История возникновения и развития студенчества как особой группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:25, реферат

Описание работы

Выбор темы реферата не составил трудности, т.к. сама принадлежу к группе студентов и имею возможность рассмотреть эту проблему изнутри. Тем более, вопрос о роли студенчества в нашем обществе и, в частности, в группе молодежи, весьма актуален по многим причинам.
Студенчество — это мобильная социальная группа, основным условием которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высокой профессиональной и социальной роли в материальном и духовном производстве.

Содержание

Введение.
1. История возникновения и развития студенчества как особой группы 5
2. Особенности студенчества как социальной группы 7
3. Студенчество как малая социальная группа 9
4. Типичные черты, присущие студенчеству как социальной группе 11
5. Заключение 14
6. Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

реферат2.doc

— 67.00 Кб (Скачать)


Содержание.

Введение.

1.     История возникновения и развития студенчества как особой группы              5

2.     Особенности студенчества как социальной группы                                                        7

3.     Студенчество как малая социальная группа                                                                      9

4.     Типичные черты, присущие студенчеству как социальной группе                            11

5.     Заключение                                                                                                                                                          14

6.     Список использованной литературы                                                                                                  15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Выбор темы реферата не составил трудности, т.к. сама принадлежу к группе студентов и имею возможность рассмотреть эту проблему изнутри. Тем более, вопрос о роли студенчества в нашем обществе и, в частности, в группе молодежи, весьма актуален по многим причинам.

Студенчество  —  это  мобильная  социальная  группа, основным условием которой является организованная по определенной  программе подготовка  к  выполнению  высокой  профессиональной  и  социальной  роли  в материальном и духовном производстве.

Студенчество — полноценная, самостоятельная, социокультурная общность, которая  обладает  активностью и деятельностью. Студенчество — это одна из самых динамичных частей общества,  которая быстро реагирует на малейшие изменения в его структуре,  его  политические  и экономические трансформации, быстро улавливает новые тенденции  в  культуре и образовании. Студенчество – это социальная группа в системе высшего образования, имеющая свои специфические особенности и готовящаяся выполнять социальные роли интеллигенции.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, которая отличается свойственными ей условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами.

Актуальность темы: актуальность изучения такой общественной группы молодежи, как студенчество, определяется тем, что в развитом обществе повысилась значимость высшего образования,  роль студенчества в жизни общества возрастает и увеличивается его количество. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу.

Целью исследования является- рассмотрение современного студенчества в контексте социальной группы.

Объектом исследования является- студенчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История возникновения и развития студенчества как особой группы

Студенчество как особая группа возникло в Европе в XII в. одновременно с первыми университетами. Их возникновение   было   обусловлено   необходимостью   в   идеологическом   и доктринальном   обслуживании   запросов   религиозных   властей   и   клира.

Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях.  Конечно, статус студенчества на первых порах его возникновения не   мог сравниться с  его  нынешним  социальным  статусом.  Студенчество  отличалось миграционным образом  жизни,  так  как  студенты  постоянно  мигрировали  из одного университета в другой в целях  повышения  образования.

Студент (от лат. studens, род. падеж studentis - усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентами называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в XII веке университетов термин «студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения ученых званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) - только для учащихся.

С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчество в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу.

Студенчество нашего времени принимает самое активное  участие  в  жизни общества, всегда является теоретическим  инициатором   многих  либерально- демократических реформ в обществе.

В 2000 году количество высших учебных заведений в России составляло: государственные – 562 (45,9%), из них подчиненные Министерства образования РФ – 338 (26,0%); негосударственные 662 (54,1%), из них имеют аккредитацию – 203. Численность студентов в вузах России (включая негосударственные) в 2000 г. составила 4 млн 739,5 тыс. человек, из них на дневном отделении – 2 млн 624,3 тыс. человек (для сравнения: в 1992 году всего 2 млн 638,0 тыс. человек, из них на дневном отделении 1 млн 657,0 тыс. человек).  На каждые 10 тысяч населения приходится сегодня 280 студентов, а в 1992 году их было 178 человек. В вузы на дневные отделения по укрупненным группам специальностей в 2000 году были приняты: на инженерные специальности – 224,8 тыс. человек; гуманитарные дисциплины и просвещение – 152,6 тыс. человек; экономические – 114,0 тыс. человек;  естественные – 48,6 тыс. человек;  сельскохозяйственные – 31,0 тыс. человек; медицинские – 30,7 тыс. человек.

