Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:03, реферат
В нашей повседневной жизни мы познаем окружающие нас вещи и явления многими разнообразными способами. Мы можем, в частности, принимать на веру (т.е. не подвергая сомнению и критической перепроверке) все, что мы услышим от окружающих нас людей или прочтем в каких-то письменных сообщениях. “Верить - значит отказываться понимать”, как утверждал французский писатель Поль Бурже. В этом случае у нас вряд ли вызовет сомнение сообщение авторитетного для нас источника о том, что Земля - это огромный плоский диск, покоящийся на трех слонах (или китах), и мы просто включим эту информацию в состав уже имеющегося в нашей памяти комплекса сведений об окружающем мире. Такие знания можно назвать мифологическими. Они очень близки к религиозным знаниям, но не могут достоверно и точно отражать действительность во всех жизненных сферах.
Только исследование, анализ и постепенное накопление знаний может являться достоверным источником. Такое изучение и сбор необходимой информации образует в своём роде науку.
Как известно, ещё с древних времен люди стремились освоить многие области жизни: письменность, добывание, земледелие, производство. Всё это было актуально и необходимо для выживания. Однако, немаловажным, является изучение взаимодействия людей между собой, их общение, отношение, образование семей, их взаимоотношения в узком кругу и в целом обществе. Ведь только путём общения и взаимодействия, люди могут достичь чего-то, развиваться, совершенствовать окружающий мир.
1 Введение 2 стр.
2 Понятие социология. Классификация социологии 3 стр.
3 Эмпирическая социология в России 4 стр.
4 Понятие Эмпирическая социология. Опросные методы сбора первичной социологической информации. 5 стр.
5 Методология эмпирического социологического исследования 9 стр.
6 Заключение 14 стр.
7 Список используемой литературы 15 стр.
Содержание:
1 Введение 2 стр.
2 Понятие социология. Классификация социологии 3 стр.
3 Эмпирическая
социология в России
4 Понятие Эмпирическая
социология. Опросные методы сбора первичной
социологической информации.
5 Методология
эмпирического
6 Заключение 14 стр.
7 Список используемой
литературы 15 стр.
Введение
В нашей повседневной жизни мы познаем окружающие нас вещи и явления многими разнообразными способами. Мы можем, в частности, принимать на веру (т.е. не подвергая сомнению и критической перепроверке) все, что мы услышим от окружающих нас людей или прочтем в каких-то письменных сообщениях. “Верить - значит отказываться понимать”, как утверждал французский писатель Поль Бурже. В этом случае у нас вряд ли вызовет сомнение сообщение авторитетного для нас источника о том, что Земля - это огромный плоский диск, покоящийся на трех слонах (или китах), и мы просто включим эту информацию в состав уже имеющегося в нашей памяти комплекса сведений об окружающем мире. Такие знания можно назвать мифологическими. Они очень близки к религиозным знаниям, но не могут достоверно и точно отражать действительность во всех жизненных сферах.
Только исследование, анализ и постепенное накопление знаний может являться достоверным источником. Такое изучение и сбор необходимой информации образует в своём роде науку.
Как известно, ещё с древних времен люди стремились освоить многие области жизни: письменность, добывание, земледелие, производство. Всё это было актуально и необходимо для выживания. Однако, немаловажным, является изучение взаимодействия людей между собой, их общение, отношение, образование семей, их взаимоотношения в узком кругу и в целом обществе. Ведь только путём общения и взаимодействия, люди могут достичь чего-то, развиваться, совершенствовать окружающий мир.
Поэтому изучение общества стало такой же немаловажной задачей, как скажем, изучение становления экономики или политики. Все накопленные знания и образуют науку социологию, которая, как мы выяснили, является одной из главных во всех областях жизни.
Свою работу
я хочу посвятить не столько самой
социологии, как науки, а одной из составляющих
общей социологии – эмпирической социологии.
Моей целью является наиболее полно раскрыть
её назначение, цели и задачи.
Социология одна из самых молодых наук. Социоло́гия (от лат. socius — общественный; др–греч.—наука) — это наука обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Термин социология впервые был введен О. Контом в 1839 г.
По определению Энтонни Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ .Н. Смелзер дает такое определение: “Социология - это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа”. Мы, в свою очередь, будем подразумевать следующее понятие социологии:
Социология – это наука об обществе как системе, о закономерностях социального развития.
Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия. К основным функциям социологии можно отнести: познавательную, прикладную, прогностическую, идеологическую. Существуют определённая классификация социологии как науки:
Каждый раздел
социологии дополняет и формирует общие
знания об обществе и взаимодействии людей
в обществе, что и составляет науку социологию.
Эмпирическая Социология в России.
