Интеллигенция в соц культуре российского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 17:11, реферат

Описание работы

Духовно-нравственные ценности интеллигенции нередко оказывали то или иное влияние на развитие культуры, экономики и быта. Потребности и интересы интеллигенции в духовной сфере жизни общества часто определяли развитие идеологии и политики, права и морали, эстетики и религии. Наиболее критически мыслящая интеллигенция скептически относится к политическим программам и правовым установкам, к политикам любого ранга, в основном не стремится к материальному обогащению и накопительству.

Содержание

Ведение ……………………………………………………………………………………………………………………………………...3
Интеллигенция: сущность и социальная природа ……………………………………………….5

Интеллигенция в культуре российского общества ……………………………………………...9
Основные социальные функции российской интеллигенции ………………….9
Интеллигенция как социокультурный феномен России ………………………….12
Заключение …………………………………………………………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы …………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

Смоленский  государственный университет

Факультет управления

Кафедра социологии 
 
 
 

Реферат на тему

Интеллигенция в социальной культуре российского общества 
 
 

Выполнила студентка группы 45с

Факультета  управления

Цыганкова Анастасия Николаевна 
 
 
 

Смоленск

2011

Оглавление

Ведение ……………………………………………………………………………………………………………………………………...3

  1. Интеллигенция: сущность и социальная природа ……………………………………………….5
 
  1. Интеллигенция в культуре российского общества ……………………………………………...9
    1. Основные социальные функции российской интеллигенции ………………….9
    2. Интеллигенция как социокультурный феномен России ………………………….12

Заключение …………………………………………………………………………………………………………………………….15

Список  использованной литературы ……………………………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Духовно-нравственные ценности интеллигенции нередко оказывали то или иное влияние на развитие культуры, экономики и быта. Потребности и интересы интеллигенции в духовной сфере жизни общества часто определяли развитие идеологии и политики, права и морали, эстетики и религии. Наиболее критически мыслящая интеллигенция скептически относится к политическим программам и правовым установкам, к политикам любого ранга, в основном не стремится к материальному обогащению и накопительству.

     Роль  интеллигенции в обществе проявляется  в создании, поддержании и постоянном развитии духовно-нравственной атмосферы, в стремлении всего общества к  духовному благополучию. Интеллигенция интегрирует культурные ценности народа, синтезирует различные системы духовности. Интеллигенция обладает своими особенностями мировоззренческой и нравственной ориентации.

     Российская  интеллигенция в этом смысле - самая  ответственная за судьбу своего народа. Она признает моральные ценности как высшую и абсолютную ценность. Российская интеллигенция - самая жертвенная часть народа. Интеллигенты в России во все времена стремились к правде и справедливости, шли за них на каторги и в тюрьмы. Наиболее передовая часть интеллигенции открыто выступала против несправедливой политики правительств и вождей, рисковала не только своим положением, но и жизнью.

     Сегодня, когда российское общество разделилось  на богатых и бедных, роль интеллигенции  в призыве к справедливости и улучшению жизни обездоленных людей значительно возрастает. Многие экономические, политические и правовые реформы, проводимые в нашей стране за последние двадцать лет, не принесли ощутимых результатов в повышении качества жизни народа. Значительная часть людей по-прежнему бедствует. Интеллигенция прекрасно понимает это положение, но ничем помочь бедным людям не может. Разве что только своим голосом в ее защиту.

     Однако  в последнее время голос интеллигенции  ослабел. Кризис нравственной основы интеллигенции выражается в противоречивом понимании духовных ценностей.

     С изменением социально-экономических  отношений происходит и переоценка духовно-нравственных ценностей. Многое из того, что считалось абсолютным и незыблемым, обесценивается. В  то же время нарождающиеся новые формы социального бытия вызывают к жизни и новые ценностные ориентации.

