Идеи управления в древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 21:55, доклад

Описание работы

Ксенофонт (4-3 век), последователь Сократа. Он идеализирует модель спартанского управления в своей работе «Домострой». В ней появляются первые управленческие и экономические идеи. Восхваляется земледелие, противопоставляется ремесленничеству, которое считается недостойным и зазорным для свободного человека занятием. В этой части приводятся как практические советы о выборе слуг и управляющего, обработке почвы, посеве, уборке хлеба и т. п. сельскохозяйственных процессах, но и описываются различные экономические процессы.

Работа содержит 1 файл

Идеи управления в древней Греции.docx

— 24.16 Кб (Скачать)

Идеи управления в древней  Греции.

История древней Греции начинает проявлять себя в 7-9 веке до н.э. (классический период). Греческие города быстро развивались  и развивали свою систему управления. Появляются первые труды, содержащие идеи, мысли об управлении хозяйством.

 

Ксенофонт (4-3 век), последователь Сократа. Он идеализирует модель спартанского управления в своей работе «Домострой». В ней появляются первые управленческие и экономические идеи. Восхваляется земледелие, противопоставляется ремесленничеству, которое считается недостойным и зазорным для свободного человека занятием. В этой части приводятся как практические советы о выборе слуг и управляющего, обработке почвы, посеве, уборке хлеба и т. п. сельскохозяйственных процессах, но и описываются различные экономические процессы.

  • Впервые в экономической науке обращено внимание на две характеристики товара — потребительскую и меновую ценность:

(Диалог Сократа и Критобула)

— Значит эти предметы, хоть они  одни и те же, для умеющего пользоваться каждым из них — ценность, а для не умеющего — не ценность: так, например, флейта для того, кто умеет искусно играть, — ценность, а кто не умеет, для того она ничем не лучше бесполезных камней, разве только он её продаст. 
— Вот именно к этому выводу мы и пришли: для того, кто не умеет пользоваться флейтой, если он её продаёт, она ценность; а если не продаёт, а владеет ею — не ценность.

  • Рациональное ведение хозяйства:

Ты знаешь одно средство к обогащению: ты умеешь жить так, чтоб оставался  излишек

Когда деньги на расходы полностью  уходят из хозяйства, а работы исполняются  не так, чтобы доход перевешивал  трату, ничего мудрёного нет в  том, что вместо излишка получается недостаток.

  • Правильная оплата труда:

У хороших работников появляется уныние, когда они видят, что работу исполняют они и тем не менее одинаковую с ними награду получают те, кто не хочет нести в нужный момент ни трудов, ни опасностей..

 

 

 

 

 

 

Вслед за Ксенофонтом идеи о разделении труда предлагает Платон, однако он видит происхождение разделения труда в природном неравенстве людей. Рабы также рассматриваются как рабочая сила и средство обогащения общества.

Известен своими политическими идеями.

Государство (Платон)

Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен  удобен, если жить вместе. Мысль о  разделении труда и лежит в  основе платоновской утопии.

Всё не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость  различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели  земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, доме и одежде). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.

Выделяет несколько политических строев:

  • аристократия (справедливая власть меньшинства, лучших граждан)
  • тимократия (несправедливая власть меньшинства — военных вождей, уважаемых граждан)
  • олигархия (несправедливая власть меньшинства, богатых людей)
  • демократия (справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства)
  • тирания (несправедливая власть одного человека).

 

Позже Платон в «Законах» опишет иную утопию и другой государственный  строй —аристократическая республика или аристократическая монархия.

  • 4 класса, в зависимости от имущественного ценза,
  • 5040 граждан и сложнейшая система управления.
  • допускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий[18].
  • значительное усиление контролирующей роли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения.

Платон различал два вида государственного устройства аристократического управления:

  1. над всеми стоят правители.
  2. все подчиняются законам.

На страже законов стоит система  правосудия. И без истинного правосудия государство перестает быть государством.

Аристократическое государство может  стать монархическим, если среди правителей выделится кто-нибудь один (царская власть).

Если же будет несколько правителей, то государство будет республиканским (аристократическое правление).

Важнее непосредственно законодательная  мысль «Законов»: раз счастье  гражданина не есть ценность, то для  счастья полиса к отдельному человеку могут быть применены меры физического  воздействия. Таким образом, санкция  со времен Платона становится неотъемлемым признаком позитивного закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наибольший вклад  в развитие управленческой и экономической  мысли Греции внес Аристотель, будущий  наставник Александра Македонского. Наиболее известен своими работами о политике:

Учение о государстве

Аристотель подверг критике  учение Платона о совершенном  государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

Осуществив грандиозное  обобщение социального и политического  опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни  и к политическому общению.

По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

Согласно Аристотелю государство  возникает только тогда, когда создаётся  общение ради благой жизни между  семьями и родами, ради совершенной  и достаточной для жизни самой  себя.

Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.

Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить  следующее: ни одному гражданину не следует  давать возможности чрезмерно увеличивать  свою политическую силу сверх надлежащей меры[11]..

Государство — продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.

 

Аристотель был сторонником  демократии. По его мнению, общество делилось на 5 сословий:

    1. Земледельцы 2) Ремесленники 3) Наемники 4) Торговцы 5) Военные (управленцы)

Именно военный являлись управляющим классом. Он считал так: «Власть принадлежит тому, у кого есть сила»


Информация о работе Идеи управления в древней Греции