Информационная война: сущность и способы противодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:28, реферат

Описание работы

На протяжении последней четверти века, начиная с 80-х годов ХХ столетия, в системе современного гуманитарного знания широко применяется термин «информационное» (или «постиндустриальное») общество. Информация трактуется в качестве ключевого фактора развития и функционирования экономики, политики, социальной сферы, идеологической деятельности.

Работа содержит 1 файл

ВОВ.doc

— 70.50 Кб (Скачать)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ    УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ  ФИЛОСОФИИ  И  СОЦИАЛЬНЫХ  НАУК
КАФЕДРА   СОЦИОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ  ВОЙНА: СУЩНОСТЬ И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бабосова Е.С.

студентки 4 курса

отделения социологии

дневной формы  обучения

 

 

 

МИНСК

2005

На протяжении последней  четверти века, начиная с 80-х годов  ХХ столетия, в системе современного гуманитарного знания широко применяется термин «информационное» (или «постиндустриальное») общество. Информация трактуется в качестве ключевого фактора развития и функционирования экономики, политики, социальной сферы, идеологической деятельности. Информационное общество предстает как социально-экономический, политический и духовный водоворот, для которого характерна утрата согласия, неспособность прийти к единой системе ценностей, в результате чего обостряется конфликтогенность социального развития. Самым же острым и разрушительным способом разрешения конфликтов на протяжении почти всей истории развития человечества является война. Однако в отличие от прежних эпох в информационную эпоху наряду с войной как организованной вооруженной борьбой между государствами, нациями, социальными сообществами возникает новая разновидность войны – война информационная.

Следует различать войну  информационной эры и информационную войну. Война информационной эры  – это социально-политическое явление, воплощающееся в организованной вооруженной борьбе между государствами, нациями, социальными группами, осуществляемое армиями с применением различных видов оружия, в том числе и электронно-компьютерных технических средств, так называемого оружия шестого поколения. Вооруженное вторжение США и их союзников по блоку НАТО в Ирак в 2003 году показало, что в такой войне информационная технология используется как одно из многих средств для успешного проведения боевых операций. Напротив, информационная война предусматривает использование информации в качестве отдельного объекта или самостоятельного потенциального оружия, а также как выгодное средство для достижения не столько военных, сколько и экономических, политических, идеологических целей. Она может предшествовать вооруженным конфликтам, сопутствовать им или осуществляться в условиях, не сопровождаемых вооруженными боевыми действиями.

В процессе осмысления и интерпретации  информационных войн нужно учитывать  главные тенденции геополитического развития, неразрывно связанные с  глобализацией и информатизацией мира ХХI века. Они таковы:

- быстрое формирование глобального всепланетарного общества на основе развертывания информационной и телекоммуникационной революции;

- кризис духовной сферы жизнедеятельности человечества (рост наркомании, преступности, терроризма, асоциального поведения и т.д.);

- создание в мире единого глобального информационного пространства всей планеты, в котором развернулось геостратегическое информационное противоборство между ведущими странами мира за достижение превосходства в нем.

 

Впервые термин “информационная война” (Information war) начал употребляться в американских военных кругах в 1991 г. Первым официальным документом по этой проблеме была, видимо, директива министра обороны США от 21 декабря 1992 г. под названием “Информационная война”. В ней, в частности, указывалось на “необходимость всестороннего учета информационных ресурсов в системах управления ВС в условиях противодействия противника”. В 1993 г. в директиве Комитета начальников штабов № 30 уже были изложены основные принципы ведения информационной войны. И, наконец, в уставе Армии США было дано следующее определение информационной войне: «Действия, предпринятые для достижения информационного превосходства в интересах национальной стратегии и осуществляемые путем влияния на информацию и информационные системы противника при одновременной защите собственной информации и своих информационных систем» [3; 3]. В настоящее время в США осуществляется обширный комплекс мероприятий по подготовке к информационной войне. Эта подготовка ведется по трем направлениям: в вооруженных силах, в спецслужбах и в общенациональном масштабе.

Исходя из вышесказанного, можно дать более широкое определение  рассматриваемому социальному феномену. Информационная война – это любое действие по использованию, разрушению, искажению враждебной информационной системы и осуществляемых ею функций; защита своей информации от подобных акций; использование собственных информационных ресурсов для идеолого-политического давления на соперника достижения собственных стратегических целей.

Каковы составные части информационной войны?