 

 

 

 

 

 

2.Особенности студенчества как социальной группы

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций.

Социокультурная особенность современного студенчества заключается в больших возможностях биографического планирования, чем у других групп молодежи. Студенты в большей степени могут  выстраивать «жизненные программы», включающие карьерные планы в профессиональной деятельности, и ориентированные на личностную реализацию в самых разных сферах жизни. Внимание к студенчеству как социальной группе  - это проявление глобальной тенденции к пересмотру традиционного взгляда на высшую школу как на социальный институт массового воспроизводства узких специалистов-исполнителей.

Известно, что студенчество — это особая мобильная социальная группа, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Она имеет характерные, ярко выраженные черты, определяющие ее аксиологические установки, связанные как с процессом обучения в высшей школе, так и с получением профессионального образования.

В возрастном отношении студенчество охватывает юношеский возраст (в среднем 17—25 лет), который, как отмечал Л.С. Выготский, ≪по общему смыслу и по основным закономерностям... составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития.

Студенты не занимают самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования.

В социокультурном отношении студенчество становится  группой, воспроизводящей в обществе новый тип неравенства,  проявляющийся не в традиционных коллективных формах, а основанный на аскриптивных признаках используемых как критерии отбора в сфере занятости, которые, как казалось, образование должно было преодолеть. Сейчас образование не только выполняет свои прежние функции, но и стало средством освоения новых стилей. Как правило, получение образования не является показателем подъема по социальной лестнице, перехода на более высокую ступень, хотя и свидетельствует об индивидуальном достижении и может служить залогом дальнейших достижений.

 

 

 

 

 

3. Студенчество как малая социальная группа

Люди живут и трудятся совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных социальных общностей. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов, поэтому студенческую группу можно рассматривать как малую.

Малая группа - это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время.

Малые группы делятся на условные и реальные, формальные  неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные. Нас же интересуют лишь формальные малые группы, так как студенческая группа относится именно к этой группе.

Формальные группы - это группы, которые имеют официально заданную извне структуру и в данном случае студенты подчинены одной структуре - уставу университета, в котором учатся. У студентов есть определенные обязанности и права, определенно установленное время, в которое происходит их взаимодействие и общение. Студенты объединены общей целью: получение знаний в вузе на протяжении пяти лет. Каждый день они встречаются на парах, общаются, взаимодействуют между собой. Студенческую группу не следует представлять как однородную массу. Она делится на отдельные группировки, которые можно рассматривать в различных системах координат. Важна не сама дифференциация, а структура складывающихся и развивающихся связей, создающих целостную атмосферу межличностных отношений.
           С повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает и увеличивается его количество. Студенчество является не только источником пополнении квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую эгалитарность, делает студенчество более демократическим по социальному происхождению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Типичные черты, присущие студенчеству как социальной группе

Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями. [4;с.57]

Социально значимой чертой студентов является напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и преобразованиям в обществе. Однако в силу недостаточности жизненного опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.

Для облика студенчества характерны следующие наиболее типичные черты. В сфере образования большинство студентов более осознанно по сравнению с другими группами учащейся молодежи относятся к изучению как общественных, так и специальных дисциплин; для них процесс адаптации проходит более спокойно и успешно; студенты учатся преимущественно хорошо, добросовестно осваивая специальность, стремясь познать самую передовую технологию в соответствующей отрасли, стать высококвалифицированным специалистом; для них характерны стремление к поиску, творческое отношение к процессу обучения, увлеченность научно-исследовательской работой; студенты требовательны к себе, а также и к организаторам учебного процесса, к его методологической и базовой насыщенности, эффективности.

В сфере труда студенты в большинстве проявляют трудолюбие, сознательную дисциплину и требовательность.

В сфере культуры для студентов характерен довольно широкий спектр духовных запросов; потребность в оперативной и качественной эстетической подготовке; стремление максимально использовать предоставляемые местными условиями культурные возможности приобщиться к культурно-историческим ценностям, развить свой эстетический вкус.

Пребывание в вузе существенно влияет на рост культурного уровня студентов. Задача воспитания из студента не просто профессионально подготовленного специалиста, но и культурного человека, имеющего широкие духовные интересы, всегда относилась к числу приоритетных задач системы высшего образования. Такой объективно она остается и сегодня. Но сложившаяся ситуация в обществе ориентирует молодых людей на получение, в основном, профессионального образования, не заботясь о повышении культурного уровня.

Информация о работе История возникновения и развития студенчества как особой группы