Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:11, реферат
Духовно-нравственные ценности интеллигенции нередко оказывали то или иное влияние на развитие культуры, экономики и быта. Потребности и интересы интеллигенции в духовной сфере жизни общества часто определяли развитие идеологии и политики, права и морали, эстетики и религии. Наиболее критически мыслящая интеллигенция скептически относится к политическим программам и правовым установкам, к политикам любого ранга, в основном не стремится к материальному обогащению и накопительству.
Ведение ……………………………………………………………………………………………………………………………………...3
Интеллигенция: сущность и социальная природа ……………………………………………….5
Интеллигенция в культуре российского общества ……………………………………………...9
Основные социальные функции российской интеллигенции ………………….9
Интеллигенция как социокультурный феномен России ………………………….12
Заключение …………………………………………………………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы …………………
Смоленский государственный университет
Факультет управления
Кафедра
социологии
Реферат на тему
Интеллигенция
в социальной культуре
российского общества
Выполнила студентка группы 45с
Факультета управления
Цыганкова
Анастасия Николаевна
Смоленск
2011
Оглавление
Ведение ………………………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………………
Список
использованной литературы ……………………………………………………………………………1
Введение
Духовно-нравственные ценности интеллигенции нередко оказывали то или иное влияние на развитие культуры, экономики и быта. Потребности и интересы интеллигенции в духовной сфере жизни общества часто определяли развитие идеологии и политики, права и морали, эстетики и религии. Наиболее критически мыслящая интеллигенция скептически относится к политическим программам и правовым установкам, к политикам любого ранга, в основном не стремится к материальному обогащению и накопительству.
Роль интеллигенции в обществе проявляется в создании, поддержании и постоянном развитии духовно-нравственной атмосферы, в стремлении всего общества к духовному благополучию. Интеллигенция интегрирует культурные ценности народа, синтезирует различные системы духовности. Интеллигенция обладает своими особенностями мировоззренческой и нравственной ориентации.
Российская интеллигенция в этом смысле - самая ответственная за судьбу своего народа. Она признает моральные ценности как высшую и абсолютную ценность. Российская интеллигенция - самая жертвенная часть народа. Интеллигенты в России во все времена стремились к правде и справедливости, шли за них на каторги и в тюрьмы. Наиболее передовая часть интеллигенции открыто выступала против несправедливой политики правительств и вождей, рисковала не только своим положением, но и жизнью.
Сегодня, когда российское общество разделилось на богатых и бедных, роль интеллигенции в призыве к справедливости и улучшению жизни обездоленных людей значительно возрастает. Многие экономические, политические и правовые реформы, проводимые в нашей стране за последние двадцать лет, не принесли ощутимых результатов в повышении качества жизни народа. Значительная часть людей по-прежнему бедствует. Интеллигенция прекрасно понимает это положение, но ничем помочь бедным людям не может. Разве что только своим голосом в ее защиту.
Однако
в последнее время голос
С изменением социально-экономических отношений происходит и переоценка духовно-нравственных ценностей. Многое из того, что считалось абсолютным и незыблемым, обесценивается. В то же время нарождающиеся новые формы социального бытия вызывают к жизни и новые ценностные ориентации.
Выход из духовно-нравственного кризиса возможен на пути укрепления тех общечеловеческих моральных принципов, которые всегда исповедовала интеллигенция.
Российская
интеллигенция с многовековым духовным
богатством и нравственным потенциалом,
со своей системой трансцендентальных
духовных ценностей активно отстаивала
их в прошлом, не сгибалась и в годы тоталитарного
режима. Можно надеяться, что и современная
российская интеллигенция отстоит свое
право быть ведущей духовно-нравственной
силой нашего весьма противоречивого
и сложного общества. Устойчивость менталитета
российской интеллигенции поможет ей
не только сохранить свое самобытное духовное
дарование, но и развивать его в будущем.
Интеллигенция - сложное, многогранное и противоречивое явление российского народа и его культуры. Дискуссия о сущности этой социальной группы общества идет с момента ее возникновения.
Слово "интеллигенция", впервые обретшее современное значение именно в русском языке, своим происхождением связано с латинским существительным intelligentia - понимание, разумение, способность разъяснить идеи и предметы; ум, разум. Примечательно, что в средние века это понятие имело теологический характер. В таком смысле это понятие употребляется и Гегелем в "Философии права" - "Дух есть... интеллигенция".
