Избирательные системы и их функционирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:31, доклад

Описание работы

Формирование избирательной системы в современной России относится к началу 90-ых годов. Первые демократические выборы в России состоялись летом 1991г., ещё в период существования СССР. В президентских выборах, состоявшихся 12 июня 1991г., из шести претендентов уже в первом туре победу одержал Б.Н.Ельцин. Получив 57% голосов, он стал первым президентом России. Однако некоторые демократические нововведения были применены ещё в период выборов народных депутатов СССР в 1989г., а также в ходе избирательной кампании по выборам народных депутатов РСФСР и местных Советов. Именно с этими выборами связано образование первых предвыборных блоков, а также заметное расширение круга субъектов, выдвигавших кандидатов в депутаты.

Работа содержит 1 файл

Копия Избирательные системы.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

     Заметные изменения произошли и, очевидно, еще произойдут в законодательстве о выборах Президента Российской Федерации. Те выборы, которые состоялись 26 марта 2000 г., и в которых уже в первом туре победил В.В.Путин, набравший около 54% голосов избирателей, участвовавших в голосовании, проводились по закону, принятому Государственной Думой 1 декабря 1999 г., одобренному Советом Федерации 23 декабря 1999 г. и подписанному Президентом Б.Ельциным 31 декабря того же года. Текст закона был опубликован 5 января 2000 г. В сравнении с предыдущим он содержал такие новые нормы, как, например, сокращение периода предвыборной гонки, увеличение в два раза (с одного миллиона до двух) числа подписей в поддержку выдвижения кандидата и др. Но более значимые новшества предполагались ввести в будущем. Проектируется, в частности, что на последующих выборах кандидатов на пост президента РФ смогут выдвигать только политические партии, как это принято, к примеру, в США.

     В отличие от нижней палаты – Государственной Думы, верхняя – Совет Федерации – прошла через более сложный процесс трансформации. За период с 1993 г. механизм ее формирования трижды претерпевал кардинальные изменения.

     Формирование Совета Федерации первого созыва осуществлялось путем прямых всеобщих выборах. Срок ее полномочий, так же как Государственной Думы первого созыва, определялся ст.7 Конституции РФ 1993 г. – два года. Но в отличие от депутатов Государственной Думы, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, депутаты Совета Федерации делали это на непостоянной основе. Особенно зримо это проявилось после того, как Совет Федерации стал формироваться по статусному принципу, то есть когда каждый субъект РФ начали представлять в Совете Федерации два его высших должностных представителя – глава исполнительной и глава законодательной власти. По существу, в процессе трансформации механизма формирования верхней палаты парламента произошел фактический переход от прямых выборов членов Совета Федерации непосредственно населением к особой разновидности косвенных выборов, при котором членство по должности сочетается, как правило, с выборным характером той или иной должности. А унифицированный принцип формирования Совета Федерации сменился частично децентрализованным, или дисбалансированным, при котором одинаковый статус члена верхней палаты достигается различным порядком обретения соответствующего статуса в регионах. 

     Чтобы ликвидировать эту диспропорцию и превратить Совет Федерации в постоянно действующую верхнюю палату парламента, члены которой занимались бы законотворчеством на постоянной основе, В.Путин выступил инициатором изменения механизма ее формирования.

     В соответствии с новым законом, принятым Государственной Думой 19 июля 2000 г., одобренным Советом Федерации 26 июля 2000 г. и подписанным Президентом В.Путиным 5 августа этого же года, Совет Федерации будет формироваться следующим образом. Как и ранее, в соответствии с Конституцией РФ, в него будут входить по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. По новому закону представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочия этого органа, а представитель от исполнительного органа субъекта государственной власти назначается высшим должностным лицом данного субъекта на срок его полномочий. Данное назначение оформляется указом (постановлением) этого лица, и оно вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против состоявшегося назначения.

