Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:30, курсовая работа
Постоянно возрастающее в течение последнего десятилетия значение избирательного права свидетельствует об идущих в нашей стране процессах демократизации политической жизни общества. Полноценное, эффективно действующее избирательное право - неотъемлемый признак демократического правового государства. Увеличение объема законодательного материала по избирательному праву, его систематизация и совершенствование позволяют смело говорить о возникновении крупной отрасли российского законодательства - законодательства о выборах.
Введение.....................................................................................................................3
1 Избирательное право и избирательная система..................................................5
Этапы становления и развития избирательного права в Российской
Федерации..................................................................................................................5
1.2 Сущность и содержание избирательного права...............................................9
1.3 Виды избирательных систем, их функции......................................................12
1.4 Принципы избирательного права (избирательной системы)........................17
2 Избирательное законодательство.......................................................................21
2.1 Источники избирательного права....................................................................21
2.2 Актуальные направления развития избирательного законодательства.......27
Заключение..............................................................................................................34
Глоссарий.................................................................................................................37
Список использованных источников.....
Введение.................
1
Избирательное право и
Федерации.....................
1.2 Сущность
и содержание избирательного
права.........................
1.3 Виды
избирательных систем, их функции....................
1.4 Принципы
избирательного права (
2 Избирательное
законодательство..............
2.1 Источники
избирательного права..........
2.2 Актуальные
направления развития
Заключение....................
Глоссарий.....................
Список
использованных источников....................
Приложение
А.............................
Постоянно возрастающее в течение последнего десятилетия значение избирательного права свидетельствует об идущих в нашей стране процессах демократизации политической жизни общества. Полноценное, эффективно действующее избирательное право - неотъемлемый признак демократического правового государства. Увеличение объема законодательного материала по избирательному праву, его систематизация и совершенствование позволяют смело говорить о возникновении крупной отрасли российского законодательства - законодательства о выборах.
За годы своего формирования
и развития избирательное право приобрело
еще большую значимость и не потеряло
свою актуальность. От точности механизмов
его реализации зависят точность волеизъявления
и свобода выбора электората, способность
всех участников избирательного процесса
полностью реализовать принцип открытости
выборов, а также установление результатов
голосования, референдума.
Избирательное право, пройдя процесс становления и развития, прочно заняло нишу в общей системе права Российской федерации и уже имеет политическую историю развития и совершенствования.
Существовашие в Киеве, Новгороде и других древнерусских городах органы «народоправства» - вече, способствовали развитию российского избирательного права. На народном вече избирали высших должностных лиц государства: князей (в Новгороде - с 1136 г.), посадников и тысяцких. Голосовали в Новгородском вече вполне цивилизованным способом: с помощью берестяных «бюллетеней», на которых было написано имя избранника. Споры, связанные с нарушением порядка выборов, решались с помощью судебных поединков - так называемого поля, проведение которого регламентировалось.
Создание и деятельность земских соборов на Руси в качестве высших законовещательных и распорядительных органов сопровождались организацией и функционированием представительных выборных органов местного самоуправления, возглавляемых губными старостами, земскими судьями, целовальниками. Такие представители земских властей избирались всем взрослым мужским населением данной территории, за исключением служилых людей.
В соответствии с Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства от 21 апреля 1785 г. дворяне наделялись правом объединяться в губернские дворянские общества, созы-
вать и участвовать в съездах, избирать судебных заседателей и предводителей дворянства. Дворянские собрания проводились один раз в три года в зимнее время по дозволению генерал- губернатора или губернатора для производства выборов. Мещане так же наделялись активным и пассивным избирательным правом. Городовые обыватели формировали выборным путем органы городского самоуправления - общую и шестигласную городские думы. От каждого из городских участков, каждый из шести разрядов городского населения выбирался сроком на три года по одному гласному (т.е. обладавшему правом голоса депутату). Они и составляли общую городскую думу. На данном этапе эволюции избирательное право было сословным правом-привилегией.
С эпохой «великих реформ» - пришел новый этап. В этот период изданы демократические, с известной оговоркой, акты, установившие порядок избрания в земские и городские органы самоуправления, суд присяжных и мировой суд. Для кандидатов на выборные должности устанавливались цензы: возрастной, имущественный, образовательный, оседлости. Так как основной целью реформ являлась модернизация и европеизация социально-политической системы Российской империи, избирательное право стало более демократичным.
