Итальянские социологические мысли конца 19-начала 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 22:29, доклад

Описание работы

Италия — родина старейших в Европе университетов (Болонский университет основан в 1222 г., Римский — в 1303 г.), была объединена в централизованное государство довольно поздно — в 60-х годах прошлого века.
Интерес к политике и политическим наукам, восходящий к глубокой древности и столь широко проявившийся в XVI веке в творчестве Макиавелли, характерен, для большинства социологов и социальных мыслителей Италии как в XIX, так и в XX веках. Многие из них имели большой организационный опыт в политике и экономике, являлись государственными деятелями либо организаторами промышленности. Так, экономист и социолог, один из авторов теории обновления и циркуляции элит Вильфредо Парето в конце 80-х годов XIX века занимал пост главного управляющего предприятием.

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  государственный политехнический  университет

Факультет инноватики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

Итальянские социологические  мысли конца 19-начала 20 века

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Подготовил: Смирнова С.С.,гр.3221/2

                                                                            Проверил: проф.Кузнецов Д.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург,2012 г.

 

Италия —  родина старейших в  Европе университетов  (Болонский  университет

основан в 1222  г.,  Римский —  в 1303  г.),  была объединена в централизованное

государство довольно поздно —  в 60-х годах прошлого века.

Интерес к политике и политическим наукам,  восходящий к глубокой древности  и

столь широко проявившийся в XVI  веке в творчестве Макиавелли,  характерен,  для

большинства социологов и социальных мыслителей Италии как в XIX,  так  и в XX

веках.  Многие из них имели большой  организационный опыт в политике и экономике,

являлись государственными деятелями  либо организаторами промышленности.  Так,

экономист и социолог,  один из авторов  теории обновления и циркуляции элит

Вильфредо Парето в конце 80-х годов XIX  века занимал пост главного управляющего предприятием.  Другой автор теории —  Гаэтано Моска

был видным политическим деятелем.  Бенедетто Кроче известен не

только как крупнейший итальянский философ,  историограф,

литературный критик, и политолог, но и как основатель Итальянской либеральной

партии,  депутат парламента и министр образования. К достижениям итальянской социальной мысли первой половины XX  века

несомненно относится творческое наследие Антонио Грамши,  марксиста  и основателя Итальянской компартии.  Свой главный труд —

«Тюремные тетради»  он создавал в  последние годы жизни,  находясь в заключении.

Развивая в Италии идеи социализма, Грамши был ориентирован на достижение консенсуса пролетариата с другими демократическими силами,  выступал против превращения демократического централизма в бюрократический.  Его политическая стратегия противоречила стратегии направлявшегося Сталиным III  Интернационала,  для которого «врагом номер один» стал не фашизм, а социал-демократия. Тема соотношения социализма и либерализма привлекала внимание  «левых»  мыслителей и в послевоенной Италии.  Ее,  наряду с другими,  такими как этика и политика, этика политического поведения интеллектуалов,  исследует философ и политолог Норберто Боббио.

 

 

Начало социологического образования в Италии

 

Первые курсы социологии в университетах  Италии читались еще в 80-е годы

прошлого века,  но они были общеознакомительными,  нерегулярными и не считались

обязательными. Значимость социологии в глазах итальянских ученых и

политических деятелей была весьма проблематичной,  а те исследователи,  которые

развивали социологию, делали это  преимущественно в русле других социальных наук.

Несмотря на то,  что на рубеже XIX—XX  веков социология в Италии не имела

официальной поддержки,  климат университетских  свобод обеспечивал пространство

для ее развития.  Под влиянием позитивизма  родилась криминальная социология.  Ее

основателем считается криминалист  и психиатр Чезаре Ломброзо , а к

числу ее виднейших представителей принадлежат Энрико Ферри и

Альфредо Ничефоро .

 

 

 

Школа,  не свободная,  к сожалению,  от влияний идей социал-дарвинизма,  внесла ценный вклад в изучение социальных корней преступности.

Исследовательская работа и преподавание социологии в университетах шли  как

дополнение к политическим и  правовым наукам,  и статус новой  науки был еще неясен

для самих ученых.  Мнение Бенедетто  Кроче, весьма красноречиво: «В

недавнее время к политике,  как она традиционно именуется,  прибавилась ее подруга и

соперница,  так называемая социология,  которую...  следует рассматривать  как попыт-

ку распространить старую науку  на типы и законы тех форм жизни,  которые близки к

жизни политической,  но не учитывались,  так как не относились к государственному

праву,  к правлению,  к войне,  к дипломатическим отношениям,  т.е.  к тому,  в чем

наиболее явно можно усмотреть  образ политики» .

В отличие от стран,  где экономические  и социально-политические условия активизи-

ровали социологические исследования  (США),  в Италии начала века с ее аграрно-

индустриальной экономической  структурой,  неравномерностью развития Севера и

Юга,  нерешенными  проблемами политического устройства,  условий для разверты-

вания социологических  исследований не было.  Экономический  и политический кризис

завершился  установлением фашистской диктатуры  в 1922  г.  Тоталитарное государст-

во нуждалось  не столько в  «объективной»  информации,  сколько в создании соответст-

вующих  мифов и ритуалов.

