной речью, способностью
создавать орудия и пользоваться ими в
процессе общественного труда, воплощающее
в себе высокие моральные и интеллектуальные
свойства. Само определение подсказывает
нам, что человек прочно связан с обществом,
которое содействует и помогает ему стать
личностью и отстоять свою индивидуальность.
Общество
– обособившаяся от природы
часть материального мира, но
тесно связанная с ней, состоящая
из индивидуумов (людей), обладающих
волей и сознанием и включающая
в себя способы взаимодействия
людей и формы их объединения.
Здесь осуществляется социализация,
т.е. процесс усвоения человеком
определённой системы знаний, норм
и ценностей, позволяющих ему
функционировать в качестве полноправного
члена общества. Ребенок с момента
рождения попадает не только
в природную, но и в социальную
среду, которая готовит его
к дальнейшей самостоятельной
жизни, начиная со становления
самых элементарных функций: питание,
передвижение и т.д.
Общество
содержит в себе смысл, разум
и волю. Оно легитимно, в нем
концентрируется сущность человеческого
бытия: все, что отличает человека
от чисто природного существа
и обнаруживает его разумную
и духовную природу. Оно формирует
человеческую личность: устойчивую
систему социально значимых характеристик
человека как члена общества.
Министр
иностранных дел РФ Сергей
Лавров – выдающаяся личность.
Его отличает высокий ум, компетентность,
воспитанность. Именно общество
социализировало его, позволило
ему раскрыть свой духовный
и нравственный потенциал. Оно
предоставило ему свои «интеллектуально-нравственные»
дары – все лучшие ценности,
которое накопило. Он получил
блестящее образование (МГИМО), стал
принимать участие в политической
жизни России. Я считаю, что именно
такие люди должны стоять на
столь высших государственных
постах.
Вне общества
нет смысла, и каждый член общества
получает возможность взаимодействовать
со смыслами только в социальном
пространстве. Чисто индивидуальный
смысл, оторванный от общественных
установок, не может существовать,
и будет полной бессмыслицей.
Даже высшие истины религии
тесно связаны с обществом.
В «Евангелии» Христос говорит:
«… Где двое или трое собраны
во имя Моё, там Я посреди
их».
Природой
заложено так, чтобы человек
взаимодействовал с себе подобными.
Человек с момента своего появления не
может существовать вне общественных
связей и отношений. Главное значение
общества состоит в том, что в его рамках
выживание человеческого рода, жизнедеятельность
людей обеспечены более надежно и более
эффективно, чем при изолированном существовании
каждого человека. Более высокая гарантированность
жизнеобеспечения заставила наших предков
вести совместную жизнь. В эпоху традиционного
общества люди сообща занимались земледелием,
собирательством, скотоводством. Затем
к этой деятельности добавились ремесла,
человек стал заниматься творчеством
и таким образом происходит совершенствование
общества вплоть до современности…
Среди
духовных испытаний для совершенствования
по системе «дзен» в Японии
существует процедура «моритао»
- помещение человека на неделю и более
в пещеру и строгий запрет разговаривать
там даже с самим собой. По свидетельству
лиц, прошедших это испытание, жажда общения
к концу изоляции становилась просто невыносимой,
и дальнейшая встреча с любым человеком,
беседа на любую тему доставляла отшельнику
острейшую радость. Отсюда вывод, что влечение
человека к установлению контакта с другими
людьми есть социальная потребность.
В настоящее
время люди не пренебрегают
коммуникацией. В эпоху информационно-компьютерных
технологий человек все больше
погружается в коммуникативную
среду, черпает из нее важную
и значимую для себя информацию,
которая делает его умнее, начитаннее,
помогает реализовать себя в
жизнедеятельности, применять полученные
знания на благо и развитие
общества. Коммуникация – это
и есть основа общества, когда
люди понимают друг друга, сотрудничают
и реализуют разные проекты.
Наше общество развивается. С
ним должен развиваться и человек.
Я полностью согласен с высказыванием
Льва Николаевича Толстого, что
«человек немыслим вне общества».
