Интервьюирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 04:16, доклад

Описание работы

виды интервьюирование, его основные аспекты, особенности

Работа содержит 1 файл

Интервью.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

     Интервью - наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану)  с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.  И. по сравнению с другими видами опроса имеет свою специфику. Главное отличие кроется в способе общения социолога и респондента. При проведении, например, анкетного опроса оно полностью опосредовано анкетой: анкетер пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируется самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент совершенно самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в анкете. При проведении же социологического И. следует отметить особую роль  интервьюера,  его инициативу. В этом случае контакт между социологом-интервьюером и опрашиваемым осуществляется именно интервьюером: он задает вопросы, организует И. и ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Этот совершенно особый статус  интервьюера как мобильной, активной и направляющей беседу личности, делает сам процесс  интервьюирования наиболее чутким, креативным, гибким, что позволяет получить максимум информации об изучаемом объекте  исследования. Интервьюер может пояснять формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом (если это допускается инструкцией), а также уточнять точку зрения респондента, требовать от него дополнительной информации с целью  наиболее адекватного, точного представления ее в опросном листе.

     Совершенно  очевидно, что для получения одного и того же объема информации в случае использования метода И. будет затрачено  большее количество времени, нежели при использовании других видов  опроса. Использование И. предполагает также наличие штата специально обученных интервьюеров, что требует определенных дополнительных финансовых и временных затрат. Само же проведение И. может занимать порой длительное время,  что не всегда позитивно влияет на результат опроса (здесь сказывается усталость и интервьюера, и самого респондента) и позволяет собрать оперативно нужную информацию лишь при наличии достаточно полно сформированной и разветвленной опросной сети.

     Несколько проблематичным становится обеспечение  анонимности беседы (даже в случае личного, индивидуального И.), так как данный вид опроса предусматривает открытое словесное представление своей точки зрения опрашиваемым респондентом интервьюеру, что предполагает совершенно особый подход  к поиску респондентов и процедуре самого интервьюирования.

     Отмеченные нюансы, связанные со сложностями проведения и организации И., являются не столько непреодолимыми недостатками метода, сколько ориентируют на оптимизацию и совершенствование самой процедуры И., более серьезное отношение  к его организации с целью использования всех его преимуществ в социологической практике.

     Особенности И. различны в зависимости от его  конкретных видов. По различным критериям  можно выделить следующие виды И.:

     По  форме и технике  опроса:

      1) стандартизированное (формализованное,  структурированное) И. (ИНТЕРВЬЮ СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ - формализованная процедура опроса, т.е. имеется стандартизация плана интервью, а именно: жесткая формулировка вопросов (закрытых) и веера вариантов ответов к ним, а также определенная последовательность вопросов и их задавания. Проведение И.С. жестко регламентировано, интервьюер не имеет права отклоняться от заданной последовательности вопросов, ответов к ним, менять формулировки, задавать дополнительные вопросы. Преимущество И.С. состоит в том, что строгая стандартизация процедуры позволяет контролировать условия и ход опроса, сводить влияние личности интервьюера и минимуму. Такой вид интервью целесообразно использовать для проверки уже сформулированных гипотез и при массовых опросах.);

     2) полустандартизированное (полуформализованное, полуструктурированное) И. (ИНТЕРВЬЮ ПОЛУСТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ - интервью, предполагающее использование не только закрытых вопросов, но и некоторого количества открытых вопросов. В таком интервью жестко стандартизируют только самые важные, с точки зрения целей и задач исследования, вопросы и веер вариантов ответов к ним. При этом интервьюер имеет возможность определенные вопросы формулировать произвольно, ориентируясь по ситуации, дополняя и углубляя ответы на закрытые вопросы.);