С завершением  второй мировой войны начался  новый период.  Наряду с осмысле-

нием собственного классического наследия новое поколение  итальянских социологов в

50-е и  60-е годы активно изучает мировой  опыт.  Молодые выпускники итальянских

университетов в ходе стажировок,  а также  научной работы за рубежом знакомились с преподаванием социологии в разных странах.

Первый  социологический факультет был  создан в 1964  г.  в Университете г.  Тренто

.  Он был задуман как место  подготовки социальных экспертов  для промышленности

и государственных структур,  но этим планам не суждено было осуществиться.  Сюда

пришли преподаватели и исследователи,  недовольные консерватизмом традиционных

факультетов,  а студенческая среда была охвачена во второй половине 60-х годов

идеями  «новых левых».  Поэтому  вместо социально-технологических  исследований вни-

мание было привлечено к критической  социологии —  работам социологов Франкфурт-

ской школы: Адорно, Хоркхаймера, Маркузе, и неомарксистов (Беньямина, Райха).

 

Если итальянская социология и  социологическое образование вначале  испытывали

влияние социокультурного и политического  климата,  то с 60-х годов все  большую роль

стал играть экономический фактор.  Его воздействие несомненно носат не прямой,  но

опосредованный и сложный характер.  То время знаменовалось для Италии вступле-

нием на путь НТР.  Создание наукоемких технологий,  широкое применение информа-

ционной техники,  рост  «третичной сферы» —  все это не могло не отразиться на

содержании, целях и методах  образования.

Изменение в системе высшего  образования —  не одномоментный  акт;

обнаружилось отставание последней  от революционизирования производства,  что

сделало необходимым проведение реформы  высшего образования.  Реформа затронула

и жизнь социологических факультетов

 

 

 

Парето (ParetoPareto) Вильфредо (1848-1923) - итальянский социолог и экономист, изложивший свою теоретическую социологическую концепцию в"Трактате всеобщей социологии". Пафос позитивистской по своей сущности методологии Парето состоял в критике метафизических суждений и понятий в социологии, в сведении ее к эмпирически обоснованному знанию об обществе, базирующемуся на описании фактов, и формулированию законов, выражающих функциональные зависимости между фактами.  
 

Концепция Парето. 
 
В основе концепции действия социального Парето лежала определенная концепция человека. Подчеркивая иррациональную природу человека, он считал, что специфически человеческое состоит не в разуме, а в способности использовать разум в корыстных целях. В проблеме соотношения чувств и разума Парето отдавал приоритет чувствам, считая их истинными движущими силами истории. Исторические закономерности он сводил к закономерностям иррациональной психической жизни отдельных индивидов, а идеологии называл "языками чувств". Утвердив основополагающую роль сфер человеческой психики, Парето выводил из них теории идеологии, социальной стратификации и смены правящих элит. Парето подчеркивал активную роль идеологий в обществе, их мобилизующую силу, раскрывал механизм манипулирования массовым сознанием. Подчеркивая роль неосознанных элементов человеческой психики, Парето сформулировал некоторые идеи психологии подсознания, хотя и не был знаком с трудами Фрейда. 
 
Парето рассматривает общество как систему, находящуюся в состоянии динамического равновесия, придает детерминирующее значение "остаткам", лежащим в основе как дериваций, так и деления общества на элиту ("лучшие") и неэлиту. Деление на способную к управлению элиту и неэлиту Парето считает существенной чертой всех человеческих обществ, а "круговорот" элит, т. е. их стабилизацию и последующую деградацию, - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий. Согласно этой концепции, индивиды, наделенные от рождения "остатками", т. е. предрасположенностью к манипулированию массами при помощи хитрости и обмана ("лисы") или способностью применения насилия ("львы"), создают два различных типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате исчерпания соответствующих "остатков" с последующей деградацией элиты, приводящей ее к упадку. Если правящая элита не противодействует этому путем кооптации новых членов из низших классов, в изобилии обладающих соответствующими качествами, то наступает социальная революция, весь смысл которой, по Парето, заключается в обновлении персонального состава правящей верхушки - элиты общества.  
 
В области хозяйственной деятельности "львам" и "лисам" соответствуют типы "спекулянтов" и "рантье", прототипами которых являются бизнесмены и их противоположность - робкие вкладчики, живущие стрижкой купонов. Преобладание в обществе "рантье" - свидетельство стабилизации общества, переходящей затем в загнивание. Преобладание "спекулянтов" предопределяет развитие в социальной и экономической жизни. Чередование экономических и политических циклов связано в концепции социального равновесия Парето с циклами духовного производства - интеллектуального, религиозного, художественного и т. п. Здесь происходит ритмическая смена периодов веры и скептицизма, в основе которых в конечном счете лежат "остатки" первого и второго классов.  
 
Среди западных политологов популярна его концепция идеологий как теоретических построений, призванных маскировать эмоции и предрассудки. Большое влияние имеет и его теория элит, послужившая отправным пунктом для исследований механизмов власти с различных теоретических позиций.




Информация о работе Итальянские социологические мысли конца 19-начала 20 века