Географическая и субъективная школа

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:47, реферат

Описание работы

Географическая школа в социологии, направление в немарксистской социологии, рассматривающее географическую среду или её отдельные компоненты (климат, почву, реки и т.п.) в качестве определяющего фактора развития общества. Идея обусловленности общественных явлений географической средой высказывалась в античности (Демокрит, Гиппократ, Геродот, Полибий, Страбон), средние века (арабский мыслитель Ибн Хальдун), Ж. Боденом во Франции в 16 в. Основателем Географическая школа считают французского мыслителя Ш. Монтескье, развившего идеи о влиянии географических условий, климата на жизнь людей, обычаи и нравы народов, на становление хозяйственного и даже политического строя различных стран

Работа содержит 1 файл

Географическая школа.docx

— 12.37 Кб (Скачать)

Географическая школа

Географическая школа  в социологии, направление в немарксистской социологии, рассматривающее географическую среду или её отдельные компоненты (климат, почву, реки и т.п.) в качестве определяющего фактора развития общества. Идея обусловленности общественных явлений географической средой высказывалась  в античности (Демокрит, Гиппократ, Геродот, Полибий, Страбон), средние  века (арабский мыслитель Ибн Хальдун), Ж. Боденом во Франции в 16 в. Основателем  Географическая школа считают французского мыслителя Ш. Монтескье, развившего идеи о влиянии географических условий, климата на жизнь людей, обычаи и  нравы народов, на становление хозяйственного и даже политического строя различных  стран. Видным представителем Географическая школа был английский историк  Г. Т. Бокль. Проблематика Географическая школа исследовалась многими  географами, историками и экономистами конца 19 — 1-й половины 20 вв. (немецкий географ и этнограф Ф. Ратцель, французский  географ Э. Реклю, американский географ  Э. Хантингтон, русский учёный Л. И. Мечников и др.). Вначале идеи Географическая школа, несмотря на их односторонность, были направлены против религиозной  идеологии и культа, «великих людей», выдвигали принцип детерминизма в общественной жизни. Во 2-й пол. 19 в., по мере развития научной социологии, Географическая школа утратила своё прогрессивное содержание. Игнорирование  социальных движущих сил исторического  прогресса и выдвижение географической среды в качестве решающего фактора  в экономическом, политическом и  культурном развитии народов нередко  использовались для обоснования  реакционных теорий о природных  причинах отсталости колониальных народов, оправдания колониальной политики капиталистических  держав. В эпоху империализма географический детерминизм у ряда реакционной  идеологов привёл к прямой апологии и идейному обоснованию империалистической экспансии (см. Геополитика). В современной  социологии Географическая школа не существует как самостоятельное  направление, а поставленные ею проблемы исследуются в соответствующих  отраслях социологии (социальная экология и др.). 
 

Субъективная школа 

С конца 60-х годов XIX в. до конца 20-х годов XX в. в России центральное место в академической  социологии и публицистике занимала субъективная школа. Она была представлена такими именами, как П. Лавров, Н. Михайловский, С. Южаков, Н. Кареев; в ней обнаруживаются несколько поколений последователей: Н. Рейнгардт, В. Чернов, Н. Русаков, Е. Колосов, М. Менский, Э. Энгельгардт, П. Мокиевский, А. Красносельский и другие. Влияние  этой школы на русскую интеллигенцию было огромным. Рассказывая о ключевых положениях “русской” школы (как её называли за границей в то время), наилучшим способом представляется такой путь: рассмотреть отдельно наиболее заметных представителей (можно остановиться на четырёх учёных: Лаврове, Михайловском, Южакове и Карееве), чтобы, не смотря на явные идейные сходства, задержать взгляд на самобытности каждого социолога в отдельности. В этом смысле логичнее будет начать с анализа взглядов П.Л. Лаврова.

Информация о работе Географическая и субъективная школа