     3) нестандартизированное (свободное) И. (ИНТЕРВЬЮ НЕСТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ - интервью, при котором стандартизация процесса собственно интервью сведена к минимуму. Здесь нет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов. Задана лишь тема интервью. Формулировка вопросов, их последовательность, определение длительности беседы остается на усмотрение интервьюера. Однако проведение И.Н. требует тщательной подготовки и исследователя, и интервьюера. Исследователем должен быть очерчен определенный круг вопросов, по которым необходимо собрать информацию, но без строгой их очередности и без жесткой формулировки. Интервьюеру позволено активно создавать вербальные ситуации взаимодействия. И.Н. весьма динамично и гибко. В И.Н. используются открытые вопросы. Полная фиксация ответов респондентов носит обязательный характер. Данный вид интервью чаще всего используется при опросах экспертов и на стадии разведывательного исследования.).

     По  целевому назначению:

     1) ретроспективное И. (имеет целью  оценочное воспроизведение прошлых фактов, событий участниками или свидетелями ситуации);

     2) интроспективное И. (имеет целью  изучить мнения и оценки  людей  по поводу текущих событий);

     3) прожективное И. (имеет целью выявить  возможное отношение людей к  виртуально возможным событиям или поведение людей в потенциально возможных ситуациях).

     По  типу опрашиваемых лиц:

     1) И. экспертов ( Опрос экспертный) ;

     2) И. простых респондентов;

     3) И. ответственных, должностных  лиц. 

     По  количеству опрашиваемых респондентов:

     1) индивидуальное И.;

     2) групповое И. 

     По  процедуре:

     1) однократное И.;

     2) многократное (панельное) И. (предполагает  сбор информации от одной и  той же аудитории респондентов  по единому вопроснику на протяжении  определенного временного интервала);

     3) фокусированное И. (ИНТЕРВЬЮ ФОКУСИРОВАННОЕ (направленное) – интервью, ставящее целью изучение мнений относительно конкретно заданных ситуаций, явлений. Отличительной чертой И.Ф. является то, что респондентов предварительно знакомят с предметом беседы. Иногда возможно увязывание проведения И.Ф. с определенным событием (собранием, съездом, конференцией и др.), где опрашиваются их участники.);

     4) глубинное (клиническое, интенсивное)  И. (ИНТЕРВЬЮ ГЛУБИННОЕ- социологическое интервью, которое используется: 1) для зондажа общественного мнения по различным вопросам; 2) в разведывательных исследованиях; 3) при изучении мотивов и ориентаций опрашиваемых. В данном случае, кроме общей темы исследования, задан определенный круг вопросов, на которые необходимо получить ответ. Стратегия и тактика ведения беседы остается на усмотрение интервьюера, что требует от него высокого профессионализма.);

     5) ненаправленное И. (дает возможность  высказаться респондентам по  “наболевшим” вопросам, актуальным, злободневным проблемам  дня.  В данном случае инициатива  в большей степени принадлежит респонденту, который сам выбирает и называет проблему, ее содержание и даже возможные пути решения. Чаще такое И. является свободным по форме проведения. Задача интервьюера – корректировка темы разговора,  создание условий для полного и свободного высказывания мнения опрашиваемого).

     По  способу общения социолога и респондента:

      1) личное И.;

     2) телефонное И. (опосредованная форма   общения с респондентом). Такой  вид И. имеет широкое применение  в оперативных социологических исследованиях. Данный вид И. весьма специфичен. Он отличается краткостью, что ориентирует исследователя и интервьюера на работу в совершенно определенном режиме. Опросный лист  такого И. чаще всего формализован и имеет небольшой веер вариантов ответов к каждому вопросу. Сами вопросы должны быть конкретны, кратки, однозначны, а варианты ответов к ним – исчерпывающие (без дополнений, комментариев и уточнений). Интервьюер, проводящий телефонный опрос, должен представиться, назвать тему исследования, дать гарантию анонимности и предложить высказать свое мнение) .

     По  месту проведения И.:

     1) И. по месту жительства;

     2) И. по месту работы (в ситуациях,  когда проблема связана с изучением  производственных ситуаций);

     3) И. на улице. 