Выборы в земские учреждения проходили на началах сословности, имущественного и возрастного ценза, многостепенности для крестьян, закладывая тем самым элементы неравенства в организацию этих представительных органов. «Гласных» - депутатов в уездное земское собрание (распорядительный орган) выбирали в соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях, утвержденным 1 января 1864 г.
Дальнейшее развитие избирательного права и формирование избирательной системы происходило в момент формирования российской государственности и конституционализма. Возрастающее революционное движение (1905-1907гг.) вынудило российское правительство предоставить широким кругам населения право принимать участие в формировании выс-
шего представительного органа — Государственной Думы. Выборы в Государственную Думу проводились на основе избирательных законов. Первым избирательным законом стало Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907г. Предусматривало категории населения, которые лишались избирательных прав — женщины, молодежь до 25 лет, студенчество, военнослужащие, кочевые народы. Вообще, по мнению А.Е. Козлова, значительные ограничения избирательных прав предусматривались для национальных меньшинств: в законе от 3 июня 1907г. указывалось, что Государственная Дума должна быть «русской по духу»1. Были введены имущественные цензы.
Конституция РСФСР (1918г.), принятая после Октябрьской революции 1917г., провзгласила совершенно иные принципы избирательного права. Активным и пассивным избирательным правом были наделены граждане РСФСР обоего пола, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п. Избирательные права получили также военнослужащие и иностранцы, проживающие на территории России и принадлежавшие к рабочему классу или крестьянству. По прежнему круг ограничений был большим - не могли избирать и быть избранными:
Конституция СССР, принятая в 1936г., отказалась от указанных ограничений, отстранив от участия в выборах лиц, не являющихся гражданами СССР, несовершеннолетних, а также осужденных судом с лишением избирательных прав. Изменения произошли и в процедуре проведения выбо-
ров: многостепенные выборы вышестоящих звеньев представительных органов власти были заменены прямыми. Эффективность выборов была достаточно высока, но в то же время избирательная компания проходила, как правило, формально, итоги выборов зачастую были заранее предрешены.
Новый виток развития российского избирательного законодательства, по мнению Ю.А. Веденеева, проходил в три основных этапа:
-
период перестроечного
С прекращением деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов (согласно Указу Президента РФ от 21 сентября 1993г.), возникла необходимость в короткий срок провести досрочные выборы в новый законодательный орган - Федеральное Собрание. Правовое регулирование порядка проведения этих выборов имело много новых особенностей для нашего законодательства (избрание депутатов нижней палаты Федерального Собрания на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем, выдвижением кандидатов избирательными объединениями по общефедеральным спискам и т.д.).
Сегодня Российская Федерация располагает
структурированным по всем составным
элементам и институтам материальным
и процессуальным правом, определяющим
принципы и гарантии реализации избирательного
права граждан, процедуру проведения выборов,
порядок разрешения избирательных споров,
порядок защиты и восстановления нарушенного
избирательного права.
1.2 Сущность и содержание избирательного права
Современное
конституционное право
Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948г.) устанавливает важнейшее право человека и гражданина выражать свою волю посредством выборов (ч.3 ст.21): «Воля народа должна быть основой власти правительства: эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
Выборы — способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования. Следовательно, содержание избирательного права — это правовое регулирование организации проведения выборов и подсчета голосов. По мнению многих современных ученых юристов — правоведов, избирательное право понимается в двух значениях:
избрании и отзыве членов выборных государственных органов» [10, С. 259]. «Пассивное избирательное право — право быть избранным в качестве полно-
мочного лица в выборные государственные органы» [10, C. 260]. О прямом и косвенном правах будет упомянуто в последующем разделе.
Избирательное право тесно связано с понятием «избирательная система», хотя отождествлять их нельзя. «Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации» [8, С. 359.].
Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в совей совокупности образуют избирательное право.
Понятие «Избирательное право» также употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это опять же «вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права» [1, C. 360]. А в узком смысле — нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право).
По мнению автора наиболее точным в определении этих понятий является системный подход авторов А.В. Зиновьева и И.С. Поляшовой. По их мнению «избирательная система представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, на основе которых осуществляются выборы, права граждан избирать и быть избранными; устанавливающих ответственность депутатов и других выборных лиц за свою деятельность перед избирателями; определяющих порядок организации и проведения выборов; регулирующих отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти, осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами и иными избираемыми ими лицами [7, С. 119]. Избирательное право — совокупность
юридических норм, закрепляющих права граждан избирать и быть избранными, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия.