В России понятие "интеллигенция" в качестве термина стало употребляться более чем 100 лет назад, в 60-е гг. XIX в. и впоследствии из русского языка перешло в языки других народов. Авторство этого термина приписывается русскому писателю П.Д. Боборыкину. "Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX в. и даже в последней трети XVIII в.".
Д.С. Мережковский, русский писатель и религиозный философ, развивая эту мысль, писал, что "сила русской интеллигенции ... не в уме, а в сердце и совести. Сердце и совесть ее почти всегда на правом пути; ум часто блуждает" [1]. Благодаря этим ярко выраженным социально-этическим чертам российская интеллигенция стала примечательным феноменом как в отечественной, так и в мировой истории. В. Даль в своем "Толковом словаре" так определял понятие "интеллигенция": "Интеллигенция, в значении собирательном, разумная, образованная, умственно развитая часть жителей". Такую точку зрения к определению интеллигенции развивал и В.И. Ленин. Он рассматривал интеллигенцию, исходя из особенностей ее деятельности. Поскольку своеобразие этой деятельности проистекало из ее "интеллектуализма", интеллигенция интерпретировалась им как совокупность людей, занимающихся умственным трудом.[2]
Неоднозначное положение интеллигенции в социальной структуре общества, противоречивые взаимоотношения и с властью, и с народом привели к тому, что некоторые ученые России в начале XX в. рассматривали интеллигенцию как новый эксплуататорский класс. Характерным в этом отношении является следующая точка зрения: "Интеллигенция, понимаемая как класс умственных работников, есть новая, растущая общественная сила, эксплуататорская по своей природе, хищническая по своим стремлениям, искусно и методически борющаяся за свое социальное возвышение и подготавливающая тем самым в грядущем свое самодержавное классовое господство. Источниками дохода интеллигенции является умственный труд, или реализация знаний, накопленных и приобретенных ранее. Это дает ей возможность привилегированного существования и дальнейшей эксплуатации"[3].
В российской обществоведческой литературе интеллигенцию долгое время называли социальной прослойкой. Сегодня это устаревшее представление. Современное понимание интеллигенции может быть сконцентрировано в следующем определении.
Интеллигенция в русском политическом развитии есть фактор совершенно особенный: историческое значение интеллигенции в России определяется ее отношением к государству в его идее и в его реальном воплощении. [2]
Благодаря своим ярко выраженным социально-этическим чертам российская интеллигенция стала примечательным феноменом как в отечественной, так и в мировой истории.
История интеллигенции показывает, что первозданный смысл понятия "интеллигенция" означает, прежде всего, общественное назначение человека, порожденного самим обществом и для развития и самопознания общества.
Как особый социальный слой интеллигенция начала формироваться в России еще в феодальную эпоху преимущественно из среды дворянства и духовенства. Для ее формирования потребовались долгие годы.
Cтране пришлось пройти длительный путь, чтобы создать свою национальную, удивительно яркую интеллигенцию, породившую выдающееся явление мировой культуры - русскую культуру, а в ней имена Пушкина, Лобачевского, Достоевского, Чайковского и многих других.
Процесс
формирования интеллигенции значительно
ускорился в 40-е гг. XIX в. Самодержавие
не могло уже предотвратить
В пореформенную эпоху, когда завершается формирование этого нового общественного слоя, разночинский элемент в его составе становится преобладающим. Это обстоятельство имело чрезвычайно важное значение в демократической направленности деятельности русской интеллигенции, ее активной социальной и гражданской позиции.
Русский
XIX в. был поставлен мировым
Интеллигенция по своему составу весьма неоднородна. Представителями интеллигенции являются люди с разным образованием, духовным миром, находящиеся на самых различных уровнях социальной иерархии. Вместе с тем история интеллигенции показывает, что всех их объединяет ряд неизменных сущностных признаков.
Российскому интеллигенту всегда была свойственна двойственность характера: свобода духа у него скорее черта индивидуальная, чем социальная. Отсюда порой его больше волновало личное, индивидуальное видение, чем социальное движение народа. У многих интеллигентов, с одной стороны, просматривается независимость идеи, а с другой, неприспособленность и неумение реализовать ее.
Информация о работе Интеллигенция в соц культуре российского общества