Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:09, реферат
Гражданское общество и социальное государство – это тесно взаимосвязанные явления, которые друг без друга в реальной жизни не существуют. В истории человечества они возникли примерно в одно и то же время и в дальнейшем всегда тесно взаимодействовали между собой. Термин «гражданское общество» употребляется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле гражданское общество – это та часть общества, которая непосредственно не подконтрольна государству и сохраняет по отношению к нему известную независимость и самостоятельность. В этом смысле оно вполне совместимо не только с демократией и правовым государством, но и с авторитарным режимом, и лишь тоталитаризм приводит к его упразднению.
Введение
Теория гражданского общества
Происхождение гражданского общества
Философские постулаты
Понятие, признаки и структура гражданского общества
Функции гражданского общества
Гражданское общество в России
Заключение
Приложение
ПЛАН
Введение
Гражданское
общество и социальное государство
– это тесно взаимосвязанные явления,
которые друг без друга в реальной жизни
не существуют. В истории человечества
они возникли примерно в одно и то же время
и в дальнейшем всегда тесно взаимодействовали
между собой. Термин «гражданское общество»
употребляется как в широком, так и в узком
смысле. В широком смысле гражданское
общество – это та часть общества, которая
непосредственно не подконтрольна государству
и сохраняет по отношению к нему известную
независимость и самостоятельность. В
этом смысле оно вполне совместимо не
только с демократией и правовым государством,
но и с авторитарным режимом, и лишь тоталитаризм
приводит к его упразднению.
В узком, собственном значении гражданское
общество может существовать только в
условиях правового государства. Именно
здесь оно приобретает роль важнейшего
института, контролирующего и ограничивающего
государство.
Гражданское общество – это сфера свободной
деятельности граждан и их организаций,
огражденная законами от вмешательства
и мелочной регламентации со стороны со
стороны государства. Оно представляет
собой некое пространство, в котором автономные
индивиды взаимодействуют друг с другом
по поводу своих частных интересов. Они
застрахованы от произвольного вмешательства
со стороны государственной власти и иных
институтов общества (например, церкви)
и имеют возможность делать свободный
индивидуальный выбор.
Индивидуальная свобода человека, его
интересы и цели могут быть обеспечены
лишь в рамках определенных общественных
институтов – семьи, церкви, профессиональных
и иных общественных организаций. Поэтому
взаимодействие людей реализуется в гражданском
обществе посредством широкой сети всякого
рода объединений, отражающих широкую
палитру хозяйственных, правовых, культурных,
семейных и многих других интересов людей.
Они создаются не государством, а самими
гражданами на основе спонтанно возникающих
потребностей и интересов. Реализуя свои
потребности, личность вступает в самые
разнообразные общественные отношения:
семейные, экономические, религиозные,
национальные, духовные, нравственные
и др.
Теория гражданского общества
Гражданское общество в
Еще великий философ древности Аристотель говорил, что человек есть существо общественное. Значит вполне понятно – человек, особенно современный, не мыслит себя вне общества. Само человеческое общество возникло в глубокой древности и оно предшествовало государству. В дальнейшем общество развивалось в тесном и неразрывном единстве с государством. Следовательно гражданское общество сложилось на определенном этапе исторического развития западной цивилизации. Но однозначно одно – говорить о гражданском обществе можно лишь со времени появления гражданина как самостоятельного члена общества, наделенного комплексом неотчуждаемых прав и свобод. Но одновременно он несет перед обществом ответственность за все свои действия.
В основе современных успехов западных стран лежит развитие и активизация деятельности гражданского общества. Высокий уровень экономики, демократии, социальная защищенность человека связаны с высокой активностью граждан. А это в свою очередь возможно только при гражданском обществе.
Идея гражданского общества возникла в середине 17-го века. Впервые термин "гражданское общество" был употреблен Г. Лейбницем (1646 - 1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье.
Концепция
гражданского общества в
Истоки теоретических
разработок проблем
В числе первых мыслителей «заметивших» гражданское общество как самостоятельную субстанцию, называют Платона. Он первым заметил элементы гражданского общества в рамках общей своей теории «идеального государства». Остро критикуя государственную власть, Платон создал учение об «идеальном человеческом обществе».
Аристотель не раз подчеркивал, что человек – существо не только общественное, а в большей степени политическое и поэтому государство – естественный продукт развития общества политических граждан и анализировал в связи с этим жизнь свободных граждан в других сферах – экономической, брачно-семейной, духовной, нравственной... Он пришел к выводу – в эти сферы вмешательство государства до определенного уровня развития производительных сил и производственных отношений просто не требуется. Аристотель говоря о сущности гражданского общества, особо выделял роль собственности в таком обществе, отмечал – кто обладает собственностью, тот и обладает добродетелью и прежде чем что-либо распределять, необходимо это произвести. Аристотель также в числе первых вводит понятие о среднем классе. Средний класс по Аристотелю есть основа стабильности любого общества. Итак, собственность и наличие среднего класса Аристотель рассматривал как главные признаки гражданского общества.
