Институт семьи: прошлое и будущее

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:18, реферат

Описание работы

Как известно, семья – это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.

Работа содержит 1 файл

социология....doc

— 63.00 Кб (Скачать)

Институт  семьи: прошлое и будущее.

 

     Как известно, семья – это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.

     Семье принадлежит исключительная роль в  воспроизводстве населения, воспитании подрастающего поколения, передаче социального опыта, накопленного предшественниками. В то же время, семья – это самостоятельный мир. Она, подобно всем другим общественным явлениям, представляет собой “живую единораздельную и целостную историческую систему” (А.Ф.Лосев).

     Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Через деятельность семьи реализуется связь природного и социального, обеспечивается переход от биологического к социальному состоянию индивида. Именно здесь индивид становится личностью. Семья – способ физического и духовного бытия человека, выполняет функции посредника, связующего звена между естественными и социальными основами развития общества.

     Социологический подход к изучению семьи не сводится к пониманию семьи только как подсистемы общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и социализации новых поколений. Семья как социальный институт не есть простой исполнитель данных свыше функций. Семья – активный элемент и агент социальных изменений. Семейная жизнедеятельность вплетена в социальную реальность, арену столкновения многообразных социальных сил, участвующих в процессах социальной дифференциации и специализации.

     Социология  семьи рассматривает особую сферу  жизнедеятельности и культуры согласованно действующей группы людей – семьи. Социология семьи имеет дело с групповым, а не индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на семейном образе жизни.

     Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы.

     Семья – многостороннее отношение, которое  регулируется нормами морали и права. Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальную структуру. А.Харчев определяет семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью социальная необходимость, в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

     Первоначальную  основу семейных отношений составляет брак -форма сожительства и партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Но семья может представлять собой более сложную систему отношений, чем брак: семья может объединять не только супругов и детей, но также и других родственников. Поэтому можно заключить, что семья это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семей.

     Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду определённую пространственную локализацию семьи – жилище, дом; собственность – экономическую основу семьи; общесемейную деятельность родителей и детей; некую общекультурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства: семья придает своим членам известное своеобразие.

     В зависимости от структуры родственных  связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи.

     Типы  семьи

Согласно  Семейному кодексу РФ, вступившему  в силу 1 марта 1996 г., для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины и достижение ими брачного возраста. Брачный возраст – 18 лет, при наличии уважительных причин органы местного самоуправления могут разрешить вступление в брак в 16 лет. Брак не может быть заключен «между: лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства»1. Никакие другие ограничения, например, разница в возрасте жениха и невесты, предел брака по старости и пр. на брак в России не распространяются. Наряду с зарегистрированным браком статистически выявляются такие формы брака, как брак-сожительство (незарегистрированный брак), гостевой брак, открытый и повторный, а также полигамные варианты. Все варианты незарегистрированных браков не имеют в России юридического основания и не предполагают правовой защиты супругов

     Типологии семьи определяется следующими признаками:

      - по детности: бездетная или инфертильная  семья, однодетная, малодетная и многодетная;

     - по составу: неполная, отдельная,  простая или нуклеарная, сложная  (из нескольких поколений), большая  семья, материнская семья, семья повторного брака;

     - по структуре: с одной брачной  парой с детьми или без детей;  с одним из родителей супругов  и другими родственниками; с двумя  и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;

     - по типу главенства в семье:  эгалитарные и авторитарные семьи;

     - по семейному быту, укладу: семья  – «отдушина», семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

     - по однородности социального  состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;

     - по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая  ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;

     - по качеству отношений и атмосфере  в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

     - по географическому признаку: городская,  сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);

     - по типу потребительского поведения:  семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом поведения (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с интеллектуальным типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д., семьи с промежуточным типом потребления;

     - по особым условиям семейной  жизни: студенческая семья, «дистантная»  семья, «внебрачная семья»;

     - по социальной мобильности: реактивные  семьи, семьи средней активности и активные семьи;

     - по степени кооперации совместной  деятельности: традиционные, коллективистские, индивидуалистические;

     - по характеру проведения досуга: открытые и закрытые;

     - по состоянию психологического  здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.