     Выход из духовно-нравственного кризиса  возможен на пути укрепления тех общечеловеческих моральных принципов, которые всегда исповедовала интеллигенция.

     Российская интеллигенция с многовековым духовным богатством и нравственным потенциалом, со своей системой трансцендентальных духовных ценностей активно отстаивала их в прошлом, не сгибалась и в годы тоталитарного режима. Можно надеяться, что и современная российская интеллигенция отстоит свое право быть ведущей духовно-нравственной силой нашего весьма противоречивого и сложного общества. Устойчивость менталитета российской интеллигенции поможет ей не только сохранить свое самобытное духовное дарование, но и развивать его в будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Интеллигенция: сущность и социальная природа

   Интеллигенция - сложное, многогранное и противоречивое явление российского народа и  его культуры. Дискуссия о сущности этой социальной группы общества идет с момента ее возникновения.

   Слово "интеллигенция", впервые обретшее современное значение именно в русском  языке, своим происхождением связано  с латинским существительным intelligentia - понимание, разумение, способность разъяснить идеи и предметы; ум, разум. Примечательно, что в средние века это понятие имело теологический характер. В таком смысле это понятие употребляется и Гегелем в "Философии права" - "Дух есть... интеллигенция". 

   В России понятие "интеллигенция" в  качестве термина стало употребляться более чем 100 лет назад, в 60-е гг. XIX в. и впоследствии из русского языка перешло в языки других народов. Авторство этого термина приписывается русскому писателю П.Д. Боборыкину. "Под интеллигенцией надо разуметь высший образованный слой общества как в настоящую минуту, так и ранее, на всем протяжении XIX в. и даже в последней трети XVIII в.".      

Д.С. Мережковский, русский писатель и религиозный  философ, развивая эту мысль, писал, что "сила русской интеллигенции ... не в уме, а в сердце и совести. Сердце и совесть ее почти всегда на правом пути; ум часто блуждает" [1]. Благодаря этим ярко выраженным социально-этическим чертам российская интеллигенция стала примечательным феноменом как в отечественной, так и в мировой истории. В. Даль в своем "Толковом словаре" так определял понятие "интеллигенция": "Интеллигенция, в значении собирательном, разумная, образованная, умственно развитая часть жителей". Такую точку зрения к определению интеллигенции развивал и В.И. Ленин. Он рассматривал интеллигенцию, исходя из особенностей ее деятельности. Поскольку своеобразие этой деятельности проистекало из ее "интеллектуализма", интеллигенция интерпретировалась им как совокупность людей, занимающихся умственным трудом.[2]

    Неоднозначное положение интеллигенции в социальной структуре общества, противоречивые взаимоотношения и с властью, и с народом привели к тому, что некоторые ученые России в начале XX в. рассматривали интеллигенцию как новый эксплуататорский класс. Характерным в этом отношении является следующая точка зрения: "Интеллигенция, понимаемая как класс умственных работников, есть новая, растущая общественная сила, эксплуататорская по своей природе, хищническая по своим стремлениям, искусно и методически борющаяся за свое социальное возвышение и подготавливающая тем самым в грядущем свое самодержавное классовое господство. Источниками дохода интеллигенции является умственный труд, или реализация знаний, накопленных и приобретенных ранее. Это дает ей возможность привилегированного существования и дальнейшей эксплуатации"[3].

   В российской обществоведческой литературе интеллигенцию долгое время называли социальной прослойкой. Сегодня это  устаревшее представление. Современное  понимание интеллигенции может  быть сконцентрировано в следующем определении.

  • Интеллигенция это:
    • крупная социально-культурная общность, социальный массив людей с активной общественной позицией, профессионально занимающихся творческим умственным трудом;
    • общественная группа, мощный дифференцированный социальный контингент людей, получивших современное научное образование, обладающих системой знаний, что позволяет им творить в мире знаний в наиболее сложных формах культуры - науке, искусстве, образовании, религии; заниматься развитием и распространением культуры.