Следовательно, избирательное право и порядок определения результатов выборов являются составными частями избирательной системы. Избирательная система потому и называется системой, потому, что она состоит из упорядоченной совокупности элементов, институтов, предполагает включение в нее и правовых норм и отношений, и порядок подсчета голосов.
Понятия «избирательная система» и «избирательное право» носят собирательный характер. «В Российской Федерации они включают в себя по существу пять различных посистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти3:
Каждая
из подсистем регулируется отдельными
правовыми актами, хотя есть и общие для
всех источники права.
1.3
Виды избирательных
систем, их функции
В ходе выборов возникают различные общественные отношения, между кандидатами и избирателями, избирательными коммисиями и партиями. Совокупность этих общественных отношений, связанных с порядком избрания представительных органов власти, и называется избирательной системой в широком смысле.
В большинстве зарубежных стран, таких как США, Канада, Австралия, Индия, под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов, т.е. трактуют это понятие в узком смысле. «В зависимости от способа распределения депутатских мандатов между кандидатами по результатам голосования избирательные системы принято подразделять на три вида: мажоритарную, пропорциональную и смешанную» [9, C. 223].
Наиболее распространенной и исторически первой избирательной системой является мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства: избранными считались такие кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. Мажоритарная система может быть различных видов в зависимости от того, какого большинства требует закон для избрания депутатов — относительного, абсолютного или квалифицированного.
Система относительного большинства — это система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов, т.е.больше голосов, чем любой из его соперников. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании. Мажоритарная система относительного большинства всегда результативна, так как кто-нибудь всегда набирает относительное большинство голосов. Недостатком является то, что не учитывается мнение тех избирателей, которые проголосовали против победившего кандидата.
Зачастую, в совокупности сумма голосов, отданных за других кандидатов, больше, чем сумма голосов, отданных за победившего кандидата. «Такая система лишает представительства политических партий малой численности, а следовательно, нередко искажает действительное соотношение сил» [10, C. 262]. Происходит вытеснение многих политических сил за пределы активной парламентской деятельности. «Политическим следствием применения такой системы является постоянное чередование у власти двух крупных утвердившихся в государстве политических партий, когда ответственность за управление фактически несет правящая партия, а проигравшая партия переходит в оппозицию»4.
Система абсолютного большинства — для победы необходимо абсолютное большинство голосов. При этой избирательной системе побеждает тот кандидат, который получил абсолютное большинство голосов — 50% +1 голос. Здесь имеет значение, как определяется большинство голосов:
Отличительной особенностью от мажоритарной системы относительного большинства голосов является то, что эта система предполагает возможность двухтурового избирательного процесса. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Как правило процент явки составляет 50% (выборы Президента), реже -25% или иное число голосов. Плюсом данной мажоритарной системы является то, что побеждает кандидат, поддержанный реальным большинством избирателей. Минус — чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто - то из них получит абсолютное большинство голосов, что в итоге приводит к нерезультативности выборов.
Система квалифицированного большинства — требуется квалифицирован-
ное большинство (в 2/3, ¾ и др.) голосов. Она применяется в основном при избрании глав государств и иных должностных лиц (например Президент Азербайджана для избрания должен получить две трети голосов избирателей, участвовавших в голосовании). Квалифицированное (т.е. установленное законом) большинство всегда больше абсолютного большинства. Эта система встречается реже, так как менее результативная, чем система абсолютного большинства.
«Наиболее демократичным способом определения результатов выборов является пропорциональная система, при которой мандаты в каждом избирательном округе распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой партией» [10, С. 264]. Каждая партия предлагает избирателю свой так называемый партийный список, в котором перечислены кандидаты в порядке очередности на замещение мест в парламенте. Однако избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за весь список.
Пропорциональная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий. Однако этот факт может негативно отразиться на формировании правительства в парламентских республиках при условии, что ни одна партия не имеет абсолютного большинства в парламенте. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем больше округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.
В пропорциональной системе используется метод избирательной квоты - «это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата» [9, C. 224]. Избирательная квота определяется по — разному (метод естественной квоты, метод искусственной квоты, методы делителей, наибольшего остатка и др.). Определение квоты в ряде случаев состоит в сложных математических расчетах. Наиболее простой способ определения квоты состоит в делении общего числа подданых по данному округу голосов на количество подлежащих распределению мандатов. Этот способ был пред-
ложен английским ученым Т. Хэром в 1855г.
