Эмоциональная социология Л.И.Петражицкого

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:12, реферат

Описание работы

Цели и задачи работы:
описать основные идеи общетеоретического значения
охарактеризовать основные черты теории государства и права
охарактеризовать роль эмоциональной психологии в социологии
охарактеризовать роль государства в обществе с точки зрения Л.И.Петражицкого
выяснить значение исследований Л.И.Петражицкого для социологии

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Творчество Л.И.Петражицкого…………………………………………….4
2. Методологические и философские основы теории………………………5
2.1 Элементы психики………………………………………………………...5
2.2Этические эмоции……………………………………………………....….7
3. Понятие права и его отличие от нравственности………………………..11
3.1 Виды права………………………………………………………………..11
3.2 Политика права как основная отрасли правоведения………………….14
Заключение……………………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

эм.соц-я петражицкого.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

Кафедра истории и социологии 
 
 
 
 
 
 

Реферат по социологии на тему «Эмоциональная» социология Л.И.Петражицкого» 
 
 
 
 
 

Выполнила: Артюшова Екатерина,

МЭ-191 
 

                                                                             Проверил: Рябев В.В,

доктор  социологических наук,

профессор 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мурманск 2010 
 

                                        Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3

1. Творчество Л.И.Петражицкого…………………………………………….4

2. Методологические  и философские основы теории………………………5

2.1 Элементы  психики………………………………………………………...5

2.2Этические  эмоции……………………………………………………....….7

3. Понятие  права и его отличие от нравственности………………………..11

3.1 Виды  права………………………………………………………………..11

3.2 Политика  права как основная отрасли  правоведения………………….14

Заключение……………………………………………………………………16

Список  использованной литературы………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 

                                       Введение 

     Вопрос  соотношения морали и права приобрел необычайную остроту в русской  научной и общественной мысли XIX - начала XX в. Решение этой проблемы было тесным образом связано с осознанием путей историко-культурной самобытности и направленности общественного развития России. Славянофилы и консерваторы отрицали право в пользу морали, либеральное крыло российской интеллигенции рассматривало право как высшую социальную ценность.

     Выбор мировоззренческой и методологической основы социологии в России XIX - начала XX в. был относительно невелик: юридический позитивизм или доктрина естественного права. Но сделать этот выбор было нелегко, поскольку юридический позитивизм, отождествлявший право с законом, не соответствовал идее либералов о независимости права от государства, а доктрина естественного права XVII - XVIII в.в. в начале XX в. выглядела явным анахронизмом и не удовлетворяла запросов юриспруденции.

     В такой ситуации неопределенности в целях решения проблемы соотношения морали и права была создана известным российским правоведом и общественным деятелем Л.И. Петражицким психологическая теория права и государства.

       Цели и задачи  работы:

  • описать основные идеи общетеоретического значения
  • охарактеризовать  основные черты теории государства  и права 
  • охарактеризовать роль эмоциональной психологии в социологии
  • охарактеризовать роль государства в обществе с точки зрения Л.И.Петражицкого
  • выяснить значение исследований Л.И.Петражицкого для социологии
 
 

              1. Tворчество Л.И. Петражицкого 

     В формировании теории права и государства  Л.И. Петражицкого можно выявить  несколько этапов.

     Первый  период (с 1897 г. по 1900 г.) - творчески очень плодотворный. Сочинение Л.И. Петражицкого «Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права» сопровождалось двумя приложениями. В первом из них автор выступал за борьбу с юридическим позитивизмом и с теорией Р. Иеринга. Во втором он призвал к созданию в России правового государства. В 1898 г. в журнале «Юридический вестник» публикуется его статья «Что такое право?», идеи которой в 1900 г. найдут свое отражение в книге «Очерки философии права». В последних трудах уже даны основные положения его теории.

     Второй  период (1900 - 1905 гг.) посвящен тому, что Л.И. Петражицкий уже более детально разрабатывает методологические посылки своей теории. Его научные наработки отражаются в работе «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология». В 1904 г. он публикует серию статей в журнале «Научное обозрение».

     Третий  период (1905 - 1909 гг.) характеризуется построением целостной системы юридических понятий на основе методологии, разработанной в предшествующие годы. Все это вылилось в двухтомный труд «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», опубликование которого стало крупным научным событием того времени не только в русской, но и в европейской литературе[1]. 
 
 

________________________________

1. Исаев И.А. Антология  мировой  правовой мысли  в  пяти  томах - М.: Мысль,  1999 г. -          

4 т., 301 с.

          2. Методологические и философские основы теории 

     В освещении правовых явлений и  самой природы права Л.И. Петражицкий  в методологическом и философском  отношении следовал началам позитивной философии, но при этом проявил большую самостоятельность и оригинальность.

     В решении проблемы соотношения морали и права стремился отойти от конфронтации либералов и консерваторов, с  одной стороны, и методологических разногласий теоретиков права и  философов права - с другой. Ученый не отрицал значение культурной традиции, но вместе с тем поддерживал либеральную идею автономии права от государства. Он стремился рассматривать право в связи с развитием культуры в целом для того, чтобы создать такую теорию права, которая могла бы стать методологической основой как профессиональной юриспруденции, так и правосознания российского общества в целом, тяготеющего к недооценке права в пользу морали. 

