Гражданство и постмодернизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:10, реферат

Описание работы

XXI столетие, 2011 год, осень, Россия. Практически каждый житель нашей с Вами страны, кто хотя бы изредка смотрит, слушает или читает новости, считает необходимым выразить своё мнение по поводу складывающейся ситуации на политической арене необъятных просторов Российской Федерации.
В своём эссе автор не ставит целью обсуждать происходящий в России политический переполох. В некотором роде затрагиваются качество и достоверность, а также источник «кухонных разговоров» и официальных заявлений.

Работа содержит 1 файл

Эссе. Гражданство и постмодернизм. Баландина Е.Б. 232.docx

— 27.71 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  филиал федерального государственного

  автономного образовательного  учреждения высшего 

профессионального образования

  «Национальный исследовательский  университет 

«Высшая школа экономики»

Факультет Менеджмента

Кафедра Государственного и муниципального управления 

Реферат

Гражданство и постмодернизм

 

Выполнил  (а):

Баландина Екатерина Борисовна

      Группа: № 232 

Проверила:

к.с.н., доцент

Санина  Анна Георгиевна 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011

Ситуация № 1

XXI столетие, 2011 год, осень, Россия.  Практически каждый житель нашей с Вами страны, кто хотя бы изредка смотрит, слушает или читает новости, считает необходимым выразить своё мнение по поводу складывающейся ситуации на политической арене необъятных просторов Российской Федерации.

В своём эссе автор не ставит целью обсуждать  происходящий в России политический переполох.  В некотором роде затрагиваются качество и достоверность, а также источник «кухонных разговоров» и официальных заявлений.

Ситуация №2

Великобритания. Уже довольно давно Соединённое  королевство считается страной, где особенно ярко проявляется политическая апатия, в особенности среди молодёжи.

Тема аполитичности  затрагивается довольно во многих исследованиях. Автор данного эссе находит интересным рассмотреть данную тему с точки зрения статьи Элисон Скотт Бауман «Гражданство и постмодернизм», в основе которой лежит мысль о взаимовлиянии этих явлений, о том какие проблемы в обществе, а в частности в идеях гражданства порождает постмодернизм, а также какой есть выход.

В эссе рассмотрены  теоретическая и аналитическая  базы, на основе которых сделан вывод. 

 

Небольшой экскурс  в историю выборов  Великобритании.  Явка голосующих на выборах сократилась с 1950 года (83, 9%) по 2010 (65,1%) на 18,8 % процента, т.е. проявлять свою политическую апатию стала практически одна пятая населения Соединённого Королевства.  Что интересно, наименьшее число жителей пришло на выборы в 2001 году – 59,4 %, с переходом к новому веку, который для многих является утверждением  постмодернизма. Причём, наименьшее число голосующих среди населения - молодёжь – всего 44% (данные 2010 года). Это говорит о том, что данная демографическая группа наименее всего заинтересована в политических делах страны.

Приведённые выше данные говорят о неблагоприятной для Великобритании тенденции населения к аполитичности, по прогнозам некоторых экспертов, в скором времени явка на выборы в этой стране составит только лишь 50 %. Специалисты из избирательной комиссии и общественной организации “Handsard Society”,в одном из недавних исследований говорят: «Степень участия населения в политической жизни своей страны играет огромную роль и является ключевым показателем здорового демократического общества». Естественно, голосование не является единственным существенным показателем политической жизни в стране. Однако, мы можем судить о заинтересованности населения в своём будущем. Особенно волнует апатия молодёжи в данной сфере, так как молодое население  является опорой и будущим страны.

В своей статье «Гражданство и постмодернизм»  Элисон Скотт Бауман затрагивает тему причины появления подобной апатии, связывая её с переходом общества к эпохе постмодернизма.  А одним из путей решения этой проблемы в статье предложено введение в учебную программу предмета «Гражданство», а также обмен опытом и взглядами с населением стран, на которые посмодернистические взгляды ещё не успели распространиться, например такие страны, как Индия и Кения.

На взгляд автора данного эссе, прежде чем говорить о взаимовлиянии данных явлений, необходимо разобраться с тем, что они из себя представляют.

Для начала разберёмся с тем, что же такое  гражданство и исходя из этого чему следует уделять внимание в новой учебной программе. На протяжении долгого количества времени человечество обсуждает, что же такое «гражданство», однако единого мнения  в этом вопросе так и не сформировалось. Есть понятие юридического гражданства, которое обычно определяется формальной привязанностью к определённому государству, а также положениями законов этой страны, с соответствующими наложениями прав и обязанностями на гражданина. Для многих людей определение гражданства связано в первую очередь с патриотизмом, однако это понятие является намного более сложным. Один из британских политических теоретиков и демократический социалист Крик определяет в своих трудах гражданство как явление, которое заключает в себе природу и практики участия в демократии; обязательства, ответственность и права каждого как гражданина; значение индивидуумов и общества в социальной активности.

Из этого можно  сделать вывод  на какие аспекты  в первую очередь должен обращать внимание новый предмет: во- первых, социальная и моральная ответственность; во – вторых, направленность на вовлечение в общественную деятельность; в – третьих, политическая грамотность.

Итак,  в Великобритании был проведён проект, целью которого было установление пользы от введения урока по гражданству. Одна из задач, стоящих перед проектом была  сделать слоган: «Мысли глобально, действуй глобально» был девизом для учеников и учителей, участвующих в проекте. Для этого они обеспечили связь участников с людьми из Кении и Индии. Участники могут посещать страны друг друга и обмениваться знаниями и опытом.

По завершении проекта, было сделано 5 главных выводов:

  1. Ученики из Великобритании не имеют интереса к изучению гражданства, Учителя чувствуют себя подавлено и плохо подкованы в таких вопросах, как социальная справедливость. В школьном расписании едва может найтись место для ввода предмета по гражданству
  2. Учителя имеют страсть к предмету своего преподавания, что может служить движущей силой для того, чтобы идея гражданства заработала, если их опыт будет сфокусирован на развитии мировоззрения в области гражданства
  3. Необходимо создать универсальный словарь терминов в области гражданства, чтобы они были понятны всему глобальному населению
  4. Мы можем очень многое узнать из опыта Кении и Индии. Их система верований может помочь нам противостоять против негативных тенденций постмодернизма
  5. Обучение, которое прибегает к использованию официальных бумаг, документов и законов вызывает малый интерес у учеников, поэтому оно неэффективно
  6. Всё обучение: глобальное гражданство, локальное гражданство и учение этики должны быть ориентированы на три уровня: глобальный, локальный и персональный
 

Автор хочет прокомментировать вывод  №3 и №6.

Очевидность и необходимость вывода № 3, не стоит  даже обсуждать, так как одно из важных мер при решении каких либо проблем является скорость, а создание универсумов поможет избежать, так называемый misunderstanding, что позволит значительно сократить время. Касательно вывода №6, наверное каждый знает знаменитую надпись в Дельфах «Познай самого себя», по мнению автора, это одна из вечных мудростей, которую можно применить везде, так как изучив себя и свою сущность человек сможет понять устройство окружающего мира.

Естественно, особый интерес вызывает ситуация, складывающаяся в том месте, где ты живёшь, учишься, работаешь, т.е. в Родном государстве. А так как автор данного эссе является гражданином Российской Федерации, речь пойдёт об этом великом государстве.

Прежде всего, стоит отметить, что при поиске информации о явке избирателей на те или иные выборы в Великобритании, сразу же был найден официальный сайт со всеми отчётами в процентном соотношении различных групп населения, начиная с 1945 года. Увы, при поиске информации о выборах в России такой ситуации не наблюдается, приходится находить информацию в разных источниках, причём неофициальных. Автор хочет привести слова одного из русских политологов Григория Голосова, так как они отражают примерную ситуацию, затрагивающую политическую активность российских граждан: «Протестные настроения в стране в целом не растут. Отдельные всплески, которые мы наблюдали (наиболее ярким из них был, конечно, калининградский), в целом не меняют картины. Российские граждане остаются довольно пассивными. Если брать такой традиционный индикатор политической активности, как явка на выборы, то она в России практически не меняется в течение десятилетий. Средний показатель за весь период по региональным выборам, например, около 50 процентов. Точно то же наблюдалось с 2000 по 2007 годам. Цифра как бы примерзла. И все же эти средние показатели многое скрывают. Прежде всего то, что меняется политическое качество явки на выборах». Автор хочет сделать комментарий по поводу качества явки, действительно, в последнее время наблюдается привлечение граждан, имеющих право голосовать, в избирательные участки путём раздачи билетов на разные мероприятия, приятных подарков, которые приносят Вам прямо в квартиру и даже денежных, так называемых премий. Также у некоторой доли населения сформировалось чёткое убеждение в том, что их голос ничего не меняет, но стоит придти на выборы лишь для того, чтобы их бюллетень не была использована.

