Государственная семейная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:35, реферат

Описание работы

Концепция государственной политики в отношении молодой семьи (далее - Концепция) определяет систему взглядов, исходных положений, принципов, приоритетных направлений, основных понятий и мер в сфере регулирования отношений государства и молодых семей.
Концепция служит основой для организации работы органов государственной власти и местного самоуправления при решении вопросов, касающихся жизнедеятельности молодой семьи.

Работа содержит 1 файл

социология семьи.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

     В некоторых странах, где полная оплата декретного отпуска гарантируется не всем работающим женщинам, те, кто занят в госсекторе, имеют преимущество - они получают полную компенсацию декретного отпуска (Дания, Испания, Португалия). Хуже всего ситуация с выплатой декретных отпусков в Греции.

     В шести странах декретный отпуск, так или иначе, оплачивается не только работающим, но и самозанятым, а кое-где  и неработающим женщинам (Бельгия, Дания, Германия, Италия, Люксембург и отчасти  Великобритания) в основном в виде единовременного пособия. Отпуска по воспитанию детей или так называемые «родительские», для всех категорий женщин оплачиваются только в Германии, а некоторым категориям работающих - в Италии. В остальных странах эти дополнительные отпуска не оплачиваются. Продолжительность отпуска по беременности и родам также отличается большим разнообразием. Минимальна она в Португалии - 13 недель и максимальна в Дании - 28 недель. В остальных странах от 14 до 20 недель. Особое положение занимает Великобритания, где нет твердо установленной обязательной продолжительности декретного отпуска для всех работающих женщин, однако те, кто имеет на него право, получают 11 недель до и 29 недель после родов, но компенсируется лишь 18 недель.

     В некоторых странах установлена  общая продолжительность декретного отпуска, а его разделение на «до» и «после» родов носит гибкий характер. В Испании, например (крайний случай), можно совсем не брать дородового отпуска и все 16 недель использовать после рождения ребенка.

     Во  всех без исключения странах запрещено увольнение беременной женщины, а ее место работы на период декретного отпуска сохраняется.

     Во  многих странах право возвращения  на прежнее место работы распространяется на более длительный период. В этом отношении выделяется Германия, где  этот срок составляет 36 мес.  В остальных странах - от двух до 12 мес.

     Почти во всех странах, кроме Ирландии, беременная женщина имеет право перехода на более легкую работу. Обязательное медицинское освидетельствование  требуется от женщин в восьми странах  из 12 (кроме Бельгии, Греции, Ирландии, Франции).

     Дополнительное  время для кормления ребенка  грудью предоставляется в восьми из 12, стран. Оно не предусмотрено  в Бельгии, Дании, Ирландии и Великобритании.

     Менее распространен такой вид поддержки  семьи, как пособие в связи с рождением ребенка (родовое пособие). Его выдают всем женщинам только в четырех странах (Бельгия, Франция, Люксембург и Португалия). В Ирландии и Великобритании такое пособие могут получить только нуждающиеся семьи.

     В отношении отпусков по уходу за больными детьми страны Европейского Союза значительно отстали от бывших социалистических стран Европы и России. Такие отпуска предоставляются не во всех странах, а там, где они существуют, их продолжительность составляет от одного до десяти дней.

     Еще более редкий характер носит предоставление пособия школьникам в связи с началом учебного года. Только Франция и Люксембург дают всем детям такое пособие. В Ирландии на него могут рассчитывать только бедные семьи.

     Некоторые страны выплачивают пособие новобрачным как перспективным родителям. К ним относятся, как ни странно, такие более бедные страны, как Португалия и Греция, а также Люксембург. |

     В половине стран Европейского Союза  существует льгота для отцов семейств при призыве их на военную службу; от военной службы могут освободить либо отсрочить ее прохождение. Правда, при этой следует отметить, что в трех странах ЕС обязательной службы в армии вообще не существует (Ирландия. Люксембург, Великобритания).

     Для семей с детьми довольно распространены (в восьми странах из 12) льготы по проезду на городском, а кое-где и на железнодорожном транспорте. Таких льгот не имеют только англичане, португальцы, голландцы и датчане.

