Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:53, доклад
Необходимость особого отношения к «особым» людям, к «больным», к «слабым» членам общества – проблема не новая. Разные сообщества в разные века решали ее по-разному. Почему появляются такие люди? Как к ним относиться? Можно ли им помочь и следует ли им помогать? Возможно ли сделать так, чтобы этого больше не случалось?
Интеграция детей-инвалидов
в общество
Необходимость особого отношения к «особым»
людям, к «больным», к «слабым» членам
общества – проблема не новая. Разные
сообщества в разные века решали ее по-разному.
Почему появляются такие люди? Как к ним
относиться? Можно ли им помочь и следует
ли им помогать? Возможно ли сделать так,
чтобы этого больше не случалось? За сменой
времен и декораций можно наблюдать один
и тот же очень небольшой набор подходов:
либо мы признаем «особого» человека равным
себе, на каком-то уровне столь же совершенным,
либо мы не готовы принять его как равное
себе существо.
Сущность инвалидности
заключается в тех социальных
барьерах, которые состояние здоровья
воздвигает между инвалидом и
обществом. Сразу возникает еще
один вопрос: почему возникают такие
барьеры, и кто их ставит? А поставило
эти барьеры общество, которое
хочет оградиться от людей. В первую
очередь можно говорить о физическом
ограничении, или изоляции инвалида,
- это обусловлено либо физическими,
либо сенсорными (нарушения слуха
или зрения), либо интеллектуально-
Надо ли изолировать
инвалида? Это не вопрос для семьи, которая
уже оставила ребенка-инвалида у себя и
воспитывает его дома. Остальным обычно
не приходит в голову думать об этом раньше
времени. До тех пор, пока они сами или их
близкие не окажутся у края пропасти и
вынуждены будут с учетом этого строить
свою жизнь.
Однако отметим, что шаг навстречу тому,
кто в беде, кто очень зависим от окружающих,
потому что ему не выжить без них,– это
и есть суть интеграции.
Интеграция инвалидов
в обществе - это процесс восстановления
разрушенных связей инвалидов, обеспечивающего
его включенность в основные сферы
жизнедеятельности: труд, быт, досуг.
Интеграция – это не
перемешивание и не вживление кого-то «ненормального»
во что-то «нормальное». Это шаг навстречу
друг другу всех разделенных. Интеграция
детей-инвалидов в общество – это путь
в реальную жизнь. Это обычная жизнь в
нормально организованной среде.
При этом интеграцию неправильно понимать
просто как включение ребенка с нарушениями
развития в произвольное сообщество, в
среду, которая ни материально, ни духовно
не готова его принять. Такая интеграция
детей-инвалидов в общество может быть
губительна для обеих сторон. Мы понимаем
интеграцию как сложный процесс, как тщательное
построение последовательной цепочки
адекватных коммуникативно-познавательных
сред, каждая из которых содействовала
бы расширению возможностей ребенка и
готовила бы его к переходу на следующий
уровень интеграции. Интегративность
непосредственно связана с набором путей,
с набором возможностей.
Пример
В школу привели ребенка, познавательно
близкого к «норме», а поведенчески слишком
сложного. В класс его не берут, но согласны
заниматься с ним индивидуально. Это чисто
абилитационный подход. Как может развиваться
та же ситуация в рамках адаптационного
подхода? Посмотрев ребенка, педагоги
решают, что в класс с обычными детьми
его посадить нельзя. Познавательные возможности
у него неплохие, но по поведению и личностным
особенностям он пока не может находиться
в классе вместе со всеми. Если посадить
этого ребенка в обычный класс – он «вылезает»
своими особенностями и оказывается дезадаптированным.
Но есть очень хорошая вспомогательная
школа, там с ним справятся, там он себя
найдет. Во вспомогательной школе меньше
познавательная нагрузка, педагоги больше
внимания могут уделять поведению, налаживанию
контакта с ребенком и т.п. Действительно,
там он очень хорошо адаптировался, но
в результате оказались нереализованными
его возможности. Рассмотрим интегративные
варианты последовательности действий.
Стратегии могут быть разные. С одной стороны,
можно выстроить программу, по которой
он иногда, с сопровождением, оказывается
на общих занятиях, а в остальное время
занимается индивидуально, одновременно
выстраивать психологический климат в
классе – решать комплекс интегративных
задач, чтобы в конце концов этот ребенок
оказался принятым одноклассниками.
Возможна другая последовательность действий
по интеграции этого же ребенка. Поставив
задачу в конечном счете подготовить его
к обучению в обычной школе, некоторое
время приучать ребенка к классу в хорошей
вспомогательной школе, отдельно занимаясь
с ним познавательно, чтобы он не отстал
от программы обычной школы. А когда будут
решены педагогические задачи, вовремя
ввести ребенка в класс обычной школы.