     2.1 Элементы психики 

     В начале своего труда «Теория права  и государства в связи с теорией нравственности» Л.И. Петражицкий обращается к исследованию элементов психики и предлагает положить в основу психологии и других наук, касающихся психических явлений (наук о праве, о государстве, о нравственности и т. д.) вместо тройственного деления элементов психической жизни: на познание, чувство, волю деление на:

     1) двусторонние, пассивно-активные переживания  – эмоции (или, как он их  еще называет, импульсии);

     2) односторонние переживания, распадающиеся  в свою очередь на 

     а) односторонне-пассивные: познавательные и чувственные переживания,

     б) односторонне-активные: волевые переживания.

     При этом Л.И. Петражицкий отводит эмоциям (импульсиям) в жизни животных и  человека роль «главных и руководящих  психических факторов приспособления к условиям жизни»[1]. Односторонние же элементы психической жизни (познание, чувство, воля) играют лишь вспомогательную, подчиненную и служебную роль. Как отмечает правовед, именно эмоции побуждают человека к совершению  внешних телодвижений и иным действий (напр., к умственной работе и иным т. н. внутренним действиям).

     В целях установления научной теории поведения людей и животных Л.И. Петражицкий предлагает различать  два класса эмоций[2]:

     1) Специальные эмоции (специальные импульсии), которые имеют тенденцию превращать организм (индивидуальный психофизический аппарат, вообще годный для производства многих и весьма различных действий) на время в аппарат, специально приноровленный к исполнению определенной биологической функции и действующий в этом направлении, т. е. вызывать соответственные движения (сокращения мускулов) и бесчисленные вспомогательные физиологические и психические (интеллектуальные, волевые и чувственные) процессы.

     В качестве примера действия таких  эмоций автор приводит следующий: так, голод-аппетит приводит к появлению представлений и мыслей, касающихся пищи и еды, чем сильнее голод, доходящих до бреда и галлюцинаций; вытеснению прочих интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов и т.д.

     2) Абстрактные или  бланкетные эмоции имеются на ряду со специальными эмоциями  в нашей психике и играют весьма важную роль в жизни.  Такие эмоции могут служить побуждением к любому поведению,  а

________________________________

1. Петражицкий  Л.И. Теория  государства  и   права  в  связи  с

теорией  нравственности - М.: Проспект, 1999 г. - 211 с.

2. . Пяткина С.А.  История  русской  правовой  мысли - М.: Остожье , 1998 г. - 200 с.

именно, они побуждают к тем действиям, представления о которых переживаются в связи с ними. Л.И. Петражицкий  относит к таким эмоциям эмоции, возбуждаемые обращенными к нам велениями и запретами. Так, резкие приказы и запреты, высказанные строго-внушительным тоном, действуют как электрический ток и приводят к выполнению содержания повелений.  

     2.2 Этические эмоции  

     Сообщенные  выше общие психологические положения дают Л.И. Петражицкому возможность решить проблемы, связанные с природой нравственности и права.

     Для этого правовед выделяет два класса нормативных переживаний: эстетические эмоции и этические эмоции.

     1) Эстетические эмоции переживаются часто не только по адресу разных человеческих поступков, но и по адресу разных иных явлений и предметов, называемых в таких случаях красивыми, прекрасными (при наличности притягательной эстетической эмоции) или некрасивыми, безобразными, гадкими (при наличности отталкивающей эстетической эмоции). Как отмечает Л.И. Петражицкий,  именно на сочетаниях разных представлений с этими эмоциями покоятся так называемые правила приличия, правила доброго тона, обращения в обществе, элегантности. Эстетические эмоции восстают против грамматических, стилистических погрешностей в речи.

     2) Этические эмоции (эмоции долга, обязанности) представляют для исследования природы нравственности и права гораздо больший интерес. Этические эмоции переживаются человеком и управляют его поведением весьма часто. Но, как и многие другие эмоции, они обыкновенно для субъекта незаметны, не поддаются различению и наблюдению, a во всяком случае ясному и отчетливому познанию.

     Л.И. Петражицкий отмечает, что этическим  эмоциям присущи следующие свойства:

     1. Этические эмоции отличаются  своеобразным мистическо-авторитетным характером, т.е. противостоят эмоциональным склонностям человека, его влечениям, аппетитам и т. п., как «импульсы с высшим ореолом и авторитетом, исходящие как бы из неведомого, отличного от нашего обыденного и, таинственного источника».

     Этот  характер этических эмоций, отражается по справедливому замечанию Л.И. Петражицкого в поэзии, мифологии, религии  и т. п. в форме представлений  о том, что на ряду с нашим я, имеется налицо еще какое то другое существо, противостоящее нашему я и понукающее его к известному поведению, какой-то таинственный голос обращается к нам, говорит нам. К такому голосу можно отнести «совесть».

     2. Этические эмоции переживаются  как внутренняя помеха свободе, как своеобразное препятствие для свободного выбора и следования нашим склонностям, влечениям, целям и как твердое и неуклонное давление в сторону того поведения, с представлением о котором сочетаются соответствующие эмоции[1].

     Таких представлений существует несколько категорий:

     1. Представления обстоятельств, условий,  от наличности коих зависит  обязательность известного поведения,  напр., «если кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»; «в день священной субботы ты должен...» — представления этических условий или этически релевантных фактов.

Информация о работе Эмоциональная социология Л.И.Петражицкого