Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 19:56, реферат
Цель работы состоит в исследовании этапов развития демографии,
Введение..........................................................................................................
1. Российская демография в XIX-начале ХХвв....................................
2. Демография в СССР...........................................................................
3. Демографическая наука в XXI веке....................................................
Заключение.....................................................................................................
Список литературы........................................................................................
Содержание
Введение......................
Заключение....................
Список
литературы....................
Введение
В
настоящее время требуются
Актуальность темы обусловлена необходимостью
постоянного изучения и обобщения материалов
исследований в области демографии в условиях
реформирования государственных структур,
изменениях в общественно-политическом,
социальном, экономическом устройстве
страны.
Цель работы состоит в исследовании этапов
развития демографии,
В данной работе были использованы такие
теоретические и методические источники
как учебники, учебные пособия и научные
публикации и электронные статьи.
В истории демографических исследований в России можно выделить четыре этапа: первый - с начала XVIII в. до 1917 г., когда налаживался собственно учет населения и делались первые попытки описания закономерностей его развития; Принято считать, что в постановке статистического учета населения Россия в конце XIX в. отставала от большинства европейских стран и США примерно на 100 лет. При этом обычно ссылаются на то, что первая в современном смысле этого слова всеобщая перепись населения была проведена в России лишь в 1897 г., тогда как в Швеции, Англии, Норвегии, Франции и ряде других стран такие события произошли еще в 1800-1801 гг., а в США - в 1790 г. При всей фактографической точности эти аргументы не совсем корректны, так как перепись 1897 г. по своему методическому уровню, организации и широте охваченных ею вопросов значительно превзошла опыты подобного рода конца XVIII - начала XIX в. в Америке и Европе. Единственным ее аналогом может считаться лишь перепись населения Бельгии 1846 г., проведенная под руководством выдающегося математика Л. Кетле. Именно он ввел в практику переписные бланки, а также современные категории учета - постоянное и наличное население. Эти же методические приемы широко практиковались и в России при проведении городских переписей. Программа переписи 1897 г. содержала 14 вопросов, главными среди которых с социально-демографической точки зрения были (помимо пола и возраста): состояние в браке, отношение к главе семьи, место рождения, образование, вероисповедание, место постоянного жительства, родной язык. Их разработка дала информацию о размерах и структуре семей в России, о числе детей, а также позволила определить масштабы и характер дифференциации этих признаков у населения различных конфессий; впервые были получены сведения о пространственной мобильности населения, о процессе формирования населения различных регионов страны и т.д. На основании данных переписи впервые были построены таблицы дожития населения России и рассчитаны показатели продолжительности жизни. Конечно же, первая российская перепись не была свободна от недостатков. На местах ее проводили часто непрофессионально, ряд вопросов (образование, занятие) имели дефекты в формулировках, что сказалось на качестве собранных данных. Не содержала перепись и вопроса о национальности, в связи с чем этнический состав населения Империи может быть определен довольно приблизительно - только на основании данных о конфессиональной принадлежности. В то же время первая всероссийская перепись убедительно продемонстрировала богатейшие возможности этого источника социально-демографической информации. Уже в годы Первой мировой войны в России (в 1916 и 1917 гг.) были проведены переписи, ставившие перед собой цель отслеживания социально-демографических и хозяйственных сдвигов в стране. После революции традиция их проведения была продолжена.