В целях исключения возможности засилья в парламенте мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незначительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт» или «избирательный барьер». В Российской Федерации заградительный барьер составляет — 5%. Согласно ему, партии, не собравшие установленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов. Отношения, возникающие в рамках избирательной системы государства по поводу выборов, охватывают широкий спектр общественной жизни, в том числе государственную, политическую, экономическую, социальную сферы, оказывая при этом воздействие на них. Содержание общедемократических функций избирательной системы России зависит от функциональных свойств ее компонентов: избирательного права, избирательного процесса и субъектов избирательной системы (избирательные комиссии, иные государственные органы, общественные организации и граждане, обеспечивающие проведение выборов в органы государственной власти и местного самоуправления). «Укладываясь в содержание избирательной системы государства и тем самым образуя эту систему, они наделяют ее свойствами стабильности, универсальности, нормативности, социально-правовой значимости»5.
Избирательное право на уровне нормативных правовых актов, имеющих различный юридический статус, закрепляет выборы как конституционное право граждан; устанавливает порядок осуществления этого права, обеспечивая народное представительство; способствует становлению и (или) развитию политических партий и партийных систем; устанавливает способы, условия и размеры финансирования партий и т. п.
Избирательный процесс, как элемент избирательной системы выполняет организационно-правовые функции, обеспечивая подготовку выборов, проведение акта голосования, порядок определения результатов выборов.
Субъекты избирательной системы призваны реализовывать функции избирательного процесса на стадиях выдвижения и регистрации кандидатов, сбора подписей в их поддержку, проведения предвыборной агитации и акта голосования, подведения итогов выборов, осуществления наблюдения за ходом выборов, распределения мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования, замещения вакантных мандатов и т. п.
«Степень реализации основных функций избирательной системы государства является критерием оценки демократизма различных альтернатив возможного политического выбора, сложности влияния избирательного механизма на политическую систему (и обратной связи), эффективности действия правовых норм»6.
Тем не менее, функциональная составляющая избирательной системы государства не исчерпывается ее общедемократическими функциями:
1. Осуществление народного суверенитета.
2.
Реализация, права каждого человека
на участие в управлений
3. Реализация прав каждого человека на равный доступ к государственной и муниципальной службе.
4. Легитимация государственной власти и иных государственных институтов.
5. Влияние на политику государства.
6. Обеспечение
представительства интересов
7.
Сменяемость управляющих (
В целях наиболее полного раскрытия содержания
избирательной системы необходимо, как
уже отмечалось выше, рассматривать ее
с позиции системности, а именно как объективное
объединение множества связанных между
собой компонентов, наделенных в силу
закона определенными функциональными
свойствами.
Под принципами избирательного права (избирательной системы) следует понимать основополагающие, руководящие начала, идеи, положенные в основу формирования выборных органов государственной власти (Приложение А). «О демократизме любой избирательной системы можно судить по наличию демократических принципов и реальности их воплощения» [7. C. 120].
В основу избирательной системы России положены принципы:
Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Существует два вида цензов (ограничителей) в Российском избирательном праве: возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).
В Российской Федерации активное избирательное право и право голосовать на референдуме предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Однако эти условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания.
Пребывание
гражданина вне места его постоянного
или преимущественного
Гражданин
свободен в решении вопроса об
участии или неучастии в
Пассивное
избирательное право
Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Федеральным законом установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившего в законную силу. После отбытия наказания по приговору суда гражданину возвращаются избирательные права в полном объеме.
Российское избирательное право не предусматривает верхнего возрастного предела для избрания на выборные должности и в представительные органы. Такие ограничения не свойственны демократическим государствам. Установление такого предела в ряде субъектов РФ неправомерно.
«Равное избирательное право трактуется в федеральном законе как
участие граждан в выборах "на равных основаниях"» [1. C. 365]. Это означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели. Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т. д. Ни одному избирателю нельзя предоставить большего числа голосов, чем другим (это правило известно в конституционном праве как "один человек — один голос"). Все голоса должны одинаково влиять на результат выборов.
Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют. Этим прямые выборы отличаются от косвенных или многостепенных, когда избиратели путем выборов образуют некую коллегию выборщиков (США), которые в свою очередь избирают какого-либо депутата или должностное лицо.
Тайное голосование — обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. «Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата»8. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе установить личность избирателя. Для гарантированности тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные кабины для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц.
