Использование труда пенсионеров Республики Беларусь в формировании рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:55, творческая работа

Описание работы

Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru в сентябре 2011 был проведен опрос среди работодателей. В результате чего выяснилось, что ровно четверть работодателей - 25% - лояльны к работникам пенсионного возраста и охотно принимают их в штат.
По словам представителей компаний, принявших участие в опросе и готовых взять на работу пенсионеров, такие сотрудники ответственны, исполнительны, обладают б

Работа содержит 1 файл

использование труда пенсионеров в РБ.docx

— 29.50 Кб (Скачать)

Учреждение образования

Белорусский торгово-экономический университет

потребительской кооперации

 

 

 

Социологическое исследование

 

на тему:

«Использование труда пенсионеров  Республики Беларусь в формировании рыночных отношений »

 

 

 

                                                                                                                       Выполнила:

Семенович В.О

Группа Э-11

Проверила:

Лопатова А.П

 

 

Гомель 2012

 

Актуальность  темы

 

Исследовательским центром  рекрутингового портала Superjob.ru в сентябре 2011 был проведен опрос среди работодателей. В результате чего выяснилось, что ровно четверть работодателей - 25% - лояльны к работникам пенсионного возраста и охотно принимают их в штат.

По словам представителей компаний, принявших участие в  опросе и готовых взять на работу пенсионеров, такие сотрудники ответственны, исполнительны, обладают богатым профессиональным опытом, знаниями и навыками. Но в то же время количество лояльных к пенсионерам компаний в последние годы сократилось – с 27% в 2007 году до 25% в 2011.

Чаще всего соискателям-пенсионерам  отказывают в трудоустройстве в  небольших компаниях с численностью сотрудников до 50 человек. Почти столько же организаций - 37% - иногда берут к себе пенсионеров. Обычно при принятии решения в таких компаниях исходят из квалификации и состояния здоровья кандидатов. Если пожилой соискатель или сотрудник не страдает серьезными заболеваниями и достаточно энергичен, то его принимают на работу или оставляют работать в организации после выхода на пенсию.

Подобный подход часто  встречается в больших компаниях, где трудятся от 1000 до 5000 сотрудников. Работодатели отмечают, что ценят  в пожилых работниках исполнительность и ответственность. При этом каждая компания, иногда принимающая в штат пенсионеров, ориентируется на свои нужды: где-то на работу приглашают исключительно военных пенсионеров, где-то на трудоустройство могут рассчитывать люди пожилого возраста, имеющие редкую специальность или очень высокую квалификацию, а в ряде компаний пенсионеров принимают только на позиции, не требующие высокой квалификации.

В I квартале 2012 г. в Совмин должна быть представлена новая концепция  развития пенсионной системы, включающая совместные предложения Минтруда и  соцзащиты, Минфина и Минэкономики по изменению распределения пенсионной страховой нагрузки между нанимателями и работниками. Пока министерства отмалчиваются, свои аргументы в пользу пенсионной реформы с учетом мирового опыта  приводят участники Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. М. Кунявского и Федерации профсоюзов Беларуси.

Обсуждение вопросов реформирования пенсионной системы бизнесменами, независимыми экспертами и экономистами стало  уже ежегодной традицией. Нельзя сказать, что такие встречи очень  эффективны, даже несмотря на то, что  власть давно признала актуальность этой темы. Достаточно вспомнить действующее  и поныне постановление Совмина  от 17.04.1997 № 349 «О концепции реформы  системы пенсионного обеспечения  в Республике Беларусь и плане  первоочередных мер по реализации ее основных положений», где признается, что «состояние пенсионного обеспечения в настоящее время представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем, в основе которой, с одной стороны, низкий уровень размеров пенсий, с другой — достаточно высокий тариф страховых взносов». Воз, однако, и ныне там. Представители Минфина и Минэкономики не смогли за круглым столом четко выразить свою позицию по этому вопросу. Уполномоченных Минтруда на встрече не было, но как заверил председатель правления БСПН им. Кунявского Георгий Бадей, именно в это ведомство вскоре будут направлены предложения бизнеса по реформе пенсионной системы — как ее параметров, так и структуры.

