Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование отдельных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, реклама), всей системы массовой информации в целом.
Методы исследования: работа со СМИ
Задача курсовой работы : написание теоретической части, изучение методов исследования СМК, практическая часть – исследовательская.
Структура курсовой работы состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы.
Первая глава курсовой работы - теоретическая. Содержит следующие пункты:
1.1. Понятие массовой коммуникации;
1.2. Методы исследования массовой коммуникации;
1.3. Массовые аудитории;
1.4. Эффекты средств массовых коммуникаций.
Вторая глава курсовой работы исследование последствий воздействия эффектов массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях.
Для написания данной работы были использованы следующие источники:
Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997, Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. М., 2007, Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2007., Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001., Терин В. П. Массовая коммуникация. М., 2000., Кашкин В.Б., Основы теории коммуникации, Изд-во: М.:АСТ, 2007г.
Введение
Глава I. Массовая коммуникация. Понятие массовой коммуникации
Методы исследования массовой коммуникации
Массовые аудитории
Эффекты массовых коммуникаций
ГлаваII. Исследование последствий воздействия эффектов массовой коммуникации
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава I. Массовая коммуникация. Понятие массовой коммуникации
Методы исследования массовой коммуникации
Массовые аудитории
Эффекты массовых коммуникаций
ГлаваII. Исследование последствий воздействия эффектов массовой коммуникации
Заключение
Список литературы
Тема: «Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях».
Введение
Социология – наука об обществе – изучает коммуникации, как одну из важнейших социальных подсистем наряду с другими: семьей, государством и пр., подлежащих изучению. Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (от лат. communicatio - способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Массовая коммуникация играет огромную роль в жизни людей, она буквально вплетена в ткань современного общества, в его экономику, политику и культуру, она охватывает международные, межгрупповые и межличностные отношения.
Сегодня доступ к СМК – это необходимое условие формирования всесторонне развитой личности. Они влияют на различные этапы и стороны в современном мире.
Тема моей курсовой работы «Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях».
Предмет изучения моей работы - социология массовых коммуникаций.
Объектом в курсовой работе выступают эффекты массовых коммуникаций.
Актуальностью темы являются проблемы коммуникатора, аудитории, содержания и проблемы восприятия массовой информации, а так же функционирования отдельных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, реклама), всей системы массовой коммуникаций в целом.
Цель курсовой работы – исследование отдельных средств массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино, реклама), всей системы массовой информации в целом.
Методы исследования: работа со СМИ
Задача курсовой работы : написание теоретической части, изучение методов исследования СМК, практическая часть – исследовательская.
Структура курсовой работы состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы.
Первая глава курсовой работы - теоретическая. Содержит следующие пункты:
Вторая глава курсовой работы исследование последствий воздействия эффектов массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях.
Для написания данной работы были использованы следующие источники:
Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997, Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. М., 2007, Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2007., Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. М., 2001., Терин В. П. Массовая коммуникация. М., 2000., Кашкин В.Б., Основы теории коммуникации, Изд-во: М.:АСТ, 2007г.
Глава I. Массовая коммуникация.
Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.)
Средства массовой коммуникации (СМК) – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.
Массовая коммуникация, прежде всего, характеризуется:
Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора.
Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу.
Уникальность
- диахронность
– коммуникативное свойство, благодаря
которому сообщение
- диатопность
– коммуникативное свойство, позволяющее
информационным сообщениям
- мультиплицирование
– коммуникативное свойство,
благодаря которому сообщение
подвергается многократному
- симультанность
– свойство коммуникационного
процесса, позволяющее представлять
адекватные сообщения
- репликация
– свойство, реализующее регулирующее
воздействие массовой
_________________________
Терин В. П. Массовая коммуникация. М., 2000 г.
Что касается методов исследования массовой коммуникации в практически-прикладном аспекте, то сюда можно отнести:
Исследование
массовой коммуникации может также
использовать методы различных социогуманитарных
наук, например, методы исследования фокус-групп,
анкетирование и опроса аудитории
СМК — из социологии; методы беседы
с коммуникаторами и
Особо важный метод исследования массовой коммуникации в метатеории коммуникации — системно-теоретический анализ, состоящий из четырех уровней. На первом уровне системно-теоретического анализа исследователь должен дать характеристику структурных элементов, составляющих организацию частного массово-коммуникативного процесса или всей системы массовой коммуникации, установить их взаимосвязь со всей структурой данного общества. На втором уровне — установить механизм и особенности взаимодействия элементов внутри исследуемой системы. На третьем уровне — выявить функции исследуемой системы по отношению к внешней среде. На четвертом уровне — собрать воедино типологические характеристики исследуемой системы и установить смысл и значение транслируемой и принимаемой массовой информации исходя из функций данной системы и масштабов ее влияния на общество в целом.
____________________
Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология
анализа и практика исследований. М., 2007 г.
Создание и потребление массовой информации непосредственно взаимосвязано с психологическими процессами восприятия и усвоения. Главную роль в процессе ее потребления играют аудитории — непосредственные потребители этой информации.
Аудитории могут быть устойчивыми или неустойчивыми в своих предпочтениях, привычках, частоте обращения, что учитывается при исследовании взаимодействия источника и получателя информации.
Особенности аудитории во многом зависят от ее социально - демографических характеристик (пол, возраст, доход, уровень образования, место жительства, семейное положение, профессиональная ориентация и др.). Также при приеме массовой информации поведение аудитории опосредуется факторами, имеющими ситуативный характер (уникальность обстоятельств, внешняя обстановка и т.д.). О значимости самой массовой информации и источника ее передачи часто говорят количественные параметры аудитории: чем больше аудитория, тем более важна информация и значим источник.
В основе типологизации аудитории лежит возможность доступа групп населения к конкретным источникам информации.
На этом основании можно выделить следующие типы аудиторий:
Анализ аудиторий, как правило, осуществляется по двум направлениям: по форме потребления информации разными социальными общностями; по способам оперирования полученной информацией.
В процессе потребления социальной информации различают несколько стадий взаимодействия аудиторий с информацией: контакт с источником (каналом) информации, контакт с самой информацией, прием информации, освоение информации, формирование отношения к информации.
По доступу к источнику информации и самой информации все население делится на аудиторию и неаудиторию.
Причем неаудитория бывает: абсолютной (кто вообще не имеет доступа к СМК, таких людей уже мало) и относительной (кто имеет ограниченный доступ к СМК — нет денег на газеты, компьютер и т.д.)
Важнейшим
показателем уровня подготовленности
аудитории является ее информированность.
Степень информированности
В настоящее
время наблюдается повышение
уровня информированности аудитории
благодаря таким факторам, как
повышение уровня образования; потребность
в повышении информированности
населения в силу достижений научно-технического
прогресса во всем мире и изменений
в профессиональной деятельности; активное
участие индивидов и социальных
групп в общественно-
В целом потребление массовой информации представляет собой сложный и психологически активный процесс, дифференцирующий аудиторию в соответствии с социально-демографическими, культурными, экономическими и другими характеристиками. Именно процесс потребления массовой информации сопряжен с тем, что сами аудитории производят массовую социальную информацию как направленную по определенным каналам (например, письма или запросы в СМИ или органы управления), так и «неканализированную» (диффузную), циркулирующую в слабо структурированных сетях межличностной коммуникации (слухи, разговоры и т.д.).
Реакция аудитории
Анализ сложившейся социальной реальности позволяет выделить пять основных типов реакций на массовую информацию:
реакции, связанные с особенностями деятельности индивидов в социальных общностях:
Информация о работе Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном и общественном уровнях