Экономическая основа социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:50, контрольная работа

Описание работы

Экономическая теория социального государства возникла после второй мировой войны и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальных отраслей и программ. Социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения на нем, механизмы функционирования и контроля

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Социальное назначение государства…………………………………4
2. Роль социального государства в преодолении экономического
кризиса…………………………………………………………………….7
3. Экономическая роль социального государства……………………...14
Заключение……………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

Экономическая основа социального государства.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

                   Министерство образования Р6еспублики Казахстан

Академия труда и  социальных отношений города Москвы

 

 

 

 

                                  Контрольная работа

 

 

 На тему: Экономическая основа социального государства

 

По дисциплине: Основы социального государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факультет: Экономика

 

Специальность: Финансы и кредит

 

 

Работу выполнила  студентка 2-го курса заочного отделения Хисамутдинова Алена

 

Проверил _____________________________________________

 

 

 

2012г

 

 

                                            Содержание

 

 

           Введение………………………………………………………………3

  1. Социальное назначение государства…………………………………4
  2. Роль социального государства в преодолении экономического

 кризиса…………………………………………………………………….7

3.  Экономическая роль  социального государства……………………...14

          Заключение……………………………………………………………..16

           Список литературы……………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Обеспечение социальной ориентации хозяйственной деятельности как на уровне отдельного предприятия (там, где это необходимо), так и народного хозяйства в целом требует наличия особого типа государства или, по крайней мере эволюции государства в его традиционном виде в данном направлении.

Теория и практика социального государства получили широкое развитие и признание во второй половине ХХ века, хотя корни, питающие идею такого государства, зародились намного раньше — одновременно с возникновением самого государства как института.

Экономическая теория социального  государства  возникла после второй мировой войны и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальных отраслей и программ. Социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения на нем, механизмы функционирования и контроля для достижения следующих целей:

развития и устойчивой работы отечественного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую  безопасность для страны;

реального участия граждан  в управлении производством, общественной и государственной жизни;

осуществления тарифной политики в интересах работодателя и работника;

социальной защиты и  поддержки нуждающихся;

проведения политики справедливого распределения доходов, социальной солидарности граждан;

активной социальной политики и социального партнерства.

 

  1. Социальное назначение государства

 

Социальное назначение государства показывает, что государство  делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет ступень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества. Существует порядком концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства: · консервативная, · либеральная, · социал-демократическая и · коммунистическая концепция социального назначения государства. Все они различаются в зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества и расположены в определенном порядке — сообразно мере возрастания роли государства от минимальной (консервативная) до максимальной (коммунистическую). Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должен быть минимальным. Главная задача государства здесь — обеспечивать сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает общество через посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их. Социальное государство должно быть нацелено на обеспечение благосостояния общества, поддержку ущемленных слоев населения. Но одновременно надо осознавать, что каждый гражданин должен чувствовать себя под правовой защитой государства. Заботу со стороны государства должны ощущать не только бедные, но и более благополучные группы населения: богатые, крупный бизнес, держатели капитала, тем более что их роль в выведении страны из кризиса определяющая.

    Именно социальному  государству в нынешних условиях  при осуществлении конкретных  шагов, неизбежном «латании дыр»  в социальной области, надлежит  таким образом отрегулировать социально – трудовые отношения, чтобы достичь понимания о необходимости баланса между интересами отдельных социальных и профессиональных групп и всего общества в целом.

Либеральная концепция  исходит из того, что главная задача государства — обеспечение прав и свобод граждан. Проводится мнение о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение). Социал-демократическая концепция. Вмешательство государства в жизнь общества усиливается. Задача государства — обеспечить известный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат). Коммунистическая концепция. занятие государства в обществе максимальна. Государство — главное орудие социальных преобразований, его задача — довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству. Социальное задача каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства — обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.    

Социальное назначение государства раскрывается в его  задачах. В любом случае, независимо через концепции социального  назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом. Задача государства — это глобальная проблема, стоящая перед обществом для данном этапе его развития. Задачи государства — проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие накануне ним задачи. Главная задача социального государства – обеспечить стабильность в развитии страны и социальную защиту граждан в новых условиях. Вероятно, не встретит возражений такая, кстати, весьма, упрощенная формулировка: социальное государство – это государство, строящее свою политику с учетом интересов всех, без исключения, социальных слоев и профессиональных групп, составляющих современное общество.

Действительно, социальное государство должно быть способным в рамках своей социальной политики и разумного компромисса сбалансировать соотношение прав и обязанностей различных частей общества при неизбежном наличии у них различных интересов. В этом и заключается самая большая сложность. Ведь речь идет о держателях капитала, наемных работниках, безработных, молодежи, старшем поколении, представителях науки и пр.

Задачи государства  на современном этапе: 1. обеспечение  самосохранения общества и государства. 2. обеспечение безопасности и укрепление государства. 3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества 4. княжество преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль социального государства в преодолении 

экономического кризиса.

 

Именно социальное государство, обладая финансовыми средствами, юридическими возможностями и административным ресурсом, призвано в рамках стратегии  социально – экономического развития страны эффективно бороться с негативными  последствиями экономического кризиса.

