Интеграция детей-инвалидов в общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:53, доклад

Описание работы

Необходимость особого отношения к «особым» людям, к «больным», к «слабым» членам общества – проблема не новая. Разные сообщества в разные века решали ее по-разному. Почему появляются такие люди? Как к ним относиться? Можно ли им помочь и следует ли им помогать? Возможно ли сделать так, чтобы этого больше не случалось?

Работа содержит 1 файл

интегр инвалидов2.docx

— 28.00 Кб (Скачать)

Интеграция детей-инвалидов в общество 
Необходимость особого отношения к «особым» людям, к «больным», к «слабым» членам общества – проблема не новая. Разные сообщества в разные века решали ее по-разному. Почему появляются такие люди? Как к ним относиться? Можно ли им помочь и следует ли им помогать? Возможно ли сделать так, чтобы этого больше не случалось? За сменой времен и декораций можно наблюдать один и тот же очень небольшой набор подходов: либо мы признаем «особого» человека равным себе, на каком-то уровне столь же совершенным, либо мы не готовы принять его как равное себе существо.

Сущность инвалидности заключается в тех социальных барьерах, которые состояние здоровья воздвигает между инвалидом и  обществом. Сразу возникает еще  один вопрос: почему возникают такие  барьеры, и кто их ставит? А поставило  эти барьеры общество, которое  хочет оградиться от людей. В первую очередь можно говорить о физическом ограничении, или изоляции инвалида, - это обусловлено либо физическими, либо сенсорными (нарушения слуха  или зрения), либо интеллектуально-психологическими недостатками, которые мешают ему  самостоятельно передвигаться или  ориентироваться в пространстве. Второй барьер – трудовая изоляция, - из-за патологии инвалид с ограниченными  возможностями имеет крайне узкий  доступ к рабочим местам или не имеет вовсе. Из этого вытекает следующий  барьер – мало обеспеченность следствие  социально - трудовых ограничений, поэтому  они вынуждены существовать на пособие, либо на невысокую заработную плату. Информационный барьер с одной стороны  уже преодолевается инвалидами, ведь появляется больше инноваций, интернет более доступен, но все, же в связи  с мало обеспеченностью, многим они  еще не доступны. Еще один немало важный – то эмоциональный барьер, являющийся двусторонним. Он может  складываться из непродуктивных эмоциональных  реакций окружающих по поводу инвалида – любопытства, насмешки, неловкости – и отрицательных эмоций инвалида вызванных неудавлетворённостью в личной и интимной жизни– жалость к себе, недоброжелательство по отношению к окружающим, ожидание гипер опеки. Эти эмоции затрудняют социальные контакты в процессе взаимоотношений инвалида и его социальной среды. Безусловно, все барьеры возникают из социальной среды, которая нас окружает, и возникают они из-за её психологической неподготовленности.

Надо ли изолировать инвалида? Это не вопрос для семьи, которая уже оставила ребенка-инвалида у себя и воспитывает его дома. Остальным обычно не приходит в голову думать об этом раньше времени. До тех пор, пока они сами или их близкие не окажутся у края пропасти и вынуждены будут с учетом этого строить свою жизнь. 
Однако отметим, что шаг навстречу тому, кто в беде, кто очень зависим от окружающих, потому что ему не выжить без них,– это и есть суть интеграции.

Интеграция инвалидов  в обществе - это процесс восстановления разрушенных связей инвалидов, обеспечивающего  его включенность в основные сферы 
жизнедеятельности: труд, быт, досуг.

