Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:51, творческая работа
В последние годы в связи с процессами реформирования экономико-правовой системы государства существенно усилилась роль и значимость предпринимательства в экономике и социальной сфере региона. Не так давно, в мае месяце 2008 г впервые отмечался государственный праздник - день предпринимательства. Развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором становления рыночной экономики Республики Бурятия, да и в целом России.
Так, 35,6% респондентов СМиСП от общего количества анкетируемых бизнесменов пользовались со стороны государства консультационной поддержкой по вопросам развития бизнеса, 30,0% предпринимателей получали залоговое обеспечение по кредитам коммерческих банков, 16,0% - кредитные ресурсы в рамках реализации различных программ, 10,7% - компенсацию процентной ставки по кредитам коммерческих банков, 9,6% предпринимателей получали льготы по аренде нежилых помещений, земельных участков, налоговыми льготами в различные уровни бюджета воспользовались 5,4% СМиСП республики, а 4,4% предпринимателей получали государственные заказы на поставку товаров и оказание услуг. Таким образом, государство активно оказывает различного рода поддержку малому и среднему предпринимательству. Взаимовыгодное сотрудничество должно стать более интенсивным и затрагивающим все стороны предпринимательской деятельности.
На следующий 9 вопрос «Какую поддержку Вы хотели бы получить?» предприниматели ответили следующим образом:
Распределение ответов (в %)
Льготное и долгосрочное кредитование | 23,4 |
Финансовая поддержка в виде гарантированного выделения денежных средств из бюджета, кредитования с отсрочкой платежа и субсидированием | 13,1 |
Льготы по аренде помещений, земельных участков | 4,5 |
Залоговое обеспечение при получении кредита | 6,0 |
Дотации, субсидии и субвенции | 6,4 |
Налоговые льготы в различные уровни бюджета, в т. ч. льготы по налогообложению в первые годы деятельности | 13,9 |
Субсидирование (компенсация) процентной ставки по кредиту или части кредита | 5,2 |
Получение постоянного государственного заказа, в т. ч. на сельскохозяйственную продукцию | 4,8 |
Снижение ставок по налогам | 3,3 |
Бюджетный беспроцентный кредит, безвозмездная ссуда | 2,6 |
Остальные ответы были реже упоминаемыми и составили менее 2,6% (доступность кредитных ресурсов – 2,1%, субсидии на возмещение расходов на ГСМ и покупку кормов – 1,9%, дотации из федерального бюджета на разведение племенных яков – 1,2%, субсидии на развитие животноводства для увеличения маточного поголовья – 1,2%, поддержка районной администрации, в т. ч. в виде гарантий при кредитовании – 1,2%, предоставление кредитных ресурсов в рамках реализации различных программ – 1,2%, продление ФЦП «Социальное развитие села до 2012 г – 1,0% и т. д.).
Бизнес-сообщество настроено положительно на сотрудничество с органами государственной и местной власти. Отвечая на 10 вопрос анкеты, «Как Вы оцениваете потребность и перспективы самоорганизации бизнеса во взаимодействии с властью?», большая часть опрошенных предпринимателей рассчитывают на реальную эффективность самоорганизации бизнеса во взаимодействии с властью (36,25%).
Распределение ответов (в %)
Считаю желательной | 24,7 |
Полагаю возможной | 25,6 |
Рассчитываю на реальную эффективность | 36,25 |
Главной целью анкетирования должно стать выявление насущных проблем при ведении предпринимательской деятельности, выявление организаций, создающих наибольшие административные препоны при развитии бизнеса. Их наличие создает непонимание, несогласованность не только власти и бизнеса, но и несогласованность внутри самой власти, между ее уровнями.