    1. Система психологических операций, направленных на осуществление манипулятивного целенаправленного воздействия на сознательные и бессознательные психические процессы населения той или иной страны, на его эмоции, чувства, волевые импульсы, ценностные ориентации и жизненные стратегии с целью изменить их в желаемом для инициаторов информационных атак направлении.
    2. Осуществление электронного нападения на информационно-коммуникационные системы страны-соперника, на его компьютерные системы и сети с целью ослабить, дезорганизовать или разрушить эту систему, не позволить сопернику получать оперативную и достоверную информацию о состоянии и использовании своих собственных экономических, военных и иных ресурсов, а также ресурсах и действиях враждебной стороны.
    3. Распространение дезинформации, т.е. недостоверной и/или умышленно искаженной информации, направленной на разрушение общественного согласия, на дискредитацию действующих в стране системы власти и политических институтов, разжигание социальной розни, национальной и религиозной вражды, предоставление сопернику ложной информации о собственных целях, намерениях и силах.
    4. Прямые информационные атаки на руководство, управленческие структуры страны-соперника, ее экономическую, политическую системы, ее культурное достояние и систему безопасности во всех ее видах – политическую, военную, продовольственную, экологическую, информационную и т.п.
    5. Обеспечение мер безопасности в информационной сфере, включая эффективное использование информационных ресурсов страны, их сохранность и расширенное воспроизводство, защиту сведений, составляющих государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законодательством тайну, разоблачение прямых информационных атак на свою страну, активное и эффективное противодействие им.

В таких информационных войнах нередко применяются не только различные способы манипулирования  сознанием людей, их деформации, но и такие грязные технологии, как  промышленный шпионаж, кражи и несанкционированное копирование информации с электронных носителей для различного рода идеологических компроматов. Вследствие этого одной из основных составляющих информационной войны становится специфическое противостояние алгоритмов и технологии, идей, материализованных в информационных устройствах и средствах, предназначенных для нанесения экономического, политического, финансового, психологического и иного ущерба противнику или конкуренту, и, прежде всего, их информационным и телекоммуникационным системам. Наиболее опасным из перечисленных направлений такой войны является возможность применения способов воздействия на психику человека помимо его воли. Возможность отрицательного воздействия информации на мозг человека создает предпосылки для производства психологического (психотропного) оружия, которое атакует подкорку головного мозга специальными информационными полями. Все это целенаправленно используется для скрытого подавления в человеке таких его функций как сознание, поведение и здоровье, с целью решения задач политического, военного, экономического и иного характера. Основной формой такого целенаправленного воздействия является непосредственное (или через спецсредства) введение в подсознание человека, минуя форму осознанного контроля, нужной информации, которая позволяет осуществить манипулирующее влияние на эмоции, чувства, представления людей, порождая в их психике необоснованные страхи, сомнения, тягостные переживания, а порой и депрессивные состояния.

В современных информационных атаках, базирующихся на манипулировании сознанием, чувствами, поведением людей, чаще и масштабнее всего используются средства массовой информации. Манипулятивный эффект их влияния усиливается многократно вследствие того, что рассчитанные на массу потребителей информации, они, особенно телевидение и Интернет, создают иллюзию чисто индивидуального выбора тех или иных сюжетов, тем, концепций, ценностных ориентаций, транслируемых электронными масс-медиа. Доступность поступающей через эти каналы информации, упакованной в яркие обложки, приводит к тому, что любое сообщение – будь это изображение цунами, взрыва в Багдаде или карнавала в Рио-де-Жанейро – воспринимаются, во-первых, несколько отстраненно, а, во-вторых, вследствие быстрой сменяемости картинок и их смыслов потребитель информации не в состоянии зафиксировать свое внимание на чем-либо определенном и осмыслить конкретное явление. Все функционирует в рамках шоу, которое нацелено на эмоции, а не на их осознание. В результате создается широкое информационное пространство для манипуляции, при которой акцент делается на незнание широкой публикой особенностей и закономерностей развития психических процессов, на некритическое восприятие. Понятно, что уровень критичности восприятия информации в таких условиях оказывается гораздо ниже обычного, а уровень доверия и даже своеобразной интимности в общении – выше. А это позволяет навязывать потребителю вполне определенные идеологические предпочтения и стереотипы.

Как показал опыт подготовки и проведения «революции роз» в Грузии, а затем «оранжевой революции» в  Украине, информационная война широко и активно используется в период проведения предвыборной агитации. Ее поборники и активные распространители рассматривают избирательную компанию как битву идей и имиджей, как схватку один на один, которая должна выявить победителя. В качестве основных инструментов борьбы здесь используются реклама, дезинформация, очернительство соперника («черный пиар»). Эффективным является все то, что позволяет обогнать соперника по известности или рейтингу. Основой стратегии в такой версии информационной войны становится строительство хорошо организованной обороны для своего кандидата (сделать его имидж, его идеологическую позицию, его политическую программу неуязвимыми для критики), поиск слабых мест в обороне соперника (причастность к коррупционным сделкам, судимость и т.п.) в целях его компрометации и, наконец, – самое главное – информационное нападение на противника (опубликование компромата, критика его ценностных ориентаций и предпочтений, его идеологических и политических позиций и программ). Главное внимание уделяется содержанию информационных атак, их яркой и красочной упаковке – розовая или оранжевая цветовая гамма, привлекающая внимание людей, массовые митинги, демонстрации, плакаты, песенно-музыкальные шоу, световая и цветовая подсветка и т.п.

