Исследование социальной сферы в античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:32, лекция

Описание работы

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку?

Работа содержит 1 файл

Развитие социологии в Античности.docx

— 13.33 Кб (Скачать)

Исследование социальной сферы в античности

С древнейших времен человека интересовали не только загадки  и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или  дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным  существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся  жить среди других людей, а не в  одиночку? Что заставляет их проводить  между собой границы, разделяться  на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено  пользоваться многими благами, а  другим отказано во всем?

Поиск ответов  на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

Математика как  наука начиналась с геометрии, с  измерения реальных объектов. Истоки же социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов - в мудрых, с  философским подтекстом советах  по различным житейским вопросам.

Античная мысль  дала новый толчок исследованиям  социальной сферы, заложила еще ряд  элементов в фундамент основ  социологии. Первым в истории трудом по «общей социологии» считается  «Государство» Платона (428/427 - 348/347 до н.э.). В ней великий мыслитель, по сути, разработал основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охранявших государство от смуты; низший, куда входили ремесленники и крестьяне. Общество, построенное по такой схеме, Платон считал наиболее стабильным.

Свой вариант  теории стратификации предложил  Аристотель (348 - 322 до н.э.). У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него, существует еще два сословия: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство, по мнению Аристотеля, лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистичные интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.

Впервые античные философы обратились к проблеме места  человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о  человеке и обществе на теоретическую  основу. Это нашло выражение в  образцах логико-понятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира.

В древности  предпринимались попытки, количественного анализа социальных явлений и процессов. Дошедшие до нас исторические данные свидетельствуют о зачатках проведения эмпирических социальных исследований уже у древних восточных народов: египтян, китайцев, японцев, индусов, персов и евреев, мы встречаем в Библии, где неоднократно упоминается о первых многочисленных народоисчислениях у древних евреев.

Так, например, перепись евреев сначала была произведена перед их приходом в Египет, затем перед выходом из Египта, далее народоисчисление было проведено Моисеем у Синая, а потом на границах Палестины и т.д.

Очень богатый  материал о практике проведения социальных обследований, наблюдений над общественной жизнью дает нам история Древнего Рима. 

Информация о работе Исследование социальной сферы в античности