Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 18:52, контрольная работа
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. В истории социологии он представлял новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что Дюркгейм практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - "социальную сферу".
Введение……………………………………………………………………… 2
1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э.Дюркгейма……………………………….. 3
2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества……………………………………………………………………… 8
3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?........................................................................ 13
Заключение…………………………………………………………………….. 15
Список использованной литературы…………………………………………. 16
Нижеследующая схема, составленная С. Люксом, дает прекрасное представление о дюркгеймовском описании механической и органической солидарности в связи с определенными типами обществ.
Общая схема дюркгеймовского описания механической и
органической солидарности в соответствии с определенными
типами обществ (по С. Люксу).
Механическая солидарность.
1) Морфологическая (структурная) основа:
2) Типы норм (воплощенные в праве)
3) а)
Формальные признаки
б) Содержание коллективного сознания
Органическая солидарность.
1) Морфологическая (структурная) основа
2) Типы норм (воплощенные в праве)
3) а)
Формальные признаки
б) Содержание коллективного сознания
Разделение труда обуславливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью. Каждый становится личностью. Сознание того, что все связаны единой системой отношений, создаваемых разделением труда, вызывает чувства зависимости друг от друга, солидарности, связи с обществом. При этом коллективное сознание принимает новые формы и изменяет свое содержание. Оно уменьшается в объеме, его интенсивность и степень определенности также уменьшаются, по содержанию оно все более превращается в светское, рационалистическое, ориентированное на индивида.
Причиной
разделения труда Дюркгейм считал рост
народонаселения, обуславливающий
интенсивность социальной жизни, возрастание
«физической плотности», «объема» общества.
Все, что неразрывно связано с
увеличением «моральной или физической
плотности», т.е. уровня социального
взаимодействия, непреодолимо ведет
к разделению труда. Нормальное состояние
общества, по Дюркгейму, должно характеризоваться
развитым экономическим планированием
и нормативной регуляцией трудовых
отношений, осуществляемой производственными
корпорациями. В данном случае он отождествлял
нормальное с оптимальным, наилучшим.
Наряду с нормальным состоянием общества
Дюркгейм выделял «ненормальные формы»
разделения труда. Одной из форм таких
ненормальных состояний является такое
состояние общества, при котором отсутствует
четкая моральная регуляция поведения
индивидов. Дюркгейм искал объяснения
этого состояния в неразработанности
правил, регулирующих отношения между
социальными функциями. Наличие нерегулируемой
конкуренции, классовых конфликтов, рутинности
труда и деградации рабочей силы он определял
как болезни слишком быстрого роста производства
и разделения труда, как побочные продукты
естественной эволюции.
Преодоление «ненормальных форм» мыслилось
Дюркгеймом на пути мирного разрешения
конфликтов, уменьшения борьбы и конкуренции
до приемлемых размеров, установления
свода правил, жестко регламентирующих
отношения классом, введения справедливости
и равенства «внешних условий», т.е. равенства
социальных возможностей и воздаяния
всем по заслугам.
Анализируя
проблемы «принудительного характера»
труда, морального и экономических
кризисов общества, антагонизма труда
и капитала, Дюркгейм был склонен
рассматривать их как результат
недостаточной отрегулированное отношений
между главными классами общества,
как нездоровый элемент в жизни
общества, которое в целом
Парадигма
(греч. пример, образец) - совокупность
теоретических и
Парадигмой является любая исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения. Это значение слова «парадигма» принято в философских и социологических кругах.
Под классическими
и современными парадигмами социологии
имеются в виду структурный функционализм
(Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон), конфликтные
парадигмы, разрабатываемые в трудах
К. Маркса и Ф.Энгельса.
Заключение.
Вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан. Трудно найти такую отрасль социологии, начиная от общей социологической теории и кончая прикладными исследованиями, в которых бы так или иначе не ощущалось влияние идей французского социолога. Дюркгейм один из зачинателей структурного функционализма в социологии, сохранял в определенной мере приверженность эволюционистской и сравнительно-исторической методологии. чрезвычайно существенно постоянное стремление Дюркгейма сочетать теоретический и эмпирический подходы в исследовании социальных явлений.
Дюркгейм внес огромный вклад в исследование общества как нормативной системы. Следует еще раз подчеркнуть значение введенного им понятия аномии, широко применяемого в социологии права, морали, отклоняющегося поведения и т.д.
Социальная
солидарность – главная тема всей
его социологии, и в ее изучении
он сыграл важную роль. Многие его исследования
и подходы к различным
Информация о работе Э. Дюркгейм и его теория развития общества