Второй период - 20-30-е гг., когда развитие демографической науки основывалось на традиционных статистико-математических методах; Становление отечественной демографии в послереволюционный период (выбор приоритетных исследовательских направлений, определение основных методов изучения) происходило под сильным влиянием ярких представителей российской науки дореволюционной школы. С одной стороны, костяк демографических кадров в 20-30-е гг. составляли такие выдающиеся ученые, как В.В. Паевский, С.А. Новосельский, С.Г. Струмилин и др. Будучи всесторонне образованными людьми, они исповедовали приверженность к неидеологизированным, математическим и статистическим методам изучения проблем населения. С другой стороны, круг приоритетных проблем в этой области в те годы был по сути, идентичен дореволюционному. Это катастрофически высокая смертность, эпидемии, инфекционные заболевания, требовавшие изучения и разработки экстренных мер со стороны государства. В силу этого до начала Отечественной войны советская демография развивалась при доминировании социал-гигиенических приоритетов изучения закономерностей эволюции смертности и заболеваемости населения и механизма их взаимодействия с различными социально-экономическими факторами (образованием, профессиональной принадлежностью, безработицей, жилищными условиями и т.п.). Одновременно дефекты в учете смертности, особенно материнской и младенческой, стимулировали усилия по усовершенствованию статистико-математических методов анализа данных явлений. Фундаментальный вклад в решение этой задачи был внесен В.В. Паевским и С.А. Новосельским. Прежде всего речь идет о разработке методов расчета таблиц дожития населения СССР в условиях неполноты учета смертности населения, показателей младенческой и детской смертности [9]. В целом исследования смертности и заболеваемости тех лет значительно математизировали демографию. Что же касается социологической тематики, то она ограничивается проведением в 20-30-е гг. ряда выборочных обследований в тех регионах страны, где состояние статистического учета демографических событий было особенно удручающим. Результаты их не публиковались, и судить о них можно лишь по упоминаниям в литературе более поздних лет. В сравнении с полученными результатами гораздо больший интерес представляет метод проведения этих обследований, получивший название анамнестического. Суть его - в фиксации отдельных событий (рождений, смертей и т.п.) по воспоминаниям респондентов. Общий принцип был сформулирован Г.А. Баткисом, но фундаментальная его разработка и главное - математическое его обоснование, в том числе приспособление данных, получаемых при анамнестических опросах, к нуждам когортного анализа демографических процессов, были выполнены В.В. Паевским. Внесенные им изменения касались хронологической точности фиксации тех или иных событий не только относительно даты проведения опроса, но и возраста респондента и других членов семьи, иных событий (смертей, браков).Анамнестический метод в том виде, в котором его отстаивал В.В. Паевский, был использован С.Г.Струмилиным при организации первого обследования рождаемости, проведенного ЦСУ СССР (1934 г.) в семьях рабочих, служащих и колхозников, которые вели бюджетные записи. Цель этого исследования формулировалась как изучение динамики рождаемости в условиях переходного от капитализма к социализму периода, ее зависимости от влияния различных социально-экономических факторов. Материалы обследования были разработаны и проанализированы самим С.Г. Струмилиным, однако их публикация стала возможной лишь три десятилетия спустя . По сути дела, эта работа впервые продемонстрировала социальную дифференциацию норм и уровней детности, а также их снижение, что явно не соответствовало доминировавшей в то время доктрине неуклонного роста рождаемости при социализме. Исследование убедительно демонстрировало обратную зависимость уровня рождаемости от уровня доходов, жилищной обеспеченности, социального положения, образовательного ценза респондентов, а также - от занятости женщин в общественном производстве.
Приведем некоторые цифры. Так, число рождений на 1000 лет жизни в браке составило у женщин, занятых на работе, 151, а у незанятых - 183. У пришлых из деревни после 1928 г. (новоселов) число рождений составило 212, у старожилов - 156. Прослежена аналогичная зависимость и от уровня доходов: при среднедушевом доходе до 45 руб. в месяц число рождений составляло 226 на 1000 лет брачной жизни; при доходе от 45 до 75 руб. - 192; при доходе свыше 76 руб. - 141 рождение |5]. То, что между уровнем жизни и рождаемостью существует обратная зависимость, было отмечено еще К. Марксом, и в западной демографической литературе не подвергалось сомнению со времен Т.Мальтуса и К.Маркса. Однако утверждение того же К. Маркса о том, что в условиях капитализма и социализма законы развития населения должны быть различны, стало основой для многолетних попыток советских демографов сформулировать так называемый социалистический закон народонаселения и источником споров о форме связи между уровнем благосостояния и рождаемости при социализме. Родоначальником этой дискуссии стал Б.Я. Смулевич, выдвинувший идею о наличии здесь прямой зависимости . Саркастическая полемика между С.Г.Струмилиным и Б.Я. Смулевичем и способствовала "закрытию" работы первого.
Среди работ довоенных лет нельзя не упомянуть предпринятое в 1940 г. Р.И. Сифман крупное анамнестическое обследование сельского населения Закавказья. В его задачи входило изучение динамики рождаемости и крайне высокой в этом регионе младенческой и детской смертности, а также влияния ранних браков на число детей в семье и детскую смертность. Анализ данных этого обследования, помимо характеристик рождаемости и смертности, дал возможность впервые в отечественной демографии применить на практике метод реальных когорт. Прерванное войной, это обследование было завершено лишь в 1947 г., а его результаты появились еще позднее - в конце 50-х и в 60-е гг. [9].
