Информационное общество и средства массовой информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:45, реферат

Описание работы

В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов, поэтому сильное воздействие оказывают именно СМИ.

Работа содержит 1 файл

реф 1.docx

— 19.18 Кб (Скачать)

В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают  средства массовой информации (СМИ). Роль СМИ связана с их влиянием на различные  этапы и стороны информационного  процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько  разнообразен и противоречив, что  самостоятельно разобраться в нем  не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов, поэтому  сильное воздействие оказывают  именно СМИ.

СМИ сегодня – это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень  же влияние на молодежь – аудиторию  с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся  мировоззрением – наиболее велика.

Аспекты влияния СМИ многочисленны, представим лишь наиболее распространенные мнения, выделив как положительные, так и отрицательные факторы  влияния СМИ на личность представителя  молодежи. У СМИ огромное количество функций, а, следовательно, и аспектов влияния. К примеру, существуют «прямые», непосредственные аспекты, которые  связаны с основной функцией СМИ  – передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция  и др. Мы же отметим влияние, которое  устремлено глубже и может быть не заметно на первый взгляд.

В практике СМИ сегодня  широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего  мира формируется с помощью различных  методов, которые внедряются в поток  новостей, автоматически вызывая  в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

Положительное влияние СМИ

Окружающая нас реальность постоянно и кропотливо систематизируется  мозгом: новые знания и навыки, новая  информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные  ранее структуры, либо образуют новые. Нам постоянно приходиться собирать и обрабатывать поступающую информацию. Сначала это деление примитивно – на приятное и неприятное, но по мере «роста» информация принимает  самые различные значения. Зачастую человек, получивший ту или информацию в большом масштабе по какому-либо конкретному объекту, не способен сам  определить значение этой информации. Тогда на помощь и приходят СМИ. СМИ  освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнения и поведение людей как в обществе, так и индивидуально.

К техническому инструментарию СМИ относятся пресса, телевидение, радио, а в последнее время  Интернет и реклама. В последние  десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения  вследствие распространения спутниковой  связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров). Но наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: телевидение, интернет и реклама (это связано с «эффектом присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией, воспринимающей информацию). СМИ через воздействие на общество в целом влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия (в данном контексте мы говорим о положительном влиянии СМИ, хотя это влияние может быть и противоположным).

Таким образом, благодаря  СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или  явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Общественное мнение выступает в контрольной, консультативной функции.

Всё большую популярность среди представителей молодежи набирает Интернет, т.к. несет в себе оттенки  трех функций - связи (как источник коммуникаций), СМИ (как источник информации) и производства (как основы для бизнеса).

Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью  отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет - порожденная этими технологиями система поиска и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем  будущем приобретет абсолютный набор  степеней свободы. Это явление открывает  для молодого человека, стремящегося к саморазвитию, огромные возможности  для творчества, обучения, моделирования  и многих других областей, а виртуальные  технологии, созданные и применяемые  на основе понимания явления виртуальной  реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так  и государственной системе в  целом.

Отрицательное влияние СМИ.

Задача СМИ в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической  природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед  подобными внушениями.

Одним из отрицательных воздействий  является – пропаганда. Пропаганда за многие годы отработала большое  количество приемов для манипулирования  общественным сознанием, которые действительно  эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Одним  из отрицательных воздействий на сознание молодежи является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ "подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в  подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного  решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже  будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно "грубым” и нечасто используется в современных СМИ, в отличие  от влияния, связанного с ассоциациями.

Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и специальную  компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет  влиять на восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание  России, они - оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное  человечество, простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Это в последствие ведет к формированию стереотипов. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому СМИ стандартизируют сообщение, т.е. особым образом "подводят” информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы формируются  под воздействием двух факторов: бессознательной  коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип "философия надежды”, ориентация на идеальные образцы, у молодежи зачастую благодаря подаче СМИ складывается мнение о невозможности влияния на свое будущее, незаинтересованности властей в будущих кадрах и др. Таким образом, большинство исследователей показывают тесную связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки "героев”, созданных прессой, радио или телевидением. СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

Велико значение влияния  СМИ не только на социальную позицию  современной молодежи, но и на ее психическое состояние. Молодые  люди отдают много сил учебе, работе поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом  состоянии человек усаживается  перед телевизором, компьютер или  за газету или журнал. Зафиксировано, что наибольшую долю преступлений составляют те, которые были совершены в домашних условиях. Различные ссоры, стрессы, неудовлетворенность жизнью, приводят к подавленности, истерии. Возбужденный человек, оказываясь в домашних условиях, выплескивает свою злобу на ближних, в то время как под воздействием телевизора, радио и др.факторов, резко приходит в торможение, т.е. в состояние повышенной внушаемости.

http://smi-vgpu.ucoz.ru/publ/vlijanie_smi/1-1-0-3


Информация о работе Информационное общество и средства массовой информации