Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:28, реферат
На протяжении последней четверти века, начиная с 80-х годов ХХ столетия, в системе современного гуманитарного знания широко применяется термин «информационное» (или «постиндустриальное») общество. Информация трактуется в качестве ключевого фактора развития и функционирования экономики, политики, социальной сферы, идеологической деятельности.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА: СУЩНОСТЬ И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Бабосова Е.С.
студентки 4 курса
отделения социологии
дневной формы обучения
2005
На протяжении последней четверти века, начиная с 80-х годов ХХ столетия, в системе современного гуманитарного знания широко применяется термин «информационное» (или «постиндустриальное») общество. Информация трактуется в качестве ключевого фактора развития и функционирования экономики, политики, социальной сферы, идеологической деятельности. Информационное общество предстает как социально-экономический, политический и духовный водоворот, для которого характерна утрата согласия, неспособность прийти к единой системе ценностей, в результате чего обостряется конфликтогенность социального развития. Самым же острым и разрушительным способом разрешения конфликтов на протяжении почти всей истории развития человечества является война. Однако в отличие от прежних эпох в информационную эпоху наряду с войной как организованной вооруженной борьбой между государствами, нациями, социальными сообществами возникает новая разновидность войны – война информационная.
Следует различать войну информационной эры и информационную войну. Война информационной эры – это социально-политическое явление, воплощающееся в организованной вооруженной борьбе между государствами, нациями, социальными группами, осуществляемое армиями с применением различных видов оружия, в том числе и электронно-компьютерных технических средств, так называемого оружия шестого поколения. Вооруженное вторжение США и их союзников по блоку НАТО в Ирак в 2003 году показало, что в такой войне информационная технология используется как одно из многих средств для успешного проведения боевых операций. Напротив, информационная война предусматривает использование информации в качестве отдельного объекта или самостоятельного потенциального оружия, а также как выгодное средство для достижения не столько военных, сколько и экономических, политических, идеологических целей. Она может предшествовать вооруженным конфликтам, сопутствовать им или осуществляться в условиях, не сопровождаемых вооруженными боевыми действиями.
В процессе осмысления и интерпретации
информационных войн нужно учитывать
главные тенденции
- быстрое формирование глобального всепланетарного общества на основе развертывания информационной и телекоммуникационной революции;
- кризис духовной сферы жизнедеятельности человечества (рост наркомании, преступности, терроризма, асоциального поведения и т.д.);
- создание в мире единого глобального информационного пространства всей планеты, в котором развернулось геостратегическое информационное противоборство между ведущими странами мира за достижение превосходства в нем.
Впервые термин “информационная война” (Information war) начал употребляться в американских военных кругах в 1991 г. Первым официальным документом по этой проблеме была, видимо, директива министра обороны США от 21 декабря 1992 г. под названием “Информационная война”. В ней, в частности, указывалось на “необходимость всестороннего учета информационных ресурсов в системах управления ВС в условиях противодействия противника”. В 1993 г. в директиве Комитета начальников штабов № 30 уже были изложены основные принципы ведения информационной войны. И, наконец, в уставе Армии США было дано следующее определение информационной войне: «Действия, предпринятые для достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии и осуществляемые путем влияния на информацию и информационные системы противника при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем» [3; 3]. В настоящее время в США осуществляется обширный комплекс мероприятий по подготовке к информационной войне. Эта подготовка ведется по трем направлениям: в вооруженных силах, в спецслужбах и в общенациональном масштабе.
Исходя из вышесказанного, можно дать более широкое определение рассматриваемому социальному феномену. Информационная война – это любое действие по использованию, разрушению, искажению враждебной информационной системы и осуществляемых ею функций; защита своей информации от подобных акций; использование собственных информационных ресурсов для идеолого-политического давления на соперника достижения собственных стратегических целей.
