Истоки происхождения СП как науки, этапы ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:02, реферат

Описание работы

В 18 в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине Х!Х в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм.

Работа содержит 1 файл

СП пр1.docx

— 50.47 Кб (Скачать)

Социальная  педагогика (И.А. Липский) - теория и практика гармонизации взаимодействия человека и социальной среды и их подготовки к этому взаимодействию.

Педагогика (др.-греч. — искусство воспитания, от— ребёнок и— веду) — наука о воспитании и обучении человека.

Социальная  работа — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.

 

Воп.3. хар-ка СП как науки: объект, предмет, функции.

Педагогика -- наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития. Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Педагогика -- совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека. Педагогику следует рассматривать как особую сферу деятельности по воспитанию и обучению человека. Педагогика -- наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов.

Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые  лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования  путей совершенствования педагогического  процесса, а также поиска эффективных  педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни  в обществе.

Педагогика:

- как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.

- наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

- наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Объект педагогики - воспитание в широком смысле. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". 
Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. (В.Е. Гмурман)

 

Функции соц педагогики.                                                                                                                                                                    Теоретико-познавательная. Сущность состоит в том, что социальная пед-ка накапливает знания, систематизирует их, синтезирует их для того, чтобы составить наиболее полную картину изучаемых процессов современном обществе, описывает эти процессы и явления, объясняет, выявляет причины, делает прогнозы.

Прикладная. Позволяет искать способы более эффективного влияния на процесс социализации и выявлять необходимые для этого условия.

Гуманистическая. Предполагает создавать благоприятные условия для развития личности и ее самореализации в процессе социального воспитания и социализации в целом. 

          

функции социальной педагогики

Познавательная - исследование практики педагогической деятельности ее полномочными представителями;

Научная - изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды, разработка теоретической базы;

Диагностическая (оценочная);

Прогностическая - определение перспектив развития социально-педагогических процессов;

Объяснительная - описание социально-педагогических явлений, условий их существования и возможностей преобразования;

Адаптационная - деятельность, направленная на стимулирование приспособления человека к среде и среды к человеку;

Преобразующая - социальная педагогика призвана изменять педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-воспитательный процесс, свое содержание;

Коррекционная - направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности;

Мобилизационная - направленная деятельность специалистов по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки;

Профилактическая - направленная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе;

Образовательная - исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы;

Управленческая - направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.

 

Технологическая функция педагогики предлагает также  три уровня реализации: 
1.проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих "нормативный, или регулятивный" (В. В.Краевский), план педагогической деятельности, ее содержание и характер; 
2.преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции; 
3.рефлексивный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику

 

Воп.4. Структура СП как  науки.

СП изучает соц воспитание в  контексте социализации. Как наука  соц пед-ка имеет свою структуру. Эта структура включает несколько разделов, которые позволяют получить дополнительные знания о социализации человека в обществе, о факторах, влияющих на это, о возможностях и способах помощи человеку в процессе самореализации в том обществе, в котором он живет.

Структура СП представлена следующими разделами:

Социология социального  воспитания. Этот раздел изучает процесс социализации, факторы, влияющие на

Социализацию человека, воспитание как социальный институт.

Полученные данные в этом разделе  социальной педагогики позволяют находить пути и способы использования  воспитательного потенциала общества с целью создания благоприятных  условий для развития человека, а  также находить возможности нивелирования  отрицательных влияний на социализацию личности.

Социально-педагогическая виктимология (виктимо-жертва) изучает те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, а также определяет направление и способы социально-педагогической помощи им.

Философия соц вос-я. Этот раздел изучает сущность и место воспитания в обществе, его соотношение с социализацией и развитием человека на протяжении всей жизни, принципы, задачи, цель воспитания в современные дни. Этот раздел явл основой методологии и мировоззрения соц пед-ки.

Теория соц вос-я. Этот раздел описывает, объясняет, прогнозирует функционирование социального воспитания как социального института. Изучает характеристику индивидуальных, групповых, социальных субъектов соц воспитания, особенности их взаимодействия между собой.

Психология соц вос-я. Изучает социально-психологические механизмы социализации личности, особенности их на различных возрастных этапах, выявляет психологические механизмы и условия эффективности воздействия субъекта социального воспитания.