       Брачно-семейные отношения формируются и развиваются как отражение многообразных и многовариантных межличностных контактов, а также системы ценностей супругов. Последние играют ключевую роль в мотивации вступления в брак. А мотивы вступления в брак в значительной мере определяют успешность будущих семейных отношений.

     Неполные семьи - это семьи, в которых только один родитель. Можно выделить следующие типы таких семей:

     - когда один родитель ушел из  семьи, а оставшийся не вступил во второй брак;

     - когда одинокий человек официально  усыновил ребенка;

     - когда одинокая женщина зрелого  возраста осознанно идет на  рождение ребенка вне брака;

     - когда ребенок появляется вследствие неплановой беременности, у девушки-подростка (в этом случае, правда, более частым является вариант вхождения ребенка в родительскую семью девушки).

       К типу нетрадиционных относятся смешанные семьи. Исследователи выделяют три вида таких семей:

     - когда женщина с детьми выходит  замуж за мужчину без детей;

     - когда мужчина с детьми женится  на женщине без детей;

     - когда оба – и мужчина, и  женщина – имеют детей от  предыдущих партнеров.

       Иной вариант смешанной семьи возникает, когда два человека вступают во второй брак после смерти у одного или у обоих первых супругов.

     Еще одна форма смешанной семьи –  это семья, берущая на воспитание ребенка. Она может включать только одного приемного ребенка и нескольких родных детей, одного родного и нескольких приемных. В нашей стране в 90-е  гг. начали активно создавать семейные детские дома, но затем это движение в силу целого ряда причин ослабело.1

       Особую группу составляют социально незащищенные семьи. В нее входят:

     - семьи с ребенком- инвалидом;

     - семьи с умственно отсталым  ребенком;

     - семья с инвалидом-взрослым;

     - многодетная семья.

     А также часто входят и уже упоминавшиеся неполные семьи.  

Основными семейными функциями являются: репродуктивная, воспитательная, экономическая, хозяйственно-бытовая, досуговая, эмоциональная поддержка, статусная, и др. Единого перечня основных функций семьи не существует. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям. В этом смысле их можно назвать традиционными.

     Становление индустриального капитализма связанное с разделение семьи и работы, вовлечением женщин в производство и эмансипацией детей от семьи было подготовлено революцией идей, где семья рассматривалась как тормоз к прогрессу общества и личности. Огосударствление семейной жизни сужает суверенитет семьи и сферу частной жизни, поскольку ограничивает первичность, интимность семейных отношений. Современное государство становится терапевтическим и превращает полную семью (и ее осколочные формы) в клиента государственных служб. В связи с неэффективностью семьи как института (невыполнение специфических функций, элиминирование автономности семьи, снижение привлекательности брака и семьи для личности) возникает задача приватизации семейной жизни. Активная семейная политика по укреплению полной семьи с несколькими детьми предполагает такое устранение кризиса семьи, при котором ограничиваются регламентированные воздействия государства на разъединение семейных поколений, на сведение семейности к супружеству и к семейным диадам типа "мать-ребенок", "взрослый - иждивенец" и др.

     2.3. Будущее семьи

       По мнению ряда исследователей, современная российская семья находится в процессе модернизации, суть которого в переносе “центра тяжести” в системе взаимодействий “социум-семья-индивид” с общества на индивида. На первый план выходит удовлетворение индивидуально-личностных потребностей отдельных представителей семейной общности в обход решения общесемейных задач и выполнения всей совокупности семейных функций.

       На протяжении всей своей истории институт семьи служил в большей степени обществу, чем индивиду. И только в наши дни семья как малая группа становится структурой, жизненно необходимой для отдельной личности. Иерархия соподчиненности внутри взаимосвязи “общество-семья-индивид” приобрела противоположный вид, и теперь это взаимосвязь “индивид-семья-общество”. В данной перемене – корень модернизации института семьи в России.

Информация о работе Институт семьи: прошлое и будущее