Государственная политика в области социальной защиты материнства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:42, реферат

Описание работы

Под социальными обязательствами государства в рыночной экономике понимаются получаемые из бюджета расширенного правительства гражданами страны и иными категориями физических и юридических лиц доходы в денежной или натуральной форме, определенные Конституцией страны, закрепленные государственными законами и имеющие природу, отличную от заработной платы, ренты, дивидендов и предпринимательского дохода.

Работа содержит 1 файл

защита материнства.docx

— 35.61 Кб (Скачать)

    В России правовые нормы, касающиеся охраны здоровья женщин-матерей, преимущества по воспитанию детей представлены в  Трудовом Кодексе Российской Федерации:

    - запрещение  труда женщин на тяжелых работах  и на работах с вредными условиями труда;

    - установление  предельных норм переноса и передвижения тяжестей;

    - ограничение труда женщин в ночное время;

    - установление  облегченных условий труда беременных  женщин (запрещение ночных, сверхурочных  работ, командировок, перевод на более легкую работу).

    На  создание женщинам-матерям условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей, направлены следующие нормы:

    - запрещение  ночных, сверхурочных работ, работ  в выходные дни и направление  в командировки женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет;

    - подобного  рода работы ограничиваются в  отношении женщин, имеющих детей  в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов  до 16 лет), и могут допускаться  только с согласия самих женщин;

    - по  желанию женщины (равно как  и любого другого родственника), находящейся в отпуске по уходу  за ребенком, она может работать  на условиях неполного рабочего  времени или на дому с сохранением  права на получение пособия  в период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком;

    - перерывы  для кормления ребенка, предоставляемые  матери, имеющей детей в возрасте  до полутора лет, включаются  в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку;

    - по  просьбе женщин, имеющих детей  в возрасте до 14 лет, администрация  обязана устанавливать им неполный  рабочий день или неполную  рабочую неделю; оплата труда  в этих случаях производится  пропорционально отработанному  времени или в зависимости  от выработки. Подобный режим  труда не влечет каких-либо  ограничений в отношении стажа  работы и продолжительности отпуска;

    - женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, а одинокой матери ребенка  в возрасте до 14 лет, предоставляются  особые гарантии при приеме  на работу и увольнении: запрещается  отказывать им в приеме на  работу и снижать заработную  плату по мотивам, связанным  с наличием детей; их увольнение  по инициативе администрации  не допускается, кроме случаев  полной ликвидации предприятия,  когда допускается увольнение  с обязательным трудоустройством.

    Закон Российской Федерации «О занятости  населения в Российской Федерации» предоставляет дополнительные гарантии занятости многодетным родителям  с несовершеннолетними детьми, женщинам, воспитывающим детей дошкольного  возраста, детей-инвалидов, нуждающихся  в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (дополнительные рабочие места, организация по обучению специальным программам и т.д.).

    Женщины в нашей стране имеют право на льготы:

    - в  связи с беременностью, родами, кормлением ребенка и это не  только «декретный отпуск», но и права женщины в вопросах планирования семьи;

    - обусловленные  необходимостью ухода за детьми и их воспитания.

    Женщины имеют право на искусственное  оплодотворение, искусственное прерывание нежелательной беременности и даже на медицинскую стерилизацию, что  урегулировано в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан. Искусственное  оплодотворение замужней женщины и  имплантация ей эмбриона возможна при  наличии письменного согласия обоих  супругов, т.е. рожденный ребенок, будет считаться их общим. Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве.

    Государственная политика в интересах матери и ребенка является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации и основана на следующих принципах:

    - государственная  поддержка семьи в целях обеспечения  полноценного воспитания детей,  защиты их прав, подготовки их  к полноценной жизни в обществе;

    - установление  и соблюдение государственных  минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни матери и ребенка с учетом региональных различий данных показателей;

    - ответственность  должностных лиц, граждан за  нарушение прав и законных  интересов ребенка, причинение ему вреда;

    - государственная  поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных  организаций, осуществляющих деятельность  по защите прав и законных  интересов матери и ребенка.

    Необходим комплекс мер государственной политики по поддержанию и регулированию занятости женщин:

    - определение  их приоритетов в экономической  политике (преимущество в инвестициях,  налоговые, кредитные льготы и т.д.);

    - увеличение  женской занятости в малом бизнесе;

    - повышение  конкурентоспособности женской  рабочей силы в результате  широко развитого обучения, переподготовки, экономической поддержки различных  форм занятости с неполным рабочим временем;

    - переход  к новым формам занятости в  связи с развитием в России  малого предпринимательства и  самозанятости, включая семейные предприятия;

    - развитие  женского предпринимательства, необходимость  государственной политики по  поддержке малого бизнеса (и женского тоже);

    - введение  специального раздела федеральных  программ поддержки малого предпринимательства,  занятости с участием в них женщин;

    - организация  обучения женщин основам предпринимательства;

    - финансовая  поддержка, дешевые кредиты, низкие  налоги, доступные помещения, земля;

    - активизация отечественного капитала в малое предприятие;

    - открытие  бесплатных счетов и обслуживание  фирм с малыми оборотами и  большими перерывами в поступлениях.

    С целью социальной поддержки женщины  создаются специальные кризисные  центры для оказание психологической, юридической, педагогической, социальной и другой помощи женщинам, находящимся  в кризисном и опасном для  физического и душевного здоровья состоянии или подвергшимся психофизическому насилию.

    Категории женщин, которым должны оказываться  социальные услуги в кризисном центре:

    - подвергшиеся психофизическому насилию;

    - потерявшие родных и близких;

    - вдовы;

    - женщины, имеющие детей-инвалидов;

    - одинокие  матери с несовершеннолетними детьми;

    - беременные, в том числе несовершеннолетние;

    - одинокие женщины из неполных семей;

    - женщины,  находящиеся в предразводной и послеразводной ситуации;

    - женщины,  находящиеся в конфликте с семьей;

    - женщины,  находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

    - самостоятельно  проживающие выпускницы детских домов и интернатов;

    - девочки-подростки,  оказавшиеся в трудной жизненной  ситуации.

    Основные  причины, по которым женщина обращается в центр: отчаяние при сложной  ситуации в семье; угроза потери работы; длительная безработица; болезнь или  смерть близких; чувство одиночества; желание получить совет в связи  с возникшей жизненной проблемой; ситуация насилия или угроза насилием.

    Цель  деятельности центра — оказание психологической, юридической, социальной и других видов  помощи женщинам, находящимся в кризисном  и опасном для физического  и психического здоровья состоянии.

    Деятельность центра направлена на:

    - выявление  совместно с государственными  органами и общественными объединениями  (учреждения образования, здравоохранения,  внутренних дел, комитеты по  делам несовершеннолетних, по делам  молодежи, органов занятости, миграции, общество Красного Креста, общество  инвалидов) женщин, остро нуждающихся в незамедлительной социальной защите и помощи;

    - предоставление  клиентам необходимых социальных  услуг разового или постоянного  характера;

    - поддержку  женщин в решении проблем мобилизации  их собственных возможностей  и внутренних ресурсов по преодолению  сложных жизненных ситуаций;

    - социальный  патронаж женщин, предоставление  временного приюта;

    - повышение  стрессоустойчивости и психологической  культуры населения;

    - помощь  женщинам по созданию в семье  атмосферы взаимопонимания и  взаимного уважения, благоприятного  микроклимата, преодолению конфликтов  и иных нарушений супружеских  и внутрисемейных отношений.

    Что касается материально-экономической  базы, то современная материально-экономическая  база социальной защиты материнства  и детства значительно ослаблена. Прежде всего, надо отметить, что благополучие многих семей пошатнулось.

    Приказами Минздрава России от 21.05.2002 №151 и  от 01.11.2002 №334 введены должности главных  внештатных специалистов в федеральных  округах Российской Федерации. Разработаны  положения о кураторах и главных  специалистах, которыми определены конкретные задачи и направления их деятельности в федеральных округах.

    С целью принятия оперативных мер  по предотвращению случаев материнской  смертности в стране, Минздравом России утвержден приказ от 14.08.2002 № 257 о  представлении экстренных донесений  о числе рождений, материнской  и младенческой смертности. В Московском НИИ педиатрии и детской хирургии и Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН действуют соответствующие отделы мониторинга.

    Для усиления организационно-методической помощи субъектам Российской Федерации  созданы научно-практические центры здоровья женщин после 40 лет и охраны репродуктивного здоровья девочек  в Научном центре акушерства, гинекологии  и перинатологии РАМН.

    Одним из основных механизмов реализации стратегии  охраны материнства и детства  являются федеральные целевые программы, позволяющие сосредоточить финансовые ресурсы на решение наиболее острых проблем материнства и детства.

    В целях повышения информированности  специалистов и населения по вопросам здорового образа жизни, охраны репродуктивного  здоровья, обеспечения безопасного  материнства издано и направлено в субъекты Российской Федерации  в отчетном году более 20 тыс. экземпляров  информационно-методических материалов.

    В основу  реализации  стратегических  задач  заложены принципы    программно - целевого планирования,  сосредоточения материально-   технических   ресурсов   и   финансовых   средств   на   важнейших    направлениях, сохраняющих жизнь и здоровье женщин и детей.

    Разработана и   утверждена   государственная  программа  "Дети России",   которой   придан   статус    президентской.  В нее входят ряд подпрограмм - "Индустрия детского  питания", "Планирование  семьи",  "Дети  -  инвалиды",   "Дети  -    сироты", "Дети Чернобыля" и "Дети Севера".

    Родовспомогательные и детские   лечебно - профилактические    учреждения    оснащены   современным   медицинским   оборудованием    (дыхательная  аппаратура  для   новорожденных,   кувезы,   детские    стоматологические установки и т.д.). Часть средств была направлена    на проведение витаминизации беременных и детей, усиление питания в    оздоровительных   учреждениях,   а  также  повышение  квалификации    медицинских работников.  При этом до 50% средств было направлено в    наиболее   пострадавшие  от  Чернобыльской  катастрофы  территории    (Брянская, Тульская, Калужская, Орловская области).

    В  Российской  Федерации функционирует 84 центра планирования семьи и репродукции,  создан федеральный центр    планирования семьи   и   репродукции   на   базе   НИИ акушерства,    гинекологии и перинатологии. В целях  реализации  прав  беременных  женщин  на  безопасные    условия работы  совместно  с  Госсанэпиднадзором   РФ   утверждены    гигиенические рекомендации к рациональному трудоустройству    беременных.

Информация о работе Государственная политика в области социальной защиты материнства