Что же касается воспитания и развития понятий о гражданских правах, то в нашей стране уже внедрены в учебный процесс учебные программы по гражданству, например «Воспитание гражданства и патриотизма на уроках физики» (в рамках средней школы).

Теперь  рассмотрим понятие постмодернизма. Большая часть толкований термина «постмодернизм» включают в себя акцентированное внимание на приставку «пост», чтобы указать то, что мы ушли от такого этапа как модернизм. Однако, по мнению многих исследователей, данную приставку стоит принять во внимание как нечто существующее. Постмодернизм затронул все сферы человеческой деятельности: мыслительную, научную, производственную и т.д., поэтому довольно сложно сформировать чёткое определение данного феномена.

Автор данного  эссе опишет данное явление, путём обобщения множества мнений.  Итак, «постмодернизм» - это общее и широкое понятие, относящееся к литературе, искусству, философии, архитектуре, политике и многому другому, в значительной степени реакция на так называемую неопровержимость научных фактов, объективности, попыткам объяснить реальность. По сути, появление постмодернизма связано с пониманием того, что реальность - это не только отражение понятия человека о том или ином явлении,  т.е. установка того, что мир нельзя описать как некое целое, с помощью каких – либо общих теорий, которые претендуют на статус источника, содержащего уникально верного знания о действительности. Также установка на развитие попыток человека развить знание и представление о самом себе, о своей сущности  и личности. Таким образом, постмодернизм в крайней степени скептическое объяснение реальности, справедливое для всех групп населения, независимо от расы, культуры, традиций, так как опирается, в первую очередь, на относительные истины о том или ином предмете, каждого человека в отдельности.

Также одним  из последствий установления постмодернизма, а именно в экономическую сферу  стало формирование общества потребления. Довольно точно и необычно описал общество потребления немецкий философ  Эрих Фромм, который сравнил современный мир с женской грудью: «Человеческое счастье сегодня состоит в том, чтобы развлекаться. Развлекаться — значит получать удовольствие от употребления и потребления товаров, зрелищ, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций, книг, кинокартин, — все потребляется, поглощается. Мир — это один большой предмет нашего аппетита, большое яблоко, большая бутылка, большая грудь; мы — сосунки, вечно чего-то ждущие, вечно на что-то надеющиеся — и вечно разочарованные».

Возможно, возникает вопрос: каким образом связан постмодернизм, аполитичность, общество потребления и гражданство?

 Автор данного эссе не будет углубляться в философские обоснования великих мыслителей, таких как Рикёр, Крик, Маркс и другие, а выскажет своё мнение.

Одна из нитей, связывающих все эти явления, кроется в человеческом разуме. О  том, как в условиях постмодернизма подразумевается получение и развитие знания указано выше, что предполагает и развитие разума и духовного мира самого человека. Однако, постмодернизм, в частности общество потребления, так же предоставляет и огромные возможности не только для самореализации, но и для личностной деградации, так как в жизнь человека приходят огромные возможности, зачастую реализовывать которые не составляет особого труда, следствием чего является лень и апатия ко множествам сфер жизни, либо напротив, человек понимает, что столько всего необходимо сделать, что у него опускаются руки. Это относится ко всем жизненным сферам, а так как все мы живём в каком- либо государстве,  становится понятно, что данные проблемы проникают в политическую сферу, а следовательно затрагивают человека уже не просто как личность, а как гражданина.  Проявляются они,  как абсолютное отсутствие интереса к тому, что творится вокруг и углубление в более интересные для себя сферы. Либо (на взгляд автора, что особенно плохо для всего общества) в непонимании того, что происходит и выражение мнения чужими мыслями, словами, зачастую навязанными, но представленными как нечто реально существующее. Данные действия блокируют как личностное развитие, так и предоставление возможности «сильным мира сего» установления своей политики, прикрываясь изъявлением свободной воли граждан.

 

Список литературы:

  1. Процент явки и его регулирование [Текст] / Г. Голосов // Демократия.ру – 2010
  2. Консультативная встреча по программе Совета Европы «Обучение демократической гражданственности» - 1996
  3. Citizenship and postmodernity [Text] / Alison Scott Baumann // Intercultural education. – 2003 p. 355 – 366    
  4. Education for citizenship and the teaching of democracy in schools(Crick Report) // QCA – 1998
  5. Political apathy: The British Disease [Text] / Leader // The guardian – 2004. URL: http://www.guardian.co.uk/politics/2004/mar/25/voterapathy.comment
  6. General election turnout 1945 – 2010 / UK political info URL: http://www.ukpolitical.info/Turnout45.htm

Информация о работе Гражданство и постмодернизм