Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:12, реферат
Цели и задачи работы:
описать основные идеи общетеоретического значения
охарактеризовать основные черты теории государства и права
охарактеризовать роль эмоциональной психологии в социологии
охарактеризовать роль государства в обществе с точки зрения Л.И.Петражицкого
выяснить значение исследований Л.И.Петражицкого для социологии
Введение………………………………………………………………………..3
1. Творчество Л.И.Петражицкого…………………………………………….4
2. Методологические и философские основы теории………………………5
2.1 Элементы психики………………………………………………………...5
2.2Этические эмоции……………………………………………………....….7
3. Понятие права и его отличие от нравственности………………………..11
3.1 Виды права………………………………………………………………..11
3.2 Политика права как основная отрасли правоведения………………….14
Заключение……………………………………………………………………16
Список использованной литературы………………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
«МУРМАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
Кафедра
истории и социологии
Реферат
по социологии на тему
«Эмоциональная» социология
Л.И.Петражицкого»
Выполнила: Артюшова Екатерина,
МЭ-191
доктор социологических наук,
профессор
Мурманск
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Творчество
Л.И.Петражицкого……………………………………
2. Методологические
и философские основы теории………
2.1 Элементы
психики………………………………………………………..
2.2Этические
эмоции……………………………………………………....
3. Понятие
права и его отличие от
3.1 Виды
права……………………………………………………………….
3.2 Политика права как основная отрасли правоведения………………….14
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………...18
Вопрос соотношения морали и права приобрел необычайную остроту в русской научной и общественной мысли XIX - начала XX в. Решение этой проблемы было тесным образом связано с осознанием путей историко-культурной самобытности и направленности общественного развития России. Славянофилы и консерваторы отрицали право в пользу морали, либеральное крыло российской интеллигенции рассматривало право как высшую социальную ценность.
Выбор мировоззренческой и методологической основы социологии в России XIX - начала XX в. был относительно невелик: юридический позитивизм или доктрина естественного права. Но сделать этот выбор было нелегко, поскольку юридический позитивизм, отождествлявший право с законом, не соответствовал идее либералов о независимости права от государства, а доктрина естественного права XVII - XVIII в.в. в начале XX в. выглядела явным анахронизмом и не удовлетворяла запросов юриспруденции.
В такой ситуации неопределенности в целях решения проблемы соотношения морали и права была создана известным российским правоведом и общественным деятелем Л.И. Петражицким психологическая теория права и государства.
1.
Tворчество Л.И. Петражицкого
В формировании теории права и государства Л.И. Петражицкого можно выявить несколько этапов.
Первый период (с 1897 г. по 1900 г.) - творчески очень плодотворный. Сочинение Л.И. Петражицкого «Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права» сопровождалось двумя приложениями. В первом из них автор выступал за борьбу с юридическим позитивизмом и с теорией Р. Иеринга. Во втором он призвал к созданию в России правового государства. В 1898 г. в журнале «Юридический вестник» публикуется его статья «Что такое право?», идеи которой в 1900 г. найдут свое отражение в книге «Очерки философии права». В последних трудах уже даны основные положения его теории.
Второй период (1900 - 1905 гг.) посвящен тому, что Л.И. Петражицкий уже более детально разрабатывает методологические посылки своей теории. Его научные наработки отражаются в работе «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология». В 1904 г. он публикует серию статей в журнале «Научное обозрение».
Третий
период (1905 - 1909 гг.) характеризуется
построением целостной системы юридических
понятий на основе методологии, разработанной
в предшествующие годы. Все это вылилось
в двухтомный труд «Теория права и государства
в связи с теорией нравственности», опубликование
которого стало крупным научным событием
того времени не только в русской, но и
в европейской литературе[1].
______________________________
1. Исаев И.А. Антология мировой правовой мысли в пяти томах - М.: Мысль, 1999 г. -
4 т., 301 с.
2. Методологические
и философские основы
теории
В освещении правовых явлений и самой природы права Л.И. Петражицкий в методологическом и философском отношении следовал началам позитивной философии, но при этом проявил большую самостоятельность и оригинальность.
В
решении проблемы соотношения морали
и права стремился отойти от конфронтации
либералов и консерваторов, с
одной стороны, и методологических
разногласий теоретиков права и
философов права - с другой. Ученый не отрицал
значение культурной традиции, но вместе
с тем поддерживал либеральную идею автономии
права от государства. Он стремился рассматривать
право в связи с развитием культуры в целом
для того, чтобы создать такую теорию права,
которая могла бы стать методологической
основой как профессиональной юриспруденции,
так и правосознания российского общества
в целом, тяготеющего к недооценке права
в пользу морали.
