Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:50, контрольная работа
Экономическая теория социального государства возникла после второй мировой войны и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальных отраслей и программ. Социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения на нем, механизмы функционирования и контроля
Введение………………………………………………………………3
1. Социальное назначение государства…………………………………4
2. Роль социального государства в преодолении экономического
кризиса…………………………………………………………………….7
3. Экономическая роль социального государства……………………...14
Заключение……………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………17
Министерство образования Р6еспублики Казахстан
Академия труда и социальных отношений города Москвы
На тему: Экономическая основа социального государства
По дисциплине: Основы социального государства
Факультет: Экономика
Специальность: Финансы и кредит
Работу выполнила студентка 2-го курса заочного отделения Хисамутдинова Алена
Проверил ______________________________
2012г
Содержание
Введение…………………………………………………………
кризиса…………………………………………………………
3. Экономическая роль социального государства……………………...14
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Обеспечение социальной ориентации хозяйственной деятельности как на уровне отдельного предприятия (там, где это необходимо), так и народного хозяйства в целом требует наличия особого типа государства или, по крайней мере эволюции государства в его традиционном виде в данном направлении.
Теория и практика
социального государства
Экономическая теория социального государства возникла после второй мировой войны и предполагает проведение разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного и таможенного законодательства, финансирования социальных отраслей и программ. Социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения на нем, механизмы функционирования и контроля для достижения следующих целей:
развития и устойчивой работы отечественного рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность для страны;
реального участия граждан в управлении производством, общественной и государственной жизни;
осуществления тарифной политики в интересах работодателя и работника;
социальной защиты и поддержки нуждающихся;
проведения политики
справедливого распределения
активной социальной политики и социального партнерства.
Социальное назначение
государства показывает, что государство
делает в обществе, определяет роль
государства в обществе, определяет
ступень вмешательства государс
Именно социальному
государству в нынешних
Либеральная концепция исходит из того, что главная задача государства — обеспечение прав и свобод граждан. Проводится мнение о минимуме вмешательства в жизнь людей. Государство проявляет активность в социальной сфере (образование, здравоохранение). Социал-демократическая концепция. Вмешательство государства в жизнь общества усиливается. Задача государства — обеспечить известный уровень равенства в обществе, достойные условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень доходов населения (необходим государственный аппарат). Коммунистическая концепция. занятие государства в обществе максимальна. Государство — главное орудие социальных преобразований, его задача — довести общество к светлому будущему. Это ведет к тоталитарному государству. Социальное задача каждого конкретного государства определяется множеством факторов. В современном демократическом государстве определенная политика государства зависит от воли избирателей, социальное назначение такого государства — обеспечить последовательность в проведении курса в экономике, в социальной сфере, во внешней политике. Роль государства в обществе меняется от воли народа.
Социальное назначение государства раскрывается в его задачах. В любом случае, независимо через концепции социального назначения, государство решает задачи, стоящие перед обществом. Задача государства — это глобальная проблема, стоящая перед обществом для данном этапе его развития. Задачи государства — проблемы, требующие разрешения, они определяются условиями деятельности государства и носят объективный характер (т. к. они предопределены). Любое государство должно по мере возможностей разрешать стоящие накануне ним задачи. Главная задача социального государства – обеспечить стабильность в развитии страны и социальную защиту граждан в новых условиях. Вероятно, не встретит возражений такая, кстати, весьма, упрощенная формулировка: социальное государство – это государство, строящее свою политику с учетом интересов всех, без исключения, социальных слоев и профессиональных групп, составляющих современное общество.
Действительно, социальное государство должно быть способным в рамках своей социальной политики и разумного компромисса сбалансировать соотношение прав и обязанностей различных частей общества при неизбежном наличии у них различных интересов. В этом и заключается самая большая сложность. Ведь речь идет о держателях капитала, наемных работниках, безработных, молодежи, старшем поколении, представителях науки и пр.
Задачи государства на современном этапе: 1. обеспечение самосохранения общества и государства. 2. обеспечение безопасности и укрепление государства. 3. государство содействует социальному, экономическому и культурному развитию общества 4. княжество преодолевает противоречия, существующие в обществе (социальные, национальные).
экономического кризиса.