Обязательность и периодичность проведения выборов. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
2.1 Источники избирательного права
Легитимность выборов на всех уровнях требует, чтобы они опирались на прочную правовую базу. Источниками избирательного права являются правовые акты, содержащие нормы, регулирующие избирательные отношения, - нормы избирательного права. Система источников избирательного права характеризуется такими качествами, как взаимосвязь и иерархия правовых актов. Основными составными частями системы источников избирательного права являются:
Не подлежит сомнению роль Конституции РФ в качестве основного источника избирательного права. Несмотря на то, что в ней нет специальной главы, а отдельные статьи устанавливают лишь только принципы проведения выборов, данный институт все же является одним из наиболее значимых институтов конституционного права России и представляет собой базовый элемент демократического строя современного России. Конституция РФ в данном случае, во-первых, определяет конституционно-правовой статус выборов и референдума, во-вторых, регулирует отношения, опосредующие природу права избирать и быть избранным, определяя основное содержание данного права (раскрывая через него право на участие в управлении государством) и ограничения для его осуществления, в-третьих, устанавливает основные принципы выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы ФС РФ. Непосредственно в Конституции Российской Федерации устанавливаются общие принципы разграничения предметов ведения Федерации и субъектов федерации в данной сфере правоотношений.
2. Федеральные Законы и Федерально-Конституционные Законы;
Несомненно, к источникам избирательного права следует отнести основные принципы проведения выборов и референдумов в Российской Федерации, которые содержатся в федеральных конституционных законах и в федеральных законах. Их включение в состав норм конституционного права связано с большой важностью указанных положений, принципиальным, основополагающим их характером, стабильностью регулирования и непосредственным воздействием, что отличает именно конституционно-правовые нормы.
- Федеральный
закон от 12 июня 2002г. №67-ФЗ «Об
основных гарантиях
- Федеральный закон от 10 января 2003г. 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 18 мая 2005г. №51 - ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
- Федеральный
Закон от 26 ноября 1996г. №138-ФЗ «Об
обеспечении конституционных
- Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004г. №2 - ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», регулирующий порядок реализации права граждан на участие в референдуме и проведения референдума.
- Другие федеральные избирательные законы, например, об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Нормами данных законов закладываются основы избирательной системы, порядок проведения выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ, выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами России.
3. Указы Президента РФ, которые издаются по вопросам организации и проведения выборов, например, о сроках проведения выборов в Государственную Думу, и др.
4. Акты судебного правотворчества, решения Конституционного Суда РФ, уставных судов субъектов;
Следует также отметить, что среди источников значительную часть занимает судебная практика. Необходимо отметить ведущую роль Конституционного Суда РФ в обеспечении эффективного правового регулирования отношений в сфере избирательного процесса. Здесь следует обратить особое внимание на наличие научной доктрины в качестве источника права, что наиболее наглядно усматривается в решениях Конституционного Суда и находит выражение в его правовых позициях по конкретным делам.
Не меньший вес в составе источников избирательного процесса занимают решения судов общей юрисдикции, которые формализуются в Обзорах судебной практики в определенной сфере правоотношений, в данном случае, в области реализации избирательных прав граждан.
К источникам избирательного права также относятся и решения Конституционного Суда РФ. Акты Конституционного Суда не только развивают правовое содержание того или иного института, но и формируют правовое пространство, в котором должны действовать все участники избирательного процесса .
Избирательное законодательство не содержит исчерпывающего перечня видов
выборов в Российской Федерации и тем самым оставляет открытым вопрос о возможных масштабах использования рассматриваемого демократического института в конституцировании субъектов политической власти.
5. Уставы и избирательное законодательство субъектов РФ;
Важным источником избирательного права являются конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации. Ими определяются порядок назначения и проведения выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Как правило, законодательство субъектов состоит из законов о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти, о выборах главы исполнительного органа государственной власти (губернатора, главы администрации, президента), о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и о выборах главы муниципального образования. В некоторых субъектах федерации приняты собственные избирательные кодексы, что, на взгляд автора, характеризует как нельзя лучше потребность в создании надлежащего избирательно-процессуального законодательства субъектов Российской Федерации на основе федеральных норм, регулирующих избирательный процесс.
6. Уставы политических партий;
Политические партии являются полноценными субъектами избирательного права, и естественно их устав являются одним из источников современного избирательного права.
7. Нормативные инструкции избирательных комиссий, постановления, инструкции и разъяснения, которые детализируют порядок проведения выборов (например, о порядке составления участковой избирательной комиссии, о порядке поступления денежных средств в избирательные фонды и др.).
