Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:32, лекция
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку?
Исследование социальной сферы в античности
С древнейших времен
человека интересовали не только загадки
и явления окружающей его природы
(разливы рек, землетрясения, извержения
вулканов, смена времен года или
дня и ночи и т.д.), но и проблемы,
связанные с его собственным
существованием среди других людей.
Действительно, почему люди стремятся
жить среди других людей, а не в
одиночку? Что заставляет их проводить
между собой границы, разделяться
на отдельные государства и
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.
Математика как наука начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов. Истоки же социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов - в мудрых, с философским подтекстом советах по различным житейским вопросам.
Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Первым в истории трудом по «общей социологии» считается «Государство» Платона (428/427 - 348/347 до н.э.). В ней великий мыслитель, по сути, разработал основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охранявших государство от смуты; низший, куда входили ремесленники и крестьяне. Общество, построенное по такой схеме, Платон считал наиболее стабильным.
Свой вариант теории стратификации предложил Аристотель (348 - 322 до н.э.). У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него, существует еще два сословия: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство, по мнению Аристотеля, лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистичные интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.
Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логико-понятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира.
В древности предпринимались попытки, количественного анализа социальных явлений и процессов. Дошедшие до нас исторические данные свидетельствуют о зачатках проведения эмпирических социальных исследований уже у древних восточных народов: египтян, китайцев, японцев, индусов, персов и евреев, мы встречаем в Библии, где неоднократно упоминается о первых многочисленных народоисчислениях у древних евреев.
Так, например, перепись евреев сначала была произведена перед их приходом в Египет, затем перед выходом из Египта, далее народоисчисление было проведено Моисеем у Синая, а потом на границах Палестины и т.д.
Очень богатый
материал о практике проведения социальных
обследований, наблюдений над общественной
жизнью дает нам история
Древнего Рима.
Информация о работе Исследование социальной сферы в античности