Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 14:26, реферат
Институты семейного воспитания образуют ядро нормативно-ценностной структуры общества. Они ограничивают или подавляют такие действия людей, которые не согласуются с соответствующими стандартами поведения.
Институт
семейного воспитания
РЕФЕРАТ
на тему:
Институт
семьи как важнейший посредник
между личностью и обществом.
Астана
– 2011г.
Деятельность
социальных институтов направлена на
удовлетворение фундаментальных, жизненно
важных социальных потребностей, к
которым относятся: коммуникации в
обществе, производство товаров и
услуг и их распределение, воспроизводство
членов общества и их социализация,
социальный контроль и порядок, безопасность
членов общества, социальная стабильность.
Обычно выделяют пять основных социальных
институтов, существующих в любом
современном обществе: семья, экономика,
политика, образование и религия.
Каждый из них специализируется на
решении принципиально важной для
выживания и нормального
Институты семейного воспитания образуют ядро нормативно-ценностной структуры общества. Они ограничивают или подавляют такие действия людей, которые не согласуются с соответствующими стандартами поведения.
Выступая
существенным элементом структуры
общества, семья осуществляет воспроизвод
Семья
образует первичную окружающую среду
в развитии индивида. Она формирует
у ребенка представление о
социальных связях и с момента
рождения включает его в них. Семья
в значительной мере приобщает ребенка
к основным общечеловеческим ценностям,
моральным и культурным стандартам
поведения. Система ценностей усваивается
ребенком, прежде всего, благодаря его
общению с родителями в первые
семь лет его жизни. В семье
дети учатся социально-одобряемому
поведению, приспособлению к окружающим,
построению взаимоотношений, проявлению
эмоций и чувств. Семья определяет
возможности и ограничения
Семья
обладает серьезными преимуществами в
социализации личности благодаря особой
психологической атмосфере
Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума.
Институт семьи — важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так и индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи.
Одновременно
семья стремится к поддержанию
своей автономии, борется за свое
существование в социуме. Для
этого она должна обладать средствами
сопротивления внешним угрозам,
например, усилению контроля над семьей
со стороны государства. Чрезмерное
вмешательство внешних сил в
семейную систему нарушает баланс отношений
семьи и общества. Институт семьи
может оказаться в подчиненном
положении по сравнению с другими
социальными институтами. Поэтому
возникает потребность в
Институциональный характер семьи проявляется и в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в связи с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч других семей.
Противоречивые
процессы в области брачно-семейных
отношений — рост числа разводов,
неполных семей и повторных браков,
снижение рождаемости и воспитательного
потенциала семьи и т. д. — вынуждают
специалистов рассуждать обинституциональном
кризисе семьи. Это проявляется в том,
что изначально сплоченное единство семьи
как социального института, объединявшего
в себе родительство, супружество, родство,
начинает распадаться на отдельные, независимые
от семьи части (например, родители могут
не быть супругами, а отец не связан с детьми
кровным родством и т. п.). Однако на протяжении
многих веков институт семьи демонстрировал
свою устойчивость и даже ригидность.
По всей видимости, точнее будет говорить
о смене типов семьи как малой группы внутри
социального института семьи, о возникновении
новых стилей семейных отношений, о существенных
изменениях в ценностно-мотивационной
регуляции брачного поведения.
Понимание семьи как малой группы находит множество своих сторонников среди исследователей, и тем более среди психологов-практиков, поскольку открывает неоценимые возможности для оказания психологической помощи семье.
При всем многообразии определений понятия «малая группа» можно выделить основное его содержание. Малая группа — это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения.
Перечислим основные признаки малой группы:
Это первичные
признаки малой группы. В ряд вторичных
признаков входят: конформность
По-прежнему остается открытым вопрос о признании за диадой права именоваться малой группой. Решение этого вопроса является принципиальным для психологии семьи. Известный американский социальный психолог Д. Майерс предлагает недвусмысленное определение: группа — это двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как «мы». А.И. Антонов настаивает на трактовке семьи как малой группы с присущими ей свойствами, не сводимыми к свойствам индивидов или пар. В этом случае диаду «мать — ребенок», возникшую после развода, следует воспринимать как осколочную форму семьи.
Семья относится к разряду первичных групп. Ей присущи интимные, лицом к лицу, отношения между людьми. Такая группа обеспечивает процесс первичной социализации и опосредует вхождение индивида в другие группы. Мнения и представления членов первичной группы имеют особое значение в формировании сознания и самосознания ребенка. Можно рассматривать процесс формирования человеческого Я как результат социального взаимодействия.
Первичная группа является неформальным объединением. Решающая роль в ее возникновении и функционировании принадлежит симпатиям и антипатиям людей, общности их интересов, взглядов на жизнь, их мироощущению. В неформальных группах многие вопросы решаются совместно. Каждая неформальная группа отличается своей особой, неповторимой культурой. Имеются специальные значения, выражения, обращения и жесты, разделяемые только внутри данного круга. Используется своя символика, понятная, как правило, только тем, кто принадлежит к этой группе. Именно так складывается своеобразный «язык семьи», освоить который бывает непросто новому члену семьи, появившемуся в ней, например, в результате повторного брака. Таким путем формируется прочное чувство «мы» — психологическая целостность группы и стремление ее членов идентифицировать себя с сознанием и психологией группы, полностью разделяя присущие ей взгляды, ценности, идеалы.
Первичная
группа предполагает высокую степень
интимности и доверительности отношений,
эмоциональной вовлеченности
Доверительный и интимный стиль отношений может стимулировать более четкое и ответственное выполнение членами группы своих обязанностей.
Отечественный социолог и философ М.С. Комаров так разъясняет значение первичной группы для каждого человека:
Первичные неформальные группы, в ряду которых семья занимает ведущее место, составляют микросреду жизнедеятельности человека и в огромной степени влияют на его поведение.
Семья может выступать для индивида в качестве референтной группы. Это понятие используется в двух случаях:
Семья
может и не быть референтной группой.
Например, для подростка теми лицами,
чьим мнением и оценкой он особенно
дорожит, служат подчас не родители, а
его кумиры — музыканты, актеры,
спортсмены и т. п. Под влиянием авторитетного
лица подросток может прибегнуть
и к противоправным действиям. Этим
можно объяснить и факты
К референтной группе относятся далеко не все люди из ближайшего окружения даже в первичных группах, а лишь узкий круг «значимых других». Для эмоционального благополучия субъекта и предупреждения отклонений в его поведении важно, чтобы члены семьи входили в число тех, чьим убеждениям и взглядам он особенно доверяет и чья безупречная репутация может служить для него примером.
4 ФУНКЦИИ. СЕМЬИ
Содержание жизнедеятельности семьи может быть понято через описание основных функций, на реализацию которых семья ориентирована. В ряде функций, присущих семье на определенном этапе ее исторического развития, обнаруживает себя ее специфическое целевое назначение как малой группы и социального института. Выполнение этих функций обеспечивается ролевым сотрудничеством всех членов семьи, и прежде всего супругов.
Активность
семейной системы, приводящая к достижению
соответствующего полезного результата,
является многоаспектной и разнонаправленной.
Брак нельзя свести к сексу. Он предопределяет
весь образ жизни: труд, житейские
радости, печали. Совместимость или
несовместимость партнеров
Информация о работе Институт семьи как важнейший посредник между личностью и обществом