Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 16:22, контрольная работа
В последние несколько столетий прогресс в развитии общественного производства и цивилизации принято связывать с достижениями науки и образования. Образованием выполняется не только один из важных факторов социализации и социокультурной интеграции человечества, оно так же выступает в роли эффективного средства развития социального капитала личности, повышения уровня ее социально-экономической мобильности.
1. Образование и общество. Функции института образования………………3
2. Проблемы образования в современной России……………………………..7
3. Практические задания………………………………………………………...11
Список литературы ……………………………………………………...............16
Наша образовательная система пока всё еще ориентирована на знания, умения и навыки в качестве конечной цели, в качестве результата. Уровень знаний служит основным критерием при выпуске из школы, при поступлении в вуз и другие учебные заведения.
Представляется целесообразным отметить, что изменилось не столько само содержание целей (ориентиров) образования, сколько их иерархия, соподчиненность. Это очень четко отражено в ст. 14 Закона «Об образовании». Ведущей выдвинута задача самоопределения и самореализации личности и уже далее - задача развития гражданского общества, укрепления и совершенствования правового государства.
Формирование личности, которая представляется способной к реализации своих возможностей, здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной, адаптирующейся, способной вырабатывать и изменять собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни и быть счастливой - такова подлинная цель и критерии успешности современного образования, отвечающие его гуманно-личностной направленности и современным социальным ориентирам. В данном аспекте стратегические цели образования будет целесообразнее определить в качестве социально-личностных, ориентированных на гармоническое сочетание социальных (общественных, государственных, общечеловеческих) ценностей с одной стороны, и ценностей личностно-индивидуальных - с другой. Что же касается непосредственно педагогического процесса, целей, содержания и способов общения педагога и учащихся, детей в коллективе, то тут приоритет отдается личностной ориентации, развивающему обучению, в котором особую роль играют психологические знания и подходы.
Имеет место факт изменения содержания образования, его культурологической базы, причем это изменение происходит по нескольким направлениям[3]:
- значительное увеличение культуроемкости образования, базой которого становится вся мировая и отечественная культура, а не идеологически профильтрованная, «одобренная» ее часть, иными словами, содержанием образования становится не только полученное знание, но и сферы достижений человечества, далеко выходящие за рамки науки: искусство, традиции, опыт творческой деятельности, религия, достижения здравого смысла; повышение роли гуманитарного знания как основы развития, 1К содержательного «ядра» личности;
- движение от обязательного, одинакового для всех содержания к вариативному и дифференцированному, а в предельном случае — индивидуализированному; от единого государственного, официально утверждаемого содержания к оригинальным авторским программам, курсам и учебникам (с обязательным сохранением единого образовательного ядра, определяемого обязательным минимумом и государственными стандартами).
Постепенно осознается необходимость перехода от массового обучения к дифференцированному - не в смысле отказа от коллективных форм работы, а в смысле индивидуализации и уровневой дифференциации программ и методик, учета потребностей и возможностей каждого обучаемого. Осознается также необходимость перехода от запаздывающего образования к опережающему, хотя эту проблему решить в рамках отдельной школы невозможно. Она связана с возрастающей многофункциональностью образования в целом как социальной сферы и каждой его ячейки - образовательного учреждения. Наряду с ведущими традиционными функциями - образовательной, воспитывающей и развивающей - образованию и его институтам приходится все более полно брать на себя функции культуропреемственности и культуротворчества, социальной защиты педагогов и воспитанников, выполнять роль социального стабилизатора и катализатора социально-экономического развития. Наконец, все большую роль играет в последние годы поисково-исследовательская функция.
Начинается постепенный переход образования и воспитания на диагностическую основу, чему способствует становление психологической службы в образовательных учреждениях. Утверждается новое понимание стандарта в образовании не как обязательной унификации требований, а как единого базиса, обязательного минимума знаний, уровня минимальных требований и ограничителя учебной нагрузки.
Пробивает дорогу тенденция повышения роли регионального и местного (муниципального, общинного) факторов в образовании. Как показывает опыт многих цивилизованных стран, да и отечественные традиции, община - объединение людей по месту жительства (по принципу соседства) - является самым заинтересованным и заботливым хозяином дошкольного учреждения, школы, социального центра микрорайона. Конечно, всегда необходим баланс общечеловеческих, общероссийских (федеральных), региональных и местных ценностей и установок и интересов региона при условии приоритета ценностей федеральных и общечеловеческих.
Практические задания
1. Проанализируйте значение образования для социализации личности
Социализацией называется двусторонний процесс, который включает в себя:
усвоение индивидом социального опыта при помощи вхождения в социальную среду, систему социальных связей;
процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
Андреенковой[4] и Глинским[5] выделены три стадии социализации личности: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.