«Имею
право или обязан?»
Конституция
РФ предусматривает как соблюдение
прав, так и соблюдение обязанностей
всех людей, находящихся на
территории РФ. Но что же всё-таки
первично: права или обязанности?
Возьмём
Конституцию. Статья 30 гласит: «Каждый
имеет право на объединение,
включая право создавать профессиональные
союзы для защиты своих интересов».
В этом пункте говорится только
о правах, но дальше следует
пояснение: «Свобода деятельности
общественных объединений гарантируется».
Раз «гарантируется», значит, кто-то
обязан обеспечить соблюдение
этого права. Так можно разобрать
любую статью, любой закон, и
права одного всегда будут
обязанностями другого.
Можно
вспомнить, что ни в одной
Утопии не было слоя общества
начисто лишённого обязанностей.
При коммунизме люди пытались
построить общество равных возможностей,
равных прав, но ни в коем случае не
лишить, ради благоденствия это общество
обязанностей.
Таким
образом, обязанности присутствуют
всегда, а вот права нет. Практически
бесправными были рабы в Риме
и шудры в Индии. Государство
видело в них лишь рабочую
силу.
Права
надо заслужить. Именно труд, как
сказал Ф. Энгельс, вывел обезьяну
в люди. И, проходя по спиралям
эволюционного процесса, человек
приобретает всё новые обязанности,
выполнять которые всё трудней
и трудней. Но, вместе с тем,
и новые права.
Я считаю,
что обязанности стоят выше
прав ( и этот вопрос НЕ аналогичен вопросу
«Что было раньше - яйцо или курица?» ).
И, только выполняя свои обязанности по
отношению к другим, я имею право требовать
от других соблюдения моих прав.
«Создает
человека природа, но
развивает и образует
его общество» (В.Г.
Белинский).
Человек
- это существо биологическое и
социальное. Всю свою жизнь он проходит
процесс социализации- приобщению к
традиционным ценностям, устоям окружающего
мира. Этот процесс ограничен двумя
полюсами: рождением и смертью. С
раннего детства человека окружают
первичные агенты социализации: семья,
детский сад, школа. Формирование характера
и мировоззрений - вот главные
задачи первичных агентов. Вторичные
агенты социализации, такие как вузы,
профессиональные учреждения, рабочее
место, формируют картину огромного
окружающего мира и места человека
в нем. Благодаря агентам социализации
человек становится личностью, проявляет
свои индивидуальные особенности и
способности во взаимодействии с
людьми. Человек может определить
кто он, сравнивая себя с другими
людьми, прислушиваясь к мнению других.
По теории Маслоу существует пирамида
человеческих потребностей. Фундаментом
пирамиды является биологические потребности
(жажда, голод, сон, продолжение рода); в
середине пирамиды находятся социальные
потребности (труд, самореализация); и
самыми верхними являются духовные потребности
(познание, мировоззрение). Все потребности
тесно связаны между собой. Человек не
может жить без еды, воды, и воздуха, потом
же он не может жить без общения с другими
людьми. Истории известны факты о том,
что без общения с людьми человек сходит
с ума, а не развивая свои интеллектуальные
способности, он перестает быть личностью
и живет на природном уровне, удовлетворяя
биологические потребности.
Таким образом, фундаментальной
основой человека является его
биологическая сущность, а стержневой
основой — социальная. Я полностью
согласна с мнением известного
литератора В.Г.Белинского о том,
что «создает человека природа,
но развивает и образует его
общество».
«Революция
– это переход
от неправды к правде,
от лжи к истине, от угнетения
к справедливости, от
обмана и страданий
к прямолинейной честности
и счастью» (Роберт
Оуэн)
Революцию
часто называют общественным
взрывом, именно поэтому, на
мой взгляд, революция не решает
полностью тех проблем, которые
возникли в жизни.
