Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 22:29, доклад
Италия — родина старейших в Европе университетов (Болонский университет основан в 1222 г., Римский — в 1303 г.), была объединена в централизованное государство довольно поздно — в 60-х годах прошлого века.
Интерес к политике и политическим наукам, восходящий к глубокой древности и столь широко проявившийся в XVI веке в творчестве Макиавелли, характерен, для большинства социологов и социальных мыслителей Италии как в XIX, так и в XX веках. Многие из них имели большой организационный опыт в политике и экономике, являлись государственными деятелями либо организаторами промышленности. Так, экономист и социолог, один из авторов теории обновления и циркуляции элит Вильфредо Парето в конце 80-х годов XIX века занимал пост главного управляющего предприятием.
Санкт-Петербургский
государственный
Факультет инноватики
Доклад
Итальянские социологические мысли конца 19-начала 20 века
Санкт-Петербург,2012 г.
Италия — родина старейших в Европе университетов (Болонский университет
основан в 1222 г., Римский — в 1303 г.), была объединена в централизованное
государство довольно поздно — в 60-х годах прошлого века.
Интерес к политике и политическим наукам, восходящий к глубокой древности и
столь широко проявившийся в XVI веке в творчестве Макиавелли, характерен, для
большинства социологов и социальных мыслителей Италии как в XIX, так и в XX
веках. Многие из них имели большой организационный опыт в политике и экономике,
являлись государственными деятелями либо организаторами промышленности. Так,
экономист и социолог, один из авторов теории обновления и циркуляции элит
Вильфредо Парето в конце 80-х годов XIX века занимал пост главного управляющего предприятием. Другой автор теории — Гаэтано Моска
был видным политическим деятелем. Бенедетто Кроче известен не
только как крупнейший итальянский философ, историограф,
литературный критик, и политолог, но и как основатель Итальянской либеральной
партии, депутат парламента и министр образования. К достижениям итальянской социальной мысли первой половины XX века
несомненно относится
«Тюремные тетради» он создавал в последние годы жизни, находясь в заключении.
Развивая в Италии идеи социализма, Грамши был ориентирован на достижение консенсуса пролетариата с другими демократическими силами, выступал против превращения демократического централизма в бюрократический. Его политическая стратегия противоречила стратегии направлявшегося Сталиным III Интернационала, для которого «врагом номер один» стал не фашизм, а социал-демократия. Тема соотношения социализма и либерализма привлекала внимание «левых» мыслителей и в послевоенной Италии. Ее, наряду с другими, такими как этика и политика, этика политического поведения интеллектуалов, исследует философ и политолог Норберто Боббио.
Начало социологического образования в Италии
Первые курсы социологии в университетах Италии читались еще в 80-е годы
прошлого века, но они были общеознакомительными, нерегулярными и не считались
обязательными. Значимость социологии в глазах итальянских ученых и
политических деятелей была весьма проблематичной, а те исследователи, которые
развивали социологию, делали это преимущественно в русле других социальных наук.
Несмотря на то, что на рубеже XIX—XX веков социология в Италии не имела
официальной поддержки, климат университетских свобод обеспечивал пространство
для ее развития. Под влиянием позитивизма родилась криминальная социология. Ее
основателем считается криминалист и психиатр Чезаре Ломброзо , а к
числу ее виднейших представителей принадлежат Энрико Ферри и
Альфредо Ничефоро .
Школа, не свободная, к сожалению, от влияний идей социал-дарвинизма, внесла ценный вклад в изучение социальных корней преступности.
Исследовательская работа и преподавание социологии в университетах шли как
дополнение к политическим и правовым наукам, и статус новой науки был еще неясен
для самих ученых. Мнение Бенедетто Кроче, весьма красноречиво: «В
недавнее время к политике,
как она традиционно именуется,
соперница, так называемая социология, которую... следует рассматривать как попыт-
ку распространить старую науку на типы и законы тех форм жизни, которые близки к
жизни политической, но не учитывались, так как не относились к государственному
праву, к правлению, к войне, к дипломатическим отношениям, т.е. к тому, в чем
наиболее явно можно усмотреть образ политики» .
В отличие от стран, где экономические и социально-политические условия активизи-
ровали социологические
индустриальной экономической структурой, неравномерностью развития Севера и
Юга, нерешенными проблемами политического устройства, условий для разверты-
вания социологических исследований не было. Экономический и политический кризис
завершился установлением фашистской диктатуры в 1922 г. Тоталитарное государст-
во нуждалось не столько в «объективной» информации, сколько в создании соответст-
вующих мифов и ритуалов.