Так, отвечая на 11 вопрос «Как Вы считаете, за счет чего в первую очередь можно повысить эффективность взаимодействия бизнеса с властью в снятии административных барьеров и устранении избыточного регулирования экономической деятельности?», 56% субъектов малого и среднего предпринимательства видят устранение барьеров как результат наращивания активности со стороны государства и 42,8 % опрошенных предпринимателей считают, что устранить барьеры можно путем регулярного информирования предпринимателей о полномочиях проверяющих органов, их правах и обязанностях. С другой стороны, есть мнение (20,8%), что устранить административные барьеры и избыточное регулирование возможно за счет активизации самого бизнеса и его более интенсивной самоорганизации в данном процессе. Прибегнуть к помощи «третейского судьи» призывают 19,6% предпринимателей, т.е. к созданию специальных межведомственных комиссий с участием органов государственной власти, общественных организаций предпринимателей, контрольных, правоохранительных и надзорных органов. Решить проблему взаимодействия с властью путем создания при объединениях предпринимателей специальных органов, регулирующих конфликты, считают возможным 26,8% опрошенных предпринимателей.
На 12 вопрос «Что на Ваш взгляд является главным тормозом в проведении работы по устранению административных барьеров?» предприниматели ответили следующим образом: главным тормозом в проведении работы по устранению административных барьеров является:
1. Бюрократизм (66,8%);
2. Коррупция в органах государственной власти (44,3%);
3. Пассивность общественных объединений предпринимателей (26,4%);
4. Другие (0,14%);
Несмотря на положительную оценку, данную о работе государственных и муниципальных служб, на 13 вопрос анкеты: «Какие ведомства, на Ваш взгляд, тормозят развитие предпринимательства?» были получены следующие ответы:
1. Управление Федеральной налоговой службы РФ по РБ (32,9%);
2. Управление Роспотребнадзора по РБ (27,7%);
3. Органы МСУ (6,6%);
4. ГУ РБ по делам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности (4,4%);
5.Управление Федеральной регистрационной службы по РБ (3,7%);
6. Лицензирующие органы, лицензионная палата (3,0%);
7. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РБ» (2,6%).
Остальные ведомства набрали менее 2,6 % голосов анкетируемых субъектов малого и среднего предпринимательства от общего количества ответивших на данный вопрос (от 2,3% до 0,2%).
Судя по ответам предпринимателей на последний 14 вопрос анкеты, «Приходилось ли Вам урегулировать вопросы Вашей деятельности с разрешительными, надзорными, контролирующими, лицензирующими органами с помощью непредусмотренного законодательством вознаграждения должностным лицам?», можно сделать следующие выводы:
Больше всего пользуются непредусмотренным вознаграждением в органах МВД Республики Бурятия – 24,7% респондентов от общего количества СМиСП, ответивших на данный вопрос решили таким образом вопрос своей деятельности с правоохранительными органами, затем идут служащие Управления Роспотребнадзора по РБ (15,1%), Управления Федеральной регистрационной службы по РБ (14,0%), далее идут сотрудники ГИБДД (10,8%) и ГУ РБ по делам ГО, ЧС и обеспечению пожарной безопасности (4,3%). Также берут непредусмотренное законодательством вознаграждение за урегулирование вопросов деятельности предпринимателей чиновники и сотрудники таких госструктур и организаций, как Управление Федеральной налоговой службы РФ по РБ (2,2%), Фонд социального страхования, Республиканская служба государственного строительного надзора, Республиканская служба по потребительскому рынку и лицензированию, Управление инспекции Гостехнадзора по РБ, Прокуратура, Арбитражный суд РБ, Центр стандартизации и метрологии, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по РБ», Ветеринарная служба РБ, строительные организации, лесхоз (все по 1,1%).
Выводы: Исходя из результатов анкетирования, основными проблемами развития малого и среднего предпринимательства Республики Бурятия являются: недостаток финансовых ресурсов, высокие тарифы на энергоносители, высокий уровень налогообложения, сложности с получением кредитных ресурсов для развития бизнеса, трудности с оформлением права собственности (аренды) на недвижимое имущество, земельный участок и т. д.
Результаты анкетирования позволят при разработке мероприятий по поддержке развития малого и среднего предпринимательства Республики Бурятия учесть не только решение проблем финансово-кредитной и имущественной поддержки, но и вопросы организации нового бизнеса, подготовки кадров и информационного обеспечения и др.
______________________________
Примечание: СМиСП – субъекты малого и среднего предпринимательства.
Информация о работе Итоги анкетирования по выявлению и оценке административных барьеров