Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:49, автореферат
Диссертация посвящена изучению феномена "германского экспансионизма" как значительного фактора немецкой общественной жизни конца XIX - начала XX века, когда закладывались и формировались идеи милитаризма и национализма, сыгравшие огромную роль в мировой истории. Изучение общественных настроений в Германии предвоенного времени, идеологической и пропагандистской подготовки Первой мировой войны - актуальная исследовательская проблема, решению которой посвящены усилия историков разных стран. Задача данной работы - освещение некоторых аспектов этой проблемы на материале истории германского экспансионизма
Такой основой виделось национальное единство, понимаемое не в государственно-юридическом смысле, а в духовном - как единение всего народа вокруг кайзера и, более того, вокруг объединяющей всех идеи - германской идеи. Сложная задача консолидации разрозненного по сословным, религиозным, партийным признакам немецкого общества должна была решаться с помощью правильного образования и воспитания всех немцев в едином имперско-гражданском духе. Воспитание должно было сопровождать гражданина Германии на протяжении всей жизни - от воспитания детей в семье и школе до заботы о молодежи в университетах, в армии, в специальных союзах и движениях, как юношеских, так и предназначенных для зрелого поколения - профессиональных или основанных на иных принципах.
В главе подробно рассматривается история народного образования, общественно-просветительской и организаторской деятельности многочисленных разнообразных союзов и движений, стержнем которых была идея германства, которую можно считать высшим проявлением экспансионистской идеологии. Германский экспансионизм в его внутриполитических исканиях ставил целью поступательное развитие к "Великой Германии" - менее в смысле внешнеполитического державного величия, и более - величия благодаря собственным внутренним достижениям, сплоченности и величию духа.
Глава четвертая "Духовная экспансия. Пути и цели германского экспансионизма" освещает важнейший вопрос экспансионистской идеологии: что необходимо сделать для создания Великой Германии, ответом на который была вся совокупность экспансионистских идей, где внешнеполитическая экспансия служила лишь основой для иной, высшей экспансии - духовной.
Решением этих задач на протяжении многих десятилетий занимались идеологи германского экспансионизма. Они оказывали очень серьезное влияние на общественное мнение, на настроения разных слоев населения, на политику правящих кругов; их успех определялся глубинным единством идейной концепции и тем, что их геополитическая система отвечала интересам и представлениям значительной части народа, который не переставал гордиться недавним и столь блистательным делом - созданием Гep^лaнcкoй империи,
Свою главную задачу ведущие экспансионистские публицисты видели в определении идеальной цели Германии, стремлению к которой должна быть подчинена внутренняя и внешняя политика.
Одновременно они
13.Naumann F. Demokratie und Kaisertum. Berlin, 1900, S.159.
смысле этого слова во все заморские территории и государства, проникновении, которое не должно ограничиваться собственно колониальной экспансией. Это именно то проникновение, которое Рорбах называл "моральным завоеванием". Его ключевая идея: "Для распространения своей национальной мысли в мире. . . невозможно обойтись только силой оружия и экономически подчиняющей властью капитала, необходимо одновременно культурное проникновение в желаемые сферы влияния" (14).
Главное, что следует делать Германии - это заняться духовными основами. Настоятельная задача - воспитание у немецкой нации мирового духа и одновременно его утверждение в мире. Иными словами, распространение " немецкой идеи", духовная экспансия. Определить историческую задачу Германии, донести до масс суть национальной идеи - вот в чем видели экспансионисты свое предназначение, свой вклад в движение страны вперед.
В конечном итоге, Рорбах и его единомышленники - при всей их вовлеченности в повседневные политические реалии - остались представителями и выразителями того утопического сознания, которое было столь характерно для идеологических построений рубежа XIX - начала XX веков. К области утопии следует отнести и мечту о духовной экспансии и обновления мира во имя идеалов Великой Германии.
В "Заключении" подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, подчеркивается видная роль общественно-идейного течения экспансионизма в общественно-политической жизни Германии рубежа веков. Экспансионизм, многогранный в своих конкретных проявлениях,
14. Rohrbach P. Der deutsohe Gedanke in der Welt. Leipzig, 1912. S.145.
находил отражение в речах и сочинениях германских государственных деятелей, идеи экспансионизма настойчиво пропагандировала либерально-консервативная пресса, они получали отклик в самых различных слоях общества. Особенной поддержкой они пользовались в военных и бюрократических кругах, среди педагогов и протестантского духовенства. Благодаря своему традиционно высокому авторитету в общественной жизни Германии эти слои являлись основной движущей силой экспансионизма.
Теоретическое обоснование эти идеи находили в трудах видных германских ученых, университетских профессоров и влиятельных публицистов. Их блестящая политическая публицистика находилась в прямой связи с конкретными целями германской внешней политики, служила делу имперской пропаганды. Отличительной чертой экспансионистов был их убежденный монархизм, признание кайзеровской монархии наилучшей формой правления. Как писал Ревентлов, только "монархическое острие может направить национальный организм на достижение достойной цели" (15).
Идеологи экспансионизма внушали немцам, что, начав с простой повседневной работы, работы самовоспитания и национального воспитания, они обретут подлинное национальное единство и стянут "мировым народом". Однако идеи экспансионизма о распространении германских ценностей ( в первую очередь духовных), о создании Великой Германии (в последнюю очередь великой в военном отношении!) интерпретировались как призыв к агрессии и мировому господству. Мысль о том, что Великая Германия необходима немцам не для главенства в мире, а для внутреннего счастья, что историческая миссия Германии состоит в том, что по достижении внутреннего счастья она сможет повести за
15. Reventlow Е. Deutschlands auswartige Politik 1888 -1914. Berlin, 1916, S.399.
собой весь мир, - строго говоря, не была четко сформулирована экспансионистскими идеологами, читатель лишь подводится к ней. Остается сожалеть, что экспансионисты позволили своей аудитории увлечься внешней стороной своих идей, что их благородное стремление видеть свою страну великой и счастливой привело Германию и весь мир к крупнейшей катастрофе XX века, и, главное, что они не сумели расставить приоритеты для самих себя, пожертвовав главным ради второстепенного и опасного. И беда и вина экспансионистов в том, что их идеологические построения не оказали желаемого влияния на германскую политику, не помогли нации избежать гибельного пути, на который она дважды вступала, не направили ее энергию в нужное русло, чтобы энергию эта стала не разрушительной, а созидательной. Апробация работы
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры Новой и новейшей истории исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Основные положения диссертации отражены в опубликованных работах.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
К вопросу о германском экспансионизме накануне первой мировой войны. - В кн.: Терминоведение. Вып. 1-3. М., 1997.
"Великая Германия" Пауля Рорбаха. - Вестник МГУ. Серия 8. История. 1998, 5.
Историческая миссия Германии в мировоззрении П Рорбаха. М ,1998. Деп. в ИНИОН РАН, 1998.
К построению политико-психологической модели июльского кризиса 1914 года. - В кн.: Российская американистика в поисках новых подходов. М., МГУ, 1998.