История изучения общественного мнения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:56, доклад

Описание работы

Термин общественное мнение вошел в употребление сравнительно недавно, всего несколько столетий назад, однако, сам феномен наблюдался практически во все исторические эпохи. Об этом могут свидетельствовать исследования механизмов формирования общественного мнения у примитивных народов, которое провела известный антрополог Маргарет Мид. Она отметила эффективность общественного мнения в регуляции жизни племён. Пророки древнего Израиля иногда оправдывали действия властей в глазах народа, а иногда призывали к сопротивлению правителям. Во всех случаях они обращались к мнению общества.

Работа содержит 1 файл

История изучения общественного мнения.docx

— 26.33 Кб (Скачать)

     История изучения общественного  мнения

     Термин  общественное мнение вошел в употребление сравнительно недавно, всего несколько столетий назад, однако, сам феномен наблюдался практически во все исторические эпохи. Об этом могут свидетельствовать исследования механизмов формирования общественного мнения у примитивных народов, которое провела известный антрополог Маргарет Мид. Она отметила эффективность общественного мнения в регуляции жизни племён. Пророки древнего Израиля иногда оправдывали действия властей в глазах народа, а иногда призывали к сопротивлению правителям. Во всех случаях они обращались к мнению общества. 
В демократиях
древней Греции мнение граждан имело решающее значение во всех областях общественной жизни. В Древнем Риме существовали стенные газеты, объяснявшие гражданам действия правительства.

     В Средние века в Европе взгляды того или иного человека зависели от того слоя, к которому он принадлежал. Однако феномен общественного мнения существовал в среде религиозных и политических элит. Борьба за власть предполагала борьбу за влияние на умы и привлечение сторонников. Например, в 1191 английский епископ Уильям Илийский (William of Ely) подвергся критике оппонентов за то, что нанял трубадуров для собственного восхваления, чтобы люди говорили о нем «как будто равному ему нет на Земле».

     Феномен ”общественное мнение” принадлежит  к числу  таких социальных  явлений, которые привлекают внимание мыслителей с давних времен. Макиавелли в своем  «Государе» особо указывал на исключительную важность этого феномена.

     В  том виде, в  каком  данная  категория  употребляется  нами,  она  встречается  у английского   государственного   деятеля   и   писателя   Джона    Солсбери. Происхождение словосочетания - англосаксонское., появилось оно в  англии  во второй половине XII в., а точнее в речи Солсбери в 1159 г.  Из  Англии  этот термин пришел в другие страны, а в XVIII в. стал общепринятым.

     Общественное  мнение в его современном значении впервые появляется в конце XIX века в работе французского социолога  Ж. Г. Тарда «Общественное мнение и толпа». Общественность рассматривается как совокупность людей, потребляющих одну и ту же информацию и вырабатывающих во многом совпадающие мнения и оценки, то есть общественное мнение — мнение общности, группы людей, основанное на принятии либо отрицании одинаково поданой и эмоционально окрашенной информации.

     Не  обошел этот феномен своим вниманием  и великий философ Г.Ф. Гегель.

     Он  писал в «Философии права»: «Формальная  субъективная свобода, состоящая  в том, что единичные лица  как  таковые  имеют  и  выражают  свое  собственное мнение,  суждение  о  всеобщих  делах  и  подают  совет  относительно   них, проявляется в той совместности, которая  называется  общественным  мнением». Подобная  свобода  возникает  лишь  в  обществе,  в  котором  существует  не зависящая  от  государства  сфера  частных  (индивидуальных   и   групповых) интересов,  т.е.  сфера  отношений,   составляющих   гражданское   общество. Он  выделил  в  нем  целый  ряд  структурных  элементов

  • первый  -  условия существования   общественного   мнения,  
  • второй   -   объект   (содержание) общественного мнения ,
  • третий- носитель общественного  мнения, 
  • четвертый  - характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, 
  • пятый    - соотношение    “всеобщего”    и    «особенного»    мнений,    сочетание    и «противоположность» в «явлении» элементов истины и лжи.
 

