Э. Дюркгейм и его теория развития общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 18:52, контрольная работа

Описание работы

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. В истории социологии он представлял новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что Дюркгейм практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - "социальную сферу".

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 2

1. Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта. Особенности «социологизма» Э.Дюркгейма……………………………….. 3

2. Основное содержание социологической теории Э. Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое в развитии общества……………………………………………………………………… 8

3. Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?........................................................................ 13

Заключение…………………………………………………………………….. 15

Список использованной литературы…………………………………………. 16

Работа содержит 1 файл

кр 1.docx

— 30.36 Кб (Скачать)

Нижеследующая схема, составленная С. Люксом, дает прекрасное представление о дюркгеймовском описании механической и органической солидарности в связи с определенными  типами обществ.

Общая схема дюркгеймовского описания механической и 

органической  солидарности в соответствии с определенными 

типами  обществ (по С. Люксу).

Механическая  солидарность.

1) Морфологическая  (структурная) основа:

  • Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах)
  • Сегментарный тип (вначале на плановой, затем на территориальной        основе)
  • Слабая взаимозависимость (относительно слабые социальные связи)
  • Относительно малый объем населения
  • Относительно низкая материальная и моральная плотность

2) Типы  норм (воплощенные в праве)

  • Правила с репрессивными санкциями
  • Преобладание уголовного права

3) а)  Формальные признаки коллективного сознания

  • Большой объем
  • Высокая интенсивность
  • Высокая определенность
  • Власть группы абсолютна
 

    б) Содержание  коллективного сознания

  • Высокая степень религиозности
  • Трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность)
  • Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого
  • Конкретность и легальный характер
 

 

Органическая  солидарность.

1) Морфологическая  (структурная) основа

  • Основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах)
  • Организованный тип (слияние рынков и рост городов)
  • Большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи)
  • Относительно большой объем населения
  • Относительно высокая материальная и моральная плотность

2) Типы  норм (воплощенные в праве)

  • Правила с реститутивными санкциями
  • Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного)

3) а)  Формальные признаки коллективного сознания

  • Малый объем
  • Низкая интенсивность
  • Низкая определенность
  • Больший простор для индивидуальной инициативы и рефлексии
 

   б) Содержание коллективного сознания

  • Возрастающая светскость
  • Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения)
  • Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости
  • Абстрактность и общий характер.
 

         Разделение труда обуславливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью. Каждый становится личностью. Сознание того, что все связаны единой системой отношений, создаваемых разделением труда, вызывает чувства зависимости друг от друга, солидарности, связи с обществом. При этом коллективное сознание принимает новые формы и изменяет свое содержание. Оно уменьшается в объеме, его интенсивность и степень определенности также уменьшаются, по содержанию оно все более превращается в светское, рационалистическое, ориентированное на индивида.

Причиной  разделения труда Дюркгейм считал рост народонаселения, обуславливающий  интенсивность социальной жизни, возрастание  «физической плотности», «объема» общества. Все, что неразрывно связано с  увеличением «моральной или физической плотности», т.е. уровня социального  взаимодействия, непреодолимо ведет  к разделению труда. Нормальное состояние  общества, по Дюркгейму, должно характеризоваться  развитым экономическим планированием  и нормативной регуляцией трудовых отношений, осуществляемой производственными  корпорациями. В данном случае он отождествлял нормальное с оптимальным, наилучшим.  
Наряду с нормальным состоянием общества Дюркгейм выделял «ненормальные формы» разделения труда. Одной из форм таких ненормальных состояний является такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов. Дюркгейм искал объяснения этого состояния в неразработанности правил, регулирующих отношения между социальными функциями. Наличие нерегулируемой конкуренции, классовых конфликтов, рутинности труда и деградации рабочей силы он определял как болезни слишком быстрого роста производства и разделения труда, как побочные продукты естественной эволюции.  
Преодоление «ненормальных форм» мыслилось Дюркгеймом на пути мирного разрешения конфликтов, уменьшения борьбы и конкуренции до приемлемых размеров, установления свода правил, жестко регламентирующих отношения классом, введения справедливости и равенства «внешних условий», т.е. равенства социальных возможностей и воздаяния всем по заслугам.

Анализируя  проблемы «принудительного характера» труда, морального и экономических  кризисов общества, антагонизма труда  и капитала, Дюркгейм был склонен  рассматривать их как результат  недостаточной отрегулированное отношений  между главными классами общества, как нездоровый элемент в жизни  общества, которое в целом рассматривалось  как солидарное, сохранившее свойственное предшествующим эпохам единство, целостность. Разделение труда, согласно Дюркгейму, - как раз тот механизм, который  в современном обществе, утратившем в значительной степени цементирующую  силу общего, коллективного, религиозного сознания, создает желаемую общественную связь, т.е. солидарность, компенсирующую якобы все недостатки, связанные  с узкой специализацией.                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. 3.    Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие парадигмы можно выделить в социологии?
 

 

Парадигма (греч. пример, образец) - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается  в научной практике на данном этапе. Парадигма является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских  задач. Понятие «Парадигма» введено  американским ученым-науковедом Т. Куном (р. 1922). Согласно Куну («Структура научных  революций», 1962), Парадигма позволяет  решить возникающие в исследовательской  работе затруднения, фиксировать изменения  в структуре знания, происходящие в результате научной революции  и связанные с ассимиляцией новых  эмпирических данных. Однако в понятии  «Парадигма» недостаточно отражены мировоззренческие и социальные параметры развития науки. В марксистских исследованиях по науковедению используются понятия стиля (типа) научного мышления.

Парадигмой является любая исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения. Это значение слова «парадигма» принято в философских и социологических кругах.

Под классическими  и современными парадигмами социологии имеются в виду структурный функционализм (Э.Дюркгейм, Т. Парсонс, Р. Мертон), конфликтные  парадигмы, разрабатываемые в трудах К. Маркса и Ф.Энгельса.        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Вклад Дюркгейма  в становление и развитие социологического знания общепризнан. Трудно найти такую отрасль социологии, начиная от  общей социологической теории и кончая прикладными исследованиями, в которых  бы так или иначе не ощущалось влияние идей французского социолога. Дюркгейм один из зачинателей структурного функционализма в социологии, сохранял в определенной мере приверженность эволюционистской и сравнительно-исторической методологии. чрезвычайно существенно постоянное стремление Дюркгейма сочетать теоретический и эмпирический подходы в исследовании социальных явлений.

Дюркгейм  внес огромный вклад в исследование общества как нормативной системы. Следует еще раз подчеркнуть  значение введенного им понятия аномии, широко применяемого в социологии права, морали, отклоняющегося поведения и  т.д.

Социальная  солидарность – главная тема всей его социологии, и в ее изучении он сыграл важную роль. Многие его исследования и подходы к различным социальным явлениям и целым сферам социальной жизни в полной мере сохраняют  свою актуальность. Это относится, в  частности, к проблематике семьи, морали, профессиональной этике, права, религии, процессов саркализации и т.д. В  высшей степени актуальны сегодня  и те принципы научной социологической  этики, этики честного непредвзятого  исследования, которые отстаивал  французский социолог  

Информация о работе Э. Дюркгейм и его теория развития общества