Горизонты глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:13, реферат

Описание работы

В настоящее время мировое сообщество переживает сложный этап глобализации общественных процессов, что обусловлено, в частности, развитием информационных технологий. Глобализация охватила экономическую, политическую и культурную сферы общества. С давних пор люди пытались осознать свою взаимозависимость, целостность и единство; интеграция сопутствовала поступательному развитию общественных систем.
Выделяются два аспекта глобализации. Первый аспект выражается в том, что гомогенизация жизненного мира, приверженность общим культурным ценностям, жизнь по единым принципам, следование общепризнанным нормам поведения, стремление все универсализировать. Второй аспект - естественно растущая взаимозависимость, интеграция отдельных форм общественной жизни, главным следствием которой является размывание государственных границ под напором действий глобальных фирм, религиозных группировок, транснациональных управленческих структур, межгосударственных органов и общественных объединений. Под воздействием процессов глобализации формируется единый, целостный универсальный социум

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. Глобализация как фактор модернизации социальных ценностей российской молодежи.………………………………………………………………………....4
2. Глобализация и семья. Минусы………………………………………………8
3.Проблемы глобализации………………………………………………………11
Список литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Горизонты глобализации.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

МИГИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ТАГАНРОГЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

По дисциплине: Социология

На тему: Горизонты глобализации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 

             Выполнила студентка гр. М-80 Кретова Е.Д.

          Проверила: доцент кафедры СИП Алексеева А.В. 
           
           
           

Таганрог 2011

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Глобализация как фактор модернизации социальных ценностей     российской молодежи.………………………………………………………………………....4

2. Глобализация и семья. Минусы………………………………………………8

3.Проблемы глобализации………………………………………………………11

Список литературы………………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время мировое сообщество переживает сложный этап глобализации общественных процессов, что обусловлено, в частности, развитием информационных технологий. Глобализация охватила экономическую, политическую и культурную сферы общества. С давних пор люди пытались осознать свою взаимозависимость, целостность и единство; интеграция сопутствовала поступательному развитию общественных систем. 
Выделяются два аспекта глобализации. Первый аспект выражается в том, что гомогенизация жизненного мира, приверженность общим культурным ценностям, жизнь по единым принципам, следование общепризнанным нормам поведения, стремление все универсализировать. Второй аспект - естественно растущая взаимозависимость, интеграция отдельных форм общественной жизни, главным следствием которой является размывание государственных границ под напором действий глобальных фирм, религиозных группировок, транснациональных управленческих структур, межгосударственных органов и общественных объединений. Под воздействием процессов глобализации формируется единый, целостный универсальный социум [1]. 

 

     Процессы  глобализации - множественные, неоднозначные  и противоречивые как в своей  реализации, так и в своём восприятии - становятся, так или иначе, «объективной реальностью» современного мира..

     Социокультурный горизонт глобализационных процессов  получил внимание со стороны исследователей позднее, чем измерения экономическое  и политическое. Однако степень его  важности признается сегодня едва ли не доминирующей над другими сферами.

     Тот факт, что глобализация несет с  собой не только преимущества, но и  угрозы является сегодня уже общепризнанным. Однако, если в сфере экономических  и политических отношений эти  угрозы, или риски достаточно  очевидны и, в общем, хорошо изучены, в сфере социокультурной глобализационные вызовы исследованы недостаточно. Что конкретно представляют собой эти угрозы? Какие возможны последствия для общества, ставшего перед лицом вызова социокультурных элементов глобализации? Как связаны эти вызовы с культурно-цивилизационной спецификой того или иного общества? Какие конкретно сферы социума являются приоритетными объектами вызовов такого рода? На эти и многие другие вопросы, связанные с символическими рисками, которые несет с собой глобализация, ответы всё ещё не являются полными. 
 

