Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:25, реферат
Известны четыре основных исторических типа стратификационных систем – рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний – открытые.
Закрытым является общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. В открытом обществе перемещения из одной страты в другую легализованы в правовом поле и официально допустимы.
Учреждение
образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат на тему:
«Исторические
типы социального расслоения (рабство,
касты, сословия, социальные классы)»
2011
Известны четыре основных исторических типа стратификационных систем – рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний – открытые.
Закрытым является общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. В открытом обществе перемещения из одной страты в другую легализованы в правовом поле и официально допустимы.
1.Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, ведущая к неограниченной эксплуатации, крайней степени неравенства и совершенному бесправию. Рабство в целом исторически эволюционировало от первой, примитивной формы – патриархального рабства, ко второй, зрелой форме – классическому рабству.
При патриархальном
рабстве раб обладал всеми
правами младшего члена семьи: жил
в одном доме с хозяевами, участвовал
в распоряжении хозяйством, имел право
голоса в ряде вопросов общественной
жизни, был субъектом правоотношений.
Его запрещалось убивать. Такая форма
рабства существовала как на Востоке,
так и на Западе – в Вавилоне эпохи царя
Хамураппи, в Индии в эпоху Маурьев.
Подобная форма
рабства существовала в Древней
Руси как «обельное» (полное) холопство
до XIV-XV вв. При классическом
рабстве раб был окончательно закабален:
жил в отдельном помещении, не участвовал
ни в каких формах общественной жизни,
не обладал имуществом, не имел семьи.
Его разрешалось убивать. Он считался
собственностью хозяина («говорящим орудием»).
При обращении к рабству как историческому
типу стратификации обычно подразумевают
эту, зрелую стадию, когда рабство превращается
в рабовладение – единственную в истории
форму социальных отношений, при которой
низший слой был лишен всяческих прав
и являлся собственностью высшего слоя.
Наиболее полно подобные отношения проявились в Древней Греции и Древнем Риме эпохи их расцвета, в Османской империи XV-XVII вв., в США (по отношению к неграм) до 1865 г.
Крепостное право в России было наиболее близко этому типу социального расслоения; как это ни парадоксально. в просвещенном XVIII в. Видимо, это дало основание А. Н. Радищеву при подведении предварительных итогов XVIII в. для России заметить: «Столетье безумно и Мудро».
2.Кастовый строй почти столь же древен, как и рабовладельческий. Однако складывается он только в ряде стран Древнего Востока, в большей или меньшей мере сохраняясь в средние века. Тяготеют к кастам воины и храмовые стражи свободные крестьяне-общинники и ремесленники в Древнем Вавилоне.
Классический пример кастового общества – Индия. Там известны четыре основных касты: брахманы (священнослужители), кшатрии (воины), вайшьи (собственники-торговцы и ремесленники) и шудры (рабочие и крестьяне), а также около пяти тысяч неосновных каст. Низшую позицию занимают неприкасаемые, не входящие ни в одну из каст.
Кастой называют
социальную группу (страту), членством
в которой человек обязан исключительно
своим рождением. Он не может перейти
из своей касты в другую при
жизни ни при каких условиях. Кастовый
строй – самый жесткий и
категоричный из всех известных, даже
античное рабство допускало
3.Сословия исторически предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, существовавшие в Европе с V по XV-XIX в., а во многих странах Азии (Китай, Япония) – вплоть до XX века. Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законами и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословная система, включающая несколько страт, характеризуется четко выраженной иерархичностью. Классический образ сословной организации общества – средневековая Западная Европа: два высших привилегированных сословия духовенство и дворянство и непривилегированное третье торговцы, ремесленники, крестьяне. В Российской империи сословное деление общества как важнейшая основная общественного устройства до 1905 г. в основном сохранилось до 1917 г. и было окончательно ликвидировано только первыми декретами и распоряжениями Советской власти. Основными сословиями в XVIII-XIX вв. считались дворянство, духовенство, крестьяне и горожане (мещане).
Принадлежность к сословию была наследственной. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, но не безусловными: социальная мобильность существовала как внутри, так и между сословиями.
В России еще петровский
Генеральный Регламент
4.Классы. Первобытнообщинный строй – это доклассовое общество. С возникновением частной собственности и имущественным расслоением людей в период образования первых государств Древнего мира складываются классы рабов и рабовладельцев. Два основных, антагонистических по отношению друг к другу общественных класса существовали при феодализме – феодалы и крестьяне, а и при капитализме – буржуазия и пролетариат.
Помимо основных классов, при каждом общественном строе существуют неосновные классы (например, крестьянство при капитализме), межклассовые и внутриклассовые социальные прослойки. К межклассовым относятся, например, сельскохозяйственные рабочие при капитализме (промежуточное положение между рабочим и крестьянином); к внутриклассовым, скажем при феодализме, – мелкопоместные дворяне, дворяне «однодворцы» и пр.).