Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 04:16, доклад
виды интервьюирование, его основные аспекты, особенности
Интервью - наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. И. по сравнению с другими видами опроса имеет свою специфику. Главное отличие кроется в способе общения социолога и респондента. При проведении, например, анкетного опроса оно полностью опосредовано анкетой: анкетер пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируется самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент совершенно самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в анкете. При проведении же социологического И. следует отметить особую роль интервьюера, его инициативу. В этом случае контакт между социологом-интервьюером и опрашиваемым осуществляется именно интервьюером: он задает вопросы, организует И. и ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Этот совершенно особый статус интервьюера как мобильной, активной и направляющей беседу личности, делает сам процесс интервьюирования наиболее чутким, креативным, гибким, что позволяет получить максимум информации об изучаемом объекте исследования. Интервьюер может пояснять формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом (если это допускается инструкцией), а также уточнять точку зрения респондента, требовать от него дополнительной информации с целью наиболее адекватного, точного представления ее в опросном листе.
Совершенно очевидно, что для получения одного и того же объема информации в случае использования метода И. будет затрачено большее количество времени, нежели при использовании других видов опроса. Использование И. предполагает также наличие штата специально обученных интервьюеров, что требует определенных дополнительных финансовых и временных затрат. Само же проведение И. может занимать порой длительное время, что не всегда позитивно влияет на результат опроса (здесь сказывается усталость и интервьюера, и самого респондента) и позволяет собрать оперативно нужную информацию лишь при наличии достаточно полно сформированной и разветвленной опросной сети.
Несколько проблематичным становится обеспечение анонимности беседы (даже в случае личного, индивидуального И.), так как данный вид опроса предусматривает открытое словесное представление своей точки зрения опрашиваемым респондентом интервьюеру, что предполагает совершенно особый подход к поиску респондентов и процедуре самого интервьюирования.
Отмеченные нюансы, связанные со сложностями проведения и организации И., являются не столько непреодолимыми недостатками метода, сколько ориентируют на оптимизацию и совершенствование самой процедуры И., более серьезное отношение к его организации с целью использования всех его преимуществ в социологической практике.
Особенности И. различны в зависимости от его конкретных видов. По различным критериям можно выделить следующие виды И.:
По форме и технике опроса:
1) стандартизированное (
2) полустандартизированное (полуформализованное, полуструктурированное) И. (ИНТЕРВЬЮ ПОЛУСТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ - интервью, предполагающее использование не только закрытых вопросов, но и некоторого количества открытых вопросов. В таком интервью жестко стандартизируют только самые важные, с точки зрения целей и задач исследования, вопросы и веер вариантов ответов к ним. При этом интервьюер имеет возможность определенные вопросы формулировать произвольно, ориентируясь по ситуации, дополняя и углубляя ответы на закрытые вопросы.);
3) нестандартизированное (свободное) И. (ИНТЕРВЬЮ НЕСТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ - интервью, при котором стандартизация процесса собственно интервью сведена к минимуму. Здесь нет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов. Задана лишь тема интервью. Формулировка вопросов, их последовательность, определение длительности беседы остается на усмотрение интервьюера. Однако проведение И.Н. требует тщательной подготовки и исследователя, и интервьюера. Исследователем должен быть очерчен определенный круг вопросов, по которым необходимо собрать информацию, но без строгой их очередности и без жесткой формулировки. Интервьюеру позволено активно создавать вербальные ситуации взаимодействия. И.Н. весьма динамично и гибко. В И.Н. используются открытые вопросы. Полная фиксация ответов респондентов носит обязательный характер. Данный вид интервью чаще всего используется при опросах экспертов и на стадии разведывательного исследования.).
По целевому назначению:
1)
ретроспективное И. (имеет целью
оценочное воспроизведение
2) интроспективное И. (имеет целью изучить мнения и оценки людей по поводу текущих событий);
3) прожективное И. (имеет целью выявить возможное отношение людей к виртуально возможным событиям или поведение людей в потенциально возможных ситуациях).
По типу опрашиваемых лиц:
1) И. экспертов ( Опрос экспертный) ;
2) И. простых респондентов;
3) И. ответственных, должностных лиц.
По количеству опрашиваемых респондентов:
1) индивидуальное И.;
2) групповое И.
По процедуре:
1) однократное И.;
2)
многократное (панельное) И. (предполагает
сбор информации от одной и
той же аудитории респондентов
по единому вопроснику на
3) фокусированное И. (ИНТЕРВЬЮ ФОКУСИРОВАННОЕ (направленное) – интервью, ставящее целью изучение мнений относительно конкретно заданных ситуаций, явлений. Отличительной чертой И.Ф. является то, что респондентов предварительно знакомят с предметом беседы. Иногда возможно увязывание проведения И.Ф. с определенным событием (собранием, съездом, конференцией и др.), где опрашиваются их участники.);
4)
глубинное (клиническое,
5) ненаправленное И. (дает возможность высказаться респондентам по “наболевшим” вопросам, актуальным, злободневным проблемам дня. В данном случае инициатива в большей степени принадлежит респонденту, который сам выбирает и называет проблему, ее содержание и даже возможные пути решения. Чаще такое И. является свободным по форме проведения. Задача интервьюера – корректировка темы разговора, создание условий для полного и свободного высказывания мнения опрашиваемого).
По способу общения социолога и респондента:
1) личное И.;
2)
телефонное И. (опосредованная форма
общения с респондентом). Такой
вид И. имеет широкое
По месту проведения И.:
1) И. по месту жительства;
2)
И. по месту работы (в ситуациях,
когда проблема связана с
3) И. на улице.
По цели исследования:
1) И. разведывательное (при необходимости получить предварительную информацию о проблемном поле);
2)
И. контрольное (с целью
3)
И. основное (сбор информации по
проблеме исследования на
По способу регистрации ответов:
1) И. с записью в опросном листе (информация регистрируется по “свежим следам”, по ходу И.);
2)
И. с записью на магнитофоне
(проводится только в случае
согласия использования
3)
И. с ассистентом (в этой
ситуации интервьюер задает
Представленные виды И. свидетельствуют об инвариантности форм метода, ориентирует на возможность выбора и использования конкретного вида И. с учетом специфики исследовательских задач и целей, а также особенностей его организации, проведения и ситуации применения. Использование же самого метода И. требует тщательной разработки методических процедур и приемов его использования.
Процедура использования И. требует осуществления действий в двух направлениях:
1)
Создание опросного листа (
2)
Организация и проведение
собственно И., что предполагает
определение места, времени
опроса, с одной стороны, и
Учитывая особый статус
Проведение И. требует