В историческом
прошлом России самой значительной
была революция в октябре 1917
года. Наиболее важным её результатом
стало начало строительства коммунизма,
что означало радикальное изменение
жизни всей страны. И если это
– та самая правда, справедливость
и честность, о которой говорит
Оуэн, то почему сейчас Россия
всеми силами пытается приобщиться
к западной модели развития
и делает всё, чтобы стать
капиталистической страной в
полном смысле этого слова?
И это при том, что в советское
время Россия многого добилась:
стала сверхдержавой, первой осуществила
полет человека в космос, победила
во Второй мировой войне. Получается, что
революция не привела нашу страну к истине.
Более того, к концу 1991 года Россия оказалась
на грани экономической катастрофы и голода.
Нужно
ли говорить о социальных революциях,
если даже в ходе научно-технической
революции в современном мире
возникает множество вопросов. Среди
них и экологические проблемы,
и рост безработицы, и терроризм.
С одной
стороны, в ходе НТР совершенствуется
здравоохранение, спасаются от
смерти усилиями врачей самые
безнадёжные больные, а с другой
стороны, производится оружие
массового поражения, в том
числе, бактериологическое. Средства
массовой информации ежедневно
освещают миллионы событий, происходящих
во всех уголках планеты, информируя,
образовывая людей, но в то же
время СМИ выступают в качестве манипулятора
человеческим сознанием, волей, разумом.
Можно
привести еще множество примеров
революций, но вывод останется
однозначным: революция – это
многосторонний и противоречивый
процесс, в ходе которого решаемые
проблемы заменяются другими,
часто еще более сложными и
запутанными.
"Власть,
лишенная авторитета,
хуже, чем явное
безвластие"
В обществе,
где правит власть, лишенная авторитета
у народа, правовое и демократическое
государство существует только
на бумаге. Как писал Оноре
де Бальзак: "Власть, над которой
глумятся, близка к гибели". И
в действительности, в таком государстве
обществом управляют лишь личные
интересы, стремление к неравенству,
нарушению чужих прав и закона,
деспотизм.
В рамках
этой позиции необходимо раскрыть
проблемы устранения вседозволенности
и отношения народа к государственному
аппарату и его работе.
Есть
у государства функции, которые
ни при каких условиях не
могут быть переданы не государственным
структурам. Это функции обеспечения
национальной безопасности и
государственного суверенитета (вооруженные
силы, пограничная стража, борьба
с преступностью и др.). И от
качества, результативности, а также
методов их исполнения, зависит
степень уважения народом государственной
власти и доверия к ней.
Одним
из главных показателей эффективности
работы государственного аппарата
является борьба с преступностью,
то есть борьба с вседозволенностью
и установлением в обществе
принципа справедливости. В цивилизованном
современном государстве самым
важным условием торжества справедливости
является неотвратимость наказания.
Ведь если за деяние предусмотрено
наказание, а нет системы, которая
исполняет и следит за его
исполнением, то люди будут
решать свои проблемы преступными,
а не правовыми методами. А
власть, при которой человек живет
в постоянном страхе за свою
жизнь и своих близких, никогда
не добьётся авторитета у народа.
Ещё один главный фактор добросовестной
работы власти - воплощение в жизнь
принципа равенства граждан перед
законом и судом. Как писал
А.И. Герцен: "Массы хотят остановить
руку, нагло вырывающую у них
кусок хлеба, заработанный ими,
- это их главная потребность.
К личной свободе, и независимости
слова они равнодушны; массы любят
авторитет, их ещё ослепляет
оскорбительный блеск власти, их
ещё оскорбляет человек, стоящий
независимо; они под равенством
массы понимают лишь равномерный
гнёт".
Реализация
в человеческих отношениях равенства,
как и многих других социальных
ценностей, осуществляется через
право. Равенство - изначально
присущее праву - свойство с
историческим изменяющемся содержанием.
Разным цивилизациям на разных этапах
их исторического развития присущи свой
круг отношений и участвующих в них субъектов,
попадающих под действие правового равенства.
В современном обществе необходимо, чтобы
власть обеспечивала равенство в правах,
перед законом и судом всех граждан, независимо
от обстоятельств.