Историческое сознание студенческой молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 15:16, доклад

Описание работы

Современный человек должен обладать не только определенными профессиональными знаниями и навыками, но и богатой общей культурой. Поэтому образование в первую очередь призвано сформировать личность, а не какие-то узкопрофессиональные качества, которые будут использоваться для удовлетворения утилитарных потребностей общественно-государственного механизма. Общая культура формируется главным образом, гуманитарными науками. Важное место среди них занимает история. В ходе ее изучения у студентов возникает историзм мышления, создаются условия для воспитания живой историей с ее коллизиями и судьбами, уроками и опытом. Таким образом, формируется историческое сознание, которое является элементом общественного сознания, его составной частью. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его социальным группам в отдельности, о своем прошлом и о прошлом всего человечества.

Работа содержит 1 файл

историческое сознание молодежи.doc

— 86.00 Кб (Скачать)


Пронина И.А., Тинина З.П.

 

Историческое сознание студенческой молодежи

 

Современный человек должен обладать не только определенными профессиональными  знаниями и навыками, но и богатой  общей культурой. Поэтому образование  в первую очередь призвано сформировать личность, а не какие-то узкопрофессиональные качества, которые будут использоваться для удовлетворения утилитарных потребностей общественно-государственного механизма. Общая культура формируется главным образом, гуманитарными науками. Важное место среди них занимает история. В ходе ее изучения у студентов возникает историзм мышления, создаются условия для воспитания живой историей с ее коллизиями и судьбами, уроками и опытом. Таким образом, формируется историческое сознание, которое является элементом общественного сознания, его составной частью. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его социальным группам в отдельности, о своем прошлом и о прошлом всего человечества.

Необходимость исторического познания вызвана целым рядом общественных потребностей. В первую очередь оно  приводит к формированию социального  самосознания. Лишенные исторического  опыта своего народа, своей страны, люди окажутся вне исторической перспективы и будут жить только сегодняшним днем. Такие люди не будут искать путь к техническому и социальному прогрессу, им это не нужно. Действительно, именно историческое познание обусловливает образцы значимого социального поведения, дает своеобразный социальный ориентир. Последний в новом для нас, плюралистическом обществе, с разными позициями его членов, с многообразием подходов, становится приоритетной жизненной  потребностью.

Другая социальная функция историческою познания связана с потребностью социального предвидения. Здесь роль истории также незаменима. Можно напомнить мудрую мысль о том, что история учит даже тех, кто у нее не хочет учиться, она их наказывает за невежество. Не поняв корней взаимных симпатий и антипатий, взаимопереплетения интересов народов и государств, люди не смогут объяснить, а следовательно, и рационально перестроить настоящее. Актуальность проблемы формирования исторического сознания современного образованного человека усиливается еще одним фактором. Именно историческое знание может избавить от чувства неизбежности, помочь найти пути предотвращения катастрофы, поверить в возможности человека как реальной силы истории.

Как же проявляет себя историческое сознание молодежи в условиях современной  России? Какие факторы влияют на его формирование? Насколько действенным является историческое сознание молодежи? Эти проблемы стали объектом социологического исследования, проведенного среди студентов первого курса факультета социально-культурной деятельности Волгоградского государственного института искусств и культуры. Обследуемая совокупность составила 72 человека – студенты, обучающиеся по специальностям «менеджмент СКД», «менеджмент туризма», «технология СКД», «библиотечно-информационная деятельность».

Полученные результаты свидетельствуют  о значительном интересе, проявляемом молодежью к историческим событиям. 72% опрошенных отметили, что их интересует история Отечества. Однако едва ли не треть (28 %) указали, что история интересует их не полностью, а «в известной мере».

На вопрос «С чем связан Ваш интерес к прошлому?» больше половины респондентов (61%) отметили, что испытывают потребность узнать и понять корни своей страны, своего народа. 39% опрошенных отметили желание расширить свой кругозор. Сравнительно немного тех, кто стремился бы найти в истории ответы на злободневные вопросы (15%).

Знание истории, по мнению студентов, необходимо прежде всего для приобщения к культуре народа (50%). Четверть опрошенных считает, что знание истории помогает лучше понимать современность, 19% видит  в знании истории одно из средств воспитания подрастающего поколения. Знание истории для профессиональной деятельности отметили 18 % респондентов, что в нашем случае очень неплохо, если учесть, что вуз готовит не преподавателей истории, а специалистов для социокультурной сферы.

Студентам было предложено дать оценку собственным знаниям по истории  России, истории народов СНГ и  всеобщей истории по трехбалльной системе ("хорошо", "посредственно", "плохо"). Как свидетельствуют ответы на эти  вопросы, респонденты довольно самокритично оценили свои знания. «Хорошие» знания по истории России отметили у себя 36 % опрошенных, по истории народов СНГ - 11%, по всеобщей истории - 15%. Плохо знают историю своей страны по собственной оценке 17%, историю народов СНГ- 44% и всеобщую историю - 21%.

