Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:18, доклад
Именно статус, полномочия и функции Главы государства предопределяют ведущую роль Президента в формировании и проведении адекватной идеологии белорусского государства.
И хотя основные принципы идеологии белорусского государства сформулированы в Конституции, но сами по себе они не могут быть реализованы.
1. Президент - Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства.
2. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.
3. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь в идеологии белорусского государства.
4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах.
«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Президент - Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства.
2. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.
3. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь в идеологии белорусского государства.
4.
Местное управление и самоуправление
в идеологических процессах.
1. Президент - Глава государства Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
Именно статус, полномочия и функции Главы государства предопределяют ведущую роль Президента в формировании и проведении адекватной идеологии белорусского государства.
И хотя основные принципы идеологии белорусского государства сформулированы в Конституции, но сами по себе они не могут быть реализованы.
Сам термин «президент» происходит от латинского слова «praesidens», т.е. «сидящий впереди». В античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. Термин «президент» по отношению к главе государства начал употребляться только с конца XVIII века, когда был учрежден первый институт президентства в США.
Белорусский институт президентства в своей основе содержит французскую модель. Современное представление о президентстве основывается на отождествлении его с Главой государства.
Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления: всего 143 страны, из них 140 - члены ООН.
Президент - Глава государства уполномочен формировать и идеологическую доктрину белорусского государства. Для этого у Главы государства имеются необходимые полномочия: обеспечивать взаимодействие ветвей власти, преемственность и стабильность в работе государственных органов, а также представлять Беларусь внутри страны и в международных отношениях, а его правовые акты не нуждаются в контрассигнации (т.е. предварительном согласовании).
Президент Республики Беларусь по Конституции занимает особое место в государственном механизме и системе разделения властей: в организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет политической ответственности перед ними.
Глава государства оказывает инициирующее влияние на формирование идеологии белорусского государства и определяет структуру идеологической сферы общества. Обладая широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти, он же определяет основные направления идеологии во внутренней и внешней политике государства. Указы и Декреты Президента содержат идеологические положения, определяющие конкретные действия правительства. Нормативные акты Главы государства определяют идеологию формирования социально ориентированной экономики, реализации общественных интересов и потребностей.
Белорусская президентская модель власти имеет свою специфику при президентской системе правления, которая выражается в следующем:
-
полномочия особого института
президентской власти во всех
сферах государственного
- объединяет все власти для согласованного и эффективного функционирования;
-
посредничество Президента
- президентские полномочия с точки зрения разделения властей не вписываются в классическую триаду власти и в Конституции выделены в отдельную главу.
Главные
отличительные черты
Президентские
полномочия, по существу, охватывают все
направления организации и
Родоначальником
идеи о необходимой
Наделение Президента Республики Беларусь таким «вневластным» статусом и объемом полномочий позволяет осуществлять конституционные функции по формированию идеологии основных направлений внутренней и внешней политики, защиты суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности, поддержки стабильности в государстве, гражданского мира, а также обеспечения единства государственной власти, устойчивого управления и согласованного функционирования ветвей власти.
Однако президентская деятельность не бесконтрольна. В Конституции закреплена система сдержек и противовесов. Назначения на ключевые посты производятся с согласия Парламента, нормотворческая - может быть проведена на соответствие Конституции. Парламент обладает правом преодоления вето Президента, ратификации подписанных им международных договоров, утверждения указов и декретов. В случае совершения государственной измены или иного тяжкого преступления Президент может быть смещен с должности в порядке импичмента.
Президент Беларуси выполняет по Конституции следующие идеологические функции:
Во-первых, гарантийную. Президент - гарант самой Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности. Данная формула не имеет ни оговорок, ни ограничений. Поэтому общество вправе ожидать, что Президент предпримет все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности.
Во-вторых, арбитражно-интегративную функцию как исходную из «вневластного» характера президентской власти. Конституция ставит Президента в качестве арбитра в отношениях между ветвями власти для согласованного взаимодействия, стабильного сотрудничества и единства, а не в качестве лица, сосредотачивающего в своих руках властные полномочия других ветвей власти.
В-третьих, контрольную функцию. Она обеспечивается контрольными полномочиями Президента по Конституции или установленными им фактически: отчетность правительства, прямое подчинение ряда министерств и ведомств Главе государства, отмена нормативных актов правительства - это в отношении исполнительной власти; а в отношении Парламента и Суда - это фактически складывающиеся отношения. Например, приостановление Президентом действия решений Советов, постановка вопроса перед Конституционным Судом о наличии фактов систематического и грубого нарушения Палатами Парламента Конституции. Всё это подтверждает реальный контроль Главы государства в идеологическом управлении обществом.
Таким образом, институт президентства в Беларуси является ведущим органом власти в формировании идеологии белорусского государства, а Президент - Глава государства является не только юридическим, но и фактическим идеологическим лидером белорусского государства при поддержке населения страны.
2. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства
Место и роль Парламента Беларуси в идеологии государства определено Конституцией и Законом «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» от 4 января 2003 г.
Национальное Собрание является высшим представительным и законодательным органом и состоит из двух палат: Палаты представителей от избирателей и Совета Республики - Палаты территориального представительства.
На
основе статуса полномочий Парламент
играет в идеологии двоякую роль:
учувствует одновременно и в её формировании,
и в практической реализации. Именно
от эффективности и
Представительная функция Парламента в структуре институтов власти означает, что в его составе работают избираемые народом и частично назначаемые его представители, которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы людей.
Законодательная функция означает, что основная задача Парламента - законотворческая.
Впервые слово «парламент» появилось в Англии (parliament), хотя корень слова французский (parler - говорить).
Представительные и законодательные органы имеют богатую историю. Они существовали в Древней Греции и Риме. В Великом Княжестве Литовском основными властными структурами были «Великий вальный сейм» и «Гаспадарчая рада».
Нельзя не заметить того, и это естественно, что двухпалатный парламент имеет и «двухпалатную» идеологию. Это объективно при различии объема и направленности их ролей в Парламенте.
Кроме этого, в Палате представителей работают на профессиональной основе в отличие от членов Совета Республики.
Идеология
места, роли и полномочий Парламента
зависят от формы правления в
государстве. В парламентских республиках
Парламент формирует и
Наиболее наглядно роль Парламента в сфере идеологии отражают его основные полномочия в конкретных направлениях деятельности.
Первое - законотворческое. Именно для этого и создаются парламенты. Благодаря тому, что документы разрабатывают, обсуждают и принимают законы, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом, и формируется идеология государства по реализации интересов, потребностей и ценностей избирателей.
Именно в парламентах представлены и сталкиваются разнообразные интересы различных социальных и национальных групп, национальных общностей и на более высоком уровне проявляются идеологические позиции и взгляды.
Второе - представительское. Данное направление означает, что депутаты являются выразителями интересов и воли народа, всей совокупности идеологических притязаний граждан государства.
Третье - идеологическое направление, значение которого постоянно растет. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов, тех взглядов, с которыми и пришли в парламент. С другой стороны, идеологическое информирование населения, воздействие на общественное мнение реализуется в каждом конкретном случае, когда необходимо осуществить изменение в какой-то области жизни и закрепить их в законодательных актах. Тем же идеологическим целям служат многочисленные встречи депутатов с избирателями, их выступления в СМИ.
Четвертое - контроль за деятельностью исполнительной власти, что служит интересам государства и общества, содействует эффективности соблюдения законов, формированию государственной идеологии.
В
качестве основных факторов формирования
идеологии белорусского государства,
в становлении которых
-
совершенствование социальных
Информация о работе Государственные институты и формирование идеологии белорусского государства