Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:37, реферат
Цели и задачи работы:
описать основные идеи общетеоретического значения
охарактеризовать основные черты теории государства и права
охарактеризовать роль эмоциональной психологии в социологии
охарактеризовать роль государства в обществе с точки зрения Л.И.Петражицкого
выяснить значение исследований Л.И.Петражицкого для социологии
Введение………………………………………………………………………..3
1. Творчество Л.И.Петражицкого…………………………………………….4
2. Методологические и философские основы теории………………………5
2.1 Элементы психики………………………………………………………...5
2.2Этические эмоции……………………………………………………....….7
3. Понятие права и его отличие от нравственности………………………..11
3.1 Виды права………………………………………………………………..11
3.2 Политика права как основная отрасли правоведения………………….14
Заключение……………………………………………………………………16
Список использованной литературы……
Охарактеризованным выше двум видам обязанностей соответствуют две разновидности этических норм (императивов).
Нравственными нормами являются односторонне-обязательные, беспритязательные, чисто императивные нормы, которые устанавливают свободные по отношению к другим обязанности, авторитетно предписывают нам известное поведение, но не дают другим никакого притязания на исполнение, никаких прав. Таковы, например, нормы христианской этики, согласно которой люди обязаны по отношению к ближним к весьма многому и даже трудно исполнимому, но притязаний на исполнение этого со стороны ближних нет и не должно быть.
К правовым или юридическим нормам правовед относит обязательно-притязательные, императивно-атрибутивные нормы, которые, устанавливая обязанности для одних, закрепляют эти обязанности за другими, дают им права, притязания, так что по этим нормам то, к чему обязаны одни, причитается, следует другим, как нечто им должное, авторитетно им предоставленное, за ними закрепленное.
3. Понятие права и его отличие от нравственности
Понятие права охватывает с позиции Л.И. Петражицкого:
1) все правовые нормы
- императивно-атрибутивные
2) все правовые обязанности
- долги одних, активно
В своем труде правовед много времени уделяет разграничению понятий права и нравственности и выделяет их отличительные признаки:
1) Нормы права и
нормы нравственности
2) В нравственности
имеются только односторонние о
3) Сознание правового
долга, т. е. вместе с тем
и права другого, оказывает
более сильное давление на
поведение, вызывает более
3.1 Виды права
Л.И. Петражицкий предлагал выделять больше видов права, чем современная ему юриспруденция.
1) Позитивное право
______________________________
1. Марченко М.Н.Теория права и государства - М.: Зеркало, 2001 г. - 297 с.
2) Интуитивное право
Соотношение же позитивного и интуитивного права проявляется, по мнению автора, в трех областях:
1) сфера действия исключительно
позитивного права (например, в
распорядительной сфере
2) сфера действия исключительно интуитивного права (человек выполнял вследствие возникшей двусторонней эмоции обязательства по отношению к другому человеку, которые не были зафиксированы ни в одной норме);
3) сфера параллельного
существования и действия
Ставя вопрос о соотношении позитивного и интуитивного права, Л.И. Петражицкий отмечал, что интуитивное право, если оно приобретает массовое распространение, устойчивость, может ограничивать позитивное право (законодательство). Если же интуитивное право проявляется достаточно редко, его значение и влияние на позитивное право снижается [1].
Интуитивное право, как
отмечал Петражицкий, содержит в
себе тенденцию к позитивации. «Этим
объясняется отчасти
Л.И. Петражицкий выделял особый вид позитивного права - официальное право, к которому он относил нормативные акты, судебные решения. Автор называл официальное право самым эффективным видом права среди других разновидностей позитивного права.
______________________________
1,2. . Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с
теорией нравственности - М.: Проспект, 1999 г. - 303 с.
Официальное право определяется Л.И. Петражицким как особый вид позитивного права, посредством которого государство влияет на эмоциональную сферу в прогрессивную сторону.
Но есть также, по Петражицкому, и неофициальное право, появляющееся во всех сферах жизни людей, где в их сознании возникают императивно-атрибутивные переживания. Получается, что в каждой обособленной группе людей формируется свое право наряду с официальным правом. В качестве примера неофициального права правовед приводит «детское право», складывающееся в психике детей; «разбойное право», складывающееся в психике разбойников, и т.д.
Таким образом, под неофициальным, интуитивным правом понимается существование таких обязанностей в поведении тех или иных лиц, которые не регламентируются непосредственно нормативными актами государства.
Официальное право, по Петражицкому, представляет собой «совершенно микроскопическую величину» по сравнению с тем необъятным множеством жизненных ситуаций, которые регулируются интуитивным правом. Л.И. Петражицкий приписывает интуитивному праву как явлению весьма подвижному, живому, гибко реагирующему на запросы времени все более возрастающую роль в жизни общества.
Очень актуальным представляется позиция автора о том, что для развития и процветания общества официальное право должно вобрать в себя прогрессивные положения интуитивного права, прежде всего, аксиомы интуитивного порядка, выраженные в понятии «справедливость»[1].
Именно «сознание справедливости оказывает давление на разработку, толкование и применение права и является (мирно или революционно
______________________________
1. Лейст О.Э. История
действующим) фактором создания, разрушения и изменения позитивного права» в ходе неизбежного конфликта между позитивным правом и правом интуитивным. Отсюда следует вывод о том, что официальное право, нарушающее аксиомы интуитивного права, утрачивает справедливый и действенный характер и подлежит отмене[1].