В настоящее время пенсионные реформы проводят практически везде, за исключением, пожалуй, юга Африки и некоторых стран Азии, т.е. территорий с молодым населением. Перестраивая неэффективные распределительные  пенсионные системы, созданные зачастую еще в XIX веке, большинство государств (примерно 75%) проводят параметрические  реформы, а остальные выбирают путь структурных перемен. В постсоциалистических странах, наоборот, предпочитают системные  реформы, направленные на создание многоуровневой пенсионной структуры. В чем же преимущества и недостатки обеих вариантов?

При параметрической реформе  меняются некоторые системные критерии. К примеру, дающие право на пенсию (за счет повышения пенсионного возраста или удлинения трудового стажа), структура взносов (снижается ставка для работодателей и увеличивается  для работников, повышается «потолок»  доходов, с которых уплачиваются взносы) и структура выплат (меняется пенсионная формула и т.д.). Зачастую меняется порядок индексации выплат (в соответствии с ростом не зарплаты, а цен), пересматриваются гарантированные  минимальные пенсии, вводятся актуарные  надбавки за более поздний (или вычеты за досрочный) выход на пенсию (до 6% за год).

Такие реформы имеют свои преимущества: позволяют отложить решение  проблем нарастающего дефицита пенсионных фондов, меняют характер обязательств перед пенсионной системой. В целом  они неплохо готовят почву  для структурных реформ. Однако эффективность  их ограничена определенным периодом, кроме того, такие реформы снижают  скрытую отдачу от пенсионной системы  для более молодых работников.

Эксперты сошлись во мнении, что пенсионный возраст в нашей  стране повышать не целесообразно. По крайней мере до тех пор, пока его не изменят Россия и Украина, где заданы те же параметры. Иначе, считают специалисты, отток рабочей силы получит дополнительный импульс. К тому же мера эта не популярна и может осложнить проведение иных, более важных корректировок, как, например, понижение пенсионного тарифа и изменение порядка индексации.

Кстати, возможность плавного повышения пенсионного возраста многие эксперты сочли упущенной. Это  предложение выносилось на обсуждение еще в 2004 г., когда подобные программы  стартовали в Казахстане (выход на пенсию осуществляется в 63 года для  мужчин и 58 лет для женщин), Армении (65/63), Молдавии (62/57), Азербайджане (62/57), Киргизии (63/58) и Эстонии (63/63). В настоящее время пенсионный порог повышает Германия (с 65 лет для обоих полов до 67 к 2030 г.), Франция (с 60 до 62 к 2018 г.), Великобритания (с 60 для женщин до 68 к 2050 г.), Италия (с 60 для женщин до 68 к 2050 г.), Испания (с 65 до 67 к 2050 г.) и другие европейские страны. В то же время в США закон, в соответствии с которым пенсионный порог был установлен на уровне 65 лет, в 90-х годах был признан дискриминирующим по возрасту и отменен, поэтому сейчас этот предел является допустимым, но не обязательным. Каждый американец самостоятельно определяет свои способности к труду, как, например, Джеймс Клеппер, возглавивший ЦРУ в 2010 г. в возрасте 70 лет.

Ставка обязательного  пенсионного страхования, установленная  для нанимателя в размере 28% от фонда  оплаты труда, может быть понижена на 2–3 п.п. к 2016 г., считают эксперты. Это поможет предприятиям сохранить часть ресурсов и направить их на собственное развитие и повышение конкурентоспособности экономики. Однако параллельно нужно преобразовать саму структуру пенсионной системы.

Большинство стран с переходной экономикой не остановились на параметрических  реформах и начинали формировать многоуровневые, наиболее устойчивые пенсионные структуры, добавляя к распределительной системе накопительную. Она может быть основной, как в Казахстане, где ставка отчислений в накопительный компонент составляет 10% зарплаты, или дополнительной, как в большинстве других стран нашего региона, сохранивших распределительную систему с установленными выплатами, но дополнивших ее накопительным компонентом со ставкой от 2 до 9% зарплаты. Некоторые страны, в т.ч. Польша и Латвия, вовсе отказались от распределительной системы, преобразовав ее в условно-накопительную: открыли индивидуальные лицевые счета для всех занятых в экономике, на которые поступают взносы работников и работодателей. На этот счет начисляется условный доход по определенной ставке. При выходе на пенсию суммы, накопленные на индивидуальных счетах, корректируются на аннуитет, отражающий возраст дожития данной возрастной группы и соответствующую процентную ставку.