1. Глобализация как фактор модернизации социальных ценностей     российской молодежи

     

Традиционно глобализацию оценивают как процесс формирования и функционирования транснациональных институтов в сфере экономики, политики и финансов. Действительно, с ней связаны проблемы национального суверенитета, обеспечения национальной безопасности, перемещения людей, желающих изменить социальный статус. Но у глобализации есть социальный аспект, касающийся изменения социальных связей, а также жизненных стратегий индивидов под влиянием не только экономических эффектов глобализации, но и трансформации социальных и культурных идентичностей, образовательных установок. 
 С развитием процессов глобализации часто связывают такие понятия, как «американизация», «макдональдизация». По мнению Дж. Ритцера [2], на общем уровне «американизация» – просто термин для описания влияния Америки и ее норм, ценностей, структур и институтов на остальной мир. Макдональдизацию автор характеризует как процесс, обладающий четырьмя особенностями: эффективностью, предсказуемостью, упором скорее на количество, чем на качество и контролем посредством замены человеческих технологий унификацией операций. Все эти особенности переносятся в современном обществе на многие сферы жизни, начиная от ресторанов быстрого питания и заканчивая снятием денег по кредитным карточкам [3]. Это не могло не сказаться на молодежи, которая является слоем, наиболее подверженным воздействию как позитивных, так и негативных факторов глобализации. Не случаен в этой связи рост доли тех, кто считает, что в качестве национальной идеи могла бы выступить идея сближения с Западом, вступления России в общеевропейский дом, с 17 % в 1996 г. до 22,2 % в 2001 г. [4]. В связи с этим доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию. В связи с языковой глобализацией актуализируется проблема взаимодействия языков, формируется общепринятый разговорный язык – английский.  
 
 Компьютерные технологии разносят одни и те же программы по свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются. 
Глобализация характеризуется распространением информационных технологий. Одно из технических нововведений современного общества – телевидение, которое является мощнейшим фактором глобализации. Оно ускорило темп жизни, сформировало свои мифы, переписало историю. Именно потому, что зритель не остается безучастным к транслируемым событиям, телевидение может глубоко воздействовать на его способ мышления и обусловливать поступки. В связи с этим у молодых людей формируются зачастую неверные представления о жизни. Об этом говорят увеличение молодежной преступности, снижение возрастного порога вступления в половую жизнь, формирование новых жизненных стандартов. Использующее рекламу телевидение зарекомендовало себя идеальным средством стимулирования и манипулирования. Положительной стороной современного ТВ является наличие разнообразного учебного материала в специальных и образовательных передачах, расширение кругозора, возможность формирования своей позиции по тому или иному вопросу [5].  
 
 С начала 1990-х гг. российское образование объективно интегрируется в систему мирового образования, что приводит к определенным структурным и институциональным инновациям. «Закрытость» образования в советском обществе имела далеко идущие последствия. Во-первых, российское образование отстает от мировых стандартов информатизации и дистанционного обучения. Во-вторых, расхождения в учебных программах настолько велики, что в ближайшее время не стоит говорить о конвертируемости дипломов. В-третьих, преобразования в российском образовании осуществляются по сценарию «догоняющей модернизации», воспроизводства норм, образцов западной системы образования, что продуцирует раскол сторонников отечественных традиций и инноваций в образовании. Глобализация разрушила стереотипы «интеллектуального превосходства» российского образования: требование быть готовым к новым профессиональным нормам, к угрозе потери работы или перемене профессии противоречит избранному социальному статусу, социальному опыту, жизненным убеждениям. Глобализация прежде всего вызывает демонстрационный эффект в настроениях российской молодежи, осознание «отсталости» отечественной системы образования, что не могло не повлиять на падение престижа образования, которое в ближайшее время навряд ли достигнет состояния «национальной гордости». Около 24 % респондентов заявляют о желании во что бы то ни стало обучаться за границей, считая российскую систему образования неэффективной, не дающей квалификацию современного специалиста. На соображения учиться за границей влияет не только экономический фактор, но и чувство наставничества, характерного для эпохи глобализации. Для 43,4 % молодых россиян барьерами на пути «перемены места учебы» выступают материальные проблемы, для 56 – несовершенное владение иностранными языками, для 41 % - недостаточный уровень знаний, полученных в средней школе. Респонденты отмечают наличие иных социокультурных стандартов, а также трудности в повседневном общении. Позитивно настроенная на участие в глобальном образовательном процессе молодежь не готова к осуществлению своих жизненных стратегий. Такое расхождение позиционирует состояние неудовлетворенности, когда молодой человек критически оценивает состояние системы образования, но становится сторонним наблюдателем, ссылаясь на невозможность в российских условиях реализовать собственные жизненные амбиции. Можно с доверием отнестись к утверждению Н. Д. Сорокиной, что 24 % студентов МГУ, безусловного лидера российского образования, изъявляют желание после окончания учебы уехать за границу с целью получения второго или дополнительного профессионального образования, или хорошей работы [6]. 
 