     В 1937 Хэмфри Дженнингс, Чарльз Мэдж и Том Харрисон основали в Великобритании Mass Observation, организацию, созданную для выявления общественного мнения. К концу 1937 организация вовлекла 500 неоплачиваемых волонтёров. Сам подход организации можно назвать художественным.

 

История изучения общественного  мнения в России.

     Опросы общественного мнения как выражения позиций различных групп населения по злободневным общественно-политическим, экономическим и другим проблемам ни в дооктябрьский период, ни тем более после установления советской власти в России не проводились. Конец XIX и начало XX столетий можно назвать предысторией развития опросов общественного мнения в России. Первые опросы были проведены по инициативе земств - местных органов самоуправления, созданных в 1864 г., а также некоторых губернских газет, заинтересованных в изучении интересов читательской аудитории.

     Реформы 1860-1970 гг., открыв путь капиталистическому развитию России, стимулировали потребность в чтении. Изучение читающей публики в те годы проводилось людьми, занятыми цензурой, книгоиздательством, библиотечным делом, редакциями газет и т.п. Цели при этом были и благородными (вспомним народников), и чисто утилитарными: развитие собственного бизнеса или рационализация собственной чиновной профессиональной деятельности. Основными методами исследования были анализ документов (объемов книгопродажи и тиражей изданий, читательских формуляров в библиотеках), опросы читателей библиотек, почтовые и прессовые опросы читателей газет и журналов.

В конце XIX в. Вятское  губернское земство, выпускавшее для  крестьян "Вятскую газету", провело  опрос читателей [24, с. 38-106]. Оказалось, что отношение крестьян к газете во многом определяется идеологическими  конфликтами в этой среде. Часто  и сама газета является источником таких конфликтов. В газете публиковались  материалы, посвященные сельскохозяйственным и ремесленным нововведениям. Старшее  поколение деревни отрицательно относилось к таким публикациям, а молодые чаще становились на защиту новаций. Однако те главы семей, которые прошли через земскую  школу, чаще имели ту же точку зрения, что и положительно оценивающая  нововведения молодежь. В этом опросе приняли участие почти 1500 крестьян. Судя по результатам, каждый четвертый  в той или иной степени являлся  читателем или слушателем "Вятской  газеты" (газета читалась в крестьянских семьях вслух). Самыми активными читателями были молодые жители села, а также  ремесленники и отставные солдаты. Одновременно с рассмотренным выше опросом земские статистики Вятской губернии провели опрос работников сельских библиотек [38, с 209 214], которые характеризовали своих читателей, их интересы, а также отвечали на вопросы о роли сельской библиотеки Результаты показали, что "народная библиотека" рассчитана на вполне определенного читателя, усвоившего в земской школе грамоту и начальные представления о мироустройстве.

     Среди исследований других тематических направлений, которые земские статистики широко развернули в начале XX в., отметим изучение вопросов социальной гигиены, условий труда и быта, бюджетов семей рабочих и служащих.

     В двадцатые годы интерес исследователей сосредоточивается преимущественно  на крупномасштабных монографических  статистических обследованиях условий  труда и быта сельских и городских  тружеников, бюджетов времени. Изучение оценок, мнений, предпочтений в этот период - на втором плане или вовсе  не проводится. Среди работ, выполненных  в эти годы, выделяется монография Ф.Железнова [9], где подробно описывается  быт крестьян Воронежской губернии (50 % крестьян спали на печи и только у 3 % были кровати, в 85% изб были насекомые - тараканы, клопы, блохи).