С завершением второй мировой войны начался новый период. Наряду с осмысле-
нием собственного классического наследия новое поколение итальянских социологов в
50-е и
60-е годы активно изучает
университетов в ходе стажировок, а также научной работы за рубежом знакомились с преподаванием социологии в разных странах.
Первый социологический факультет был создан в 1964 г. в Университете г. Тренто
. Он был задуман как место
подготовки социальных
и государственных структур, но этим планам не суждено было осуществиться. Сюда
пришли преподаватели и
факультетов, а студенческая среда была охвачена во второй половине 60-х годов
идеями «новых левых». Поэтому вместо социально-технологических исследований вни-
мание было привлечено к критической социологии — работам социологов Франкфурт-
ской школы: Адорно, Хоркхаймера, Маркузе, и неомарксистов (Беньямина, Райха).
Если итальянская социология и
социологическое образование
влияние социокультурного и политического климата, то с 60-х годов все большую роль
стал играть экономический фактор. Его воздействие несомненно носат не прямой, но
опосредованный и сложный
нием на путь НТР. Создание наукоемких технологий, широкое применение информа-
ционной техники, рост «третичной сферы» — все это не могло не отразиться на
содержании, целях и методах образования.
Изменение в системе высшего образования — не одномоментный акт;
обнаружилось отставание последней от революционизирования производства, что
сделало необходимым проведение реформы высшего образования. Реформа затронула
и жизнь социологических
Парето (ParetoPareto) Вильфредо (
Концепция Парето.
В основе концепции действия социального Парето лежала определенная концепция
человека. Подчеркивая иррациональную
природу человека, он считал, что специфически
человеческое состоит не в разуме, а в
способности использовать разум в корыстных
целях. В проблеме соотношения чувств
и разума Парето отдавал приоритет чувствам,
считая их истинными движущими силами
истории. Исторические закономерности
он сводил к закономерностям иррациональной
психической жизни отдельных индивидов,
а идеологии называл "языками чувств".
Утвердив основополагающую роль сфер
человеческой психики, Парето выводил из них теории идеологии,
социальной стратификации и смены правящих
элит. Парето подчеркивал активную роль
идеологий в обществе, их мобилизующую
силу, раскрывал механизм манипулирования
массовым сознанием. Подчеркивая роль
неосознанных элементов человеческой
психики, Парето сформулировал некоторые идеи
психологии подсознания, хотя и не был
знаком с трудами Фрейда.
Парето рассматривает общество как
систему, находящуюся в состоянии динамического
равновесия, придает детерминирующее
значение "остаткам", лежащим в основе
как дериваций, так и деления общества
на элиту ("лучшие") и неэлиту. Деление
на способную к управлению элиту и неэлиту Парето считает существенной чертой
всех человеческих обществ, а "круговорот"
элит, т. е. их стабилизацию и последующую
деградацию, - движущей силой общественного развития,
лежащей в основе всех исторических событий.
Согласно этой концепции, индивиды, наделенные
от рождения "остатками", т. е. предрасположенностью
к манипулированию массами при помощи
хитрости и обмана ("лисы") или способностью
применения насилия ("львы"), создают
два различных типа правления, которые
приходят на смену друг другу в результате
исчерпания соответствующих "остатков"
с последующей деградацией элиты, приводящей
ее к упадку. Если правящая элита не противодействует
этому путем кооптации новых членов из
низших классов, в изобилии обладающих
соответствующими качествами, то наступает
социальная революция, весь смысл которой,
по Парето, заключается в обновлении
персонального состава правящей верхушки
- элиты общества.
В области хозяйственной деятельности
"львам" и "лисам" соответствуют
типы "спекулянтов" и "рантье",
прототипами которых являются бизнесмены
и их противоположность - робкие вкладчики,
живущие стрижкой купонов. Преобладание
в обществе "рантье" - свидетельство
стабилизации общества, переходящей затем
в загнивание. Преобладание "спекулянтов"
предопределяет развитие в социальной
и экономической жизни. Чередование экономических
и политических циклов связано в концепции
социального равновесия Парето с циклами духовного производства
- интеллектуального, религиозного, художественного
и т. п. Здесь происходит ритмическая смена
периодов веры и скептицизма, в основе
которых в конечном счете лежат "остатки"
первого и второго классов.
Среди западных политологов популярна
его концепция идеологий как теоретических
построений, призванных маскировать эмоции
и предрассудки. Большое влияние имеет
и его теория элит, послужившая отправным
пунктом для исследований механизмов
власти с различных теоретических позиций.
Информация о работе Итальянские социологические мысли конца 19-начала 20 века