     В соответствии с новым законом члены Совета Федерации, которые являются таковыми по своей должности, будут продолжать исполнять свои полномочия до вступления в силу решений об избрании (о назначении) в уставном законе 2000 г. порядке новых членов Совета Федерации.

     Одновременно с реформой механизма формирования верхней палаты был изменен и дополнен федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”. Эти изменения и дополнения дали право президенту страны, как и руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, досрочно отрешать от должности (или письменно предупреждать о возможности принятия мер) глав муниципальных образований. Основанием для таких действий являются решения судов. Досрочно может быть распущен представительный орган местного самоуправления в случае, если им не отменены нормативные правовые акты или отдельные его положения, которые признаны судом противоречащими Конституции РФ.

     Главы столиц и административных центров РФ могут быть отстранены от должности только лишь президентом страны и только в случае совершения или противоправных действий, установленных судом.

     И реформа Совета Федерации, и изменения в системе местного самоуправления, дополненные введением семи федеральных округов во главе с назначаемыми полномочными представителями президента, направлены на повышение уровня и эффективности управления страны, создания в ней единого правового поля.

     Чтобы не отстранять губернаторов и других руководителей исполнительных органов страны от решения общегосударственных задач Указом Президента РФ В.Путина от 1 сентября 2000 г. был образован Государственный совет РФ, являющейся, как говорится в ст.1 Положения о нем, “совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти”. Представителем Госсовета является президент страны, а членами - по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ.

     Для решения оперативных вопросов формируется президиум Госсовета в составе семи его членов. Персональный состав президиума определяется Президентом РФ и подлежит ротации один раз в полгода.

     Задачи, состав и организация, а также порядок работы Госсовета определяются Положением об этом органе, утвержденным Указом Президента РФ от 1сентября 2000 г.

     Первое заседание Госсовета состоялось 29 сентября 2000 г. На нем обсуждались вопросы регламента самого Госсовета и его Президиума, Концепция бюджета на 2001 год и принципы межбюджетной политики.

     И реформа Совета Федерации, и изменения в системе местного самоуправления, и создание Госсовета – все это свидетельствует о том, что избирательная система в современной России еще не устоялась и находится в состоянии перманентных преобразований, направленность которых зависит в значительной мере от политической воли высшего руководства страны.

     Эти преобразования, судя по всему, будут продолжаться и в последующие годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Список литературы:

 

1.  Федеральный  закон  “Об  основных  гарантиях  избирательных  прав   Российской Федерации”  //  Политика  и  право.  Хрестоматия    для    учащихся  общеобразовательной школы. Екатеринбург. 2003 г. С. 26-30.

 

2.      Белоцерковский В.А.  При  нынешней  избирательной  системе  в  России демократии не будет. // Независимая газета. М. 2001 г. 2 ноября. C.1.

 

3.      Любарский К.А.  и  Собянин  А.Е.  Фальсификация  –  3  //  Журнал  “Новое время” №15, М. 2001 г. С. 6-13.

 

4.      Мостовщиков В. Выборы 1999 года: проблемы, перспективы, решения.

//Областная газета. Екатеринбург. 1999 год. 20 января. С.4.

 

5.      Размустов  В.Б.  История   принятия    закона  о  выборах  в  Думу.  //  Независимая газета. М. 2001 г. 29 ноября. С. 1-3.

 

6.      Слизинов С.А. и Усольцева А.Е. От выборов до выборов: прокурорская практика.

//Журнал “Законность”. М. 1999 г. №6. С.18-22.

 

7.      Чугаев С .П.  Электронная   система   “ВЫБОРЫ”   не   исключает  манипуляции  с выборами в России. // Известия. 2002 год. 10 февраля.  С.1-2.

 

8.      Шилобод М.И. Партийные системы. // Политика и право. М. “Дрофа” 2002 г.

     С. 258-261.

 

 

 



Информация о работе Избирательные системы и их функционирование в России