2.1
Элементы психики
В начале своего труда «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» Л.И. Петражицкий обращается к исследованию элементов психики и предлагает положить в основу психологии и других наук, касающихся психических явлений (наук о праве, о государстве, о нравственности и т. д.) вместо тройственного деления элементов психической жизни: на познание, чувство, волю деление на:
1) двусторонние, пассивно-активные переживания – эмоции (или, как он их еще называет, импульсии);
2)
односторонние переживания,
а) односторонне-пассивные: познавательные и чувственные переживания,
б) односторонне-активные: волевые переживания.
При этом Л.И. Петражицкий отводит эмоциям (импульсиям) в жизни животных и человека роль «главных и руководящих психических факторов приспособления к условиям жизни»[1]. Односторонние же элементы психической жизни (познание, чувство, воля) играют лишь вспомогательную, подчиненную и служебную роль. Как отмечает правовед, именно эмоции побуждают человека к совершению внешних телодвижений и иным действий (напр., к умственной работе и иным т. н. внутренним действиям).
В целях установления научной теории поведения людей и животных Л.И. Петражицкий предлагает различать два класса эмоций[2]:
1) Специальные эмоции (специальные импульсии), которые имеют тенденцию превращать организм (индивидуальный психофизический аппарат, вообще годный для производства многих и весьма различных действий) на время в аппарат, специально приноровленный к исполнению определенной биологической функции и действующий в этом направлении, т. е. вызывать соответственные движения (сокращения мускулов) и бесчисленные вспомогательные физиологические и психические (интеллектуальные, волевые и чувственные) процессы.
В качестве примера действия таких эмоций автор приводит следующий: так, голод-аппетит приводит к появлению представлений и мыслей, касающихся пищи и еды, чем сильнее голод, доходящих до бреда и галлюцинаций; вытеснению прочих интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов и т.д.
2) Абстрактные или бланкетные эмоции имеются на ряду со специальными эмоциями в нашей психике и играют весьма важную роль в жизни. Такие эмоции могут служить побуждением к любому поведению, а
______________________________
1. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с
теорией нравственности - М.: Проспект, 1999 г. - 211 с.
2. . Пяткина С.А. История русской правовой мысли - М.: Остожье , 1998 г. - 200 с.
именно,
они побуждают к тем действиям,
представления о которых
2.2
Этические эмоции
Сообщенные выше общие психологические положения дают Л.И. Петражицкому возможность решить проблемы, связанные с природой нравственности и права.
Для этого правовед выделяет два класса нормативных переживаний: эстетические эмоции и этические эмоции.
1) Эстетические эмоции переживаются часто не только по адресу разных человеческих поступков, но и по адресу разных иных явлений и предметов, называемых в таких случаях красивыми, прекрасными (при наличности притягательной эстетической эмоции) или некрасивыми, безобразными, гадкими (при наличности отталкивающей эстетической эмоции). Как отмечает Л.И. Петражицкий, именно на сочетаниях разных представлений с этими эмоциями покоятся так называемые правила приличия, правила доброго тона, обращения в обществе, элегантности. Эстетические эмоции восстают против грамматических, стилистических погрешностей в речи.
2) Этические эмоции (эмоции долга, обязанности) представляют для исследования природы нравственности и права гораздо больший интерес. Этические эмоции переживаются человеком и управляют его поведением весьма часто. Но, как и многие другие эмоции, они обыкновенно для субъекта незаметны, не поддаются различению и наблюдению, a во всяком случае ясному и отчетливому познанию.
Л.И. Петражицкий отмечает, что этическим эмоциям присущи следующие свойства:
1.
Этические эмоции отличаются
своеобразным мистическо-
Этот характер этических эмоций, отражается по справедливому замечанию Л.И. Петражицкого в поэзии, мифологии, религии и т. п. в форме представлений о том, что на ряду с нашим я, имеется налицо еще какое то другое существо, противостоящее нашему я и понукающее его к известному поведению, какой-то таинственный голос обращается к нам, говорит нам. К такому голосу можно отнести «совесть».
2. Этические эмоции переживаются как внутренняя помеха свободе, как своеобразное препятствие для свободного выбора и следования нашим склонностям, влечениям, целям и как твердое и неуклонное давление в сторону того поведения, с представлением о котором сочетаются соответствующие эмоции[1].
Таких представлений существует несколько категорий:
1.
Представления обстоятельств,
Информация о работе Эмоциональная социология Л.И.Петражицкого