Методика соц вос-я. Изучаются методы, способы осуществления соц вос-я, способы организации взаимодействия субъектов в соц воспитании, в основных сферах жизнедеятельности и   условия их эффективности.

 

Экономика и менеджмент соц вос-я. Изучаются:

-Потребности социально-экономического развития общества в определенном качестве ”человеческого капитала”:

-экономические ресурсы общества, которые могут быть использования для организации соц-го воспитания;

-вопросы управления социальным  воспитанием на национальном, региональном, локальном. 

 

Воп5. СП как отрасль интегративного знания, ее связь с другими науками.

Функции социальной педагогики как интегративной отрасли знания реализуются в более полной мере, если в ней применяется принцип  дополнительности.

Социальная политика –  одно из направлений внутренней политики государства. Содержательно она  направлена на решение таких задач, как:

1) управление социальным развитием общества, обеспечение удовлетворения материальных и культурных потребностей его членов;

2) воспроизводство социальных ресурсов;

3) регулирование процессов социальной дифференциации общества;

4) поддержание стабильности общественной системы.

Социальная политика определяется законодательными актами и реализуется  многочисленными государственными службами: образования, здравоохранения, социальной защиты, труда и занятости  и др.

Одной из составляющих социальной политики является политика в сфере  воспитания.

Государственная политика в  сфере воспитания предполагает:

1) определение задач воспитания и разработку стратегии их решения;

2) разработку соответствующих законодательных и подзаконных актов;

3) выделение необходимых ресурсов;

4) поддержку общественных инициатив в сфере воспитания.

Политика в сфере воспитания призвана разрешать противоречия между  текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими и  расходящимися интересами отдельных  социальных слоев в таких вопросах, как:

1) представление о необходимом для общества уровне и качестве системы воспитания различных социокультурных, этноконфессиональных и половозрастных групп населения;

2) ожидания и требования, связанные с уровнем и качеством образования; готовность к участию в процессе воспитания и реальные возможности ее проявления и др.

 

 

Определение объекта и предмета науки  зависит от ее теоретического статуса. 
Объект - это область социальной действительности, которую исследует данная наука. 
Предмет - это способ представления объекта с позиций данной науки. 
В современном научном знании социальная педагогика рассматривается как наука, объектом которой является сфера социальной действительности, в которой целенаправленно конструируется система социально-педагогической деятельности по регулированию социальных отношений, а предметом - взаимодействие личности и среды. 
Объект социальной педагогики 
Как отрасль интегративного педагогического знания социальная педагогика исследует особую сферу социальной действительности, в которой осуществляется социально и личностно детерминированная деятельность, направленная на педагогизацию социокультурной среды и регулирование социальных отношений. Социально-педагогическая деятельность - это деятельность субъекта по преобразованию социальной ситуации соответственно педагогическим целям и задачам. Социально-педагогическая деятельность имеет междисциплинарный характер. Она тесно связана с экономическими, политическими и личностными условиями жизнедеятельности человека, с государственной социальной политикой, коммуникативными возможностями индивида в социальной сфере. 
Такая деятельность может выполняться на нескольких уровнях социума: макро-, мезо-, микроуровне - и отличается организационными формами. 
На макроуровне социально-педагогическая деятельность направлена на создание определенных мер по преобразованию социокультурной среды в целях обеспечения полноценной независимой жизни нуждающимся в помощи членам общества. Она представлена такими организационными формами, как социально-политические акции, формирование общественного мнения с использованием средств массовой инфо-ции, развитие системы соц институтов. 
На мезоуровне социально-педагогическая деятельность выступает как деятельность по оказанию помощи средствами образования различным группам нуждающихся (семьям, детям, инвалидам и т. д.) в приобретении знаний и навыков, необходимых для развития и самореализации, в осознании ценностных ориентиров, в формировании чувства причастности к группе, социуму. Причем группы нуждающихся могут быть определены государственными структурами или устанавливаться отдельными благотворительными организациями или территориальными органами местного самоуправления. Организационные формы деятельности в этом случае достаточно разнообразны - от предоставления адресных социально-педагогических услуг до организации важнейших сфер жизни людей, нуждающихся в помощи. 
На микроуровне социально-педагогическая деятельность исходит из проблем отдельного человека. Формы организации деятельности в этом случае варьируются - от индивидуальных консультаций и патронажа до работы в группах. 
Как открытая система социально-педагогическая деятельность тесным образом взаимосвязана с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, социологией, этикой, экологией, психологией, педагогикой. 
Социально-педагогическая деятельность идентифицируется с педагогической деятельностью, так как и та и другая находятся в рамках одной подсистемы воспроизводства человека и направлены на личностное развитие индивида. Однако, несмотря на сущностную схожесть, имеются системные и качественные отличия, которые дают возможность рассматривать социально-педагогическую деятельность как самостоятельный социокультурный процесс. Наиболее существенными отличиями является то, что социально-педагогическая деятельность носит ситуативный характер, имеет в качестве своего объекта не всех людей, а лишь определенные категории нуждающихся в помощи и может осуществляться в более широком социальном пространстве. 
Предмет социальной педагогики 
Предметом социальной педагогики является взаимодействие личности и среды. 
Становление личности человека в социокультурной среде происходит во взаимосвязи отношений в различных сферах: человек-человек, человек-природа, человек-общество, человек-семья, человек-время, человек-образование, человек-труд, человек-досуг, человек-здоровье и т. д. 
Личность определяется социальным статусом и комплексом индивидуальных качеств человека, которые формируются под влиянием биологических и социальных факторов и представляют сложную структуру характеристик индивида. Вертикалью такой структуры являются те качества, которые человек обретает в процессе собственной активности, самостоятельного, свободного выбора своего жизненного сценария. Горизонталь проявляется в тех качествах, которые возникают вследствие трансформации социального опыта в процессе познания, в совместной деятельности, в целенаправленном построении собственных отношений к самому себе и к окружающему миру. 
Процесс социального становления личности - поэтапное содержательное совершенствование человеческих качеств, период реализации социальных целей и задач конкретного человека в окружающем его жизненном пространстве. 
Процесс взаимодействия личности и среды предполагает наличие многих факторов, осложняющих или нарушающих систему социальных взаимоотношений и негативно влияющих на возможности реализации жизненного потенциала личности.