В течение 20-го века западная социология отмечена значительной эволюцией, поэтому в настоящее время является сложной системой концепций, идей, методов, теорий. Сов второй половины 20-го века развивается не только в США, но и в Западной Европе. Представителей эмпирической школы затрагивают достаточно разнообразный круг интересов, но основными решаемыми проблемами являются теоретико-методологическое обоснование исследований, а также соотношение и связь объёмов прикладного и академического направлений.
Эмпирическая социология в России развивалась как до революции (П, Петражицкий, М. Ковалевский и др.), так и в первые десять лет после (А, Гастев, С. Струмилин, А. Тодорский, А.Чаянов, М. Корнев, М.Лебединский, В.Ольшанский и др.)
Эмпирическая социология в России в 20-е годы исследовала проблематику организации труда, повышения культуры образования, быта и производства, обучения квалифицированных кадров. В начале 30-х годов проведение таких исследований были остановлены и возобновились лишь в 70-х годах (Ю. Левада, А.Здравомыслов, И.Кон, Г. Осипов, В. Рожин, А.Харчев, В. Ядов и др.).
В развитии российской социологии просматриваются три этапа:
1-этап (60-80е гг
19 в). Возникает социология на
Западе, и в России. Она рассматривается
как наука, которая использует
прочие науки в качестве «
2-ой этап (80 – 90-е гг 19 в). В это время формируются антипозитивистские установки и марксизм. В это время М.М. Ковалевский выпустил свой труд «Социология». Он понимал социологию в качестве науки об эволюции и организации общества. Он подчёркивал, что в социологии сложно переплелись экономические, психологические, географические факторы, но ни один из них, при этом, не выступает определяющим.
3-ий этап (до
20-х гг 20-го века). Ведущей школой
– неопозитивизм. Одновременно
формируется «христианская
4-ый этап (С
80-х годов 20 века до н.в.). Новый
этап, ознаменованный кардинальными
изменениями в социологии, которая признается
самостоятельной наукой.
Понятие «Эмпирическая социология»
Важное место в системе наук рядом с теоретической социологией занимает эмпирическая социология. Основная ее функция – изучение общественного мнения и разных социальных процессов. Наиболее эффективно эта функция используется в процессе социологического исследования.
Социальное исследование – это система теоретических и эмпирических процедур, которые способствуют получению новых знаний про исследуемый объект с целью решения конкретных теоретических и социальных проблем.
Выделяется четыре основных метода эмпирического социологического исследования: анализ документов, наблюдения, опрос и социальный эксперимент, разделяющиеся в зависимости от состояния фактов сознания, а также способа их фиксации.
Опросные методы сбора первичной социологической информации.
Основная
масса эмпирической информации добывается
в социологии методами опроса, суть
которых заключается в
Большая значимость этих методов определяется, во-первых, организационными преимуществами (всегда легче организовать опрос, чем осуществлять любой другой метод социологического исследования); во-вторых, относительной дешевизной, в-третьих, содержательностью и универсальностью информации, полученной опросным методом (при помощи опросного метода можно получить любую информацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отражена документально или фиксироваться с помощью наблюдения); в-четвертых, возможностью максимального использования технических средств, для обработки полученных в результате опроса данных.
Вместе с тем опросные методы имеют и свои негативные стороны. На качество полученной этими методами информации, влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме и к организации или человеку, проводящему опрос), с другой – факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении опросного листа и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации). На результаты опроса негативно влияет присутствие при опросе посторонних лиц, неудачно выбранное время и место опроса, несоблюдение принципов анонимности, плохая организация самой процедуры опроса.
Основными видами опросных методов являются анкетный опрос и социологическое интервью, которые в зависимости от ряда признаков подразделяются на: сплошные и выборочные; индивидуальные и групповые; массовые и экспертные; устные и письменные; очные и заочные; одноразовые и многоразовые; стандартизированные не стандартизированные.
Специфика опросных методов заключается в том, что в них с логической точки зрения реализуется система “вопрос—ответ”, с последующей качественной и количественной обработкой полученных ответов. При ряде общих признаков указанные методы имеют и свои отличительные характеристики. Рассмотрим их более подробно.
Анкетный опрос.
Основным средством коммуникации при проведении опроса является анкета.
Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты. По предметному содержанию вопросы можно поделить на :
Вопросы
о фактах. Целью этих вопросов является
получение информации о социальных явлениях,
о состоянии дел на производстве, о поведении
окружающих.
Вопросы о знании. Их цель состоит
в раскрытии того, что знает и что может
изложить респондент. Как правило, это
вопросы экзаменационного типа, имеющие
целью выявить уровень информированности
респондента и его знания в определённой
области. Вопросы
о мнении. Эти вопросы направлены
на фиксацию фактов, пожеланий, ожиданий,
планов на будущее и могут касаться любых
проблем и личности самого респондента.
По способу распространения анкет опросы подразделяются на :