Процесс формирования избирательного права и избирательного законодатель-
ства Российской Федерации выходит за рамки только национально-правовых оснований и источников регулирования избирательных отношений. «Правовая регламентация реализации и применения избирательного права включает в себя элементы как внутринационального, так и международного права»9. Расширение состава источников избирательного права вытекает из положений ст. 15 Конституции РФ, предусматривающей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и межународные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. И хотя в специальной литературе отсутствует определение понятия «медународный избирательный стандарт», нормативное значение данной правовой категории — источника, принципа правового регулирования — очевидно. Особенно важны три международно-правовых акта:
1) Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) устанавливает (ст. 21): "Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования";
2) Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) закрепляет (ст. 25) право и возможность каждого гражданина без какой бы то ни было дискриминации:
3)
Европейска конвенция о защите
прав человека и основных
Международно-правовые стандарты носят
самый общий характер, они универсальны
и потому абсолютно и во всем подходят
для демокаритческого государства. Эти
стандарты служат важной гарантией избирательных
прав граждан в каждой стране, признающей
себя частью мирового сообщества.
2.2 Актуальные направления развития избирательного законодательства
Избирательное законодательство продолжает оставаться одной из наиболее динамично развивающихся частей системы российского законодательства. При этом частая смена законов о выборах, корректировка подходов к правовому регулированию в основном не связаны с необходимостью восполнения пробелов в законодательстве. По мнению, А.Е. Постникова происходившие в последнее время изменения в избирательном законодательстве в первую очередь были вызваны преимущественно политическими причинами, стремлением руководства страны усилить «вертикаль власти»10. Наиболее важными результатами этого направления, спроецированного на сферу выборов, явились:
— разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в сфере организации государственной власти и местного самоуправления;
— создание дополнительных инструментов, обеспечивающих надлежащий контроль федеральных органов государственной власти за политическими процессами, ходом избирательных кампаний на всех уровнях.
Как известно, центральное место в системе российского избирательного законодательства занимает Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 года. В соответветствии с этим законом принимаются законы субъектов Российской Федерации о выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и выборах органов местного самоуправления. Первый Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» принятый в 1994 году являлся рамочным, так как устанавливал только основные параметры механизма реализации гражданами избирательных прав при проведении выборов. Принятый в 1997 году Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и внесенные в него в 1999 году обширные изменения коренным образом изменили соотношение федерального и регионального избирательного законодательства. Федеральный закон стал постепенно утрачивать черты рамочного, и правовое регулирование вопросов формирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления фактически стало все больше переводиться в сферу ответственности федерального законодателя.
Права избирать и быть избранными, закрепленные в ст. 32 Конституции Российской Федерации, могут реализовываться по-разному, с использованием различных избирательных процедур. Возможность формирования многообразных моделей реализации названных прав на уровне субъектов Российской Федерации вытекает из установленных в п. «н» ч. 2 ст. 72, а также в ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации полномочий субъектов Российской Федерации в сфере организации государственной власти и местного самоуправления, а также закрепленного в ч. 1 ст. 131 Конституции права населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. «Избирательные правоотношения — это всегда в то же время и правоотношения по поводу организации публичной власти»11.
Совокупность предметов ведения субъектов Федерации определяется в соответствии со ст. 73 Конституции РФ по остаточному принципу. «Все, что не относится к ведению Российской Федерации, а так же к полномочиям Российской Федерации по предметам совместного веденияРФ и ее субъектов, относится к ведению субъектов РФ»12. Тем не менее, Конституция РФ не дает прямого ответа на вопрос, в чьем ведении находится правотворчество в сфере избирательного права.
Объем федерального регулирования избирательных прав граждан увеличи-
вается. В редакции 1994г. избирательные права граждан - конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления (ст. 2), а в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав...» 1997 года было введено принципиально новое понятие избирательных прав как конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов а также в других избирательных действиях (ст. 2).
Таким образом, любое конкретное правомочие граждан в правоотношениях, возникающих с участием в тех или иных избирательных действиях, стало рассматриваться как объект регулирования федерального законодательства. Тем самым практически все избирательные правоотношения также были переведены в разряд объектов указанного регулирования.
Подобная сложившаяся конструкция разграничения полномочий в сфере избирательного законодательства существенно ограничила диапазон регулирования выборов законами субъектов Российской Федерации. Это связано не только с нежеланием субъектов Российской Федерации творчески развивать нормы федерального законодательства или отсутствием возможностей развития собственного законотворчества , а так же и с тем, что унификация правового регулирования, содержащаяся в вышеназванном федеральном законе, препятствует учету региональных особенностей.
