Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 21:55, доклад
Ксенофонт (4-3 век), последователь Сократа. Он идеализирует модель спартанского управления в своей работе «Домострой». В ней появляются первые управленческие и экономические идеи. Восхваляется земледелие, противопоставляется ремесленничеству, которое считается недостойным и зазорным для свободного человека занятием. В этой части приводятся как практические советы о выборе слуг и управляющего, обработке почвы, посеве, уборке хлеба и т. п. сельскохозяйственных процессах, но и описываются различные экономические процессы.
Идеи управления в древней Греции.
История древней Греции начинает проявлять себя в 7-9 веке до н.э. (классический период). Греческие города быстро развивались и развивали свою систему управления. Появляются первые труды, содержащие идеи, мысли об управлении хозяйством.
Ксенофонт (4-3 век), последователь Сократа. Он идеализирует модель спартанского управления в своей работе «Домострой». В ней появляются первые управленческие и экономические идеи. Восхваляется земледелие, противопоставляется ремесленничеству, которое считается недостойным и зазорным для свободного человека занятием. В этой части приводятся как практические советы о выборе слуг и управляющего, обработке почвы, посеве, уборке хлеба и т. п. сельскохозяйственных процессах, но и описываются различные экономические процессы.
(Диалог Сократа и Критобула)
— Значит эти предметы, хоть они
одни и те же, для умеющего пользоваться
каждым из них — ценность, а для не умеющего —
не ценность: так, например, флейта для того, кто умеет искусно
играть, — ценность, а кто не умеет, для
того она ничем не лучше бесполезных камней,
разве только он её продаст.
— Вот именно к этому выводу мы и пришли:
для того, кто не умеет пользоваться флейтой,
если он её продаёт, она ценность; а если
не продаёт, а владеет ею — не ценность.
Ты знаешь одно средство к обогащению: ты умеешь жить так, чтоб оставался излишек
Когда деньги на расходы полностью уходят из хозяйства, а работы исполняются не так, чтобы доход перевешивал трату, ничего мудрёного нет в том, что вместо излишка получается недостаток.
У хороших работников появляется уныние, когда они видят, что работу исполняют они и тем не менее одинаковую с ними награду получают те, кто не хочет нести в нужный момент ни трудов, ни опасностей..
Вслед за Ксенофонтом идеи о разделении труда предлагает Платон, однако он видит происхождение разделения труда в природном неравенстве людей. Рабы также рассматриваются как рабочая сила и средство обогащения общества.
Известен своими политическими идеями.
Государство (Платон)
Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.
Всё не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, доме и одежде). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.
Выделяет несколько
Позже Платон в «Законах» опишет иную утопию и другой государственный строй —аристократическая республика или аристократическая монархия.
Платон различал два вида государственного устройства аристократического управления:
На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестает быть государством.
Аристократическое государство может стать монархическим, если среди правителей выделится кто-нибудь один (царская власть).
Если же будет несколько правителей,
то государство будет республиканс
Важнее непосредственно
Наибольший вклад в развитие управленческой и экономической мысли Греции внес Аристотель, будущий наставник Александра Македонского. Наиболее известен своими работами о политике:
Аристотель подверг критике
учение Платона о совершенном
государстве, и предпочитал говорить
о таком политическом устройстве,
которое может иметь у себя
большинство государств. Он считал,
что предлагаемая Платоном общность
имущества, жён и детей приведёт
к уничтожению государства. Аристотель
был убеждённым защитником прав индивида,
частной собственности и
Осуществив грандиозное
обобщение социального и
По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».
Согласно Аристотелю государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.
Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (то есть «среднего» элемента между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.
Основным общим правилом,
по идее Аристотеля, должно служить
следующее: ни одному гражданину не следует
давать возможности чрезмерно
Государство — продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.
Аристотель был сторонником демократии. По его мнению, общество делилось на 5 сословий:
Именно военный являлись управляющим классом. Он считал так: «Власть принадлежит тому, у кого есть сила»