Именно социальное государство,
обладая финансовыми
Это особенно важно для России, где государство традиционно выступало гарантом реализации социальной политики. Во многом поэтому оно, являясь практически монополистом в этой сфере, провозгласило себя государством социальным. Однако, как отметили участники конференции, Россия пока не соответствует стандартам, присущим социальным государствам, существующим в ведущих европейских странах, как не располагает и четко разработанной стратегией своего социально – экономического развития.
Между тем экономический кризис настоятельно требует от российского государства ответственной и эффективной социально – экономической политики. В этой связи значительный интерес для России представляет опыт деятельности ведущих европейских государств. Обобщая выступления участников конференции, представляется актуальным извлечь ряд необходимых уроков.
Первый урок для России: в ведущих странах Западной Европы значительно пересмотрены неолиберальные принципы в социально – экономической политике и приняты системные антикризисные программы. Цель данных программ – это обрести устойчивую поддержку большинства граждан и успешно вывести свои страны из экономического кризиса. При этом разработчики антикризисных программ учитывали сложившуюся дифференцированную структуру общественного сознания, господствующие в нем установки и ценностные ориентации, интересы социальных и этнических групп.
Реализуя свои программы, правящий
класс ведущих стран Западной
Европы стремится к тому, чтобы
каждый последующий шаг в
Следует подчеркнуть, что правящий класс в скандинавских странах, в Германии, в Великобритании, во Франции стремится всячески избегать представления в общественном сознании, что в основе их обновленной политики лежит не всеобщий, а групповой интерес. Социальное государство в этих странах в своей антикризисной политике пытается исходить из принципов справедливости и солидарности со своими гражданами.
Второй урок для России
заключается в том, что правящий
класс в ведущих странах
Данная обратная связь позволила государственной власти в этих странах, с одной стороны, выявить конструктивные предложения граждан и их организаций по совершенствованию антикризисных программ, а с другой - обрести доверие граждан, продуктивно проводить необходимые преобразования. При этом, когда антикризисные меры правительств не оправдывают социальных ожиданий, граждане законными методами решительно отстаивают свои права.
Между тем в России со значительным опозданием - только 20 марта была опубликована Программа антикризисных мер правительства страны на 2009 год. Вопрос заключается в том, на сколько продуктивно будет организовано её обсуждение в обществе и на сколько эффективно она будет реализована.
Третий урок для России состоит в том, что антикризисные программы в ведущих странах Западной Европы учитывают интересы как различных социальных групп и слоев, так и всего общества в целом. Да, социальное государство, с одной стороны, должно быть нацелено на обеспечение благосостояния общества, поддержку ущемленных слоев населения. С другой стороны, социальное государство обязано обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.
Заботу со стороны государства должны ощущать не только бедные, но и более благополучные группы населения, малый, средний и крупный бизнес, тем более что их роль в выведении страны из кризиса определяющая. Именно социальному государству в современных условиях при осуществлении конкретных шагов по выходу из экономического кризиса, надлежит регулировать социально – трудовые отношения, таким образом, чтобы достичь баланса между интересами отдельных социальных и профессиональных групп и всего общества в целом.
В настоящее время перед Россией стоят две чрезвычайно трудные задачи, во-первых, учесть интересы каждой социальной группы, не нарушая при этом интересы всего российского общества. Во-вторых, определить роль и место каждой социальной группы в системе социального партнёрства. Здесь речь идёт, в первую очередь, о взаимодействии государства как ведущего субъекта социального контракта и бизнеса как производительной силы общества. Представляется актуальным остановиться подробнее на этой проблеме.
Следует начать с поддержки малообеспеченных российских граждан, которые составляют ныне свыше 60% всех россиян. Для их поддержки необходимо, во-первых, ввести мораторий на рост цен на искусственно вздутые тарифы по электроэнергии, газу, железнодорожным перевозкам. Данный мораторий необходим и среднему классу – представителям малого и среднего бизнеса, которые в случае роста данных тарифов будут вынуждены поднимать цены на свою продукцию – продовольствие, бытовые услуги и т.д.
Во-вторых, следует ввести мораторий на все коммунальные платежи. Коммунальным службам для покрытия растущих расходов предложить совершенствовать организацию труда, технологию производства и сократить непомерные потери. В качестве компенсации за дополнительные расходы можно было бы также существенно (в разы) повысить коммунальную плату за избыточное (более 50 метров на человека) и так называемое второе жилье.
Информация о работе Экономическая основа социального государства