В связи с принятием в 2002 году нового Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соотношение федерального и регионального избирательного законодательства ограничило возможности субъектов Российской Федерации самостоятельно формировать систему органов государственной власти:
В настоящее время региональные и федеральные выборы проводятся в соответствии с двумя законами, регулирующими подготовку и проведение выборов. С одной стороны, это Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». С другой стороны, это закон субъекта Российской Федерации о выборах (избирательный кодекс субъекта Российской Федерации) или Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации». То есть участникам избирательных кампаний, избирательным комиссиям приходится одновременно руководствоваться положениями двух законодательных актов, детально регулирующих все стадии избирательного процесса. В то же время не все положения данных законов совпадают.
Так, федеральным законодательством установлены ограничения на рекламу коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, наименования, эмблемы, иной символики политической партии, избирательного блока в ходе избирательной кампании. Согласно пункту 4 ст. 64 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата, наименования и т д. в в ходе избирательной кампании осуществляется только из средств соответствующего избирательного фонда. «В то же время Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав..." (п. 4 ст. 56) устанавливает дополнительное ограничение, отсутствующее в Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации": в период избирательной кампании за счет средств соответствующего избирательного фонда также должна осуществляться оплата рекламы организаций, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых являются кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица и уполномоченные представители, общественные объединения, входящие в состав избирательных блоков, уполномоченные представители избирательных блоков»13.
Налицо серьезная коллизия в формулировках законов, которой не было най-
дено
адекватного разрешения в ходе избирательной
кампании по выборам депутатов
Практика проведения выборов депутатов Государственной Думы в последние годы показала серьезность противоречий между указанными нормами федеральных законов.
Таким образом, несмотря на достаточно
высокие темпы модификации современного
российского избирательного законодательства,
сформировавшаяся система является излишне
громоздкой. Действующий Федеральный
закон "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" с его
всеобъемлющим предметом регулирования
фактически играет роль избирательного
кодекса страны. В этом качестве он не
вполне эффективен, поскольку параллельно
с ним действуют иные законы о выборах,
при этом федеральными законами о выборах
может изменяться его содержание. В целях
обретения определенной самостоятельности
Субъектами Федерации, в образовании ими
органов государственной власти, а также
разграничения полномочий между Российской
Федерацией, необходимо изменение Конституции.
.
По мнению Е.П. Дубровиной, необходимо
провести правовой экспертный анализ
законодательства о выборах субъектов
Федерации в части соответствия требованиям
Закона об основных гарантиях избирательных
прав. Следует признать, что практика функционирования
региональных избирательных систем, возникающие
правовые пробелыи несоответствие требованиям
федерального законодательства о выборах
обусловливает разработку и принятие
модельного закона, соответствующего
развитию современных реформ избирательного
законодательства (переход к пропорциональной
избирательной системе, отмена выборов
глав субъектов Федерации, отмена графы
«против всех» и т.п.)14.
Что касается регулирования избирательных
правоотношений, то, по мнению А.Е. Постникова
Федеральный закон "Об основных гарантиях
избирательных прав..." должен быть возвращен
на изначальную почву рамочного регулирования
как наиболее соответствующего конституционному
разграничению полномочий Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации
в области избирательного законодательства.
Чтобы выявить актуальные направления развития избирательного законодательства, в рамках данной курсовой работы, автор рассмотрел этапы становления и развития избирательного права в России, сущность и и содержание избирательного права, классификацию избирательных систем, источники избирательного права.
В заключение курсовой работы подведем итоги проведенного исследования:
1. Несмотря
на различные подходы в
2. Понятие «избирательной системы» и «избирательного права» носят собирательный характер. В Российской Федерации они включают в себя по существу пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти;
3. В
зависимости от способа
лом голосов, собранных каждой партией;
4. В основу избирательной системы России положены принципы: всеобщности выборов, равных избирательных прав, прямых выборов, тайны голосования, территориальности выборов, гласности, альтернативности, состязательности, добровольности, ответственности, контроля и др.;
Центральное место в системе российского избирательного законодательства занимает Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 2002 года.