Завершая характеристику
довоенного периода развития отечественной
демографии, необходимо остановиться
еще на двух моментах. Первый касается
развития статистики населения, которое
ярко проявилось в переписях тех
лет. Значение их в нашей стране вообще
трудно переоценить, особенно в отсутствие
других столь же подробных источников
собственно социально-демографической
информации. Сразу же после революции
(2 июня 1918 г.) прошла перепись населения
Петрограда, в которой впервые
предусматривалось детальное
В отличие от
них перепись 1926 г. была, без сомнения,
крупным научным событием, что
связано не столько с собственно
ее программой (она была короче, чем
в 1920 г.), сколько с большей
Второй момент,
который стоит упомянуть, это
создание в Ленинграде и Киеве
двух демографических институтов, активно
занимавшихся исследованиями демографических
процессов, методов демографического
анализа, совершенствованием статистики
населения, а также Московского
экономико-статистического
Вторая половина
30-х гг. стала трагической страницей
в истории отечественной
Единственным
научным учреждением, занимавшимся
исследованиями в этой области, стал
Демографический институт при АН
Украины. Однако в отличие от ДИНа,
рассматривавшего крупные теоретико-методологические
и методические задачи, киевский институт,
по справедливому замечанию А.Н. Типольт,
решал "конкретные проблемы украинской
демографии", что, возможно, и послужило
причиной его долголетия (1919-1938 гг.).
2.Демография в СССР
Третий
период - 50-70-е гг. - возрождение демографических
исследований и зарождение и развитие
отечественной демографической социологии;
После войны, особенно во второй половине
50-х гг., началось возрождение демографической
науки и статистики населения в нашей
стране. В 1959 г прошла очередная перепись
населения. К ней был приурочен пересмотр
многих форм текущей статистической отчетности
о рождаемости, смертности, браках и разводах.
Впервые после войны за 1958-1959 гг. были рассчитаны
таблицы смертности для населения СССР
и союзных республик. Состояние же научных
исследований в области населения в этот
период наиболее адекватно охарактеризовал
в открытом письме в журнал "Коммунист"
Б Я Смулевич: "В области демографии
нет социологических трудов, почти не
осталось научных работников. Демография
ныне рассматривается часто лишь как отрасль
статистики" [6]. Дискуссия о положении
демографической науки, порожденная письмом
человека, сыгравшего весьма пагубную
роль в судьбе российской демографии и
выдающихся российских демографов, имела
ряд положительных последствий. Во-первых,
она в какой-то мере способствовала созданию
научных центров в этой области. Так, в
1963 г. в Научно-исследовательском институте
ЦСУ СССР, директором которого в это время
стал А.Я Боярский, был создан сектор демографии
и трудовых ресурсов, позднее, в 1965 г., преобразованный
в отдел демографии. В 1968 г. на базе экономического
факультета МГУ им. М.В.Ломоносова был
создан Центр по изучению проблем народонаселения.
Во-вторых, дискуссия дала мощный импульс
проведению новых и переосмыслению ранее
выполненных исследований. Так, в 1960 г.
под руководством А.М. Востриковой ЦСУ
СССР провело обследование рождаемости,
фактически повторившее методику обследования
С.Г. Струмилина 1934 г. В том же году по сходной
программе Н.А. Таубер провела исследование
брачной рождаемости в г. Жуковском Московской
области . Данные обоих исследований были
использованы С.Г. Струмилиным при доработке
и подготовке к изданию статьи, написанной
в 1936 г. [1] Была восстановлена связь с работами
и традициями "золотого века" российской
демографии, а вместе с тем возобновлена
дискуссия о социалистическом законе
народонаселения. Дело в том, что названные
исследования факторов рождаемости и
ее дифференциации и более поздние крупные
обследования, проведенные отделом демографии
НИИ ЦСУ СССР в 60-е и в 70-е гг., а также менее
масштабные проекты давали достаточно
противоречивую информацию о связи отдельных
показателей уровня жизни с числом детей
в семье. Так, обследование ЦСУ СССР 1969
г. показало, что в семьях с самыми низкими
доходами среднее идеальное и среднее
ожидаемое число детей составляли соответственно
4,10 и 4,23 ребенка, а в семьях с самыми высокими
доходами - 2,57 и 1,87 ребенка. Аналогичная
связь была зарегистрирована между уровнем
образования матери и намерениями в отношении
числа детей: у женщин с высшим образованием
идеальное и ожидаемое число детей составили
2,67 и 1,99 ребенка, с начальным - 3,25 и 3,10 ребенка
[2]. По данным другого исследования ЦСУ
СССР, проведенного в Москве в 1966 г., самые
высокие значения идеального и ожидаемого
числа детей были зафиксированы у брачных
пар с самыми высокими уровнями совокупного
дохода [1]. Значительный вклад в развитие