 В целом молодежь полагает, что уровень ее жизни значительно ниже, чем у зарубежных сверстников (62 %), хотя по ценностным ориентациям различия признаются незначительными. Молодые люди слабо осведомлены о проблеме глобализации. Опрос респондентов показал, что 55 % молодых людей считают наиболее значимыми проблемами глобализации экологические, что, видимо, связано с активной деятельностью международных экологических организаций и высоким спросом на участие в экологическом движении зарубежной молодежи. На втором месте по значимости находятся политические проблемы, связанные в основном с положением России в современном мире, их отмечают 44 % респондентов. Для 29, 6 % наиболее близки культурные проблемы, отношения, наступление массовой культуры и сохранение отечественных культурных ценностей; 27, 4 – научно-технические и 24 % – гуманитарные. В восприятии молодого поколения утвердился образ России как бедной или, в лучшем случае, развивающейся страны, что подкрепляется неясностью глобализационных перспектив российского общества и его влияния на процесс глобализации. Для молодежи привлекательны позиции умеренного изоляционизма, дистанцирования от решения глобальных проблем. 
 
 Огромным достижением глобализации молодежь считает развитие мировой информационной сети (Интернета). Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Его пользователями в основном являются молодые люди, как наиболее восприимчивые и легко осваивающие различные технические нововведения. Это обстоятельство выступает критерием дифференциации среди молодежи и со старшими поколениями, где число пользователей составляет 2, 3 %. Влияние Интернета как последствия глобализации, конечно, шире, чем непосредственного пользования. Для молодых россиян пользование им является таким же признаком «символического потребления» и «жизненного комфорта», как собственный автомобиль или путешествие за границу. Это создает дистанцирование Интернета в стратегиях молодежи от сферы образования. К нему в 65 % случаев обращаются для удовлетворения не когнитивных или профессиональных потребностей, а других, прежде всего досуговых целей.  
 
 Положительным фактором Интернета является его терапевтическое воздействие. Круг общения человека расширяется, причем часто это общение эмоционально окрашено. Участниками виртуальных коммуникаций (особенно молодежью) «малой кровью» приобретается жизненный опыт, который усваивается в концентрированном виде. Сложно умалить значение виртуальных контактов и для людей с разнообразными комплексами. Существуют также и негативные последствия Интернета. Дружба и любовь в виртуальности требуют от молодых людей несравненно меньших моральных и материальных затрат и ответственности, чем в реальной жизни. Это ведет к различным видам «интернет-зависимости». Интернет открывает доступ к таким негативным явлениям, как порнография, облегчает поиск наркотиков, формирует различные психические патологии у пользователей. Кроме того, в киберпространстве имеют место компьютерная преступность, вандализм, другие негативные явления, включая политический экстремизм. Растут предпосылки отчуждения человека в общественной среде. 
Итак, глобализация и информатизация общества влияют на изменение ценностей молодежи. С одной стороны, межкультурное взаимодействие, возникающее вследствие глобальных перемещений, способствует обогащению духовных ценностей молодежи, росту интереса к другим культурным традициям, религиям. Глобализация способствует решению такого насущного вопроса, как рост национализма, шовинизма и дискриминации. Информационные системы позволяют поддерживать этнокультурную коммуникацию и сами являются структурами этнической консолидации и взаимодействия этноса в мировом культурном пространстве. Это воспитывает терпимость к другим этносам и народам и соответственно неприятие к международному терроризму и дискриминации. В сфере материальных ценностей в характерах молодых людей развиваются принципы соревновательности и конкурентности на рынке труда; стремление к определенному уровню благосостояния, выравниванию условий жизни, индивидуализации сознания и поведения. Благодаря глобализации в молодежной среде нарастает политическая либерализация общественного сознания, расширение круга социальной терпимости и плюрализация политических и общественных взглядов. 
 