3.2 Политика права как особая отрасль правоведения
Л.И. Петражицкий ввел понятие «политика права», которое актуально и по сегодняшний день. Под политикой плана он понимал план постепенных государственно-правовых реформ в сфере педагогики правовых эмоций, борьбу за право, высокую юридическую культуру чиновников и простых граждан[2].
Цель политики права -
служить прогрессу и
Основную задачу политики
права правовед видел, прежде всего,
в устранении «злокачественных»
видов как интуитивного, так и
позитивного права путем
Чрезвычайно важна одна из проблем, поставленная Петражицким при разработке идеи политики права - вопрос о правовом воспитании, о правовой
______________________________
1. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с
теорией нравственности - М.: Проспект, 1999 г. - 364 с.
2. Нерсесянц В.С. История
педагогике. Л.И. Петражицкий выдвинул принцип целостного формирования
личности начиная с детского возраста. «Родители и воспитатели должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии... Притом важно развитие, так сказать, обеих сторон права, внушение прав других и их святости, сильного уважения к ним, но точно так же и собственных воспитываемых прав и уважения к ним».
Л.И. Петражицкий уделял чрезвычайно важную роль семье в области правового воспитания: «Если в семье господствует правовой хаос, самодурство, произвол, в частности, никто и ничто не внушает ребенку определенных и твердых правовых принципов, то и нет почвы для развития нормальной интуитивно-правовой психики, а получается состояние более или менее близкое к правовому идиотизму, и эвентуально, в будущем преступная психика и соответственное поведение»[1].
Воспитание посредством подавления личности ребенка, при котором ему не выделяется хотя бы малая сфера его неприкосновенных прав, небезразлично по своим правовым результатам в будущем.
Таким образом, идея создания политики права в работах Петражицкого, без сомнения, носит новаторский характер. Обоснование правовой политики как психологической и юридической науки в тесной связи с правовой педагогикой открыло новые рубежи в развитии этой дисциплины, в познании и использовании социальных функций права и не утратило своего значения и в наше время.
______________________________
1. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с
теорией нравственности - М.: Проспект, 1999 г. - 379 с.
В какой-то степени концепция Л.И. Петражицкого является продолжением традиций Запада. Это заключается в признании прав лица, индивидуализма в отрицательном смысле этого слова, когда закрепление прав лица и их уважение и соблюдение может вредить интересам других лиц и общества. В рамках традиций соборности, единства, гармонии личности с миром интерес к собственности, скрупулезное изучение прав одного лица в рамках учения Л.И. Петражицкого было несколько резким и несимпатичным сторонникам попыток облагородить право религиозными началами (Вл. Соловьевым, например). Обвинения Л.И. Петражицкого в индивидуализировании права и игнорировании им социальной природы права покоится на простом невнимании ученых и профессора Н.И. Палиенко, в частности, к соответствующей части учения психологического понимания права. Ведь именно из учения Л.И. Петражицкого выросла социология П.А. Сорокина. Понимание права Л.И. Петражицким было основано на понимании любви в традициях именно христианской религии.
И.В. Гессен как один из сторонников психологического понимания права, принял христианство в форме православия и развивал в своих трудах учение о праве, обществе, политике, делал анализ других теорий понимания права именно с точки зрения идеалов соборности, развития духовности личности.
Изучение положений критики теории Л.И. Петражицкого, их анализ, попытки объяснить причины появления критики, дать ответ на неё – наверное, необходимый этап в познании любой из научных концепций, не только рассматриваемой теории. Интерес представляет даже упрек этой теории в ее не научности, отсутствии средств для познания действительности и логического построения. Смысл кроется в том, что этой оригинальной теорией не предусмотрено средств для сравнения ощущений и фактов. Рассмотрев в отдельности наиболее существенные моменты критики, можно сделать вывод, что психологическая теория обладает всеми признаками научности. Несмотря на обилие критики и отсутствие широкой поддержки в научной среде, психологическая теория права получила развитие на современном этапе, была интерпретирована правоведами и социологами.
Список использованной литературы
1. Вилюнас М. Психология эмоциональных явлений / М.Вилюнас - М.: Издательство МГУ, 1976 г. - 143 с.
2. Исаев И.А. Антология мировой правовой мысли в пяти томах / И.А.Исаев. - М.: Мысль, 1999 г. - 829 с.
3. Лейст О.Э. История политических и правовых учений / О.Э.Лейст - М.: Зерцало-М, 2002 г. - 688 с.
4. Марченко М.Н.Теория права и государства / М.Н.Марченко - М.: Зеркало, 2001 г. - 376 с.
5. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений /
В.С.Нерсесянц - М.: Инфра-М Норма, 1997 г. - 736 с.
6. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с
теорией нравственности / Л.И.Петражицкий - М.: Проспект, 1999 г. - 424 с.
7. Пяткина С.А. История русской правовой мысли / С.А.Пяткина - М.: Остожье , 1998 г. - 603 с.
Информация о работе «Эмоциональная» социология Л.И.Петражицкого