Проведение структурных  реформ тормозит неразвитость национальных рынков капитала, отсутствие должных  инвестиционных инструментов и ответственного администрирования. Так, в России пенсионные деньги были размещены в зарубежных банках, что привело во время кризиса 2008–2009 гг. к потере около 70% ресурсов. К тому же переход к накопительной  системе обнажает скрытый долг государства  перед пенсионерами и плательщиками  взносов (сейчас в Беларуси 280% ВВП). Это деньги, которые должны быть выплачены по обязательствам действующей  пенсионной системы.

Тем не менее, считают эксперты, у нас должна быть создана трехуровневая  структура пенсионного обеспечения. Она будет объединять в комплекс действующую солидарную распределительную  систему, накопительный уровень (добровольный или обязательный) и систему профессиональных накопительных пенсий для работников различных отраслей. Возможно, тогда  разрешится основная проблема пенсионного  обеспечения — несправедливая уравниловка, при которой высокооплачиваемым работникам возмещается 18% их зарплаты, а низкооплачиваемым — до 250%.

Предпосылки для проведения пенсионной реформы уже обсуждались  на страницах «ЭГ»: нарастающее снижение численности населения, рост количества пенсионеров при уменьшении числа  занятых в экономике (эти показатели сравняются к 2040 г.), прогнозируемый уже  в 2014 г. дефицит ФСЗН и другие. К  тому же многие белорусы продолжают работать, достигнув пенсионного возраста, в основном из-за перспектив снижения уровня жизни. Очевидно одно: менять пенсионную систему все равно придется. Однако для этого приверженцами реформы  должны стать работники правительственных  кабинетов.

1 декабря заместитель  министра труда и социальной  защиты Валентина Королева заявила: «Убеждена в том, что базовые основы национальной пенсионной системы должны сохраниться. Прежде всего — способ финансирования пенсий (из текущих поступлений). Даже в периоды нестабильности он не раз подтверждал свою эффективность. Несложно оценить, во что превратились бы накопления на будущую пенсию только в течение этого года...

Вопреки распространенному  мнению, пенсионная система Беларуси — стабильный и устойчивый государственный  социальный институт. Она эффективно справляется со своей задачей  по материальной поддержке пожилых  людей исходя из имеющихся финансовых возможностей. Уровень пенсий в Беларуси соответствует международным нормам относительно доходов работников (не ниже 40% по рекомендации МОТ). Важно, что  пенсионная система финансово самодостаточна, не требует бюджетных дотаций.

Число получателей пенсий достигло 27% населения, поэтому отчисления в пенсионный фонд довольно значительны. Однако Минтруда и соцзащиты считает  нецелесообразным менять распределение  пенсионной нагрузки между работодателями и работниками. Для нанимателей  размер отчислений на пенсионное страхование (28% от фонда зарплаты) в Беларуси не самый высокий (например, в Украине  — 33,2%).

Что касается перспектив, то государство готово и далее по возможности поддерживать население  в условиях реструктуризации экономики. На основе комплексного мониторинга  будут вноситься предложения  о повышении (индексации) пенсий.

В настоящее время совместно  с министерствами экономики и  финансов прорабатываются предложения  по совершенствованию пенсионной системы, в т.ч. через развитие добровольного пенсионного страхования. А вот введение накопительного элемента в общей пенсионной системе не планируется».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемная ситуация

 

Как известно, проблема повышения  пенсионного возраста – проблема не только нашей страны. Несмотря на непопулярность этой меры, госслужащие  многих европейских стран в силу объективных причин, решаются на повышение  пенсионного возраста. Не всегда такие  решения встречаются людьми с  восторгом. Белорусские чиновники  также систематически "работают" с проблемой пенсионеров. То они  создают условия для разговоров об увеличении пенсионного возраста, то развенчивают слухи о повышении  возрастного ценза выхода граждан  на заслуженный отдых. 
 