К дотрудовой представляется целесообразным отнести стадию обучения, которой включается в себя весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, естественно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопросу отводится двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема является весьма важной как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество - одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне актуальны.
2. Перечислите факторы, которые влияют на качество высшего образования.
- создание нормативной базы;
- разработка оценочных средств измерителей качества;
- построение технологий комплексного мониторинга качества образования.
Качество образования, подготовки и повышения квалификации - это не только результат на выходе, но и качество образовательного процесса, качество и цена средств достижения целей, качество условий, отображенные на рисунке 1[6].
Качественным представляется возможным считать образование, если определенные достижения имеются не только у студентов и учащихся, но и преподавателями как участниками образовательного процесса, что следует из рисунков 1-2. Концепция качества обсуждается внутри групп и на семинаре по качеству образования в образовательном учреждении. Качество на выходе - это гораздо шире, чем просто профессиональная подготовка учащихся и студентов, это обязательно и физическое и духовно-психическое здоровье, общая культура, интеллект, ценностные ориентации и многое другое, что видно на рисунке 2.
Качество оценивается по степени достижений целей, поставленных самим университетом, факультетом, кафедрой (при условии оценки качества самих целей)[7].
После перехода от единообразного советского образования к современному многоукладному и вариативному образованию сложно сказать, можно ли одним и тем же термином «образование» называть, например, то, что получили выпускники стандартных общеобразовательных школ (впрочем, существенно отличающиеся друг от друга) и выпускник негосударственной школы Москвы, где в угоду потребительскому спросу школа прикладывает очень нестандартные усилия[8].
3. Рассмотрите причины образовательного бума в современной России.
Бум высшего образования является конструктивным и при этом очень индивидуалистическим ответом населения на экономические реформы. Насколько эффективна и рациональна эта приспособительная реакция является уже другим вопросом.
Но представляется необходимым иметь в виду: если речь заходит о стратегии, о благе следующих поколений, то выбор у населения невелик. Абсолютное большинство предпочло инвестировать в человеческий капитал, потому что другие возможности инвестирования до сих пор крайне ограничены, а культурная традиция, национальные "истории успеха" довольно прочно связывают шансы на достижение экономического благополучия с получением образования.
Вывод представляется совершенно очевидным: стремление к успеху является одним из основных факторов, которые оказывают влияние на решение продолжать образование.
Высшее образование стало существенным фактором получения не только прилично оплачиваемой, но и вообще какой-либо работы.
Среди мотивов получения высшего образования, выявленных социологами, есть и культурная наследственность (наличие высшего образования у родителей, и уровень [9] благосостояния семьи. Разница в зарплате, предлагаемой руководителям в объявлениях, где эксплицитно сформулировано такое требование и где его нет, составляет свыше 500 долл.
Список литературы
1. Бороноев, А. О. О понятиях общество и социальное / А. О. Бороноев, П. И. Смирнов // Социс. 2003. № 8
2. Радугин, А. А. Социология / А. А. Радугин, К.А.Радугин. М., 2004
3. Козлова, О. Н. Общество как социальная система в статике и динамике / Козлова О.Н. // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 3
4. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970
5. Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. Л., 1971.
6. Скок Г.Б.. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность:Учеб. пособие для преподавателей/ Отв.ред.А.Ю.Кудрявцев. – М.Педагогическое общество России, 2007. – 102
7. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе. – С-Пб – М., Издательство Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2000, - 240
8. Плаксий С. И. Блеск и нищета российского высшего образования. М., 2004.
9. Проблемы доступности высшего образования. Препринт WP3/2003/01/ Независимый институт социальной политики. М., 2003
15
[1] Бороноев, А. О. О понятиях общество и социальное / А. О. Бороноев, П. И. Смирнов // Социс. 2003. № 8
[2] Радугин, А. А. Социология / А. А. Радугин, К.А.Радугин. М., 2004
[3] Козлова, О. Н. Общество как социальная система в статике и динамике / Козлова О.Н. // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 3
[4] Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970
[5] Гилинский Я. И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. Л., 1971.
[6] Скок Г.Б.. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность:Учеб. пособие для преподавателей/ Отв.ред.А.Ю.Кудрявцев. – М.Педагогическое общество России, 2007. – 102
[7] Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе. – С-Пб – М., Издательство Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2000, - 240
[8] Плаксий С. И. Блеск и нищета российского высшего образования. М., 2004.
[9] Проблемы доступности высшего образования. Препринт WP3/2003/01/ Независимый институт социальной политики. М., 2003