     Интеллигенция в русском политическом развитии есть фактор совершенно особенный: историческое значение интеллигенции в России определяется ее отношением к государству  в его идее и в его реальном воплощении. [2]

  Благодаря своим ярко выраженным социально-этическим чертам российская интеллигенция стала примечательным феноменом как в отечественной, так и в мировой истории.

  История интеллигенции показывает, что первозданный смысл понятия "интеллигенция" означает, прежде всего, общественное назначение человека, порожденного самим обществом и для развития и самопознания общества.

  Как особый социальный слой интеллигенция  начала формироваться в России еще  в феодальную эпоху преимущественно  из среды дворянства и духовенства. Для ее формирования потребовались долгие годы.

  Cтране пришлось пройти длительный путь, чтобы создать свою национальную, удивительно яркую интеллигенцию, породившую выдающееся явление мировой культуры - русскую культуру, а в ней имена Пушкина, Лобачевского, Достоевского, Чайковского и многих других.     

  Процесс формирования интеллигенции значительно  ускорился в 40-е гг. XIX в. Самодержавие не могло уже предотвратить процесс  демократизации образования. Среди  учащейся молодежи все более увеличивалось  число разночинцев - выходцев из разных сословий (духовенства, купечества, мещанства, чиновничества), в основном занимающихся умственным трудом, которые пополняли слой интеллигенции.   

  В пореформенную эпоху, когда завершается  формирование этого нового общественного  слоя, разночинский элемент в его  составе становится преобладающим. Это обстоятельство имело чрезвычайно важное значение в демократической направленности деятельности русской интеллигенции, ее активной социальной и гражданской позиции.   

  Русский XIX в. был поставлен мировым общественным мнением рядом с европейским Возрождением. Лучших представителей интеллигенции в России отличали морально-этические притязания, благородные и высоконравственные черты: сострадательность и человечность, честность, обостренное нравственное видение мира, развитость ума, способность критически и самостоятельно мыслить и оценивать социальную жизнь; вера в социальное чудо, жертвенность, проникнутая человеческими муками, связанная с глубочайшей ответственностью за судьбу народа.  

  Интеллигенция по своему составу весьма неоднородна. Представителями интеллигенции являются люди с разным образованием, духовным миром, находящиеся на самых различных уровнях социальной иерархии. Вместе с тем история интеллигенции показывает, что всех их объединяет ряд неизменных сущностных признаков.

  • К ним, прежде всего, относятся:
    • ориентация на общечеловеческие качества, приверженность идее справедливости, критическое отношение к существующим социальным формам правления общества, далеким от идеалов гуманизма и демократии;
    • единство духовной природы человека-интеллигента и людей, чьи интересы и потребности он выражает;
    • верность народу, патриотизм, активное подвижничество, творческая одержимость;
    • глубоко развитое понимание своего "Я", независимость, достаточная самостоятельность, обостренная любовь к свободе, к свободе самовыражения. Личностное начало осознается интеллигентом как высшая ценность;
    • мужество, стойкость в отстаивании своих, продиктованных совестью и убеждением позиций;
    • противоречивость, социально-нравственная напряженность между различными отрядами интеллигенции;
    • своеобразное, двойственное осознание действительности, приводящее нередко к серьезным политическим колебаниям, проявлению консерватизма, некоторой импульсивности на события в жизни;
    • нередкое сочетание одухотворенности с меркантилизмом, высокой степени самосознания с эгоцентризмом[4].

  Российскому интеллигенту всегда была свойственна  двойственность характера: свобода  духа у него скорее черта индивидуальная, чем социальная. Отсюда порой его  больше волновало личное, индивидуальное видение, чем социальное движение народа. У многих интеллигентов, с одной стороны, просматривается независимость идеи, а с другой, неприспособленность и неумение реализовать ее.    

Информация о работе Интеллигенция в соц культуре российского общества