Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:47, реферат
Географическая школа в социологии, направление в немарксистской социологии, рассматривающее географическую среду или её отдельные компоненты (климат, почву, реки и т.п.) в качестве определяющего фактора развития общества. Идея обусловленности общественных явлений географической средой высказывалась в античности (Демокрит, Гиппократ, Геродот, Полибий, Страбон), средние века (арабский мыслитель Ибн Хальдун), Ж. Боденом во Франции в 16 в. Основателем Географическая школа считают французского мыслителя Ш. Монтескье, развившего идеи о влиянии географических условий, климата на жизнь людей, обычаи и нравы народов, на становление хозяйственного и даже политического строя различных стран
Географическая школа
Географическая школа
в социологии, направление в немарксистской
социологии, рассматривающее географическую
среду или её отдельные компоненты
(климат, почву, реки и т.п.) в качестве
определяющего фактора развития
общества. Идея обусловленности общественных
явлений географической средой высказывалась
в античности (Демокрит, Гиппократ,
Геродот, Полибий, Страбон), средние
века (арабский мыслитель Ибн Хальдун),
Ж. Боденом во Франции в 16 в. Основателем
Географическая школа считают французского
мыслителя Ш. Монтескье, развившего
идеи о влиянии географических условий,
климата на жизнь людей, обычаи и
нравы народов, на становление хозяйственного
и даже политического строя различных
стран. Видным представителем Географическая
школа был английский историк
Г. Т. Бокль. Проблематика Географическая
школа исследовалась многими
географами, историками и экономистами
конца 19 — 1-й половины 20 вв. (немецкий
географ и этнограф Ф. Ратцель, французский
географ Э. Реклю, американский географ
Э. Хантингтон, русский учёный Л. И. Мечников
и др.). Вначале идеи Географическая
школа, несмотря на их односторонность,
были направлены против религиозной
идеологии и культа, «великих людей»,
выдвигали принцип детерминизма
в общественной жизни. Во 2-й пол.
19 в., по мере развития научной социологии,
Географическая школа утратила своё
прогрессивное содержание. Игнорирование
социальных движущих сил исторического
прогресса и выдвижение географической
среды в качестве решающего фактора
в экономическом, политическом и
культурном развитии народов нередко
использовались для обоснования
реакционных теорий о природных
причинах отсталости колониальных народов,
оправдания колониальной политики капиталистических
держав. В эпоху империализма географический
детерминизм у ряда реакционной
идеологов привёл к прямой апологии
и идейному обоснованию империалистической
экспансии (см. Геополитика). В современной
социологии Географическая школа не
существует как самостоятельное
направление, а поставленные ею проблемы
исследуются в соответствующих
отраслях социологии (социальная экология
и др.).
Субъективная школа
С конца 60-х годов
XIX в. до конца 20-х годов XX в. в России
центральное место в