 К негативным последствиям влияния глобализации на систему ценностей молодежи относится криминализация сознания, ощущение вседозволенности, связанные с девальвацией духовных ценностей, что обусловливается трансформацией экономической системы и возрастающим разрывом между богатыми и бедными, т.е. дифференциацией общества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Глобализация и семья. Минусы

  Социальные последствия экономической и культурной глобализации, в которую постепенно вовлекается и Россия и другие страны СНГ, неизбежно отражается и на частной сфере жизни женщин и мужчин, семейных отношениях. Возможно, постсоветские страны еще не ощущают «симптомы» глобализации, так как эти процессы в большей мере происходят в развивающихся и постиндустриальных странах, и в большей мере получили отражение в работах западных ученых. Ни сторонники, ни противники глобализации не могут изменить происходящий процесс.

  Но нельзя не замечать минусов глобализации.

     1. В условиях глобальной экономики  люди устремляются в более  благополучные государства в  поисках высокого заработка и  в надежде на лучшую жизнь.  Не всегда их ожидания оправдываются. Не важно, кто куда едет, русские в Англию или азербайджанцы в Россию. Они всегда оказываются в положении дискриминируемых по национальному признаку или статусу мигранта, часто бесправны, попадают в экономические ловушки, а женщины чаще могут быть подвергнуты дополнительной эксплуатациивключая сексуальную. Сколько людей пропали, погибли в других странах неизвестно («национальных статистик» не ведется, социологические исследования затруднительны). Политики мультикультурализма и толерантности не всегда приводят к желаемым результатам[8]. Враждебность со стороны граждан принимающих стран отмечается даже в Европейских странах, хотя эти страны принимают мигрантов давно. Эти тенденции начинают возникать и в России.

     2. В эпоху империализма миграция разрушает родственные, семейные связиДаже если люди мигрируют семьями, они не имеют поддержки родственной сети и близких друзей и в случаях переживания стрессов и лишений, часто не способны справиться с ситуацией, что отражается на их браке и детях. Родители терпят лишения, чтобы обеспечить будущее детей в более благополучной в экономическом положении стране. Сами дети быстрее адаптируются к новым условиям, усваивают язык и местную культуру, однако «отрыв от корней» не может не создавать проблем при формировании идентичности, особенно в подростковом возрасте. Семьи мигрантов в инонациональном окружении, испытывающие к тому же и материальные проблемы, часто живут в состоянии перманентного стресса, что не может «компенсироваться» лучшим материальным уровнем жизни.

     Неизбежные  разделения супругов в случае пусть  и временной работы вдалеке от дома (часто и в другом государстве) не способствуют стабильности их брака и эффективному родительству, также как и намерению иметь нескольких детей. Трудоустройство второго супруга на новом месте бывает проблематично, а миграционные правила часто не предполагают приезд в другую страну всей семьи, особенно в случае временных рабочих контрактов.

     3. Одним из механизмов глобализации  является межстрановый (межнациональный) брак. Эта тема практически не изучена, опять же в «глобальном масштабе» практически не возможно вести статистику или проводить социологическое исследование. Возможно, многие браки оказываются вполне успешными. Но «риски» возрастают в случаях знакомства в Интернет (известно множество случаев, например, когда новый супруги в другой стране «вешали» на жен свои долги или заставляли заниматься проституцией и др.). В любом случае, такие семьи имеют дополнительные проблемы (необходимость согласования культурных норм супружеского поведения, дополнительные конфликты по поводу воспитания детей и др.).

