Автор: w***********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 09:57, доклад
Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
Тема: Характеристика социальных институтов.
Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни.
Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.
Если
суммировать всё множество
– ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
– совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
– формальную и неформальную организацию;
– совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
– обособленный комплекс социальных действий.
Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами.
Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т. д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т. д.
Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т. к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.
Типология социальных институтов
Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:
1. Экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
2.
Политический — институт
3. Семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;
4. Военный – институт, организующий законное наследие;
5. Религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.
Большинство
социологов согласны с Миллсом в
том, что главных институтов в
человеческом обществе всего пять.
Их предназначение — удовлетворять
важнейшие жизненные
Пять основных потребностей и институтов:
1. Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
2.
Потребность в безопасности и
социальном порядке (
3.
Потребность в средствах
4.
Потребность в получении
5.
Потребность решения духовных
проблем, смысла жизни (
Функции социальных институтов
В качестве основных Признаков социального института социологи называют следующие характеристики:
1. Установки и образцы поведения (например, в рамках такого института, как бизнес можно говорить о существовании установок на производительность и экономичность деятельности);
2. Культурные символы, которые в предельно концентрированной форме создают представление об институте, его образ. Культурным символом может стать любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института (в качестве культурных символов института бизнеса можно назвать фабричную марку или патентный знак);
3. Утилитарные черты культуры, т. е. те предметы культуры, которые являются основой повседневного функционирования социального института (важными утилитарными чертами бизнеса являются, например, магазин или оборудование);
4. Устные и письменные кодексы поведения, т. е. нормативное обеспечение функционирования социального института (нормы, регулирующие поведение социальных субъектов в рамках института бизнеса на формальном уровне могут быть представлены в контрактах и лицензиях);
5. Идеология представляет собой систему идей, определяющих причины и способы поведения членов социального института, их отношение к различным явлениям и процессам, включает основополагающие убеждения института (идеология бизнеса, например, основана на идее свободной торговли).
Каждый социальный институт выполняет широкий спектр Функций. Важнейшими функциями являются:
· Сплочение и укрепление связей между группами людей, объединенных данным социальным институтом, т. е.Интегративная Функция;
· Воспроизводство общественных отношений, которое обеспечивает устойчивость общественных систем;
·
Регулирование отношений в
· Коммуникативная функция, суть которой состоит в обеспечении связей, общения, взаимодействия между людьми за счет организации их совместной жизни и деятельности.
Итак, социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций