Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 15:32, доклад
Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903).
Многие идеи О. Конта,
прежде всего его позитивистские
установки на использование в
философии и социологии данных наук
о природе и обществе, а также
его представления об обществе как
целостном социальном организме
воспринял и развил английский мыслитель
Герберт Спенсер (1820-1903).
Как и Конт, Спенсер
был широкообразованным ученым, одним
из выдающихся умов своего времени. Он
создал ряд фундаментальных трудов
по философии, социологии, психологии
и другим наукам. В своем основном
сочинении - «Системе синтетической
философии» - он глубоко и подробно
изложил свои взгляды на эволюцию
природных и социальных явлений.
Эти взгляды он обосновал также
в труде «Основные начала». Г.
Спенсер является основателем органической
школы в социологии. Свою органическую
теорию общества и понимание социальной
эволюции он подробно изложил в сочинении,
названном «Научные, политические и
философские опыты».
Суть органической
теории общества заключается в том,
что оно рассматривается как
единая система взаимодействия природных,
прежде всего биологических, и социальных
факторов. Согласно этой теории, все
стороны общественной жизни органично
связаны между собой и не могут
функционировать вне данной связи.
Только в рамках целостного социально-природного
организма проявляются
Спенсер рассматривал
общество как организм, развивающийся
по естественным, главным образом
биологическим, законам. Он уподобил общество
живому биологическому организму, обосновывая
такой подход с помощью следующих
доказательств: 1) как живые организмы,
так и любые общества в процессе
их роста и развития увеличиваются
в своей массе; 2) те и другие усложняются;
3) их части приходят во все большую
зависимость друг от друга; 4) те и
другие продолжают жить как целые, хотя
составляющие их единицы (скажем, люди
в обществе и клетки в живом
организме) постоянно появляются и
исчезают.
Легко заметить, что
система приводимых доказательств
сходства общества с живым организмом
целиком опирается на естественные
обстоятельства и не принимает во
внимание специфические социальные
качества общества. В подтверждение
разрабатываемой им органической теории
общества Спенсер приводит ряд любопытных
сравнений. Так, правительство в
государстве уподобляется им мозгу
человека: подобно тому, как мозг
«руководит» жизнедеятельностью организма,
правительство руководит
Представляет интерес
теория эволюции Г. Спенсера, в том
числе социальной. В эволюции он
выделил следующие основные моменты:
переход от простого к сложному (интеграция);
переход от однородного к разнородному
(дифференциация); переход от неопределенного
к определенному (возрастание порядка).
«Что такое социальная эволюция?» -
ставит вопрос Спенсер. И отвечает на
него в том духе, что социальная
эволюция есть прогрессивное развитие
общества по пути его усложнения и
совершенствования деятельности социальных
институтов, прежде всего политических.
Он показывает объективную обусловленность
социальной эволюции потребностями
людей. Это, пишет он, наблюдается
во всех областях общественной жизни,
в том числе в области развития
государственной власти. «Правительственная
эволюция является результатом социальных
потребностей. ... Конституции не создаются,
они сами вырастают», - утверждает он,
подчеркивая обусловленность
С точки зрения Г.
Спенсера, в процессе социальной эволюции
увеличивается значение коллективной
деятельности людей и разного
рода социальных институтов. Он писал:
«Прогресс в человеческих обществах
всегда происходит в направлении
поглощения индивидуальных действий действиями
корпоративных органов». В ходе социальной
эволюции, совершающейся совместными
усилиями людей разных поколений, изменяются
многие функции общества, которые
в свою очередь «возрастают в
размере, в разнообразии, в определенности
и сложности».
Г. Спенсер далек
от фаталистического понимания эволюции
как абсолютно неподвластной
человеку. Напротив, он постоянно подчеркивал,
что социальная эволюция совершается
людьми в процессе их деятельности,
ставил и решал вопросы мотивации
социального поведения и
Нельзя обойти вниманием
взгляды Г. Спенсера на проблемы равновесия,
гармонии и стабильности в обществе,
которые до него ставил и решал
О. Конт. Социальное равновесие истолковывалось
Спенсером как результат
Спенсер излагает свое
видение проблемы распада общества
как процесса, обратного социальному
равновесию, гармонии и стабильности.
Распаду общества предшествует его
упадок, -писал он. Этот процесс совершается
прежде всего под воздействием внутренних
причин, а также внешних. Последние
характеризовались Спенсером
Стоит оценить актуальность
данных высказываний Спенсера, глубину
и четкость его суждений. Картина
распада (распадения) общества отражена
им всесторонне и глубоко и
дает немало для понимания современных
процессов, происходящих также и
в нашем обществе. Можно с полным
основанием сказать, что многие суждения
и взгляды Г. Спенсера могут помочь
нашим современникам глубже разобраться
в содержании сегодняшней жизни.
Это касается его органической теории
общества как целостной системы,
обоснования путей достижений социального
равновесия, гармонии и стабильности,
его учения о социальной эволюции
как закономерного и
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru