Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:02, реферат
В 18 в. педагогика стала рассматривать ранний юношеский возраст как самостоятельный этап развития личности. Девушки и юноши стали непосредственным объектом изучения. Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине Х!Х в., когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм.
Социальная педагогика (И.А. Липский) - теория и практика гармонизации взаимодействия человека и социальной среды и их подготовки к этому взаимодействию.
Педагогика (др.-греч. — искусство воспитания, от— ребёнок и— веду) — наука о воспитании и обучении человека.
Социальная работа — профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
Воп.3. хар-ка СП как науки: объект, предмет, функции.
Педагогика -- наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития. Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Педагогика -- совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека. Педагогику следует рассматривать как особую сферу деятельности по воспитанию и обучению человека. Педагогика -- наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов.
Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специальные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.
Педагогика как наука
Педагогика:
- как наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.
- наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
- наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.
Объект педагогики
- воспитание в широком смысле. Объектом
исследования научной педагогики является
"педагогический факт (явление)".
Предмет педагогики – система отношений, возникающих в
ходе воспитания; воспитание как сознательно
организованный процесс, происходящий
в семье, обществе, в определенных природных,
социальных, экономических, духовных и
нравственных условиях. (В.Е. Гмурман)
Функции соц
педагогики.
Прикладная. Позволяет искать способы более эффективного влияния на процесс социализации и выявлять необходимые для этого условия.
Гуманистическая. Предполагает создавать благоприятные условия для развития личности и ее самореализации в процессе социального воспитания и социализации в целом.
функции социальной педагогики
Познавательная - исследование практики педагогической деятельности ее полномочными представителями;
Научная - изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды, разработка теоретической базы;
Диагностическая (оценочная);
Прогностическая - определение перспектив развития социально-педагогических процессов;
Объяснительная - описание социально-педагогических явлений, условий их существования и возможностей преобразования;
Адаптационная - деятельность, направленная на стимулирование приспособления человека к среде и среды к человеку;
Преобразующая - социальная педагогика призвана изменять педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-воспитательный процесс, свое содержание;
Коррекционная - направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к развитию, воспитанию, профессиональной деятельности;
Мобилизационная - направленная деятельность специалистов по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки;
Профилактическая - направленная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе;
Образовательная - исследование содержания, методики и обеспечение подготовки кадров для социальной сферы;
Управленческая - направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, социально-педагогических явлений в коллективе, группе.
Технологическая
функция педагогики предлагает также
три уровня реализации:
1.проективный,
связанный с разработкой соответствующих
методических материалов (учебных планов,
программ, учебников и учебных пособий,
педагогических рекомендаций), воплощающих
в себе теоретические концепции и определяющих
"нормативный, или регулятивный"
(В. В.Краевский), план педагогической деятельности,
ее содержание и характер;
2.преобразовательный, направленный на
внедрение достижений педагогической
науки в образовательную практику с целью
ее совершенствования и реконструкции;
3.рефлексивный, предполагающий оценку
влияния результатов научных исследований
на практику
Воп.4. Структура СП как науки.
СП изучает соц воспитание в контексте социализации. Как наука соц пед-ка имеет свою структуру. Эта структура включает несколько разделов, которые позволяют получить дополнительные знания о социализации человека в обществе, о факторах, влияющих на это, о возможностях и способах помощи человеку в процессе самореализации в том обществе, в котором он живет.
Структура СП представлена следующими разделами:
Социология социального воспитания. Этот раздел изучает процесс социализации, факторы, влияющие на
Социализацию человека, воспитание как социальный институт.
Полученные данные в этом разделе социальной педагогики позволяют находить пути и способы использования воспитательного потенциала общества с целью создания благоприятных условий для развития человека, а также находить возможности нивелирования отрицательных влияний на социализацию личности.
Социально-педагогическая виктимология (виктимо-жертва) изучает те категории людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, а также определяет направление и способы социально-педагогической помощи им.
Философия соц вос-я. Этот раздел изучает сущность и место воспитания в обществе, его соотношение с социализацией и развитием человека на протяжении всей жизни, принципы, задачи, цель воспитания в современные дни. Этот раздел явл основой методологии и мировоззрения соц пед-ки.
