Идея идеального государства и ее эволюция (Аристотель, Т.Мор, Т. Кампанелла, Т.Гоббс, Р.Оуэн, Дж.С.Милль, Г. Спенсер, К.Маркс)

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

Форму государства Аристотель характеризовал также как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В этом плане государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство). Кроме того, им различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных — только свое личное благо.

Работа содержит 1 файл

История соц.работы.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

Следует учитывать, что Маркс и Энгельс были далеки от упрощенного понимания влияния базиса на надстройку. Базис оказывает на нее решающее воздействие по общему правилу, косвенно и лишь “в конечном счете”. Его определяющая роль реализуется через массу причинно-следственных связей с другими сторонами общественной жизни (социальными закономерностями, взаимоотношениями классов, историческим опытом, традициями культуры, внешнеполитическими условиями).

Идея детерминации тесно связана с идеей об относительной  самостоятельности и постоянной активности надстройки. Обе эти идеи естественно дополняют друг друга и образуют в единстве теоретическую модель соотношения политических систем и социально-экономической структуры классового общества. Эта самостоятельность обнаруживается в движении надстроечных институтов согласно лишь им одним свойственным законам, в обратном воздействии этих институтов на базис только им одним присущим способом. Каждая часть надстройки, по Марксу и Энгельсу, проходит свои специфические фазисы развития. Самостоятельность надстройки вытекает из общественного разделения труда и связанной с ним дифференциации и обособления разнородных социальных функций.

Важнейшим элементом  марксистского учения о государстве  и праве является тезис об их классовом  характере. Этот тезис вытекает из историко-материалистического понимания природы социальных классов и их взаимодействия. Классовая общественно-экономическая формация, по Марксу и Энгельсу, непременно передает политической надстройке качество классовости.

В условиях разделения общества на противоположные классы жизнедеятельность политической надстройки пронизывает и определяет интересгосподствующего класса. Данный интерес присутствует как в выполнении этой надстройкой сугубо принудительных функций, прямо обусловленных классовыми антагонизмами, так и в выполнении ею “общих дел, вытекающих из природы всякого общества”.

В марксизме  классовая борьба выступает одной  из важнейших закономерностей бытия  общества, расколотого на антагонистические  классы. Ничто в социальной жизни  такого общества не может быть объяснено вне контекста классовой борьбы.

В значительной степени из-за нее аппарат государства  оказывается учреждением, легитимно  осуществляющим целенаправленное насилие  в обществе. Для марксизма характерно акцентирование в природе государства  его принуждающего начала. В “Манифесте” подчеркнуто, что победивший пролетариат осуществит деспотическое вмешательство в право собственности и в буржуазные производственные отношения. Пролетариат “в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения”. Энгельс пишет: “ Пока пролетариат еще нуждается в государстве, он нуждается в нем не в интересах свободы, а в интересах подавления своих противников, а когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство как таковое перестает существовать”.

У Маркса и Энгельса отмечаются и другие социальные свойства и функции государства, кроме  репрессивно-карательных, но в идеологии  революционного социалистического  движения вся совокупность воззрений  Маркса и Энгельса на природу государства сведена к следующей формуле: “государство – организация для систематического насилия одного класса над другим (одной части населения над другим)”.

Поскольку при  жизни Маркса и Энгельса победоносных социалистических революций еще  не было, они особенно пристальное внимание уделили анализу практического опыта Парижской Коммуны (1871) как рождающейся системы “управления народа посредством самого народа”. При этом, с точки зрения Маркса, Коммуна явила собой образец не парламентарной, а работающей корпорации, одновременно “и законодательствующей, и исполняющей законы”. Следовательно, Коммуна упразднила принцип разделения властей. И если раньше Маркс и Энгельс высказывались в пользу парламентской республики, то теперь именно республика типа Коммуны признавалась ими наиболее целесообразной формой пролетарского государства. Именно такая модель была положена в основу построения советского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Богомолов А.С. “Античная  философия”.

Заболотная Г.М., Криницкий  А.Я. «Политология»

Под общ. ред. профессора В. С. Нерсесянца. –«История политических и правовых учений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Идея идеального государства и ее эволюция (Аристотель, Т.Мор, Т. Кампанелла, Т.Гоббс, Р.Оуэн, Дж.С.Милль, Г. Спенсер, К.Маркс)