В процессе организации  такого рода информационных атак применяется  несколько взаимосвязанных действий, объединяемых единым замыслом и выстраиваемых в определенный повествовательный ряд. Вначале конструируется множественность мнений с помощью фактов или рассказа, чтобы возбудить в человеческой душе такое чувство, которое само собой изливается из уст, создавая впечатление, что об избранном факте говорят все. На втором этапе СМИ высказывают уже более определенное мнение о событии, снабжая его ожидаемыми результатами, и, тем самым, мнения заурядных граждан начинают сгущаться в твердую массу. На третьем этапе – в прениях и спорах – отбрасываются ненужные аргументы в целях навязывания потребителям информации одного определенного и неизменного решения в пользу своего кандидата. Четвертый этап – внедрение факта или оценки события, которые выдаются за сложившиеся убеждение в виде склонности людей к единодушию в интересах рядовых граждан, к поддержке того кандидата или отстаиваемой им политико-идеологической доктрины, который возносится как общенациональный лидер.

В идеологической войне  всеми средствами СМИ, кинематографа, Интернета проповедуется насильственный метод борьбы за демократию и свободу, понимаемые по-американски. Именно об этом говорил Президент Дж. Буш в своей речи на инаугурации – «будем внедрять свободу во всех странах мира». При этом добавляются новые насильственные грани в пресловутый американский идеологический штамп – «великую американскую мечту», когда мужественный американский парень добивается успеха, преодолевая трудности и покоряя «чужой» и «чуждый» мир, наводит порядок во всем мире (например, в Ираке). При этом образ США подается в СМИ как комбинация потребительского рая и политической свободы. Их смысловая цель – связать глобализацию и характер потребления. Прорыв в новую глобальную цивилизацию увязывается с возможностью приближения к североамериканским странам – если не по доходам, то хотя бы по видам и маркам товаров на прилавках. Создание «глобального потребителя» для глобальной экономики означает воспроизведение американской идеологической доктрины в глобальном масштабе. Социальные и социокультурные проекты национально ориентированных политиков и деятелей культуры обесцениваются и подвергаются осмеянию и подменяются представлениями о том, что социальные проблемы вполне можно решить на индивидуальном уровне, через потребление рекламируемых товаров (причем для значительной части людей – не столько в реальности, сколько «по телевизору»). Как отмечает известный американский социолог и политолог профессор Г. Шиллер, «формирование глобальной культуры потребления ведет к унификации культур: покупая одни и те же товары или мечтая купить одни и те же товары, мы становимся единым миром». [2; 15-17]

Какие же идеологические штампы используются в этой идеологической доктрине?

В США, по мнению профессора Г. Шиллера, для утверждения господства правящей элиты используется пять основных мифов (эти мифы и являются комментариями-манипуляциями, только дезинформационными):

  1. Об индивидуальной свободе и личном выборе граждан.
  2. Об объективности и эффективности действий важнейших политических институтов: Конгресса, суда, Президента, СМИ.
  3. О неизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности к потребительству и накопительству.
  4. Об отсутствии в американском обществе социальных конфликтов, эксплуатации и унижения.
  5. О плюрализме СМИ, которые в действительности контролируются крупными рекламодателями, транснациональными корпорациями и правительством.

Все это используется, чтобы скоординировать  информационно-психологические атаки  на конкретную политическую систему. Особенно активно применяется Интернет, создающий  иллюзию вполне свободного включения индивида во всемирную информационную паутину. Именно Интернет как универсальный способ воздействия на психику стал основным звеном, соединившим информационную войну с психологической. Под последней понимается скрытое воздействие на сознание, эмоции и чувства людей, осуществляемое специальными методами искажения информации, которые влияют на процессы восприятия и оценки социальной действительности и резко снижают, а подчас и вовсе подавляют рационально-критический уровень осмысления событий и процессов окружающей реальности.

Придавая важное значение информационной войне как важному условию  победы над любым противником, США  тратят на ее проведение около 50 млрд. долларов в год, а суммарные ежегодные  затраты ведущих стран мира на разработки в области информационного оружия превышают 120 млрд. долларов [1; 12–13].

Возникает вполне правомерный вопрос: существует ли потенциальная угроза превращения Беларуси в объект информационно-идеологических атак? Учитывая новую геополитическую  ситуацию в Восточной Европе, сложившуюся после торжества «розовой революции» в Грузии и «оранжевой революции» в Украине, такая возможность вполне реальна. Если проанализировать последовательность информационного давления на прежде существовавшие политические режимы в Югославии, Грузии, Украине, вполне вероятно разворачивание этой цепи идеологического давления в Молдове, странах Центральной Азии – бывших республиках СССР, а также и в Беларуси. Нельзя оставлять без внимания тот факт, что Конгресс США выделяет 50 млн. долларов на развитие демократических институтов в Беларуси. Недавние события в Украине показали, чем такой экспорт демократии заканчивается. Характерно, что во время массовых демонстраций на Крещатике и на Майдане в Киеве представители Беларуси, прежде всего оппозиционных молодежных организаций «Малады фронт» и «Зубр», шествовали под флагами БНФ. Не следует забывать, что на сопредельной с Беларусью польской территории установлены и функционируют пункты контроля за информационным пространством вплоть до Москвы.

Информация о работе Информационная война: сущность и способы противодействия