Герберт Спенсер

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:32, доклад

Описание работы

Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903).

Работа содержит 1 файл

Доклад Герберт Спенсер.docx

— 18.03 Кб (Скачать)

                                Доклад: Герберт Спенсер

Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в  философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также  его представления об обществе как  целостном социальном организме  воспринял и развил английский мыслитель  Герберт Спенсер (1820-1903). 

Как и Конт, Спенсер  был широкообразованным ученым, одним  из выдающихся умов своего времени. Он создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и другим наукам. В своем основном сочинении - «Системе синтетической  философии» - он глубоко и подробно изложил свои взгляды на эволюцию природных и социальных явлений. Эти взгляды он обосновал также  в труде «Основные начала». Г. Спенсер является основателем органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в сочинении, названном «Научные, политические и  философские опыты». 

Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как  единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории, все  стороны общественной жизни органично  связаны между собой и не могут  функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляются подлинное  значение любого социального института  и социальная роль каждого субъекта. 

Спенсер рассматривал общество как организм, развивающийся  по естественным, главным образом  биологическим, законам. Он уподобил общество живому биологическому организму, обосновывая  такой подход с помощью следующих  доказательств: 1) как живые организмы, так и любые общества в процессе их роста и развития увеличиваются  в своей массе; 2) те и другие усложняются; 3) их части приходят во все большую  зависимость друг от друга; 4) те и  другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы (скажем, люди в обществе и клетки в живом  организме) постоянно появляются и  исчезают. 

Легко заметить, что  система приводимых доказательств  сходства общества с живым организмом целиком опирается на естественные обстоятельства и не принимает во внимание специфические социальные качества общества. В подтверждение  разрабатываемой им органической теории общества Спенсер приводит ряд любопытных сравнений. Так, правительство в  государстве уподобляется им мозгу  человека: подобно тому, как мозг «руководит» жизнедеятельностью организма, правительство руководит жизнедеятельностью общества, исчисляя и балансируя интересы взаимодействующих между собой  сословий и других социальных групп, а также политических партий. Торговля в обществе сравнивается с кровообращением  в живом организме, а кровяные тельца - с деньгами. Телеграфные  провода, несущие информацию и способствующие жизнеобеспечению общества, сравниваются с нервной системой живого организма. «Проводя сравнение до мелочей, - писал  Спенсер, - мы находим, что эти крупные (приведенные выше. - Авт.) аналогии влекут за собой множество мелких, гораздо более тесных, нежели можно ожидать». 

Представляет интерес  теория эволюции Г. Спенсера, в том  числе социальной. В эволюции он выделил следующие основные моменты: переход от простого к сложному (интеграция); переход от однородного к разнородному (дифференциация); переход от неопределенного  к определенному (возрастание порядка). «Что такое социальная эволюция?» - ставит вопрос Спенсер. И отвечает на него в том духе, что социальная эволюция есть прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и  совершенствования деятельности социальных институтов, прежде всего политических. Он показывает объективную обусловленность  социальной эволюции потребностями  людей. Это, пишет он, наблюдается  во всех областях общественной жизни, в том числе в области развития государственной власти. «Правительственная эволюция является результатом социальных потребностей. ... Конституции не создаются, они сами вырастают», - утверждает он, подчеркивая обусловленность развития политических процессов потребностями  и интересами людей. 

С точки зрения Г. Спенсера, в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного  рода социальных институтов. Он писал: «Прогресс в человеческих обществах  всегда происходит в направлении  поглощения индивидуальных действий действиями корпоративных органов». В ходе социальной эволюции, совершающейся совместными  усилиями людей разных поколений, изменяются многие функции общества, которые  в свою очередь «возрастают в  размере, в разнообразии, в определенности и сложности». 

Г. Спенсер далек  от фаталистического понимания эволюции как абсолютно неподвластной  человеку. Напротив, он постоянно подчеркивал, что социальная эволюция совершается  людьми в процессе их деятельности, ставил и решал вопросы мотивации  социального поведения и деятельности людей. Более того, он заявлял, что  общество не будет развиваться, если не создать условия для нормальной физической и духовной деятельности индивидов. В то же время каждый гражданин  должен смотреть на себя с точки  зрения не только объективной исходя из своих желаний и стремлений, но и объективной, понимая свое место  в обществе как «одной из многочисленных общественных единиц». Как член общества он должен действовать в направлении  улучшения социальной жизни, альтруистические действия так же необходимы, как  и эгоистические. 

Нельзя обойти вниманием  взгляды Г. Спенсера на проблемы равновесия, гармонии и стабильности в обществе, которые до него ставил и решал  О. Конт. Социальное равновесие истолковывалось  Спенсером как результат приспособительных  действий, гармонии интересов, а также  компромиссов в действиях людей  и социальных институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и выступает  как фактор стабильности общества. Спенсер анализирует многочисленные проявления социального равновесия, в том числе равновесия между  эмоциями людей и их образом действий, между народонаселением и средствами существования, между спросом и  предложением, наконец, между функционированием государственных учреждений и поведением граждан, обществом и личностью. Со времен Конта и Спенсера эта проблема постоянно решается в западной социологии. 

Спенсер излагает свое видение проблемы распада общества как процесса, обратного социальному  равновесию, гармонии и стабильности. Распаду общества предшествует его  упадок, -писал он. Этот процесс совершается  прежде всего под воздействием внутренних причин, а также внешних. Последние  характеризовались Спенсером как  некое «новое движение извне». Распадение общества начинается с прекращением эффективной деятельности государственных  институтов, включая институт власти, армию, прогрессивные в прошлом  организации. Становится малоэффективной  деятельность «промышленных классов», движению масс мешают единицы, прежде всего из числа политиков. При  распадении общества, продолжает Спенсер, происходит «уменьшение интегрированных  движений (экономической и политической интеграции - сказали бы мы сегодня - авт.) и возрастание движений дезинтегрированных (центробежных)». Растет беспорядок, правительство  часто предпринимает неподготовленные и даже нелепые действия, «прерывается течение промышленных и торговых процессов, находящихся в тесной связи со всем политическим организмом». 

Стоит оценить актуальность данных высказываний Спенсера, глубину  и четкость его суждений. Картина  распада (распадения) общества отражена им всесторонне и глубоко и  дает немало для понимания современных  процессов, происходящих также и  в нашем обществе. Можно с полным основанием сказать, что многие суждения и взгляды Г. Спенсера могут помочь нашим современникам глубже разобраться  в содержании сегодняшней жизни. Это касается его органической теории общества как целостной системы, обоснования путей достижений социального  равновесия, гармонии и стабильности, его учения о социальной эволюции как закономерного и прогрессивного развития общества, а также решения  многих проблем более частного характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

При подготовке этой работы были использованы материалы  с сайта http://www.studentu.ru

Информация о работе Герберт Спенсер