 

Социальная педагогика как отрасль  педагогического знания обладает всеми  признаками интегративной науки.

Соц педагогика решает свои специфические задачи, выполняет свои функции эффективно: с одной стороны, именно потому, что интегрирует данные других наук, с другой- практикует их под своим углом зрения.

Соц пед-ка, т.об., опирается на историю пед-ки, семейную пед-ку, коррекционную, а также все те отрасли пед-го знания, которые изучают воспитательные организации различного типа(дошкол пед-ка, пед-ка школы, пед-ка начального и профессионального образования, средне-специальное, высшей школы, производственная пед-ка и др.)

Соц пе-ка тесно связаня с психологическими науками(соц психология, возрастная псих-я, спец психология) с этикой, этнографией, социологией, философией, историей, этнопсихологией.

        Связь СП  с др науками в реальности  не всегда однозначна и позитивна.

Во-первых, не все идеи из этнопсихологии, этнографии, истории и др наук востребованы в полном объеме для более успешной организации соц воспитания. Рез-ты, полученные другими науками, не всегда могут быть впрямую использованы в соц пед-ке(заимствованные термины).

Во-вторых, некоторые идеи в процессе приспособления к социально-педагогической практике  фальсифицируются.

В-третьих, некоторые данные других наук уже устарели, и поэтому соц  пед-ка, используя их, также дает необъективную, неадекватную картину  действительности.

Весьма важны и взаимополезны  тесные теоретические и исследовательские  взаимосвязи социальной педагогики с конфессиональными, семейной и  коррекционной педагогиками.

     Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная, военная педагогика, производственная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы и др.

     Совершенно очевидно, что в каждом из названных выше случаев разделы социальной педагогики становятся лишь общим основанием, требующим конкретизации в связи с теми функциями, которые присущи той или иной воспитательной организации (например, философия школьного воспитания имеет некоторые отличия от философии военного воспитания, а методика социального воспитания в средней школе существенно отличается от методики профессионального воспитания и т. д.).

Этика и социальная педагогика

     Этика исследует общие законы развития нравственных норм и моральных представлений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их моральную деятельность.

Информация о работе Истоки происхождения СП как науки, этапы ее развития