Институционализм и его разновидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:17, реферат

Описание работы

Институционализм — направление социально-экономических исследований, в частности рассматривающих политическую организацию общества, как комплекс различных объединений граждан — институций (семья, партия, профсоюз и т.д.)

Институциональный подход

Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений.

Работа содержит 1 файл

институционализм и его разновидности.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

Дж.Робинсон (1903-1983), английский экономист, представительница кембриджской школы в политической экономии,исследовал  проблемы: сдвиги в механизме рыночной конкуренции, проблемы монополизации рынка, механизм монополистического ценообразования. Решающим условием монопольного обладания продуктом Робинсон также считала дифференциацию продукта, то есть такие изменения, которые не могут быть полностью компенсированы товарами-субститутами. 

 Однако дифференциация  продукта не является, по Робинсон, единственным условием монополии. 

 Для Робинсон  монополия представляет собой  явление не только рынка, но  и концентрированного производства. Концентрацию же производства  она связывала с экономией  фирмы на масштабах, поскольку  доля постоянных издержек, приходящихся  на единицу продукции с ростом объемов производства снижается.  

Сравнивая поведение  компаний в условиях совершенной  и несовершенной конкуренции Дж.Робинсон показала, что крупные компании имеют возможность поддерживать более высокую цену, чем могли бы иметь в условиях совершенной конкуренции.  

Дж. Робинсон показала, что монополист обретает возможность  разбить рынок своего товара на отдельные  сегменты и для каждого из них  назначить особую цену, так, чтобы  общая прибыль оказалась максимальной.  

Следовательно, в целях максимизации прибыли целесообразно действовать: при выпуске нового "дифференцированного" товара сначала назначить очень высокую цену, обслужив наиболее состоятельную часть покупателей (рынок с низкой эластичностью спроса по цене, так называемый "сильный рынок"), затем понизить цену, привлекая менее состоятельных покупателей и действовать так до тех пор, пока не будут охвачены рынки с высокой эластичностью спроса по цене ("слабые рынки"). 

 

Негативное отношение  к монополизации проявляется  и в учении Дж.Робинсон о монопсонии. Последствия монопсонии Дж.Робинсон анализирует на примере рынка труда, когда крупная фирма (монопсонист) приобретает услуги труда неорганизованных работников. В этом случае компания-монопсонист навязывает рабочим условия сделки, при которых реальная заработная плата может оказаться ниже предельного продукта труда рабочего.  

По мнению Дж.Робинсон, это бы означало эксплуатацию труда. Факторами, противодействующими эксплуатации, Робинсон считала законодательство о минимальной заработной плате и политику профсоюзов. 

Рынок может  разделяться на сегменты пространственно  — например, на внутреннем рынке  могут устанавливаться высокие  цены, а на внешнем — низкие. Рынок  может разделяться продавцом  и по уровню дохода потребителей. Для  описания такого рода дискриминации Дж. Робинсон использует понятия «сильный рынок» и «слабый рынок». «Сильный рынок» — это рынок, на котором покупателями являются состоятельные члены общества, способные платить высокую цену. «Слабый рынок» — это рынок покупателей с низким уровнем доходов. Учитывая это, производитель имеет возможность сначала продавать свой товар по высокой цене, пока не насытится спрос на «сильном рынке», а затем снижать цену, предлагая свой товар на все более «слабых» рынках. 

 
В результате своих исследований Дж. Робинсон приходит к выводу, что возможность ценового маневрирования подрывает основные постулаты классической теории: независимость процесса ценообразования, отождествления равновесия спроса и предложения с оптимальным использованием ресурсов и оптимизацией общественного благосостояния. В этом ее принципиальное отличие от Чемберлина, который считал, что именно механизм монополистической конкуренции наилучшим образом обслуживает интересы экономического благосостояния
. 

Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж. (Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы.)

Монопо́лия — положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги 

Совершеннаясвободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий. 

монополистическая конкуренцияолигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции.

Информация о работе Институционализм и его разновидности