Каковы составные части
В таких информационных
войнах нередко применяются не только
различные способы
В современных информационных атаках, базирующихся на манипулировании сознанием, чувствами, поведением людей, чаще и масштабнее всего используются средства массовой информации. Манипулятивный эффект их влияния усиливается многократно вследствие того, что рассчитанные на массу потребителей информации, они, особенно телевидение и Интернет, создают иллюзию чисто индивидуального выбора тех или иных сюжетов, тем, концепций, ценностных ориентаций, транслируемых электронными масс-медиа. Доступность поступающей через эти каналы информации, упакованной в яркие обложки, приводит к тому, что любое сообщение – будь это изображение цунами, взрыва в Багдаде или карнавала в Рио-де-Жанейро – воспринимаются, во-первых, несколько отстраненно, а, во-вторых, вследствие быстрой сменяемости картинок и их смыслов потребитель информации не в состоянии зафиксировать свое внимание на чем-либо определенном и осмыслить конкретное явление. Все функционирует в рамках шоу, которое нацелено на эмоции, а не на их осознание. В результате создается широкое информационное пространство для манипуляции, при которой акцент делается на незнание широкой публикой особенностей и закономерностей развития психических процессов, на некритическое восприятие. Понятно, что уровень критичности восприятия информации в таких условиях оказывается гораздо ниже обычного, а уровень доверия и даже своеобразной интимности в общении – выше. А это позволяет навязывать потребителю вполне определенные идеологические предпочтения и стереотипы.
Как показал опыт подготовки и проведения «революции роз» в Грузии, а затем «оранжевой революции» в Украине, информационная война широко и активно используется в период проведения предвыборной агитации. Ее поборники и активные распространители рассматривают избирательную компанию как битву идей и имиджей, как схватку один на один, которая должна выявить победителя. В качестве основных инструментов борьбы здесь используются реклама, дезинформация, очернительство соперника («черный пиар»). Эффективным является все то, что позволяет обогнать соперника по известности или рейтингу. Основой стратегии в такой версии информационной войны становится строительство хорошо организованной обороны для своего кандидата (сделать его имидж, его идеологическую позицию, его политическую программу неуязвимыми для критики), поиск слабых мест в обороне соперника (причастность к коррупционным сделкам, судимость и т.п.) в целях его компрометации и, наконец, – самое главное – информационное нападение на противника (опубликование компромата, критика его ценностных ориентаций и предпочтений, его идеологических и политических позиций и программ). Главное внимание уделяется содержанию информационных атак, их яркой и красочной упаковке – розовая или оранжевая цветовая гамма, привлекающая внимание людей, массовые митинги, демонстрации, плакаты, песенно-музыкальные шоу, световая и цветовая подсветка и т.п.
В процессе организации
такого рода информационных атак применяется
несколько взаимосвязанных
В идеологической войне
всеми средствами СМИ, кинематографа,
Интернета проповедуется насиль
Какие же идеологические штампы используются в этой идеологической доктрине?
В США, по мнению профессора Г. Шиллера, для утверждения господства правящей элиты используется пять основных мифов (эти мифы и являются комментариями-манипуляциями, только дезинформационными):
Все это используется, чтобы скоординировать
информационно-психологические
Придавая важное значение информационной войне как важному условию победы над любым противником, США тратят на ее проведение около 50 млрд. долларов в год, а суммарные ежегодные затраты ведущих стран мира на разработки в области информационного оружия превышают 120 млрд. долларов [1; 12–13].
Возникает вполне правомерный вопрос: существует ли потенциальная угроза превращения Беларуси в объект информационно-идеологических атак? Учитывая новую геополитическую ситуацию в Восточной Европе, сложившуюся после торжества «розовой революции» в Грузии и «оранжевой революции» в Украине, такая возможность вполне реальна. Если проанализировать последовательность информационного давления на прежде существовавшие политические режимы в Югославии, Грузии, Украине, вполне вероятно разворачивание этой цепи идеологического давления в Молдове, странах Центральной Азии – бывших республиках СССР, а также и в Беларуси. Нельзя оставлять без внимания тот факт, что Конгресс США выделяет 50 млн. долларов на развитие демократических институтов в Беларуси. Недавние события в Украине показали, чем такой экспорт демократии заканчивается. Характерно, что во время массовых демонстраций на Крещатике и на Майдане в Киеве представители Беларуси, прежде всего оппозиционных молодежных организаций «Малады фронт» и «Зубр», шествовали под флагами БНФ. Не следует забывать, что на сопредельной с Беларусью польской территории установлены и функционируют пункты контроля за информационным пространством вплоть до Москвы.
Информация о работе Информационная война: сущность и способы противодействия