Интеграция – это не перемешивание и не вживление кого-то «ненормального» во что-то «нормальное». Это шаг навстречу друг другу всех разделенных. Интеграция детей-инвалидов в общество – это путь в реальную жизнь. Это обычная жизнь в нормально организованной среде. 
При этом интеграцию неправильно понимать просто как включение ребенка с нарушениями развития в произвольное сообщество, в среду, которая ни материально, ни духовно не готова его принять. Такая интеграция детей-инвалидов в общество может быть губительна для обеих сторон. Мы понимаем интеграцию как сложный процесс, как тщательное построение последовательной цепочки адекватных коммуникативно-познавательных сред, каждая из которых содействовала бы расширению возможностей ребенка и готовила бы его к переходу на следующий уровень интеграции. Интегративность непосредственно связана с набором путей, с набором возможностей. 
Пример 
В школу привели ребенка, познавательно близкого к «норме», а поведенчески слишком сложного. В класс его не берут, но согласны заниматься с ним индивидуально. Это чисто абилитационный подход. Как может развиваться та же ситуация в рамках адаптационного подхода? Посмотрев ребенка, педагоги решают, что в класс с обычными детьми его посадить нельзя. Познавательные возможности у него неплохие, но по поведению и личностным особенностям он пока не может находиться в классе вместе со всеми. Если посадить этого ребенка в обычный класс – он «вылезает» своими особенностями и оказывается дезадаптированным.  
Но есть очень хорошая вспомогательная школа, там с ним справятся, там он себя найдет. Во вспомогательной школе меньше познавательная нагрузка, педагоги больше внимания могут уделять поведению, налаживанию контакта с ребенком и т.п. Действительно, там он очень хорошо адаптировался, но в результате оказались нереализованными его возможности. Рассмотрим интегративные варианты последовательности действий. 
Стратегии могут быть разные. С одной стороны, можно выстроить программу, по которой он иногда, с сопровождением, оказывается на общих занятиях, а в остальное время занимается индивидуально, одновременно выстраивать психологический климат в классе – решать комплекс интегративных задач, чтобы в конце концов этот ребенок оказался принятым одноклассниками. 
Возможна другая последовательность действий по интеграции этого же ребенка. Поставив задачу в конечном счете подготовить его к обучению в обычной школе, некоторое время приучать ребенка к классу в хорошей вспомогательной школе, отдельно занимаясь с ним познавательно, чтобы он не отстал от программы обычной школы. А когда будут решены педагогические задачи, вовремя ввести ребенка в класс обычной школы. 
Что такое интегративное учреждение 
Для обеспечения возможности полноценной интеграции необходимо построение единого интеграционного пространства для всех членов сообщества. И каждое образовательное учреждение – подпространство этого пространства. Рассмотрим организацию, которая с самого начала строит свою работу на основе интегративного подхода,– Центр лечебной педагогики. Для нас важным является то, что позволяет грамотно подойти к интеграции: составить группы детей, для каждого ребенка оптимальным образом построить цепочку групп – адекватных коммуникативно-познавательных сред, каждая из которых содействовала бы расширению возможностей ребенка и готовила бы его к переходу на следующий уровень интеграции. В то время как традиционная дефектология сводит структуру системы к примитивному уровню, мы движемся в сторону построения сложных продуктивных структур. 
Для специалистов Центра уже стало привычным то, что состояние каждого ребенка, занимающегося в Центре, постепенно улучшается. И часто улучшается довольно значительно. Среди основных принципов деятельности Центра лечебной педагогики можно назвать следующие: 
– отношение к ребенку как к равному. Признание в каждом ребенке человеческого достоинства, ничем не отличающегося от нашего человеческого достоинства. Неманипулятивность методов; 
– гибкость и вариативность структуры, позволяющие настраиваться на оказание эффективной помощи каждому конкретному ребенку, строить индивидуализированные программы работы, оптимальным образом сочетать диагностическую, консультативную, различные формы и виды коррекционной работы; 
– пристальное внимание к сфере отношений в целом, не как к побочному, дополнительному, а как к принципиальному формообразующему фактору. От того, насколько удастся выстроить все эти отношения – отношения между детьми, отношения между взрослым и ребенком, отношения между взрослыми,– в значительной степени зависят результаты работы; 
– открытый характер, т.е. ориентация на максимально возможное взаимодействие с родителями, близким окружением ребенка, обществом в целом. 
В рамках учреждения, ставящего перед собой интеграционные задачи, ребенком должен быть набран социальный потенциал, который и определит в дальнейшем масштабы мира, в котором человек сможет адаптироваться. Насколько сильно мы сможем ребенка социально «разогнать», настолько большим окажется потом мир, в который он выйдет. Обычная школа посильно решает ту же задачу – вывести человека путем образования в как можно больший мир. Этим занято любое образовательное учреждение, в том числе – интеграционное. В интеграционном учреждении не может быть плохих отношений. Ни между сотрудниками, ни между сотрудниками и детьми. Иначе сообщество гарантированно развалится. Опыт более чем десяти лет работы Центра лечебной педагогики позволяет сделать некоторые выводы.

Международные документы о правах инвалидов:

ООН:

  • Декларация о правах умственно отсталых лиц, 1971.
  • Декларация о правах инвалидов, 1975.
  • Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, 1993.
  • Конвенция о правах инвалидов, 2006.

ВОЗ:

  • Всемирный доклад об инвалидности, 2011.

Совет Европы:

  • Рекомендация по правовой защите недобровольно госпитализированных лиц с психическими расстройствами, 1983.
  • Другие рекомендации и резолюции СЕ
 

Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Абилитация (лат. abilitatio; от лат. habilis — удобный, приспособительный) — лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим морально подорваным людям (осуждённым и проч.), направленные на адаптацию их к жизни.

Инвалидность — не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены[10]:

  • медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях.

Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому  вынуждены преодолевать трудности  с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном  им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу  к экономике инвалидов.

Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в  России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части  оказывались изолированными и дискриминированными.[11]

  • Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности в том числе и людей с различными ограничениями.

Такая модель призывает  к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни  в обществе и для инвалидов  в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.

Социальная модель пользуется все большей популярностью  в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России стала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»[12] 

Право на жизнь в обществе: образовательная  интеграция детей-инвалидов (2007) 
проект осуществлен при поддержке программы “Диалог”

О проекте 
Проект направлен на социально-экономическое обоснование и продвижение инклюзивного образования в российских регионах. На основе сравнительного анализа результативности практических моделей инклюзии – выработка основных принципов, форм и методов создания стандартов услуг инклюзивного образования. Активизация межсекторного взаимодействия в развитии экспериментальных площадок для распространения положительного опыта интегрированного обучения. Совершенствование системы образовательной интеграции детей-инвалидов в направлении менее затратной, более демократичной, гуманистической и эффективной модели.

Состав  тематического объединения  – Альянса 
ЦСПГИ, Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» (Москва); Фонд Институт экономики города (Москва); Саратовский региональный общественный фонд «Кризисный центр» (Саратов); Общество с ограниченной ответственностью «Центр гуманитарных технологий и исследований “Социальная Механика”» (Самара); Общественная организация инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница» (Самара); Женский кризисный центр «Фатима» (Казань); Общественная организация “Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов”; “Общество инвалидов Республики Татарстан”, (Казань); Общественная организация «Центр поддержки женских инициатив “Теплый дом”» (Ижевск)
 

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Информация о работе Интеграция детей-инвалидов в общество