     Все страны ЕС выплачивают семейные пособия  на детей. Только в одних оно носит  универсальный характер, т. е. ничем не обусловлено, а в других при его выплате учитываются доходы семьи. Универсальный характер имеют пособия в восьми странах (Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Великобритания). «Полууниверсальный» характер выплат существует в Германии. Здесь платят пособия практически всем, но, начиная со второго ребенка, размер пособия зависит от дохода семьи. Установлен также общий потолок дохода, после которого с 1994 г. пособие совсем не выдается. Однако этот потолок так высок, что вряд ли имеет практическое значение.

     Только  в четырех странах размер пособий  автоматически индексируется (Бельгия, Люксембург, Греция, Португалия). В большинстве  остальных индексация проводится ежегодно либо (как в Германии) происходит их периодический пересмотр.

     За  исключением Греции семейные пособия  налогом не облагаются.

     В некоторых странах размер семейных пособий прогрессивно увеличивается  по мере взросления ребенка (Бельгия, Франция, Люксембург, Великобритания). В половине стран размер пособия зависит от очередности рождения ребенка. В большинстве случаев максимальная сумма выплачивается на третьего-четвертого ребенка.

     Есть  и курьезы. Так, в Нидерландах, которые  выражают стремление снизить рождаемость, размер пособия возрастает с каждым родившимся ребенком вплоть до восьмого! Более последовательны в этом плане англичане, которые также не прочь сократить численность населения. Они, уже начиная со второго ребенка, снижают размер пособия.

     Возрастная  граница предоставления семейного  пособия на детей более чем в половине стран установлена в 18 лет. В четырех странах пособия не получают дети с 16-17 лет, а в одной (Ирландия) - с 14лет. Во всех странах, кроме Дании и Испании, возрастная граница выплаты пособия может быть повышена, если ребенок продолжает учебу, в частности получает высшее образование. Такой возрастной предел в большинстве стран составляет от 24 до 27 лет (максимум в Германии и Люксембурге).

     В последние года в странах Западной Европы и, особенно, в Германии, Франции  и некоторых других, начала формироваться более всеобъемлющая концепция семейной политики. Ставится вопрос о создании такой социальной среды, которая бы более полно отражала потребности родителей и детей. Эта концепция имеет в виду улучшение условий труда для родителей, имеющих маленьких детей, в частности, увеличение продолжительности «родительского отпуска» с сохранением права возврата на прежнее место, более широкое распространение гибкого графика работы, неполной занятости, создание более удобных рекреационных возможностей в пригородах, улучшение работы общественного транспорта, более широкое вовлечение родителей в работу детских дошкольных учреждений, расширение системы налоговых льгот на детей.

     В целом за последние годы произошел  заметный сдвиг в расширении и  совершенствовании государственной политики помощи семьям с детьми в западноевропейских странах и США. Но возможности для дальнейшего улучшения условий жизни семей с детьми далеко еще не исчерпаны и требуют более тесной унификации во всех странах Запада. 

     Основными направлениями семейной политики являются:

     •   улучшение материальных условий  жизнедеятельности семей, профилактика бедности;

     •   обеспечение условий для совмещения трудовой, профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей и личными интересами человека;

     •   оказание всесторонней помощи семье  в воспитании детей, поддержка одаренных  детей;

     •   обеспечение охраны здоровья матери и ребенка;

     •   защита прав несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений;

     •   усиленное внимание к неполным, имеющим  детей-инвалидов, малообеспеченным семьям с целью создания благоприятных  условий для их жизнедеятельности;

     •   всесторонняя подготовка молодежи к  браку, семейной жизни и | планированию семьи;

     •   профилактика семейного неблагополучия и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

     1. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Семья как социокультурный феномен // Модернизация института семьи: макросоциологический, экономический и антрополого-педагогический анализ. Монография. — М.: Интеллектуальная книга, Новый хронограф, 2010. — С. 27—53. — ISBN 978-5-94881-139-0.

     2. Коротаев А. В. Семья в социально-экономической структуре докапиталистических классовых формаций // История и филология древнего и сре¬дневекового Востока / Отв. ред. Васильев, Д. Д., и Волков, С. В. М.: Наука, 1987, с.3-11.

     3. Семья // Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка

     4. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи

     5. Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. — 2001 г. — 204 с. - (Серия «Высшее образование»).

Информация о работе Государственная семейная политика