Наиболее заметный след в становлении теории гражданского общества оставил итальянский мыслитель Н. Макиавелли. Он государство рассматривал как высшее проявление человеческого духа. Человек цель, смысл, счастье жизни видит в служении государству. Однако при этом, Макиавелли говорит о том, что государство не должно злоупотреблять им и не нарушать имущественных и личных прав подданных, чтобы не возбудить их ненависть против себя. Макиавелли уже четко различает государство и гражданское общество. Он писал, что политическая власть и политическая деятельность – безнравственны. На труд, семью, любовь, удовлетворение личных потребностей рассматривает как признаки гражданского общества. Он сформулировал свой главный вывод следующим образом – кроме государства есть еще нечто самостоятельное, живущее по своим законам, не во всем подвластное государству. Это – гражданское общество.
Английский философ Томас Гоббс впервые вводит в научный оборот понятие «гражданское общество» и провозглашает его примат перед государством. Гоббс подчеркивает двойственность гражданского общества:
1) государство не связано с гражданскими законами, обычаями, правом. Оно как бы отделено от гражданского общества;
2) государство
подчиняет себе все и вся
через понятие гражданское
Дж. Локк, родоначальник классического либерализма, активно используя понятие гражданского общества, провозглашает в определенной мере его примат перед государством. Поэтому государство возникает только тогда, когда в обществе возникает в этом потребность. Следовательно, государство не является вечным атрибутом общества. Основой общества, в том числе и гражданского общества, Локк считает собственность. По нему политическая власть понимается как право людей создавать законы для регулирования и сохранения собственности. Поэтому государство и политическая власть – не вечный атрибут общества, а возникает лишь на определенном этапе развития гражданского общества, когда у членов общества возникает в этом необходимость. Он подчеркивает главную доминанту гражданского общества – ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества.
Ш. Монтескье гражданское общество рассматривает как результат исторического развития, как четвертую ступень человеческой истории после естественного состояния, семьи, героического времени. По его мнению гражданское общество есть вражда людей друг с другом. Гражданское общество для нейтрализации этой вражды преобразуется в государство. Монтескье различает в гражданском обществе три вида законов: гражданские, государственные, политические. Гражданские законы регламентируют отношения, принципы гражданского общества. Это отношения собственности, добровольных объединений граждан. Государственные законы – регламентируют главным образом политические права и свободы этих же граждан. Монтескье прямо указывает, что гражданское общество есть важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры со стороны властных структур.
Ж.Ж. Руссо показывает гражданское общество как общество, преобразованное в государство с помощью общественного договора. Он, провозглашая народный суверенитет, обосновывает право народа на свержение абсолютизма и отчуждение от власти демократически выбранного правительства.
И. Кант заметно углубил представления о гражданском обществе и выявил главный путь формирования гражданского общества – сочетание свободы каждого со свободой других. По Канту гражданское общество основано на таких априорных принципах:
1. Свобода члена общества как человека;
2. Равенство его с другими как подданного;
3. Самостоятельность
члена общества как гражданина.
Принципиально
новыми положениями обогащает
понимание гражданского
1. Частная собственность;
2. Общность интересов;
3. Всеобщее равенство граждан;
4. Защищенность человека от случайностей.
В отличие
от других Гегель
Маркс гражданское общество рассматривал как сферу материальной и экономической жизни людей и гражданское общество есть общественная организация, развивающаяся непосредственно из производства и обращения, совокупность экономических и производственных отношений, соответствующих определенному уровню производительных сил. По Марксу гражданское общество является первичным по отношению к государству. Взаимоотношения между гражданским обществом и государством проявляются как отношения между индивидуальной свободой и публичной властью. А различия между гражданским обществом и государством наиболее наглядны в политической жизни общества. Если государство входит в структуру и жизнь общества как важнейший элемент его политической организации, то гражданское общество в его структуру не входит. По Марксу есть неприкрытое противоречие между государством и гражданским обществом – это представительство гражданского общества в государственных органах. Гражданское общество, наделяя себя политическими функциями, по существу отрицает себя и самоотрицается и не реализуется. Революционные изменения происходят именно в гражданском обществе – вытеснение частной собственности. В целом Маркс по существу отрицал место гражданского общества в новом политическом режиме – диктатуре пролетариата, что и случилось в советской действительности. Гражданское общество здесь подменялось мнимым «общенародным государством».
Различные
аспекты современных
В отечественной
обществоведческой науке
Происхождение гражданского общества
В современной политологии о