Сотрудники социологического центра ООО "Зеркало-Инфо" решили уточнить, как к некоторым аспектам трудовой деятельности пенсионеров относятся наши соотечественники. В ходе общенационального зондажа общественного мнения, проведенного в сентябре 2010 года, горожанам и сельчанам Беларуси было предложено ответить на вопрос "Какие из причин, по которым пенсионеры продолжают работу, распространены, по вашему мнению, более прочих?" 
 
Большинство опрошенных граждан указали на две главные экономические причины продолжения трудовой деятельности белорусских пенсионеров. 
 
Во-первых, небольшой размер пенсии (69%) и, во-вторых, желание оказать материальную помощь детям, внукам (64%). Эти мотивы единогласно отметили люди всех возрастов, уровней образования и профессий. Но больше всего на них указали лица предпенсионного и пенсионного возрастов – 50–60 лет и старше 60 лет (по 40%). Им ли не знать, почему они не спешат уйти на "обеспеченный" отдых?! 
 
Значительно меньше – около трети (37%) – респондентов считают, что пожилых людей на труд толкает "желание избежать одиночества, быть на людях, в коллективе". Более половины (53%) придерживающихся этого мнения – респонденты от 25 до 50 лет. Очевидно, у молодых свои представления о лучших сторонах работы. Аналогично и две трети (66%) указавших, что пенсионеры продолжают трудовую деятельность в силу "привычки работать", – люди 18–49 лет. 
 
Каждый десятый респондент (10%) считает, что в основе трудовой деятельности пенсионеров – "интерес к работе, желание работать". Опять же интенсивнее этого мнения придерживаются не сами пенсионеры, а лица 25–49 лет. Явно не работа ради работы причина трудовой деятельности лиц преклонного возраста. 
 
К сожалению, стремление пенсионеров по мере сил улучшать свое материальное положение не всегда находит понимание как со стороны чиновников, так и со стороны их коллег по работе. Ответы на вопрос "С каким из приведенных высказываний по поводу работающих пенсионеров вы согласны в наибольшей степени?" позволили уточнить картину общественного мнения о занятости пенсионеров. Относительное большинство – более трети (35%) респондентов – отметили: "Если пожилой человек хочет продолжать работать, никто не должен ему это запрещать". Практически половина среди них – граждане в возрасте 50 лет и старше (48%). Особенно этого мнения придерживаются люди 60 лет и старше (каждый второй!). В профессиональном плане активнее это суждение разделяют инженерно-технические работники, пенсионеры и домохозяйки. Жители белорусской столицы и областных центров страны. 
 
Четверть (26%) горожан и сельчан, отвечая на вопрос, сказали: "Можно только посочувствовать тем, кого обстоятельства вынуждают работать в старости". 60% среди них – люди в возрасте 30–59 лет. Особенно этого мнения придерживаются лица с высшим образованием, рабочие и крестьяне, госслужащие и предприниматели, а также работники сферы обслуживания и торговли. 
 
18% респондентов в продолжение трудовой деятельности пенсионеров видят "и положительные, и отрицательные стороны". 
 
Каждый десятый опрошенный белорус (12%) настроен к работающим пенсионерам агрессивно: "Пенсионеры только занимают рабочие места и мешают продвижению более молодых сотрудников". Более половины граждан, мыслящих подобным образом, – это мужчины и женщины 18–39 лет (63%). Истины ради следует заметить, что мужчин среди них все-таки больше, чем представительниц прекрасного пола. Респондентов, стремящихся вытеснить пенсионеров и самим продвинуться по служебной лестнице, больше среди работников сельского хозяйства и сферы торговли, обслуживания. А также среди студентов. Более распространено это агрессивное суждение о пенсионерах среди городских жителей, начиная от поселка городского типа и до областного центра. 
 
Лишь 2% респондентов согласилось с другим, не менее жестким мнением: "Нужно, чтобы и в старости люди продолжали работать". Так и хочется уточнить: днем и ночью?! 
 
И 7% опрошенных горожан и сельчан затруднились ответить на предложенный вопрос.

Информация о работе Использование труда пенсионеров Республики Беларусь в формировании рыночных отношений