Более всего студентов интересует жизнь, быт, обычаи, традиции народов, устное народное творчество. Этот вариант ответа на вопрос "Какие темы наиболее интересуют Вас в истории нашей страны?" выбрали 63% опрошенных. На втором месте (31%) жизнь царей, ханов, князей. Далее следуют такие темы, как «Жизнь замечательных людей (выдающихся ученых, деятелей культуры, полководцев)» (26%) и "История древней Руси" (19%). Не особенно интересует студентов история религиозных учений и движений (14%). Вместе с тем не может не вызывать размышления тот факт, что семидесятилетняя героическая и трагическая история советского общества интересует лишь 11% студентов. Еще более впечатляющим оказывается, что история российского освободительного и революционного движения не интересует нынешнюю студенческую молодежь (10%), а становление русского централизованного государства даже не актуализируется современным сознанием первокурсников (4%).

В ходе исследования была предпринята  попытка выявить уровень знаний студентами хронологии отечественной истории. Результаты очень неоднозначны. Больше половины респондентов не могли правильно назвать даты образования СССР и принятия ныне действующей Конституции Российской Федерации. Куликовскую битву и восстание декабристов знают, как ни странно, лучше – соответственно, 64 и 46 % опрошенных датировали эти события правильно.

На вопрос "Откуда Вы преимущественно получаете исторические знания?" 93% опрошенных ответили, что эти знания они получают в ходе учебного процесса, 18% - художественную литературу, 17% отметили в качестве источника исторических знаний средства массовой информации, всего 14% - научную литературу и лишь 6% -документы, архивные материалы, мемуары. К сожалению, это лишь подтверждает распространенное мнение, что современные студенты читают мало и неохотно.

Вместе с тем студенты в целом  критично оценивают степень объективности  характеристик исторического прошлого нашей Родины со стороны различных носителей соответствующей информации. Наибольшее доверие в смысле объективности оценок прошлого заслуживает у студентов историческая наука (79%) и преподаватели (38%). Студенты отказывают в объективности оценок прошлого средствам массовой информации (13%) и особенно руководству страны (6%). А ведь, как сказано выше, (17%) опрошенных студентов считают средства массовой информации одним из источников исторических знаний.

Интересны оценки студентов  важнейших исторических событий  и деятельности прежних и нынешних руководителей страны. Так, всего 11% опрошенных оценивают Октябрьскую социалистическую революцию 1917 года как событие мирового значения, оказавшее положительное влияние на всю историю человечества. Большинство (71%) считает, что это событие явилось исторической неизбежностью из-за глубоких противоречий, раздиравших Российскую империю. Довольно многие (18%) расценивают эту революцию как узурпацию власти большевиками, которая очень дорого обошлась народу. Несомненно, свою роль в этом отношении играет и позиция преподавателей учебных заведений.

На вопрос "Какие из государственных  деятелей России XX века, по Вашему мнению, оказали наибольшее влияние на развитие нашей страны?" ответы распределились следующим образом (по убывающей степени влияния): В.И. Ленин (57%), И.В.Сталин (51%), П.А.Столыпин (31%), Н.С.Хрущев (18%), Б.Н.Ельцин и Л.И.Брежнев (17%), Николай II (15%), М.С.Горбачев (11%), Ю.В.Андропов – (1%).

Можно только порадоваться тому, что  влияние СМИ на сознание современной молодежи стало постепенно ослабевать. Оценки вполне объективны – П.А.Столыпин, которого раньше студенты оценивали выше И.В.Сталина, сейчас занимает третье место, что вполне адекватно хотя бы его официальному статусу – премьер Российской империи при самодержце-императоре. Незадачливый реформатор М.С.Горбачев также в 1990-х годах оценивался студентами выше и П.А.Столыпина и И.В.Сталина, сегодняшнее отношение к нему очевидно указывает на тот факт, что «публицистическое» давление на преподавателей истории сходит на нет.

Это же влияние чувствуется и  на ответах студентов на следующий  вопрос анкеты: "Каков Ваш взгляд на советский период в истории России?" 43% респондентов считают, что за это время страна стала могучей державой, меньшее количество опрошенных (26%) уверены в том, что советский период был шагом назад в историческом развитии России отказом от ее движения по пути мировой цивилизации. Совершенно противоречиво на этом фоне оценивается ликвидация советской власти в 1993 г.: 16% желало бы восстановления СССР в новых формах, но большинство (54%) не видят смысла в этом акте, так как Союз республик - уже пройденный этап.

Историческое прошлое России вызывает у студентов различные чувства. Большинство (63%) испытывает чувство национальной гордости за великие свершения народа, (10%) чувствует моральное удовлетворение за приобщенность к всемирной истории человечества, а (25%) ощущают чувство национальной ущемленности, горечи за постоянные бедствия народа. У 6% никаких особых чувств историческое прошлое России не вызывает.