этой дискуссии внесло знакомство с результатами
научных исследований рождаемости в других
странах и с объяснениями ее детерминации
западными авторами. Справедливость требует
отметить, что в целом логика развития
теорий детерминации рождаемости и ее
исследований в нашей стране и за рубежом
совпадают. В начале эти теории строились
по простой схеме "фактор-явление"
с поиском факторов, прежде всего экономических,
влияющих на динамику рождаемости, позднее
- на исследованиях эволюции репродуктивного
поведения в общем контексте изменения
образа жизни общества в процессе его
модернизации. Основоположником первого
(макроэкономического) подхода справедливо
считается Т. Мальтус. В более позднее
время в рамках макроэкономического подхода
работали Х. Бешлоу, Х. Лейбенштейн, Р. Нельсон,
Э. Коул и ряд др. Первые попытки выйти
на микроуровень были сделаны путем введения
в макроэкономические модели рождаемости
понятия "домохозяйство", что позволило
учесть интересы конкретной семьи. В наиболее
полном виде так называемая экономическая
теория рождаемости представлена в работах
Р. Истерлина. Макроэкономическая, или
факторная концепция весьма разнообразна
по оттенкам, что связано с огромным набором
факторов, так или иначе имеющих отношение
к населению вообще и к уровню рождаемости,
в частности. Отдельными авторами предлагались
различные классификации факторов. Явления,
рассматривавшиеся в качестве таковых,
принадлежат к разным уровням: от глобальных
социально-экономических и культурных
процессов (индустриализация и урбанизация,
повышение социальной и пространственной
мобильности населения) до локальных переменных
типа дохода и жилищной обеспеченности
семьи, уровня образования и занятия матери
и т.п. Наивысшим достижением в создании
подобных классификаций в отечественной
демографии по праву считаются работы
Б.Ц.Урланиса. Он предлагал выделять
условия, факторы, субфакторы и причины
демографических процессов. "Фактор
является как бы причиной причин и имеет
определенное социальное значение. Следует
различать факторы и субфакторы. Под фактором
рождаемости мы понимаем широкие, основные
социальные процессы в их общем виде, под
субфактором - конкретные, сравнительно
узкие социальные процессы, вытекающие
из действия факторов". И далее: "От
факторов и субфакторов следует отличать
общие условия, в которых протекают действия
этих факторов" . Видимо, понимая расплывчатость
такого рода дефиниций, автор приводит
иллюстрирующие примеры. Так, процесс
урбанизации относится к категории условий;
жилищные условия и рост образовательного
и культурного уровня населения - факторы
снижения рождаемости; изменение структуры
потребностей, вызванное культурным ростом
- субфактор, а применение контрацепции
- конкретная причина. Наиболее детальный
анализ методологических и методических
ошибок при построении факторных типологий
был дан Л.Л. Рыбаковским. Многообразие
явлений, которые следовало включать в
анализ, при отсутствии адекватных им
индикаторов, поддающихся измерению, подталкивало
исследователей к поиску немногих или
даже единственного фактора, к абсолютизации
его роли в изменении рождаемости. Избранные
факторы должны были отвечать двум условиям.
Во-первых, их приоритетность не должна
была вызывать значительных сомнений
в силу очевидности связи данного явления
с динамикой и уровнем рождаемости. Во-вторых,
измерение их связей с рождаемостью не
должно было вызывать существенных затруднений
методического характера (в идеале связь
должна была прослеживаться на статистическом
уровне).
Четвертый период- с начала 80-х гг.
до нашего времени - характеризуется постепенным
угасанием интереса как к теоретическим
проблемам демографии, так и к проведению
социолого-демографических исследований
в различных областях. Приведем обзор
наиболее крупных публикаций завершающего
этапа развития отечественной демографии
по проблемам воспроизводства населения,
вышедших в 80-е гг., т.е. после того, как
отшумели дискуссии по принципиальным
исследовательским проблемам этого периода.Итоги
дискуссии по проблемам детерминации
рождаемости нашли свое отражение в ряде
работ. Изданная в 1980 г. монография А.И.Антонова
[1]. Вслед за ней в 1984 г. вышла в свет вызвавшая
огромный интерес работа С.И.Голода, посвященная
анализу основных направлений эволюции
семьи и процесса становления ее современной
формы. Через призму новой семейной организации,
центром которой является собственно
супружество, автор рассматривал и все
вопросы, связанные с осуществлением репродуктивной
функции семьи, и возможности воздействия
на нормы детности. Подход автора и многие
его выводы вызвали шквал критики, однако
ценность книги прежде всего в том, что
она, в отличие от большинства других,
базируется на собственных углубленных
эмпирических исследованиях.