     4. Проблему формирования семьи молодыми людьми в условиях глобализации подчеркивают и руководители Европейского межстранового проекта немецкие социологи семьи П. Блоссфелд (Blossfeld) и Х. Хофмейстер (Hofmeister)[9]. Молодые люди испытывают состояние «неопределенности» и неуверенности в будущем и потому не торопятся создавать семью. Небывалое увеличение возраста вступления в брак и уменьшение числа детей в семьях, делают вывод они, связано с возрастающей неспособностью молодежи принимать на себя долгосрочные обязательства (такие как брак и дети). Эта неспособность в свою очередь обусловлена неуверенностью в своих экономических возможностях в условиях глобализации, особенно в странах, где акцентируется роль мужа в качестве добытчика.

     5. В условиях глобальной экономики  вынуждены работать оба супруга,  потому что всегда есть риск  потери работы для одного «добытчика».  «Жены настолько загружены работой,  что это уже не проблема  ролевого конфликта, и «перегруженности»,  как это было 25 лет назад. Это проблема полной несовместимости профессиональной карьеры и семьи для значительной части женщин», что является, по мнению Гиффин (Giffin), следствием «неолиберальной приватизации и нерегулируемости рынка труда» (в данном случае речь идет о Бразилии).

     6. В развитых странах уже сложились  своеобразные гендерные стратегии на «глобальном брачном рынке»Так, некоторые мужчины стремятся найти жену в тех странах, где установки на гендерное равенство в браке еще не столь распространены как на Западе, а жены готовы «обслуживать мужа». Например, американцы мужчины активно ищут русских женщин, которые «не избалованы» на родине партнерским отношением к ним со стороны русских мужчин. Немецкие мужчины, особенно после 30 лет, также предпочитают супруга из менее развитых в экономическом отношении стран[8]. Таким образом, патриархальные отношения в браке закрепляются глобально.

     7. Западные жены, принадлежащие к  среднему классу, используют дешевый  труд женщин мигранток как по дому, в качестве прислуги, так и в уходе за детьми и престарелыми[8]. И, таким образом, им удается совмещать профессиональные и семейные интересы. Элис Хочсчайлд (Hochschild) считает, что «глобальные цепи ухода» (global care chains) разрывают эмоциональные связи матерей и их детей как на Западе, где матери мало общаются с ребенком, так и в странах, откуда приезжают няни и сиделки. В последнем случае матери ухаживают за чужими детьми и практически не видят своих.

     8. Главная угроза − глобализация культуры, о чем пишет польский социолог П. Штомпка. «Местные нормы и ценности, обычаи и мораль, религиозные верования, модели семейной жизни, способы производства и потребления, похоже, исчезают под натиском современных западных институтов…Нынешние глобальные масштабы унификации культуры определяются главным образом средствами массовой коммуникации, особенно телевидением. "Империалистические средства массовой информации" превращают нашу планету в "большую деревню", обитатели которой потребляют один и тот же культурный продукт». Тенденция разрыва родственных связей как основного механизма трансляции национальной культуры превращает людей в те самые «частички без рода и племени», что грозит в условиях секуляризации обществ создать мир «безкультурья» или в лучшем случае «массовой культуры», которая, в частности, описана полвека назад на примере Америки Л. Гурко[9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Проблемы глобализации 

     Проблема глобализации в современных условиях приобретает особую остроту и актуальность, что обусловлено выявлением общих тенденций мирового развития. О глобализации как социальном феномене, о возможных ее последствиях сегодня много пишут и говорят. Вполне правомерно, что размышления о глобализации, прежде всего, направлены на осмысление данного явления, на выяснение причин возникновения глобализации и характеристику основных ее признаков.  
 
 Глобализацию следует рассматривать как новую стадию транснационализации экономической жизни планеты, выражающуюся в усилении взаимозависимости национальных экономик. Ее суть – в перемещении экономической власти с национально-государственного уровня на глобальный. Это значит, что ведущую роль в экономическом регулировании играет мировой рынок, а национальные рынки попали под его чуть ли не тоталитарный контроль и зависимость. При этом следует подчеркнуть, что на данном этапе своего развития глобализация приобрела именно рыночный характер, базируется на признании ценностей рыночной экономики и системы свободной торговли, т.е. выступает как глобальный либерализм, обладающий всеохватывающей властью и силой. 
 