     По  цели исследования:

      1) И. разведывательное (при необходимости получить предварительную информацию о проблемном поле);

     2) И. контрольное (с целью проверки  результатов проведенного И., или  пилотаж инструментария);

     3) И. основное (сбор информации по  проблеме исследования на соответствующей выборке).

     По  способу регистрации  ответов:

      1) И. с записью в опросном  листе (информация  регистрируется  по “свежим следам”, по ходу  И.);

     2) И. с записью на магнитофоне  (проводится только в случае  согласия использования техники  со стороны респондента и предполагает дальнейшую работу по интерпретации, содержательному уплотнению записанной беседы);

     3) И. с ассистентом (в этой  ситуации интервьюер задает вопросы  и ведет беседу, а ассистент  записывает ее. Нужно помнить,  что данная форма интервьюирования не удобна тем, что ассистент может сыграть роль “третьего лица”, в присутствии которого снижается уровень анонимности беседы и уровень искренности ответов респондента).

     Представленные  виды И. свидетельствуют об инвариантности форм метода, ориентирует на возможность выбора и использования конкретного вида И. с учетом специфики исследовательских задач и целей, а также особенностей его организации, проведения и ситуации применения. Использование же самого метода И. требует тщательной разработки методических процедур и приемов его использования.

Процедура  использования И. требует осуществления  действий в двух направлениях:

     1) Создание опросного листа (бланка  И.) на базе программы социологического  исследования. Опросный лист –  социологический инструментарий,  предназначенный для сбора эмпирической информации в виде устных ответов интервьюируемых лиц. В опросном листе на основе сформулированных в программе исследования гипотез, целей и задач сформулированы вопросы, соответствующие тематике исследования. Типы и композиция вопросов, используемых в И., такая же, как в анкетном опросе ( Опрос анкетный,  Анкета) . Бланк И. содержит введение (где кратко, но исчерпывающе оговариваются цель исследования, возможности использования его результатов, кто проводит опрос, указывается значимость участия данного лица в опросе), основную часть (вопросы по теме исследования с использованием различных их разновидностей), паспортичку (содержит вопросы о статусе личности и ее демографических характеристиках). В конце опросного листа уместны вопросы, позволяющие оценить качество  проведенного И. респондентом, а также имеется информация о времени начала и окончания И., самом интервьюере и подтверждение интервьюером точного использования всех требований инструкции при проведении И.

     2) Организация  и проведение  собственно И., что предполагает  определение  места, времени  опроса, с одной стороны, и соответствующую  подготовленность, опыт интервьюера  – с другой.

       Учитывая особый статус интервьюера  как активного, деятельностного, мобильного лица, проводящего беседу по определенному плану, следует иметь в виду, что именно от качества его работы, чуткости, терпимости и профессионализма  зависит качество и надежность  получаемой информации. Поэтому особого внимания заслуживает личность  интервьюера, система  технических приемов, обеспечивающих чистоту процедуры И. и точность получения данных. Так, речь  идет о правилах процедуры И. в самом широком смысле слова.

       Проведение И. требует организационной  подготовки, что предполагает выбор места и времени интервьюирования. И. может проводиться на дому (по месту жительства) – это наиболее оптимальный вариант, т.к. сама обстановка располагает к более искреннему общению, а респондент чувствует себя более защищенным; по месту работы (что создает определенные трудности, связанные с выбором свободного времени и соответствующего места для беседы: не рекомендуется брать И. в обеденный перерыв, нельзя отнимать и рабочее время респондента, следовательно дата и время И. оговариваются с потенциальным респондентом, чтобы выбрать наиболее оптимальный для него период; место проведения И. должно быть также подготовлено заранее и обеспечивать конфиденциальность и рабочую атмосферу); на улице (это, как правило,  блиц-опросы).

Информация о работе Интервьюирование