Что такое интегративное учреждение
Для обеспечения возможности полноценной
интеграции необходимо построение единого
интеграционного пространства для всех
членов сообщества. И каждое образовательное
учреждение – подпространство этого пространства.
Рассмотрим организацию, которая с самого
начала строит свою работу на основе интегративного
подхода,– Центр лечебной педагогики.
Для нас важным является то, что позволяет
грамотно подойти к интеграции: составить
группы детей, для каждого ребенка оптимальным
образом построить цепочку групп – адекватных
коммуникативно-познавательных сред, каждая
из которых содействовала бы расширению
возможностей ребенка и готовила бы его
к переходу на следующий уровень интеграции.
В то время как традиционная дефектология
сводит структуру системы к примитивному
уровню, мы движемся в сторону построения
сложных продуктивных структур.
Для специалистов Центра уже стало привычным
то, что состояние каждого ребенка, занимающегося
в Центре, постепенно улучшается. И часто
улучшается довольно значительно. Среди
основных принципов деятельности Центра
лечебной педагогики можно назвать следующие:
– отношение к ребенку как к равному. Признание
в каждом ребенке человеческого достоинства,
ничем не отличающегося от нашего человеческого
достоинства. Неманипулятивность методов;
– гибкость и вариативность структуры,
позволяющие настраиваться на оказание
эффективной помощи каждому конкретному
ребенку, строить индивидуализированные
программы работы, оптимальным образом
сочетать диагностическую, консультативную,
различные формы и виды коррекционной
работы;
– пристальное внимание к сфере отношений
в целом, не как к побочному, дополнительному,
а как к принципиальному формообразующему
фактору. От того, насколько удастся выстроить
все эти отношения – отношения между детьми,
отношения между взрослым и ребенком,
отношения между взрослыми,– в значительной
степени зависят результаты работы;
– открытый характер, т.е. ориентация на
максимально возможное взаимодействие
с родителями, близким окружением ребенка,
обществом в целом.
В рамках учреждения, ставящего перед
собой интеграционные задачи, ребенком
должен быть набран социальный потенциал,
который и определит в дальнейшем масштабы
мира, в котором человек сможет адаптироваться.
Насколько сильно мы сможем ребенка социально
«разогнать», настолько большим окажется
потом мир, в который он выйдет. Обычная
школа посильно решает ту же задачу –
вывести человека путем образования в
как можно больший мир. Этим занято любое
образовательное учреждение, в том числе
– интеграционное. В интеграционном учреждении
не может быть плохих отношений. Ни между
сотрудниками, ни между сотрудниками и
детьми. Иначе сообщество гарантированно
развалится. Опыт более чем десяти лет
работы Центра лечебной педагогики позволяет
сделать некоторые выводы.
Международные документы о правах инвалидов:
ООН:
ВОЗ:
Совет Европы:
Реабилитация (фр. rehabilitati
Абилитация (лат. abilitatio; от лат. habilis — удобный, приспособительный) — лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим морально подорваным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни.
Инвалидность — не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены[10]:
Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов.
Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными.[11]
Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.
Социальная модель
пользуется все большей популярностью
в развитых странах, а также постепенно
завоевывает позиции и в
Право
на жизнь в обществе:
образовательная
интеграция детей-инвалидов (2007)
проект осуществлен
при поддержке программы
“Диалог”
О
проекте
Проект направлен на социально-экономическое
обоснование и продвижение инклюзивного
образования в российских регионах. На
основе сравнительного анализа результативности
практических моделей инклюзии – выработка
основных принципов, форм и методов создания
стандартов услуг инклюзивного образования.
Активизация межсекторного взаимодействия
в развитии экспериментальных площадок
для распространения положительного опыта
интегрированного обучения. Совершенствование
системы образовательной интеграции детей-инвалидов
в направлении менее затратной, более
демократичной, гуманистической и эффективной
модели.
Состав
тематического объединения
– Альянса
ЦСПГИ, Региональная общественная организация
инвалидов «Перспектива» (Москва); Фонд
Институт экономики города (Москва); Саратовский
региональный общественный фонд «Кризисный
центр» (Саратов); Общество с ограниченной
ответственностью «Центр гуманитарных
технологий и исследований “Социальная
Механика”» (Самара); Общественная организация
инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница»
(Самара); Женский кризисный центр «Фатима»
(Казань); Общественная организация “Татарская
республиканская организация Всероссийского
общества инвалидов”; “Общество инвалидов
Республики Татарстан”, (Казань); Общественная
организация «Центр поддержки женских
инициатив “Теплый дом”» (Ижевск)
Инклюзивное образование (фр. inclusif-