 Глобализация представляет собой процессы политико-экономической и интерсоциальной гиперсоциальной гипервзаимозависимости различных обществ, за счет выхода властных полномочий, действий и интересов за пределы национальных границ и государственных территорий, что влечет за собой стандартизацию миропонимания, навязывание поведенческих и ценностных стереотипов. Другими словами, глобализация подразумевает образование международного правового и культурного информационного поля. 
 
 Глобализация – это социальный процесс, в котором ограничения, налагаемые географией на социальное и культурное устройство, ослабевают, и в котором люди это ослабление осознают. Территориальность уже перестает быть организующим принципом социальной и культурной жизни, глобализирующиеся социальные практики освобождаются от локальных рамок и свободно пересекают пространственные границы. Принцип национальной территориальности сменяется принципом политерриториальности, порождающим транснациональное социальное пространство, образованное взаимодействием разнообразных транснациональных организаций, органов, личностей.  
 
 Транснациональное социальное пространство породило множество противоречий и латентных конфликтов, к которым можно отнести появление новой социальной стратификации – возникновение глобально богатых и локально бедных; глобальную экономическую угрозу; новую власть глобальной виртуальной индустрии; автоматизацию труда, порождающую безработицу; появление класса людей, которые не могут быть востребованы современным обществом в силу образовательного ценза и ценза интеллектуальных способностей, что в целом приводит к подрыву принципа интеграции различных жизненных опытов.  
 
 Социум становится все боле неопределенным, оставляя без норм и правил все более обширные сферы поведения, постоянно меняется, лишая людей возможности определить свою самобытность, а виртуальное пространство сетей порождает ощущение бездомности и безродности. 
 
 Бывший глава европейского банка реконструкции и развития Жак Аттали в книге “Линия горизонта” раскрывает различные уровни развития современной глобализации. Он пишет “о мировом порядке силы и мировом порядке денег”. Современный этап глобализации Аттали характеризует как мировой порядок денег.  
 
 Понятно, что при таком порядке главной ценностью становятся деньги, а власть измеряется их количеством, контролируемом вначале, как отмечает Аттали, посредством силы, а затем посредством закона, а высшей формой нового общества будет общество людей, лишенных чувства Родины, почвы, веры предков. Это общество людей, живущих только интересами потребления и зрелищ, которые им несут телевиденье, и горе тому, кто оказывается лишенным денег, или угрожает мировому порядку, оспаривая способ распределения благ. Данное общество Аттали называет обществом кочевников, в котором давление на человека будет таким, что у “него останется только один выбор: либо подстраиваться под “общество кочевников”, либо быть из него исключенным. Поистине книгу Аттали можно назвать программным документом “современной глобализации”.  
 
 Как известно, современная западная экономическая система представляет собой очень сложную финансовую пирамиду, постоянно балансирующую на грани гигантской экономической катастрофы. В потоке денежных знаков и ценных бумаг только 10-15% носит материальный характер, т.е. обеспечивают реальное производство товаров и услуг. Остальные 85-90% - это виртуальный, фиктивный капитал, не обеспеченный реальными ценностями. С точки зрения нормальной экономики это ростовщический капитал, превративший в экономических рабов большую часть населения мира. 
 
 Безусловно, лидером “глобализации” в экономике являются США, где сосредоточены “штабы” крупнейших транснациональных корпораций, определяющих ход мировых процессов и характер глобализации. Американская экономика, потребляя 40% общечеловеческих ресурсов, использует особый финансовый механизм, суть которого в создании фиктивных ценностей и неравноправной по отношению к другим странам системой обмена товарами и услугами.  
 
 Инструментом перераспределения ресурсов является огромное количество необеспеченных реальным продуктом долларов, навязанных, миру в качестве “всеобщего эквивалента труда”. Эта финансовая система – пример грандиозной аферы. 
 