При изучении избирательного законодательства были выявлены следующие проблемы:
1. Соотношение федерального и регионального избирательного законодательства ограничило возможности субъектов Российской Федерации самостоятельно формировать систему органов государственной власти. Субъекты Российской Федерации лишились возможности самостоятельно определять целый ряд параметров избирательной системы, применяемой при выборах органов государственной власти. Именно по этому вопросу наблюдался беспрецедентный всплеск несогласия со стороны субъектов Российской Федерации;
2. Органы
государственной власти
3. Налицо серьезная коллизия в формулировках законов. В соответствии с Конституцией Российской Федерации не допускается установление более высокой юридической силы одного федерального закона по отношению к другому федеральному закону. Практика проведения выборов депутатов Государственной Думы в последние годы показала серьезность противоречий между указанными нормами федеральных законов.
Особенностью России является то, что в отличие от большинства государств с относительно новыми конституциями, в ее Конституции нет специального раздела об избирателном праве (системе), в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права , есть лишь отдельные статьи, которые устанавливают только принципы проведения выборов. А Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав…...» не только не обеспечивает гарантии избирательных прав по ряду позиций, но и по мнению автора, «перекрывает кислород» региональным законодателям, не позволяя им наиболее оптимально и рационально регулировать региональные и муниципальные выборы, избирательный процесс с учетом местных особенностей.
Таким образом, несмотря на активное развитие современного российского избирательного законодательства, сформировавшаяся система является излишне громоздкой. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" фактически играет роль избирательного кодекса страны, однако в этом качестве он не вполне эффективен, поскольку параллельно с ним действуют иные законы о выборах, при этом федеральными законами о выборах может изменяться его содержание. Превратиться в полноценный избирательный кодекс России, он не может без изменения Конституции России, без ревизии основ федеративного устройства страны, предполагающих определенную самостоятельность субъектов Федерации в формировании образуемых ими органов государственной власти, а также установленного Конституцией разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Активное избирательное право | право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов |
2 | Выборы | способ формирования органов государства и местного самоуправления с помощью голосования |
3 | Заградительный барьер | правило избирательного закона, согласно которому партии, собравшие на выборах по пропорциональной системе менее определенного процента от числа поданных голосов |
4 | Избирательная квота | наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата |
5 | Избирательная система | порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации |
6 | Избирательное право | 1) совокупность
правовых норм, регулирующих порядок формирования
выборных государственных органов
2) субъективное
право гражданина участвовать
в формировании выборных |
7 | Мажоритарная избирательная система | система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются |
8 | Мажоритарная система абсолютного большинства | система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший более половины голосов по округу |
9 | Мажоритарная система квалифицированного большинства | система выборов,
при которой избранным |
10 | Мажоритарная система относительного большинства | система выборов,
при которой избранным |
11 | Пассивное избирательное право | право быть избранным в качестве полномочного лица в выборные государственные органы |
12 | Пропорциональная избирательная система | депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер |
13 | Смешанная избирательная система | избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть – в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране |
1 | Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд.,изм. И доп. - М.: Издательство НОРМА, 2003. - 800 с. |
2 | Веденеев Ю. Развитие избирательной системы РФ: проблемы правовой институциализации // Журнал российского права. - 2006. - №6. - с. 47-57 |
3 | Грудцына Л.Ю. Выборы без выбора или новое избирательное законодательство как индикатор отмирания элементов демократии в России: Изменения в избирательном законодательстве. Критика // Адвокат. - 2006. - №12. - с. 85-89 |
4 | Дубровина Е. Использование модельного закона о выборах в органы законодательной власти субъектов РФ как основное направление совершенствования регионального избирательного законодательства // Современное право. - 2007. - №11. - с.23-27 |
5 | Дубровина Е. Особенности развития законодательства о выборах в субъектах РФ // Журнал российского права. - 2007. - №10. - с. 3-7. |
6 | Елистратова В. Функции избирательной системы: Избирательное право // Современное право. - 2008. -№3. - с. 19-21 |
7 | Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Основы конституционного права России: Учебно-методическое пособие. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2002, 320 с. |
8 | Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Юристъ, 2003. - 585 с. |
9 | Конституционное право России: Учебник/ Под ред. Г.Н. Комковой. - М.: Юристъ, 2005. - 399 с. |
10 | Конституционное право. Учебник. отв. ред. А.Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1996. - 464 с. |
11 | Постников А.Е. Актуальные направления развития избирательного законодательства // Журнал российского права. - 2004. - №2. - с. 3-10 |
12 | Червяков А.
Современные тенденции в |
13 | [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org |
14 | [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dic.academic.ru |
15 | [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru |
А | |
Информация о работе Избирательное право и избирательная система