Это особенно важно для  России, где государство традиционно  выступало гарантом реализации социальной политики. Во многом поэтому оно, являясь  практически монополистом в этой сфере, провозгласило себя государством социальным. Однако, как отметили участники конференции, Россия пока не соответствует стандартам, присущим социальным государствам, существующим в ведущих европейских странах, как не располагает и четко разработанной стратегией своего социально – экономического развития.

Между тем экономический кризис настоятельно требует от российского государства ответственной и эффективной социально – экономической политики. В этой связи значительный интерес для России представляет опыт деятельности ведущих европейских государств. Обобщая выступления участников конференции, представляется актуальным извлечь ряд необходимых уроков.

Первый урок для России: в ведущих  странах Западной Европы значительно  пересмотрены неолиберальные принципы в социально – экономической  политике и приняты системные  антикризисные программы. Цель данных программ – это обрести устойчивую поддержку большинства граждан и успешно вывести свои страны из экономического кризиса. При этом разработчики антикризисных программ учитывали сложившуюся дифференцированную структуру общественного сознания, господствующие в нем установки и ценностные ориентации, интересы социальных и этнических групп.

Реализуя свои программы, правящий класс ведущих стран Западной Европы стремится к тому, чтобы  каждый последующий шаг в осуществлении  намеченного курса сопровождался определёнными позитивными социально – экономическими сдвигами. Имеющиеся ресурсы социальное государство в этих странах пытается использовать так, чтобы можно было гарантировать выживание групп населения, наиболее пострадавших от кризисных потрясений.

Следует подчеркнуть, что  правящий класс в скандинавских  странах, в Германии, в Великобритании, во Франции стремится всячески избегать представления в общественном сознании, что в основе их обновленной политики лежит не всеобщий, а групповой интерес. Социальное государство в этих странах в своей антикризисной политике пытается исходить из принципов справедливости и солидарности со своими гражданами.

Второй урок для России заключается в том, что правящий класс в ведущих странах Западной Европы укрепил обратную связь с обществом посредством активного открытого диалога с ним по путям выхода своих стран из экономического кризиса. Все антикризисные программы были обнародованы и обсуждены в обществе. Такие институты гражданского общества как общественные структуры бизнеса, профсоюзы, политические партии, средства массовой информации, общественные организации активно включились в процесс обсуждения антикризисных программ.

Данная обратная связь позволила  государственной власти в этих странах, с одной стороны, выявить конструктивные предложения граждан и их организаций по совершенствованию антикризисных программ, а с другой - обрести доверие граждан, продуктивно проводить необходимые преобразования. При этом, когда антикризисные меры правительств не оправдывают социальных ожиданий, граждане законными методами решительно отстаивают свои права.

Между тем в России со значительным опозданием - только 20 марта была опубликована Программа антикризисных мер  правительства страны на 2009 год. Вопрос заключается в том, на сколько продуктивно будет организовано её обсуждение в обществе и на сколько эффективно она будет реализована.

Третий урок для России состоит  в том, что антикризисные программы  в ведущих странах Западной Европы учитывают интересы как различных  социальных групп и слоев, так и всего общества в целом. Да, социальное государство, с одной стороны, должно быть нацелено на обеспечение благосостояния общества, поддержку ущемленных слоев населения. С другой стороны, социальное государство обязано обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Заботу со стороны государства  должны ощущать не только бедные, но и более благополучные группы населения, малый, средний и крупный  бизнес, тем более что их роль в выведении страны из кризиса  определяющая. Именно социальному государству в современных условиях при осуществлении конкретных шагов по выходу из экономического кризиса, надлежит регулировать социально – трудовые отношения, таким образом, чтобы достичь баланса между интересами отдельных социальных и профессиональных групп и всего общества в целом.

В настоящее время перед Россией  стоят две чрезвычайно трудные  задачи, во-первых, учесть интересы каждой социальной группы, не нарушая при  этом интересы всего российского  общества. Во-вторых, определить роль и место каждой социальной группы в системе социального партнёрства. Здесь речь идёт, в первую очередь, о взаимодействии государства как ведущего субъекта социального контракта и бизнеса как производительной силы общества. Представляется актуальным остановиться подробнее на этой проблеме.

Следует начать с поддержки  малообеспеченных российских граждан, которые составляют ныне свыше 60% всех россиян. Для их поддержки необходимо, во-первых, ввести мораторий на рост цен на искусственно вздутые тарифы по электроэнергии, газу, железнодорожным перевозкам. Данный мораторий необходим и среднему классу – представителям малого и среднего бизнеса, которые в случае роста данных тарифов будут вынуждены поднимать цены на свою продукцию – продовольствие, бытовые услуги и т.д.

Во-вторых, следует ввести мораторий на все коммунальные платежи. Коммунальным службам для покрытия растущих расходов предложить совершенствовать организацию труда, технологию производства и сократить непомерные потери. В качестве компенсации за дополнительные расходы можно было бы также существенно (в разы) повысить коммунальную плату за избыточное (более 50 метров на человека) и так называемое второе жилье.

Информация о работе Экономическая основа социального государства