Исследование проблемы маскулинности-фемининности в студенческой среде

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 18:59, реферат

Описание работы

Для изучения особенностей маскулинных-фемининных качеств личности нами было проведено исследование по определению «психологического пола» личности студентов ПГТУ. В качестве метода нами был выбран полоролевой опросник С.Бем. Методика была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности.

Работа содержит 1 файл

Исследование.docx

— 23.62 Кб (Скачать)
  1. Исследование проблемы маскулинности-фемининности в студенческой среде

Для изучения особенностей маскулинных-фемининных качеств личности нами было проведено исследование по определению «психологического пола» личности студентов ПГТУ. В качестве метода нами был выбран полоролевой опросник С.Бем. Методика была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики  психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности.

Краткая справка по проблеме. Каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как типично мужские черты), как оказалось, коррелирует с уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов – андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Не случайно же существуют социальные стереотипы маскулинности и фемининности. Хотя дело по преимуществу обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обеих групп факторов – биологического и социального порядка. В этом контексте психологический пол радикально отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом «психологический пол» – маскулинность, фемининность, андрогинность.

Маскулинность — это характеристика мужественного психологического пола. Данный тип полоролевого поведения  включает в себя такие качества личности как: сила, смелость, практичность, лидерство, находчивость, изобретательность и т.д. Маскулинный психологический пол отражает нормативные представления и установки, которые в социуме соответствуют мужчине. Маскулинный тип полоролевого поведения наиболее часто встречается у мужчин и является нормой. Мужчины с маскулинным полом обычно ориентированы на карьерный рост, имеют аналитический склад ума, способности к ручному труду, склонны к изучению математических наук, экономики, политики, юриспруденции. Могут быть хорошими бизнесменами и руководителями.

Фемининность (феминность, женственность) - характеристики, связанные с женским полом (Большой толковый социологический словарь. С. 208), или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе (Гидденс. С. 680), или же "социально определенное выражение того, что рассматривается как позиции, внутренне присущие женщине" (Tuttle). Традиционно предполагалось, что фемининнось биологически обусловлена, и ей приписывались такие черты, как пассивность, отзывчивость, мягкость, поглощенность материнством, заботливость, эмоциональность и т. п. Социальные стереотипы фемининности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.

Андрогинность. В соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.

Факторы, влияющие на формирование «психологического  пола»:

  1. Роль родителей. Родители часто имеют различные ожидания относительно девочек и мальчиков и выражают эти ожидания в процессе взаимодействия со своими детьми. В целом родители проявляют больше защитных и ограничительных форм поведения в отношении маленьких девочек. Что касается обращения с мальчиками, родители чаще отказываются от вмешательства и предоставляют им большую свободу.
  2. Роль сверстников. Одной из таких форм влияния, оказывающих свое воздействие уже на ранних этапах жизни, становится добровольное раздельное времяпрепровождение детей разного пола. К началу перехода от детского к подростковому возрасту влияние сверстников начинает играть еще более важную роль. Для детей этого возраста конформизм приобретает особую значимость. В итоге следование традиционным гендерным ролям обеспечивает вероятность быть принятыми своими сверстниками.
  3. Роль школы. Школа также является важным фактором гендерно-ролевой социализации. Учителя часто взаимодействуют с учащимися, исходя из собственных гендерно-ролевых стереотипов.
  4. Роль СМИ. Образы мужчин и женщин на телеэкране часто являются откровенно стереотипными. Так, мужчины обычно изображаются активными, интеллигентными и предприимчивыми и выступают в руководящих ролях. Женщины же чаще играют пассивные и менее компетентные роли.
  5. Роль религии. Каждый ребенок, получивший религиозное воспитание, вероятно, усвоил в процессе социализации определенные гендерные стереотипы. В иудейской, христианской и исламской традициях эти стереотипы, как правило, включают представление о превосходстве мужчин

 

  1. Результаты исследования и их интерпретация

Нами было опрошено 64 респондента, обучающихся в ПГТУ, из них- 30 девушек  и 34 юноши.

Полученные результаты имеет  смысл рассматривать отдельно для  мужской и женской частей выборки, в каждой из которых наблюдаются  специфические особенности и  закономерности.

 

Хар-ки

Маскулинность

фемининность

андрогинность

ярко выраженная маскулинность

ярко выраженная фемининность

Общее кол-во

5

9

9

9

2

% соотношение

14,7

26,47

26,47

26,47

5,88


Таблица 1. Количественные показатели у юношей

Результаты исследования по мужской части выборки:

  1. «Психологический пол» юношей представлен в пяти характеристиках, среди которых преобладают андрогинный, фемининный и ярко выраженный маскулинный типы, представленные в равных пропорциях.
  2. Среди молодых людей так же встречаются студенты с ярко выраженными фемининными характеристиками, которые свидетельствуют о психологических отклонениях.
  3. Анализ возрастных характеристик показал, что с увеличением возраста (19-22) прослеживается тенденция к увеличению числа молодых людей с фемининными характеристиками личности.
  4. Анализ зодиакальных характеристик показал, что в стихии Земля (Тельцы) представителей андрогинных характеристик больше, чем во всех остальных стихиях. Среди представителей стихии Воздух, в частности Водолеев и Близнецов, доминируют ярко выраженные маскулинные характеристики.

 

Хар-ки

маскулинность

фемининность

андрогинность

ярко выраженная маскулинность

ярко выраженная фемининность

Общее кол-во

4

7

10

-

9

% соотношение

13,3

23,3

33,3

-

30


Таблица 2. Количественные показатели у девушек

 

Результаты исследования по женской части выборки:

    1. «Психологический пол» девушек представлен в четырёх характеристиках, среди которых преобладает андрогинный тип личности. Далее следуют ярко выраженные фемининные типы.
    2. Среди девушек так же встречаются студентки с маскулинными характеристиками, которые свидетельствуют  о психологических отклонениях.
    3. Анализ возрастных характеристик показал, что с увеличением возраста (17-23) прослеживается тенденция к увеличению числа девушек с маскулинными характеристиками личности.
    4. Анализ зодиакальных характеристик показал, что  маскулинные характеристики встречаются только в Огненной стихии. Самая женственная, фемининная (80%) стихия – стихия воды.

 

 

 

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что 

1) проблема  феминизации мужчин (32,35 %) имеет место быть. Мы предполагаем, что это может быть связано со слабой ролью отца, или чрезмерно властной матерью в семьях, где они воспитывались.

2) треть опрошенных респондентов  имеют андрогинные характеристики. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа.

3) Маскулинные типы среди девушек встречаются относительно редко и по нашему мнению, это связано с личностными особенностями и стремлением к независимости.

Таким образом, поставленная нами гипотеза полностью  подтвердила  свое существование.

 


Информация о работе Исследование проблемы маскулинности-фемининности в студенческой среде