Респондентам был предложен  вопрос "Кто, по Вашему мнению, является подлинным творцом истории?" Ответы распределились следующим образом: народ - 67%; классы, социальные слои и выражающие их интересы политические партии - 17%, отдельные личности, стоящие у власти - 26%. Группы правящих лиц (элита) и божья воля, - в равной степени - 4%.

В системе ценностей, характеризующей  современное российское общество, наиболее привлекательным для студентов оказалось расширение свободы личности в смысле выбора образа жизни, занятий, места жительства, проведения досуга и т.п. (72%). На втором месте оказалось расширение гласности, свобода идейного выбора, критики политического руководства (31%), на третьем - изобилие товаров и услуг (22%). Далее следуют: свобода выезда за границу (19%) и возрождение религии и церкви (15%). Свобода политического выбора, многопартийность по мнению студентов, не является особенно привлекательной (17%). Ниже оказалась лишь такая ценность как свобода предпринимательства на основе частной собственности, она заняла лишь шестое место (11%).

Вопросы анкеты преследовали цель выяснить, насколько присуще современной  студенческой молодежи чувство патриотизма. Большинство опрошенных (21%) опрошенных заявили, что могли бы покинуть Родину на многие годы или даже навсегда, причем половина из них (50%) - при определенных гарантиях благополучия за рубежом. Только 10% респондентов считает, что они скорее не согласились бы с такой перспективой, а 14% ответили, что никогда, ни при каких условиях не покинули бы Родину.

Резко диссонируют с этими результатами ответы на контрольный вопрос "Испытываете ли Вы чувство гордости за свою Родину, за свой народ, город, коллектив?" Как показали данные, многие испытывают это чувство, особенно в отношении народа и Родины (83%), меньше это чувство проявляется по отношению к своему городу (21%), своему коллективу (8%).

В чем причина такого противоречия? Возможно сильна потребность «увидеть мир», однако для удовлетворения ее пока нет возможностей. Возможно другое. Гордость за отечество и любовь к нему имеет, если можно так выразиться, «платонический» характер и не мешает желаниям устроить собственное благополучие вдали от родных пенатов. Вряд ли можно сомневаться, что на сегодняшний момент в российском обществе, в том числе и в «юной» его части, индивидуализм гораздо более распространен, чем былые коллективистские ценности.

Радует хотя бы то, что современные студенты гораздо более оптимистично настроены по отношению к будущему России. На вопрос "Верите ли Вы в выдающееся историческое предназначение (судьбу) России?» 72% опрошенных ответили утвердительно ("скорее, да"), 10% - отрицательно ("скорее, нет") и всего 7% не пожелали ответить.

Многие 15% считают, что в ближайшие 10-15 лет Россия станет среднеразвитой страной, 53% полагают, что она станет снова сильной державой, никто из 72 человек не видит ее слабой полуколониальной страной, всего 3% предвещают ее распад на несколько государств. Почти треть респондентов (29%) не знают, что ответить о будущем России.

В процессе исследования выявились  некоторые условия формирования исторического сознания. Так, был поставлен вопрос "Знаете ли Вы свою родословную?" со следующими вариантами ответов: а) "Да, вплоть до шестого-седьмого колена", б) "Только кое-что из жизни двух старших поколений", в) "Фактически - не знаю". Большинство (72%) избрало второй вариант ответа, 8% хорошо знают свою родословную и 21% ее фактически не знают.

Из исторической литературы в семьях студентов имеется в основном художественная литература исторического жанра (68%), учебники, учебные пособия, монографии историков (51%). Намного меньше имеется мемуарной, справочной литературы (13%), подшивок старых газет, журналов (11%). В семьях восьми процентов опрошенных нет исторической литературы.

В 80% семей студентов хранятся реликвии прошлого. В основном это ордена, медали, почетные грамоты, знаки, значки, монеты, жетоны и т.п. (56%). Хранятся также документы, письма, альбомы, открытки (38%), антикварные ценности (15%). 82% опрошенных отмечают День Победы, 44% - День 1-го Мая, сравнительно немногие (22%) - 7 ноября. Для сравнения: праздник Пасхи отмечают 86% респондентов.

Таким образом, данные социологического исследования позволяют сделать  вывод о том, что историческое сознание современной студенческой молодежи отличается противоречивостью, неоднозначностью суждений и оценок. Определяющее влияние на формирование исторического сознания молодежи оказывают учебный процесс, художественная литература и средства массовой информации. Вместе с тем нельзя утверждать, что в сознании студентов полностью господствуют ценностные ориентиры, вытекающие из товарно-денежных отношений современной рыночной экономики.


Информация о работе Историческое сознание студенческой молодежи