Начиная с 30-х гг. проблематика обследований с помощью опросов резко сужается (в основном она затрагивает проблемы быта рабочих, частично крестьян и студентов), а к середине 30-х опросы вовсе прекращаются. Они прекращаются в том смысле, что полностью исчезают со страниц печати, но, напротив, интенсифицируются и расширяются как источник закрытой партийной (и государственной) информации. Поначалу, во времена Ленина, информационные отделы парткомитетов собирали и доносили руководству объективную информацию о политических настроениях и по широкому кругу проблем производственной и бытовой жизни всех слоев населения. По мере ужесточения политико-идеологического режима службы информации, превращались в органы своего рода "партийной разведки" и политического сыска. К брежневскому периоду эта система достигла совершенства и слилась с прессой и радио, т.е. органами пропаганды. В конце 60-х гг. ЦК КПСС и партийные органы на местах (обкомы и горкомы) начинали привлекать социологов к разработке "научных методов" анализа писем трудящихся, создавались системы обработки на ЭВМ информации о письмах в газеты, в партийные и государственные органы.

     В конце 50-х гг. с приходом к власти Н.С.Хрущева и общим "потеплением" ситуации в стране возрождается интерес  к социологии и к использованию  ее методов В 1958 г. была создана Советская  социологическая ассоциация, после  чего формируются различные исследовательские структуры: группы, лаборатории, центры - и наконец в 1968 г. Институт конкретных социальных исследований Академии наук СССР.

     С конца 60-х и в 70-е гг. лидируют два  проблемных направления: 1) изучение механизмов формирования общественного мнения в локальных опросах; 2) разработка методологии, создание проектов общенациональных территориальных вероятностных  выборок и способов их практической реализации. В 1967 г. был начат фундаментальный проект "Таганрог", в котором участвовали, помимо социологов, демографы, экономисты, этнографы. На этом этапе в советской социологии общественного мнения были на практике решены многие организационные, методические и теоретические проблемы. По инициативе ЦК ВЛКСМ была даже создана первая всесоюзная сеть исследовательских центров, с помощью которой проведено несколько всесоюзных опросов молодежи, из которых особенно известен проведенный перед XV съездом ВЛКСМ в 1966 г.

     В Институте конкретных социологических  исследований на базе проекта "Таганрог" была отработана программа комплексного (с участием представителей других социальных наук) исследования с использованием неординарной модели выборки и совокупности методов сбора информации. (беспрецендентный проект Бориса Грушина «Общественное мнение»)

     В начале 80-х гг., после июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, ситуация в социологии несколько либерализируется, снова проявляется интерес к изучению общественного мнения. В Институте социологических исследований создается Центр изучения общественного мнения. Опросы продолжают носить локальный характер. В целом с конца 80-х гг. проведение опросов общественного мнения совместно с зарубежными исследовательскими и коммерческими центрами становится обычным делом. Путь к такому широкому сотрудничеству был открыт благодаря курсу на демократизацию и гласность. Наконец, по решению ЦК КПСС о необходимости развития социологии в СССР был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения во главе с Т.И.Заславской, заместителями которой стали Б.А.Грушин и Ю.А.Левада (впоследствии директор ВЦИОМ). Сюда пришли многие профессиональные социологи из академических институтов и других исследовательских структур.

     В конце лета 1990 г. образовалась независимая  служба общественного мнения VP. К  середине 1991 г. она дополнила (а в  некоторых регионах организовала "свои" коллективы) сеть региональных центров  ВЦИОМа новыми опросными службами. Активизировались и несколько исследовательских  коллективов в различных социологических  институтах Москвы и Ленинграда. Они  тоже организовали несколько новых  региональных служб. К началу 1992 г. "белыми пятнами" оставались, по сути, только малонаселенные территории и труднодоступные районы Севера, Урала, Сибири и Дальнего Востока.

     Во  второй половине 1992 г. из ВЦИОМа выделилась интенсивно работающая фирма - фонд "Общественное мнение", которая сразу стала  проводить еженедельные опросы горожан  России и не менее двух всероссийских  ежемесячно.

     В 1991 г. состоялось заседание президиума ССА, принявшее решение образовать Ассоциацию исследователей общественного  мнения, в 1993 г. эта попытка повторилась, но только в 1995 г. появилась, наконец, Российская ассоциация изучения общественного  мнения и маркетинга (президент Ю.А.Левада). 
 
 
 
 

Информация о работе История изучения общественного мнения