В 1985 г. В.В. Бойко
была опубликована еще одна крупная
монография, посвященная детерминации
рождаемости, однако в этом случае проблема
рассматривалась уже в
Особую группу составили работы, подводившие
определенные итоги деятельности крупных
научных коллективов страны и посвященные
комплексному анализу проблем воспроизводства
и динамики населения СССР. В первой половине
80-х гг. такие публикации вышли у сотрудников
отдела демографии НИИ ЦСУ СССР/Во второй
половине 80-х гг. работы аналогичного характера
выпустил и коллектив Центра демографии
Института социологии АН СССР (ныне - Центр
демографии Института социально-политических
исследований РАН) . Наряду с этим под редакцией
профессора Л.Л. Рыбаковского - руководителя
Центра - в эти же годы была выпущена серия
сборников под общим названием "Демография:
проблемы и перспективы" , в которых
рассматривались наиболее дискуссионные
методологические и методические вопросы
демографического и социологического
исследования населения.
Однако важнейшим событием для отечественной демографии, символом ее признания, безусловно, стал выход в 1985 г. Демографического энциклопедического словаря , огромный вклад в издание которого вместе с ведущими учеными-демографами России внесли сотрудники Центра по изучению проблем народонаселения МГУ и его ныне покойный руководитель Д.И. Валентей.
3. Демографическая наука в XXI веке
В начале 90-х
гг. Россия вступила в полосу острейшего
демографического кризиса, с 1992 г. наблюдается
депопуляция, или отрицательный естественный
прирост населения в масштабах всей страны.
Заметного сокращения общей численности
населения удается до сих пор избежать
лишь благодаря интенсификации иммиграции
русского и другого титульного российского
населения из стран нового зарубежья:
за первую половину 90-х гг. в результате
естественной убыли Россия потеряла около
3,5 млн. человек и примерно столько же получила
в результате иммиграции.
В зависимости от научных парадигм и политических
пристрастий ученые и политики дают происходящему
достаточно разноречивые объяснения,
расположенные между двумя "полюсами":
на одном те, кто склонен объяснять происходящее
с позиций универсальных закономерностей
демографического развития, а точнее -российских
особенностей проявления очередного этапа
демографического перехода; на другом
те, кто безапеляционно возлагает всю
ответственность за депопуляционные процессы
в России 90-х гг. исключительно на социально-экономические
и политические реформы.
Характеризуя состояние научных разработок
по изучению демографических процессов
в последние годы, необходимо отметить
прежде всего явное доминирование статистических
исследований, проведение которых значительно
упростилось доступностью информации.
На ее анализе основаны практически все
современные публикации по демографической
проблематике.
В то же время отсутствуют углубленные
социологические исследования сдвигов
и деформаций, происходящих в демографическом
поведении населения под влиянием социально-экономических
и политических реформ. Зная довольно
много о закономерностях демографического
перехода, мы упускаем уникальную возможность
изучения демографических процессов в
переходном обществе. Отличие современной
исследовательской ситуации от той, что
имела место в 20-е и 30-е гг., заключается
лишь в наличии гораздо более полной и
дифференцированной статистической информации
о демографических процессах. Но и в этом
случае, ограничивая анализ демографической
ситуации рассмотрением круга статистических
показателей, мы обрекаем себя на изучение
лишь набора объясняемых переменных, ничего
или почти ничего не зная об объясняющих
переменных или о факторах демографического
развития России в новых, активно модернизирующихся
условиях жизнедеятельности населения.
Ясно, что главной причиной отсутствия
фундаментальных социолого-демографических
исследований является убогий уровень
финансирования науки. Наряду с этим происходит
отток из научных учреждений квалифицированных
кадров при почти полном отсутствии притока
молодежи. Фактически свернуто и преподавание
демографии. Длительное сохранение нынешнего
положения неизбежно приведет к застою
в исследованиях, т.е. к повторению ситуации
40-50-х гг., а на восстановление утрачиваемого
потенциала потребуется значительный
период времени.