 Наднациональные корпорации, находящиеся в США, очень умело проводят политику, не позволяющую другим странам экспортировать продукты конечного производства и вынуждающую продавать в Штаты только “дешевое сырье”. При этом реальные затраты на добычу сырья и топлива значительно выше установленных мировых цен, а деформация цен происходит главным образом за счет значительного занижения оплаты труда в странах, поставляющих сырье и энергоносители. 
 
 Неизбежным итогом “глобализации” в экономике явился мировой экономический кризис, что является предвестником мировой экономической катастрофы, временная отсрочка которой связана только с тем, что мир еще не переступил черту истощения природных ресурсов.  
 
 Таким образом, очевидным является тот факт, что глобализация предстает как процесс сугубо экономический. Именно критерий узко трактуемой экономической деятельности и соответствующего поведения неизбежно определяют отношение к окружающей среде, технике, праву, политике и культуре в глобальной мировой системе. 
 
 Экономика глобализма – это экономика с определяющей все и вся финансовой составляющей, или финансовая экономика. Экономика, где деньги представляли деньги-товары и были их знаком, а рынок был приближен к человеку и его реальным потребностям, уходит в прошлое. Ей на смену приходит экономика, где деньги превращаются в пустые бумажки или электронные счета в компьютере, имеющие свою собственную судьбу, независимую от своих реальных носителей товаров и услуг, но активно претендующих на их присвоение. 
 
 Но экономика, реагирующая только на деньги и финансовые ценности, оказывается глуха к производству реального богатства, к труду и потребностям достойного жизнеобеспеченья человеческого общества. Она становится фиктивной, виртуальной, затрудняющей развитие реального производства, а деньги, дающие право их владельцам предъявлять спрос на реальное богатство общества, в условиях глобализации можно делать в обход непосредственного производства товаров и услуг, перекладывая экономические и социальные издержки экономического роста на менее защищенные слои населения, что делает глобализацию бессмысленной, безответственной, и иллюзорной.  
 
 Экономический характер глобализации проявляется в том, что ее субъектами выступают такие централизованные экономические институты, как транснациональные корпорации (ТНК). Монополия ТНК, в конечном счете, может привести к повсеместному разрушению экосистемы, нарушению единства людей с природой и их общественных связей друг с другом. 
 
 Мировая экономическая система в качестве основного принципа, организующего прогресс человечества, рассматривает экономический рост, т.е. процентное изменение валового национального продукта (ВНП), являющееся всего лишь техническим показателем скорости происхождения денег через экономику, что приводит к доминированию факторов экономического роста над факторами, обеспечивающими качество жизни реальных людей. Вследствие этого нещадное истощение природных ресурсов оказывается более значительным, более способствующим экономическому росту, чем охранение и восстановление экосистемы. 
 
 Глобализм для достижения экономического роста предложил идеологию свободного рынка, опирающуюся на принципы рационализма и либерализма. Эту идеологию называют по-разному: неолиберализмом, неоклассицизмом или либертарианством, но суть ее остается неизменной – частный интерес превыше общественного, только достижение личной выгоды приводит к полезным результатам. 
 
 Как же преодолеть экономическую однобокость глобализма? 
 
 Наверное, прежде всего на мировоззренческом уровне необходимо развенчать убежденность во всемогуществе и теоретической состоятельности экономикоцентризма. Надо исходить из того, что экономика – не единственный способ бытия человека в мире. 
 
 На культурном уровне следует осознать, что свободный рынок как главный инструмент глобализации должен быть связан с ценностями и нормами коллективизма, коллективного существования людей, характеризующимся разнообразием, т.к. рыночный фундаментализм, навязывающий унифицированные ценности и нормы, разрушает культурное разнообразие глобального общества, превращает его в однополярный мир. Такая глобализация во много носит деструктивный характер, лишая мировую систему устойчивости и делая искусственными все ее построения. 
 
 На политическом уровне необходимо развивать идею повсеместного создания институтов самоуправления. По мнению идеологов антиглобализма, именно данный институт способен конструктивно противодействовать экспансии интересов ТНК в отдельные регионы глобального мира
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Горизонты глобализации