Теория соц вос-я. Этот раздел описывает, объясняет, прогнозирует функционирование социального воспитания как социального института. Изучает характеристику индивидуальных, групповых, социальных субъектов соц воспитания, особенности их взаимодействия между собой.
Психология соц вос-я. Изучает социально-психологические механизмы социализации личности, особенности их на различных возрастных этапах, выявляет психологические механизмы и условия эффективности воздействия субъекта социального воспитания.
Методика соц вос-я. Изучаются методы, способы осуществления соц вос-я, способы организации взаимодействия субъектов в соц воспитании, в основных сферах жизнедеятельности и условия их эффективности.
Экономика и менеджмент соц вос-я. Изучаются:
-Потребности социально-экономического развития общества в определенном качестве ”человеческого капитала”:
-экономические ресурсы общества, которые могут быть использования для организации соц-го воспитания;
-вопросы управления
Воп5. СП как отрасль интегративного знания, ее связь с другими науками.
Функции социальной педагогики
как интегративной отрасли
Социальная политика – одно из направлений внутренней политики государства. Содержательно она направлена на решение таких задач, как:
1) управление социальным развитием общества, обеспечение удовлетворения материальных и культурных потребностей его членов;
2) воспроизводство социальных ресурсов;
3) регулирование процессов социальной дифференциации общества;
4) поддержание стабильности общественной системы.
Социальная политика определяется
законодательными актами и реализуется
многочисленными
Одной из составляющих социальной политики является политика в сфере воспитания.
Государственная политика в сфере воспитания предполагает:
1) определение задач воспитания и разработку стратегии их решения;
2) разработку соответствующих законодательных и подзаконных актов;
3) выделение необходимых ресурсов;
4) поддержку общественных инициатив в сфере воспитания.
Политика в сфере воспитания призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими и расходящимися интересами отдельных социальных слоев в таких вопросах, как:
1) представление о необходимом для общества уровне и качестве системы воспитания различных социокультурных, этноконфессиональных и половозрастных групп населения;
2) ожидания и требования, связанные с уровнем и качеством образования; готовность к участию в процессе воспитания и реальные возможности ее проявления и др.
|
Определение объекта и предмета науки
зависит от ее теоретического статуса. |
Социальная педагогика как отрасль педагогического знания обладает всеми признаками интегративной науки.
Соц педагогика решает свои специфические задачи, выполняет свои функции эффективно: с одной стороны, именно потому, что интегрирует данные других наук, с другой- практикует их под своим углом зрения.
Соц пед-ка, т.об., опирается на историю пед-ки, семейную пед-ку, коррекционную, а также все те отрасли пед-го знания, которые изучают воспитательные организации различного типа(дошкол пед-ка, пед-ка школы, пед-ка начального и профессионального образования, средне-специальное, высшей школы, производственная пед-ка и др.)
Соц пе-ка тесно связаня с психологическими науками(соц психология, возрастная псих-я, спец психология) с этикой, этнографией, социологией, философией, историей, этнопсихологией.
Связь СП
с др науками в реальности
не всегда однозначна и
Во-первых, не все идеи из этнопсихологии, этнографии, истории и др наук востребованы в полном объеме для более успешной организации соц воспитания. Рез-ты, полученные другими науками, не всегда могут быть впрямую использованы в соц пед-ке(заимствованные термины).
Во-вторых, некоторые идеи в процессе приспособления к социально-педагогической практике фальсифицируются.
В-третьих, некоторые данные других наук уже устарели, и поэтому соц пед-ка, используя их, также дает необъективную, неадекватную картину действительности.
Весьма важны и взаимополезны
тесные теоретические и
Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, клубная, военная педагогика, производственная педагогика, педагогика временных объединений, педагогика социальной работы и др.
Совершенно очевидно, что в каждом из названных выше случаев разделы социальной педагогики становятся лишь общим основанием, требующим конкретизации в связи с теми функциями, которые присущи той или иной воспитательной организации (например, философия школьного воспитания имеет некоторые отличия от философии военного воспитания, а методика социального воспитания в средней школе существенно отличается от методики профессионального воспитания и т. д.).
Этика и социальная педагогика
Этика исследует общие законы развития нравственных норм и моральных представлений, а также регулируемые ими формы морального сознания людей и их моральную деятельность.
Информация о работе Истоки происхождения СП как науки, этапы ее развития