Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:56, доклад
Термин общественное мнение вошел в употребление сравнительно недавно, всего несколько столетий назад, однако, сам феномен наблюдался практически во все исторические эпохи. Об этом могут свидетельствовать исследования механизмов формирования общественного мнения у примитивных народов, которое провела известный антрополог Маргарет Мид. Она отметила эффективность общественного мнения в регуляции жизни племён. Пророки древнего Израиля иногда оправдывали действия властей в глазах народа, а иногда призывали к сопротивлению правителям. Во всех случаях они обращались к мнению общества.
История изучения общественного мнения
Термин
общественное мнение вошел в употребление
сравнительно недавно, всего несколько
столетий назад, однако, сам феномен наблюдался
практически во все исторические эпохи.
Об этом могут свидетельствовать исследования
механизмов формирования общественного
мнения у примитивных народов, которое
провела известный антрополог Маргарет
Мид. Она отметила эффективность общественного
мнения в регуляции жизни племён. Пророки
древнего Израиля иногда
оправдывали действия властей в глазах
народа, а иногда призывали к сопротивлению
правителям. Во всех случаях они обращались
к мнению общества.
В демократиях древней
Греции мнение граждан имело решающее значение
во всех областях общественной жизни.
В Древнем
Риме существовали
стенные газеты, объяснявшие гражданам
действия правительства.
В Средние века в Европе взгляды того или иного человека зависели от того слоя, к которому он принадлежал. Однако феномен общественного мнения существовал в среде религиозных и политических элит. Борьба за власть предполагала борьбу за влияние на умы и привлечение сторонников. Например, в 1191 английский епископ Уильям Илийский (William of Ely) подвергся критике оппонентов за то, что нанял трубадуров для собственного восхваления, чтобы люди говорили о нем «как будто равному ему нет на Земле».
Феномен
”общественное мнение”
В том виде, в каком данная категория употребляется нами, она встречается у английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери. Происхождение словосочетания - англосаксонское., появилось оно в англии во второй половине XII в., а точнее в речи Солсбери в 1159 г. Из Англии этот термин пришел в другие страны, а в XVIII в. стал общепринятым.
Общественное мнение в его современном значении впервые появляется в конце XIX века в работе французского социолога Ж. Г. Тарда «Общественное мнение и толпа». Общественность рассматривается как совокупность людей, потребляющих одну и ту же информацию и вырабатывающих во многом совпадающие мнения и оценки, то есть общественное мнение — мнение общности, группы людей, основанное на принятии либо отрицании одинаково поданой и эмоционально окрашенной информации.
Не обошел этот феномен своим вниманием и великий философ Г.Ф. Гегель.
Он писал в «Философии права»: «Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, которая называется общественным мнением». Подобная свобода возникает лишь в обществе, в котором существует не зависящая от государства сфера частных (индивидуальных и групповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество. Он выделил в нем целый ряд структурных элементов:
В 1937 Хэмфри Дженнингс, Чарльз Мэдж и Том Харрисон основали в Великобритании Mass Observation, организацию, созданную для выявления общественного мнения. К концу 1937 организация вовлекла 500 неоплачиваемых волонтёров. Сам подход организации можно назвать художественным.
История изучения общественного мнения в России.
Опросы общественного мнения как выражения позиций различных групп населения по злободневным общественно-политическим, экономическим и другим проблемам ни в дооктябрьский период, ни тем более после установления советской власти в России не проводились. Конец XIX и начало XX столетий можно назвать предысторией развития опросов общественного мнения в России. Первые опросы были проведены по инициативе земств - местных органов самоуправления, созданных в 1864 г., а также некоторых губернских газет, заинтересованных в изучении интересов читательской аудитории.
Реформы 1860-1970 гг., открыв путь капиталистическому развитию России, стимулировали потребность в чтении. Изучение читающей публики в те годы проводилось людьми, занятыми цензурой, книгоиздательством, библиотечным делом, редакциями газет и т.п. Цели при этом были и благородными (вспомним народников), и чисто утилитарными: развитие собственного бизнеса или рационализация собственной чиновной профессиональной деятельности. Основными методами исследования были анализ документов (объемов книгопродажи и тиражей изданий, читательских формуляров в библиотеках), опросы читателей библиотек, почтовые и прессовые опросы читателей газет и журналов.
В конце XIX в. Вятское
губернское земство, выпускавшее для
крестьян "Вятскую газету", провело
опрос читателей [24, с. 38-106]. Оказалось,
что отношение крестьян к газете
во многом определяется идеологическими
конфликтами в этой среде. Часто
и сама газета является источником
таких конфликтов. В газете публиковались
материалы, посвященные
Среди исследований других тематических направлений, которые земские статистики широко развернули в начале XX в., отметим изучение вопросов социальной гигиены, условий труда и быта, бюджетов семей рабочих и служащих.
В
двадцатые годы интерес исследователей
сосредоточивается
Начиная с 30-х гг. проблематика обследований с помощью опросов резко сужается (в основном она затрагивает проблемы быта рабочих, частично крестьян и студентов), а к середине 30-х опросы вовсе прекращаются. Они прекращаются в том смысле, что полностью исчезают со страниц печати, но, напротив, интенсифицируются и расширяются как источник закрытой партийной (и государственной) информации. Поначалу, во времена Ленина, информационные отделы парткомитетов собирали и доносили руководству объективную информацию о политических настроениях и по широкому кругу проблем производственной и бытовой жизни всех слоев населения. По мере ужесточения политико-идеологического режима службы информации, превращались в органы своего рода "партийной разведки" и политического сыска. К брежневскому периоду эта система достигла совершенства и слилась с прессой и радио, т.е. органами пропаганды. В конце 60-х гг. ЦК КПСС и партийные органы на местах (обкомы и горкомы) начинали привлекать социологов к разработке "научных методов" анализа писем трудящихся, создавались системы обработки на ЭВМ информации о письмах в газеты, в партийные и государственные органы.
В конце 50-х гг. с приходом к власти Н.С.Хрущева и общим "потеплением" ситуации в стране возрождается интерес к социологии и к использованию ее методов В 1958 г. была создана Советская социологическая ассоциация, после чего формируются различные исследовательские структуры: группы, лаборатории, центры - и наконец в 1968 г. Институт конкретных социальных исследований Академии наук СССР.
С конца 60-х и в 70-е гг. лидируют два проблемных направления: 1) изучение механизмов формирования общественного мнения в локальных опросах; 2) разработка методологии, создание проектов общенациональных территориальных вероятностных выборок и способов их практической реализации. В 1967 г. был начат фундаментальный проект "Таганрог", в котором участвовали, помимо социологов, демографы, экономисты, этнографы. На этом этапе в советской социологии общественного мнения были на практике решены многие организационные, методические и теоретические проблемы. По инициативе ЦК ВЛКСМ была даже создана первая всесоюзная сеть исследовательских центров, с помощью которой проведено несколько всесоюзных опросов молодежи, из которых особенно известен проведенный перед XV съездом ВЛКСМ в 1966 г.
В Институте конкретных социологических исследований на базе проекта "Таганрог" была отработана программа комплексного (с участием представителей других социальных наук) исследования с использованием неординарной модели выборки и совокупности методов сбора информации. (беспрецендентный проект Бориса Грушина «Общественное мнение»)
В начале 80-х гг., после июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, ситуация в социологии несколько либерализируется, снова проявляется интерес к изучению общественного мнения. В Институте социологических исследований создается Центр изучения общественного мнения. Опросы продолжают носить локальный характер. В целом с конца 80-х гг. проведение опросов общественного мнения совместно с зарубежными исследовательскими и коммерческими центрами становится обычным делом. Путь к такому широкому сотрудничеству был открыт благодаря курсу на демократизацию и гласность. Наконец, по решению ЦК КПСС о необходимости развития социологии в СССР был создан Всесоюзный центр изучения общественного мнения во главе с Т.И.Заславской, заместителями которой стали Б.А.Грушин и Ю.А.Левада (впоследствии директор ВЦИОМ). Сюда пришли многие профессиональные социологи из академических институтов и других исследовательских структур.
В
конце лета 1990 г. образовалась независимая
служба общественного мнения VP. К
середине 1991 г. она дополнила (а в
некоторых регионах организовала "свои"
коллективы) сеть региональных центров
ВЦИОМа новыми опросными службами.
Активизировались и несколько исследовательских
коллективов в различных
Во второй половине 1992 г. из ВЦИОМа выделилась интенсивно работающая фирма - фонд "Общественное мнение", которая сразу стала проводить еженедельные опросы горожан России и не менее двух всероссийских ежемесячно.
В
1991 г. состоялось заседание президиума
ССА, принявшее решение образовать
Ассоциацию исследователей общественного
мнения, в 1993 г. эта попытка повторилась,
но только в 1995 г. появилась, наконец, Российская
ассоциация изучения общественного
мнения и маркетинга (президент Ю.А.Левада).